деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено военное положение
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Законодательное регулирование режима военного положения 6
1.1. Общие положения режима военного положения 6
1.2. Основания и цели введения военного положения 10
2. Деятельность органов прокуратуры, на которой на введено военное положение. 12
2.1. Основные задачи и функции прокуратуры при военном положении 12
2.2. Особенности надзора за соблюдением прав граждан и законности действий органов военного управления в условиях военного положения 16
2.3.Деятельность органов Военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при введении военного положения 16
Заключение 16
Список литературы 16
Одним из наиболее важных механизмов обеспечения соблюдения прав граждан в условиях военного положения является организация мониторинга правонарушений. Специальные комиссии и комитеты отслеживают соблюдение прав граждан во время конфликта, проводят расследования случаев нарушений, инициируют судебные процессы против виновных лиц. Такие органы мониторинга позволяют контролировать действия военных органов и предотвращать их злоупотребления.Другим важным механизмом является разработка и внедрение законодательных актов, которые регулируют деятельность органов военного управления. Эти акты определяют права и обязанности военных органов, а также ограничивают их полномочия во избежание злоупотреблений. Такие акты обеспечивают прозрачность деятельности военных органов и создают возможность контроля со стороны общества и независимых органов.Важной составляющей механизмов обеспечения соблюдения прав граждан в условиях военного положения является судебная система. Независимые суды занимаются рассмотрением дел, связанных с нарушениями прав граждан во время военных действий. Они обеспечивают справедливость и защиту прав граждан, а также обеспечивают наказание для виновных лиц. Важно, чтобы суды были независимыми от военных властей и обладали достаточной компетенцией для рассмотрения подобных дел.Еще одним важным механизмом является деятельность правозащитных организаций во время военного положения. Они занимаются мониторингом соблюдения прав граждан и предоставляют юридическую помощь пострадавшим. Такие организации играют роль посредника между гражданами и органами военного управления, помогают предотвратить нарушения и защищать права граждан.Наконец, механизмом обеспечения соблюдения прав граждан и законности действий органов военного управления является общественный контроль. Гражданское общество, СМИ и другие независимые органы играют важную роль в контроле за деятельностью военных органов. Они проводят независимые расследования, документируют случаи нарушений прав граждан и информируют общественность о происходящем. Такой общественный контроль создает дополнительный механизм защиты прав граждан и обеспечивает прозрачность деятельности военных органов.В заключение, механизмы обеспечения соблюдения прав граждан и законности действий органов военного управления в условиях военного положения являются важной составляющей для защиты прав и свобод граждан. Мониторинг правонарушений, законодательные акты, судебная система, деятельность правозащитных организаций и общественный контроль – все эти механизмы способствуют созданию правового режима, обеспечивающего безопасность и защиту интересов граждан в условиях военного положения.2.3.Деятельность органов Военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при введении военного положенияВ настоящее время военно-политическая ситуация в мире характеризуется локальными военными конфликтами, гражданскими войнами, использованием терроризма как для манипулирования и запугивания общества, так для дестабилизации деятельности органов власти государства, но при этом также существует крупномасштабное военное противостояние среди стран.Когда страны не могут достигнуть экономическими, дипломатическими или иными средствами в мирное время необходимых политических целей, то начинают действовать с помощью войны. Последние события на Кавказе, а именно война с Грузией в 2008 году, на данный момент гражданские войны на Украине и Сирии, а также существующее политическое, экономическое, информационное, военное давление со стороны США и ее союзников на Россию, в связи с присоединением Крыма в 2014 году, заставляют задуматься о том, что в Российской Федерации еще не принято законодательства, регулирующего деятельность органов прокуратуры и Следственного комитета в случае введения военного положения.Чтобы отразить и предотвратить агрессию со стороны другого государства Российская Федерация вводит на территории или отдельных ее местностях режим военного положения, который представляет собой систему обязательных принципов, правил, мероприятий, норм, установленных для какого-либо вида деятельности, и включающая в себя комплекс политических, военных, экономических, правовых, и иных мер. Правовая основа режима военного положения законодательно закреплена в Федеральном Конституционном Законе №1 от 30.01.2002 г. «О военном положении».Согласно ч. 3 ст. 16 ФКЗ №1 от 30.01.2002 г. деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Федеральный закон №2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет структуру образования, реорганизации и ликвидации органов прокуратуры, определения их статуса, компетенции, структуры и штатов, утверждения перечня должностей, а также иных организационно-штатных вопросов. Кроме того, данный нормативный акт содержит особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. Но при этом, не рассматривает задач, полномочий, прав и обязанностей органов военной прокуратуры при введении правовых режимов. Это говорит, о необходимости внесения изменений и дополнения в действующее законодательство, потому что согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ №2202-1 от 17.01.1992 г. создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.Федеральным законом от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» установлены основные положения военных следственных органов Следственного комитета, но при этом не регламентированы особенности их организации и обеспечения деятельности при введении режима военного положения на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях.Таким образом, требуется усовершенствование законодательства, касающегося деятельности органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при введении правового режима военного положения, а именно: во-первых, разработать проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О прокуратуре» и «О Следственном комитете Российской Федерации». При этом следует сказать, что своевременное опубликование данных нормативных правовых актов поможет избежать в дальнейшем возможных пробелов и противоречий в законодательстве, во-вторых, обеспечить своевременное и эффективное введение правового режима военного положения, в-третьих, перечисленные документы вступают в юридическую силу только в период действия военного положения, дата и время начала которого устанавливается указом Президента Российской Федерации о введении военного положения.