Представление об отце и психологическое благополучие в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 18.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы представлений об отце и психологическое благополучие подростка …………………………………6
1.1. Понятие об образе идеального отца в психологии………………….........6
1.2. Понятие психологического благополучия подростка …………………….11
1.3. Развитие представлений об отце и психологическое благополучие в подростковом возрасте………………………………………………..………..15
Выводы к 1 главе………………………………………………………………..22
Глава 2. Эмпирические исследования психологического благополучия подростков. ……………………………............................................................24
2.1. Описание выборки и методов исследования...............................................24
2.2. Анализ результатов исследования ………..……………………………...26
Выводы по второй главе……………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников………………………………………….37
Приложение 1…………………………………………………………………...40
На основании анализа можно сделать вывод о наличии значимой разницы на 95 % уровне значимости и отвергнуть ее на 99 % уровне значимости. Другими словами, можно утверждать, что существует разница в восприятии идеального отцовства в зависимости от пола на 95 % уровне значимости, но не на 99 % уровне значимости. Результаты обобщены в таблице 2. Таким образом, можно сделать вывод, что девочки (80 %) хотят иметь более заботливого и «идеального» отца, чем мальчики (60 %). Таблица 2Различия в представлениях юношей и девушек об «идеальном» отце по категории «Отношение к близким»по данным методики «20 утверждений» М. ПартлендаГруппы"Отношение кблизким": задачарешена"Отношениек близким":задачанерешенаСуммыКоличествоиспытуемыхКоличествоиспытуемыхЮноши30(60%)20(40%)50(100%)Девушки40(80%)10(20%)50(100%)Далее следуют «Навыки и умения». Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что существуют различия между представлениями мальчиков и девочек в категории «Навыки и умения».Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии значимых различий на уровне 95%. Результаты статистической процедуры представлены в таблице 3. Однако можно сделать вывод, что юноши (60 %) чаще, чем девушки (46 %), считают, что идеальный отец должен уметь выполнять мужскую работу. Таблица 3Различия в представлениях юношей и девушек об «идеальном» отце покатегории«Навыки и умения»по данным методики «20 утверждений» М. ПартлендаГруппы«Навыки и умения»:задачарешена«Навыки и умения»: задача нерешенаСуммыКоличествоиспытуемыхКоличествоиспытуемыхЮноши30(60%)20(40%)50(100%)Девушки23(46%)27(54%)50(100%)Следующая категория – «Интеллект». Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что существуют различия между восприятием девочек и мальчиков в категории «Интеллект». Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии значимых различий на уровне 95 %. Результаты представлены в таблице 4. Однако можно сделать вывод, что девочки (60 %) чаще, чем мальчики (54 %), считают, что идеальный отец должен быть умным. Таблица 4Различия в представлениях юношей и девушек об «идеальном» отце по категории «Интеллект»по данным методики «20 утверждений» М. ПартлендаГруппы“Интеллект”:задачарешена"Интеллект":задачанерешенаСуммыКоличествоиспытуемыхКоличествоиспытуемыхЮноши27(54%)23(46%)50(100%)Девушки30(60%)20(40%)50(100%)Следующая категория – «Социальный статус». Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что существуют различия в восприятии юношами и девушками категории «Социальный статус». Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии значимых различий на 95-процентном уровне значимости. Результаты представлены в таблице 5. Однако можно сделать вывод, что девочки (46 %) больше, чем мальчики (60 %), верят, что их идеальные отцы должны быть богатыми и успешными.Таблица 5Различия в представлениях юношей и девушек об «идеальном» отце по категории «Социальный статус»по данным методики «20 утверждений» М. ПартлендаГруппы"Социальный статус":задачарешена"Социальный статус":задачанерешенаСуммыКоличествоиспытуемыхКоличествоиспытуемыхЮноши23(46%)27(54%)50(100%)Девушки30(60%)20(40%)50(100%)Из вышесказанного можно сделать вывод, что идеальный отец в мужской подростковой группе - это, прежде всего, человек с сильной личностью, который помогает своим детям, гордится их достижениями и обладает достаточными навыками, чтобы передать их своим детям. С другой стороны, участники группы девочек-подростков считают, что идеальный отец - это прежде всего тот, кто имеет определенный социальный статус, то есть обладает достаточным уровнем образования и дохода, проявляет максимальный интерес к своим детям и гордится их достижениями.Анализ результатов анкетирования, включавшего вопросы о знаниях молодых людей о своей семье, особенностях семейных отношений и «идеальном» отце, выявил следующие данные: 100% группы ответили на вопросы в категории «семья»; 80% респондентов ответили, что отец является главой своей семьи; 13,33% респондентов ответили, что мама является главой семьи; а 6,67 % - и отец, и мать.Мальчиков-подростков больше всего впечатляет способность отца обеспечить финансовую стабильность семьи и его успех в межличностных отношениях.Девочки-подростки также отметили, что они более-менее удовлетворенысвоими отцами.Поощрение мальчиков-подростков заключается в том, что они хвалят своих отцов в присутствии членов своей семьи и говорят им приятные вещи. Мальчикам-подросткам уделяется очень мало внимания - большую часть времени они общаются по выходным. Мальчики-подростки придают меньшее значение временному измерению. Здесь заметен явный недостаток внимания. