Практическое применение прожиточного минимума в реализации социальной политики Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 32 32 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 16.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
1. Порядок установления величины прожиточного минимума в современной России 5
2. Прожиточный минимум как часть системы социальной политики государства 13
3. Основные проблемы в вопросах применения прожиточного минимума в РФ и способы их решения 23
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что в науке социального обеспечения существует мнение о том, что предоставление компенсационных выплат является дополнительной мерой по отношению к пособиям, либо самостоятельной мерой. Другие авторы уточняют, что сущность компенсационных выплат приближает их к некоторым видам пособий. Например, Н.Л. Смирнова обозначает такие схожие черты, как регламентация законом оснований назначения, ограниченность временными рамками, социально-алиментарный характер, а к отличиям относит сущностный характер, источники финансирования и круг субъектов.Следует согласиться с тем, что признаками, которые позволяют отграничить пособия от компенсационных выплат, следует считать те, которые определяют сущностный характер и целевое назначение. Основным отличием пособия и компенсации является то обстоятельство, что пособием называется помощь чему-либо, а компенсацией – возмещение, вознаграждение или замещение. То есть, компенсационными следует считать выплаты, которые направлены на возмещение затрат. При этом компенсации имеют целевой характер, они предназначены на несение строго определенных законом расходов. Федеральным законодательством установлены, например, такие компенсационные выплаты, как выплаты матерям или другим родственникам ребенка, которые фактически осуществляют за ним уход, а также неработающим трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом. Следует согласиться, что в первом случае, по сути, выплата является пособием, так как денежные средства предоставляются не для возмещения тех или иных затрат. Во втором случае цель выплаты состоит именно в возмещении расходов ребенку-инвалиду, компенсация назначается к социальной пенсии. И компенсации, и пособия могут быть как единовременными, так и ежемесячными, а также ежегодными. В то же время в действующем законодательстве периодические компенсационные выплаты не названы. Компенсации выплачиваются за счет средств федерального и регионального бюджета. Отличие компенсаций от пособий состоит в круге субъектов-получателей. Социально-правовые основания назначения компенсационных выплат состоят в том, что определенные группы граждан нуждаются в несении определенных расходов, которые связаны с их ситуацией. Основания назначения компенсаций не относятся к числу социальных страховых случаев. Кроме того, компенсации назначаются в твердой денежной сумме, тогда как пособия могут устанавливаться только в размерах, которые соизмеряются с размером заработка. Таким образом, компенсации отличаются от пособий тем, что они выплачиваются для удовлетворения определенных потребностей лица из средств бюджета в порядке социального обеспечения, они направлены на возмещение расходов, связанных с возникшей ситуацией. Компенсации устанавливаются в твердой денежной сумме в установленных законом случаях. При расчете выплат семьям с детьми в ярде случаев принимается во внимание прожиточный минимум, то есть сумма доходов, которая является минимально необходимой для обеспечения жизнедеятельности гражданина. Данная величина рассчитывается исходя из медианного среднедушевого дохода по стране – 44.2% от такого дохода. При этом регионы устанавливают прожиточный минимум самостоятельно, в размере, который не может быть ниже определенного на федеральном уровне. На сегодняшний день в определении величины прожиточного минимума существует несколько проблем. Во-первых, это порядок определения прожиточного минимума, поскольку определение среднедушевого медианного дохода не всегда соответствует действительной ситуации. Во-вторых, влияние на определение прожиточного минимума влияет установленный процент от медианного среднедушевого дохода, который установлен законом в фиксированном размере 44,2%. Данный процент может быть установлен в ином размере, что и будет оказывать влияние на размер прожиточного минимума. В исследованиях относительно определения размера прожиточного минимума в аспекте его применения при осуществлении расчета пособий часто высказывается критика в отношении способа определения прожиточного минимума. В частности, Е.В. Галаевой и Ю.Б. Кумар обоснованно указывается на несовершенство применяемой методики определения ПМ в России. Авторами в качестве примера приводится система расчета прожиточного минимума в прожиточного минимума, где за основу берутся действительные потребности человека для нормальной жизнедеятельности. Расчет производится не по регионам, а устанавливается на уровне государства. При этом за основу берется состав семьи человека, и, что особенно важно, на наш взгляд, количество иждивенцев. Необходимость содержания иждивенцев закладывается в величину прожиточного минимума. Схожая система определения прожиточного минимума применяется в Великобритании.