Виды правовых актов:критерии деления и сферы применения.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО АКТА, КАК ЭЛЕМЕНТА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие, признаки и классификация правовых актов 5
1.2 Понятие и признаки и сущностное значение нормативно-правового акта в системе правовых актов 13
2. ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ 19
2.1 Законы (законодательные акты) в системе нормативных правовых актов. 19
2.2 Подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
».К признакам закона относятся «следующие: — он принимается только органом законодательной власти или референдумом; — порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; — в идеале он должен представлять волю и интересы народа; - он имеет высшую юридическую силу и все подзаконные акты должны ему соответствовать и ничему не противоречить; — он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно эти характеристики отличают право от других систем нормативных актов и придают ему доминирующее качество. Только орган, принявший его, имеет право изменить или отменить закон в строго установленном порядке.Классификация законов может проводиться по различным основаниям: — субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом); — предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.); — сроку действия (постоянные законы и временные); — характеру (текущие и чрезвычайные); — сферам действия (общефедеральные и региональные); — содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т. п.); — степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т. д.); — значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); — объему регулирования (общие и специальные)».Нельзя не отметить ключевую особенность (признак) закона, которая «состоит в том, что он призван выразить волю государства, волю народа, оно принимается представительным органом или народом. Воля народа выражается не в подзаконных актах, а непосредственно в законе: ни граждане, ни их избранные представители не могут участвовать в создании подзаконных актов.В то же время спорной представляется постановка вопроса о возможности в большей или меньшей степени выражать волю народа и вопрос о том, чью волю выражает закон. Принятие закона гражданами или их представителями должно формально обеспечить выражение реальной воли граждан».2.2 Подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской ФедерацииВ данном параграфе мы рассмотрим подзаконные нормативные правовые акты, под которыми понимаются изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, так как основываются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные нормативные правовые акты тоже имеют важное значение в жизни любого государства и общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Подзаконные правовые акты отличаются еще большей разнообразностью и неоднородностью, чем акты законодательные. Рассмотрим подзаконные нормативные правовые акты, расположив их «по юридической силе. 1. Указы Президента Российской Федерации - это решениянормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения индивидуального характера о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании и др.2. Постановления Правительства Российской Федерации–правовые акты нормативного характера, издаваемыеПравительством в пределах его компетенции, на основе и во исполнениеКонституции Российской Федерации,федеральных конституционных законов,федеральных законовиуказов Президента Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации обладают значительной (преобладающей) юридической силой. Они являются общефедеральными актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут действовать в отношении всех субъектов права на территории нашей страны.3. Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т. п.4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания). 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.). 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п. 7. Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)».Кроме того, в научной литературе предлагает деление подзаконных актов, впрочем, как и любых нормативных правовых актов, на: основные, производные, вспомогательные и дополнительные (ст. 6 проекта Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", 2014 г.). Основные акты имеют самостоятельное правовое значение. Производными являются акты, утверждаемые другими нормативными актами (например, правила, положения, инструкции, регламенты). Вспомогательными актами разъясняются, изменяются и отменяются другие нормативные правовые акты. Дополнительными актами конкретизируются положения основного акта.Все подзаконные акты федерального уровня можно разделить нанормативные и индивидуальные. Нормативные подзаконные акты в отличие от индивидуальных содержат правила поведения участников общественных отношений, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ могут издаваться в форме указов и постановлений соответственно. В редких случаях нормативные акты принимаются Президентом РФ в форме распоряжений. М.Н. Марченко справедливо отмечает, что «в правовой доктрине отсутствует единое мнение относительно вопроса признания распоряжений президента нормативными актами, а также правовой природы посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Содержание данных посланий говорит о рекомендациях и о стратегии развития страны, предложенных Президентом России. Однако в действительности этот документ становится отправной точкой для ориентира направления деятельности всех государственных органов и организаций»Сегодня«подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России.