ЗаключениеВ заключении можно отметить, что деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено военное положение, играет крайне важную роль в обеспечении правопорядка, защите прав и свобод граждан. В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет контроль за деятельностью правоохранительных органов, участвует в расследовании уголовных дел, обеспечивает соблюдение законности в деятельности органов государственной власти и представляет интересы государства и общества в суде.Органы прокуратуры на территории, где введено военное положение, принимают меры для предотвращения и пресечения нарушений прав и свобод граждан, обеспечивают выполнение правил военной службы и исполнения приказов командования. Кроме того, прокуроры контролируют соблюдение военной дисциплины и правил взаимодействия с гражданским населением, предупреждают и пресекают проявления коррупции и других преступлений среди военнослужащих.Важно отметить, что активная работа органов прокуратуры на территории, подвергнутой военному положению, способствует установлению контроля за обеспечением безопасности граждан и сохранением общественного порядка. Прокуроры содействуют установлению и поддержанию соответствия деятельности правоохранительных органов положениям военного законодательства, проверяют законность применения специальных средств и мер штатного состава военных формирований.Особое внимание органы прокуратуры уделяют защите прав граждан, находящихся в зоне военного конфликта. Они контролируют соблюдение норм международного гуманитарного права, предотвращают проявления насилия и жестокости со стороны военнослужащих, а также вмешиваются в судьбы граждан, ставших жертвами военных действий.В то же время, органы прокуратуры на территории, на которой введено военное положение, несут ответственность за свои действия. Для обеспечения прозрачности и законности своей деятельности прокуратура описывает и документирует все свои поступки, проводит анализ своей работы и предоставляет отчеты о достижениях и проблемах. Это позволяет обнаруживать и устранять негативные аспекты деятельности и стремиться к повышению эффективности и законности своего воздействия на правопорядок и защиту прав и свобод граждан.Таким образом, деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено военное положение, играет незаменимую роль в обеспечении правопорядка, защите прав и свобод граждан. Они контролируют законность действий военных формирований, защищают права населения, контролируют соблюдение международного гуманитарного права и предупреждают проявления насилия и жестокости. Органы прокуратуры также активно работают над соблюдением законности и прозрачности в своей деятельности, проводят анализ и отчетность для постоянного совершенствования своей работы на благо граждан и государства.Список литературы1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 №1-ФЗ). М.: Проспект. 2022. № 64 с.2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // СПС Консультант плюс3.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС Консультант плюс4.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СПС Консультант плюс5.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // СПС Консультант плюс6.Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС Консультант плюс7.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СПС Консультант плюсМонографии, брошюры, статьи, выступления8.Зуев Б. Р., Пашкова Е. Н. О некоторых вопросах применения мер административного пресечения // Модернизация государства и права России в XX-XXI вв.: исторический опыт и современные проблемы: материалы межвузовской заочной научной конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2021. 700 с.9.Старостин С.А. Чрезвычайное положение. М.: Проспект, 2022. 120 с.Периодические издания10.Веретенников Н.Н. Развитие института административной ответственности в условиях особых правовых режимов: вопросы судебного контроля // Вопросы российского и международного права. – 2020. – № 8. – С. 147–156.11.Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (37). С. 14-30.12.Керамова С.Н., Тагирова А.Р. Проблемы правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения в России // Вестн. Дагестанского гос. ун-та. Сер. 2: Общественные науки. 2022. Т. 32. № 1. С. 43-49.13.Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции // Алтайский юридический вестник. 2021. № 2 (14). С. 45-4814.Майдыков А. Ф., Майдыков А. А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (41). С.30-4515.Фадеева И.В. Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 22 (64). С. 60.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 №1-ФЗ). М.: Проспект. 2022. № 64 с.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // СПС Консультант плюс
3.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // СПС Консультант плюс
4.Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // СПС Консультант плюс
5.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.04.2022) // СПС Консультант плюс
6.Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СПС Консультант плюс
7.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СПС Консультант плюс
Монографии, брошюры, статьи, выступления
8.Зуев Б. Р., Пашкова Е. Н. О некоторых вопросах применения мер административного пресечения // Модернизация государства и права России в XX-XXI вв.: исторический опыт и современные проблемы: материалы межвузовской заочной научной конференции. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2021. 700 с.
9.Старостин С.А. Чрезвычайное положение. М.: Проспект, 2022. 120 с.
Периодические издания
10.Веретенников Н.Н. Развитие института административной ответственности в условиях особых правовых режимов: вопросы судебного контроля // Вопросы российского и международного права. – 2020. – № 8. – С. 147–156.
11.Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (37). С. 14-30.
12.Керамова С.Н., Тагирова А.Р. Проблемы правового регулирования режимов чрезвычайного и военного положения в России // Вестн. Дагестанского гос. ун-та. Сер. 2: Общественные науки. 2022. Т. 32. № 1. С. 43-49.
13.Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции // Алтайский юридический вестник. 2021. № 2 (14). С. 45-48
14.Майдыков А. Ф., Майдыков А. А. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (41). С.30-45
15.Фадеева И.В. Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 22 (64). С. 60.