Таким образом, в России, на наш взгляд, прожиточный минимум не соответствует потребностям человека, поскольку прожить месяц на 15453 рублей (в расчете на душу населения) невозможно. При этом для детей установлен меньший размер прожиточного минимума – 14 989 рублей (на государственном уровне). В то же время размер выплат семьям с детьми, осуществляется в соответствии с величиной прожиточного минимума, то есть, законодателем предполагается, что указанной суммы достаточно для осуществления нормальной жизнедеятельности. Вместе с тем, многие семьи с детьми, если отталкиваться от среднедушевого дохода в семье, относятся к числу малоимущих. Считаем, что решение данной проблемы может заключаться в изменении размера прожиточного минимума, который следует устанавливать, отталкиваясь не от возможностей бюджета, а от потребностей семьи. В соответствии с данными потребностям являлось бы целесообразным проведение политики, нацеленной на социальное обеспечение населения. Поскольку государство заинтересовано в повышении рождаемости, оно должно участвовать в формировании возможности содержания детей в условиях, при которых один из родителей не имеет возможности трудоустроиться или получать иной доход. ЗаключениеТаким образом, основными показателями, которые оказывают влияние на величину прожиточного минимума, являются: среднедушевой доход и расходы населения, уровень средней заработной платы по стране, уровень инфляции, а также стандарты потребления, разработанные научно. Понятие «прожиточный минимум» взаимосвязано с понятием «потребительская корзина». Данные категории формируют друг друга, поскольку без потребительской корзины нельзя рассчитать размер прожиточного минимума, а без размера прожиточного минимума не определяется стоимость и состав потребительской корзины. Потребительская корзина включена в систему прожиточного минимума и разрабатывается в качестве основания для расчета размера прожиточного минимума, который включает в себя список необходимых товаров, то есть саму потребительскую корзину. Прожиточный минимум лежит в основе оказания государством социальной помощи гражданам. Государственная социальная помощь является способом обеспечения государством социальных прав человека и гражданина, волеизъявление государства осуществляется через закрепление определенных норм в законодательстве. Основная часть социальных прав в России может осуществляться только гражданами, что следует из буквального толкования норм соответствующих законов. Государством для реализации указанных прав предоставляется социальная помощь в материальной и нематериальной (натуральной) форме, цель которой заключается в реализации социальной функции государства. Содержание социального обеспечения состоит в предоставлении социальной помощи в виде выплат и (или) социальных услуг за счет средств бюджета либо за счет средств негосударственных фондов. С помощью социального обеспечения происходит перераспределение материальных ценностей в государстве среди населения различных категорий. В России, на наш взгляд, прожиточный минимум не соответствует потребностям человека, поскольку прожить месяц на 15453 рублей (в расчете на душу населения) невозможно. При этом для детей установлен меньший размер прожиточного минимума – 14 989 рублей (на государственном уровне). В то же время размер выплат семьям с детьми, осуществляется в соответствии с величиной прожиточного минимума, то есть, законодателем предполагается, что указанной суммы достаточно для осуществления нормальной жизнедеятельности. Вместе с тем, многие семьи с детьми, если отталкиваться от среднедушевого дохода в семье, относятся к числу малоимущих. Считаем, что решение данной проблемы может заключаться в изменении размера прожиточного минимума, который следует устанавливать, отталкиваясь не от возможностей бюджета, а от потребностей семьи. В соответствии с данными потребностям являлось бы целесообразным проведение политики, нацеленной на социальное обеспечение населения. Поскольку государство заинтересовано в повышении рождаемости, оно должно участвовать в формировании возможности содержания детей в условиях, при которых один из родителей не имеет возможности трудоустроиться или получать иной доход. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 210.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.Постановление Правительства РФ от 30.01.2023 № 119 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» // Российская газета. 2023. № 23.Постановление Правительства РФ от 26.06.2021 № 1022 (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021.Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2021 № 296-р (ред. от 11.08.2022) «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.02.2021. № 8 (часть II). Ст. 1385.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.07.2022 по делу № 33-10678/2022 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Рязанского областного суда от 01.04.2020 № 33-847/2020, 9-30/2020 // СПС Консультант Плюс.