Они представляют собой «незаменимое средство обеспечения соблюдения законов. В механизме осуществлениязаконодательных норм подчиненные деяния,наряду с процессуальными законами, имеютфундаментальное значение как правовая основа для всей деятельности, реализующей закон. Более того, было бы неправильно недооценивать социальную значимость подзаконныхактов. Они призваны обеспечить на основе законов конкретизированное нормативное урегулирование всей совокупности общественныхотношений и, следовательно, занять значительное место во всей системе нормативногоурегулирования».ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в результате нашей исследовательской работы мы приходим к следующему выводу.Правовое регулирование различных общественных отношений находит свое отражение в положениях правовых актов в зависимости от его содержания, особенностей и отраслевой специфики и требует дальнейшего развития и уточнения.В данной работе подзаконные акты рассматриваются со всех сторон, в них учитываются конкретные условия реализации тех или иных общественных отношений, которые отражаются в содержании этих норм, главным образом в гипотезе и диспозиции.Нормативный правовой акт – официальный письменный документ определенной формы, принятый компетентным государственным органом, содержащий правовые нормы.Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующие законы, но с помощью нормативных и вспомогательных актов правовые нормы вступают в силу. Издание нормативных правовых актов означает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм.Значение правового акта, на наш взгляд, зависит от его цели. «Достижение цели правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной силой государства. Нарушение его влечет за собой юридическую ответственность».Нормативно-правовые акты являются основными источниками российского законодательства, их юридическая сила, положение в иерархии источников права, их смысл и регулятивные возможности существенно различаются. «Поэтому для определения их роли в системе нормативных правовых актов представляется правильным рассмотреть особенности нормативных правовых актов путем выделения определенных групп».Основная особенность закона состоит в том, что «он призван выразить волю государства и волю народа, поэтому принимается представительным органом или народом». Воля народа отражается не в подзаконных актах, а непосредственно в законе. Вместе с тем сама постановка вопроса о возможности более или менее непосредственного выражения воли (народа) представляется небесспорной, равно как и вопрос о том, чью волю выражает закон. Принятие закона гражданами или их представителями должно формально обеспечить выражение реальной воли граждан».Проводя настоящее исследование мы приходим к выводу, что «подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России.Они представляют собой «незаменимое средство обеспечения соблюдения законов. В механизме осуществлениязаконодательных норм подчиненные деяния,наряду с процессуальными законами, имеютфундаментальное значение как правовая основа для всей деятельности, реализующей закон.
2. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.06.2024г.)
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Курс лекций. Свердловск, 1966. Вып.3. С. 12.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов // Сайт «Библиотека юриста». – URL: http://lawbook.h12. ru/theory/Alexeev/cont.shtml
3. Артамонов А.Н. «Правовые акты в Российской Федерации», учебное пособие, Брянск, 2018. – 108 с.
4. Братановский, С.Н. Право : учебник для вузов / С.Н. Братановский, М.С. Братановская, К.М. Конджакулян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 453 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 13.06.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7787-2. – DOI 10.23681/472942. – Текст : электронный.
5. Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных актов Российской Федерации // Пролог, 2023, С. 73
6. Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных актов Российской Федерации // Пролог, 2023, С. 73
7. Джоусе-Иванина, Мария Нормативно-правовой акт в системе источников российского права. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2010.
8. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2022. - 186 с.
9. Лаптев В.А.Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность // Юрист, 2015, №23. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2024г.).
10. Невинский В.В. Конституционный Суд Россий¬ской Федерации и правотворчество в России // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2017. – № 3. – С. 69-70.
11. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. 2021.№4 (14).С. 29
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1991. С. 28; Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 23.
13. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. – М.: Наука, 1987. – 152 с.
14. Право и правотворчество: вопросы теории: сб. статей / АН СССР, Ин-т государства и права; [Редкол. В.П. Казимирчук (отв. ред.) и др.]. – М.: ИГПАН, 1982. – 128 с.
15. Приказ Министра обороны РФ от 30.11.2006 N 100 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
16. Пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;.: пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
17. Румянцев М.Б.Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017.№ 2.СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2024 г.).
18. Соколов, Н.Я. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие / Н.Я. Соколов, К.С. Кармадонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2018. – 111 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru3 (дата обращения: 14.06.2024). – ISBN 978-5-392-24176-7
19. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2019. – 315 с.
20. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. М., 1995. С. 16
21. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 1123.
22. Филиппов Б.Н. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Казань, 2023.
23. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2021. С. 52