Особенности самооценки в подростковом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 20.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования самооценки в подростковом возрасте 5
1.1 Понятие самооценки в психологии, ее функции и виды 5
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 9
1.3 Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 12
Выводы по главе 1 17
2. Эмпирическое исследование самооценки в подростковом возрасте 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 19
Выводы по главе 2 24
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение………………………………………………………...……..30
Фрагмент для ознакомления

Обработка результатовОбработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).1. По каждой из шести шкал определить:а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы (»О») до знака «х»;б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.Оценка и интерпретация отдельных параметровВ нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)  Уровень притязанийНорму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.Высота самооценкиКоличество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Юрайт, 2019. - 342 c.
2.Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук Е.Н. Андреева. СПб, 2017.— 127 с.
3.Апетян М.К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 622-624.
4.Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. – 129 с.
5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 324 с.
6.Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПБ: Питер, 2010. – 368с.
7.Бондаренко Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я. Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2017. - №3. – С. 101-105.
8.Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. - 2018. - № 1. - С. 54-65.
9.Валявко С.М. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.М. Валявко // Системная психология и социология. - 2016. - № 4. - С. 13-21.
10.Волкова С.А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся / С.А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 3. – С. 63-64.
11.Глушко Л.А. Факторы формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста / Л.А. Глушко // Системная психология и социология. - 2018. - №1. - С. 8-12.
12.Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – СПб: Питер, 2017. – 352 с.
13.Дмитриева С.М. Развитие самооценки и уровня притязаний старшеклассников как условие повышения их конкурентоспособности / С.М. Дмитриева, Т.С. Гуменюк // Психологические измерения культуры, экономики, управления. – 2018. - №5. – С. 8-12.
14.Замещак М.И. Психологические условия становления нравственной самооценки младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - М.,2014. - 268 с.
15.Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2017. – 99 с.
16.Зозуляк-Случик Р. Психологические особенности формирования самооценки подростков / Р. Зозуляк-Случик // Горизонты. - 2015. - № 1. - С. 23-26.
17.Изард К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард - СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
18.Козерук Ю.В. Самооценка как фактор становления личности студента / Ю.В. Козерчук, Я.О. Евсейчик //Подготовка специалистов в системе профессионального образования. – 2015. – №3. – С. 163-165.
19.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. М: Политиздат, 1984. 335 с.
20.Криворучко Т.И. Особенности понимания самооценки в современной науке / Т.И. Криворучко // Система ценностей современного общества. – 2-12. - № 5. – С. 80-85.
21.Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова// Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2016. – № 13. – С. 91-96.
22.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н. Леонтьев. – М.: Юрайт, 2018. – 229 с.
23.Липковская Ю. Формирование адекватной самооценки у школьников. / Ю. Липовская // Психологические измерения культуры, экономики, управления. - 2016. - №9. - С. 61-69.
24.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
25.Онуфриева Л.А. Самооценка как составляющая Я-концепции будущих специалистов социономических профессий / Л.А. Онуфриева // Психологический журнал. - 2019. - № 8. - С. 33-39.
26.Поликарпов В. А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Поликарпов. Минск: Изд-во БГУ, 2018. 105 с.
27.Реан А.А. Психология детства: учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб: Прайм-Еврознак, 2013. - 368 с
28.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии С.Л. Рубинштейн. — СПб, 2019. – 620 с.
29.Терскова М.К. Особенности самооценки в подростковом возрасте / М. К. Терскова // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании, 2019. — С. 748-750.
30.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Прагма, 1997. – 260 с.
31.Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. – 4-е издание. – М.: Академия, 2017. – 384 с.