Величина прожиточного минимума // https://rosstat.gov.ru/vpm (дата обращения: 14.06.2024).БыстренкоВ.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Вестов Ф. А. Отдельные аспекты значимости суда в противодействии коррупции / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст // Базис. 2019. № 2 (6). С. 34-39.ГабазовТ.С. Мотивировочная часть в решении суда: доводы «за» и «против» // Право и практика. 2020. № 2. С. 170-174.Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 13-1. С. 622-625.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2013. С 68.Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.Потапова А.Н., Марченко В.В., Павлова П.Ю. Формирование потребительской корзины прожиточного минимума в России // Universum: экономика и юриспруденция. 2024. №4 (114). С. 33-35.Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская [и др.] ; под редакцией Е. Е. Мачульской. 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 445 с.ПродиблохН.Е., Тугуз З.Ю. Анализ социальных проблем многодетных семей (на основе регионального исследования) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 118-123.Селезнёв Р.Н. Показатели судебной статистики как фактор стабильности судебной системы // Материалы научно-практической конференции (к 25-летию со дня образования Российского государственного университета правосудия). Редакционная коллегия: К.А. Волков (ответственный редактор) [и др.]. Хабаровск, 2023. С. 124-127.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Судебная система Российской Федерации : учеб. пособие. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2019. С. 42.ШуршаловаЕ.С, Тихонова А.А. Отдельные аспекты реализации конституционных принципов в организации деятельности суда // Базис. 2023. № 2 (14). С. 58-62.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. ; в ред. от 1 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. № 210.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. № 142.
5. Постановление Правительства РФ от 30.01.2023 № 119 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году» // Российская газета. 2023. № 23.
6. Постановление Правительства РФ от 26.06.2021 № 1022 (ред. от 15.12.2022) «Об утверждении Правил установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах Российской Федерации на очередной год» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.06.2021.
7. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2021 № 296-р (ред. от 11.08.2022) «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.02.2021. № 8 (часть II). Ст. 1385.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О // СПС Консультант Плюс.
9. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.07.2022 по делу № 33-10678/2022 // СПС Консультант Плюс.
10. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 01.04.2020 № 33-847/2020, 9-30/2020 // СПС Консультант Плюс.
11. Величина прожиточного минимума // https://rosstat.gov.ru/vpm (дата обращения: 14.06.2024).
12. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
13. Вестов Ф. А. Отдельные аспекты значимости суда в противодействии коррупции / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст // Базис. 2019. № 2 (6). С. 34-39.
14. Габазов Т.С. Мотивировочная часть в решении суда: доводы «за» и «против» // Право и практика. 2020. № 2. С. 170-174.
15. Галаева Е.В., Кумар Ю.Б. Проблемы расчета величины прожиточного минимума в России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 13-1. С. 622-625.
16. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2013. С 68.
17. Михайленко Ю. Денежные выплаты в социальном обеспечении: трансформация законодательства и научных подходов к определению используемых понятий / Ю. Михайленко // Юрислингвистика. - 2021. - № 22 (33). - С. 33-37.
18. Потапова А.Н., Марченко В.В., Павлова П.Ю. Формирование потребительской корзины прожиточного минимума в России // Universum: экономика и юриспруденция. 2024. №4 (114). С. 33-35.
19. Право социального обеспечения : учебник для вузов / Е. Е. Мачульская [и др.] ; под редакцией Е. Е. Мачульской. 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 445 с.
20. Продиблох Н.Е., Тугуз З.Ю. Анализ социальных проблем многодетных семей (на основе регионального исследования) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 4. С. 118-123.
21. Селезнёв Р.Н. Показатели судебной статистики как фактор стабильности судебной системы // Материалы научно-практической конференции (к 25-летию со дня образования Российского государственного университета правосудия). Редакционная коллегия: К.А. Волков (ответственный редактор) [и др.]. Хабаровск, 2023. С. 124-127.
22. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
23. Судебная система Российской Федерации : учеб. пособие. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2019. С. 42.
24. Шуршалова Е.С, Тихонова А.А. Отдельные аспекты реализации конституционных принципов в организации деятельности суда // Базис. 2023. № 2 (14). С. 58-62.