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что и мальчики, и девочки-подростки на вопрос «Я хочу отца» чаще всего отвечали, что будут уделять больше внимания. Это говорит о том, что участники определяют доброту и спокойствие как идеальные отцовские качества.Результат представлен в Таблице 6.Таблица 6Сравнение различий на вопросы «Я хочу, чтобы мой папа…»Группы«Есть эффект»: задача решена«Нет эффекта»: задача не решенаСуммыКоличество испытуемыхКоличество испытуемыхЮноши6 ( 12%)44 (80%)50 (100%)Девушки33 (66%)17 (34%)50 (100%)Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод, что у девочек-подростков сложился позитивный, полный и многомерный образ идеальных родителей и что этот образ очень близок к образу их реальных родителей. Участники видят своих родителей добрыми и заботливыми мужчинами, с которыми у них общие интересы и увлечения, и которым отцы передают всевозможные знания, умения и навыки. В группе мальчиков-подростков идеальный отец должен, прежде всего, обладать сильной личностью, помогать своим детям, гордиться их достижениями и обладать достаточными навыками, чтобы передать их дальше. В группе девочек-подростков, напротив, участники считают, что идеальный отец должен, прежде всего, иметь определенный социальный статус, то есть достаточный уровень образования и дохода, проявлять максимальный интерес к своим детям и гордиться их достижениями.Для девочек-подростков отец олицетворяет благополучие семьи. Образ идеального родителя у юношей довольно слабый и плоский, в отличие от образа реального родителя. Такие слова, как «любящий», «мягкий» и «справедливый», редко используются в их описаниях, но именно такого идеального родителя они хотят видеть. Другими словами, существуют гендерные различия в представлениях молодых людей об идеальном отце.Выводы по второй главеИсходя из вышесказанного, можно сказать, что фигура отца - важный конструкт для психического развития детей и подростков, формирование которого начинается с момента рождения и зависит от различных внутренних (возраст, пол, ситуативные проекции, фантазии) и внешних факторов (общение со значимыми другими, культурные стереотипы, взаимодействие с отцом).В данном исследовании основное внимание уделялось не объективным характеристикам поведения и личностных качеств отцов, а субъективным представлениям самих детей (подростков) о том, как они воспринимают воспитательные практики своих отцов, как оценивают психологические качества своих отцов, как оценивают степень участия отцов в их воспитании. Анализируя, данные исследования, можно определить, что у девочек-подростков сложился позитивный, полный и многогранный образ идеального отца, который очень близок к реальному. Участницы видят своих отцов добрыми, заботливыми и теми, с кем они разделяют свои увлечения и интересы.Также, хочется отметить, что мальчики-подростки воспринимают своих отцов как независимых людей, которые действуют в соответствии со своими собственными убеждениями, но в то же время они разделяют с отцами общие интересы, чувствуют себя ближе к ним и хотят получать соответствующие советы и наставления.ЗаключениеВ ходе нашей курсовой работы, было проведено исследование, где рассматривается семья как основа развития личности ребенка, анализируются психологические характеристики фигуры отца в представлениях подростка и особенности развития личности подростка.В результате взаимовлияния индивидов в семье формируется основа для развития личности ребенка. Основой семейной жизни является система коммуникаций. Она включает в себя межличностные отношения, контакты внутри семьи и с внешним миром, взаимодействие во время совместной деятельности и отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимную поддержку, усилия по достижению единства мысли и действия, индивидуальности каждого члена семьи.Подростковый возраст связан с перестройкой организма, то есть с половым созреванием. Причем в этом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое происходит под влиянием окружающей действительности. Возникает страстное желание стать взрослым или, по крайней мере, чтобы его воспринимали как взрослого. Чтобы защитить свои вновь обретенные права, молодые люди защищают многие сферы своей жизни от родительского контроля и часто вступают в конфликт с родителями. В этот период формируются независимые от семьи личности, основанные на индивидуальных особенностях и опыте, складывается собственное мировоззрение, общественное сознание и формируются представления о роли отцовства и материнства.Образ отца является важной структурой для психического развития ребенка и подростка, и его формирование начинается с самого рождения под влиянием различных внутренних (пол, возраст, ситуативные проекции, фантазии) и внешних факторов (общение со значимыми другими, культурные стереотипы, взаимодействие с отцом).Основные функции, необходимые для выполнения роли отца, можно выделить следующим образом: отец как кормилец; отец как; отец как воспитатель. В то же время не следует забывать, что роль отца имеет глубокие исторические корни и является одной из важнейших для новых поколений, для развития личности отца и его многогранной социальной роли. Социальные установки на выполнение этой роли и представления о ее характере выражаются в социальных стереотипах, которые часто противоречат друг другу.Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза и цели нашей курсовой работы, - подтвердились.Список использованных источниковАраканцева Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. М., 2006.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. - 477 с.Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем МюрреяБоуэна // Московский психотерапевтический журнал. 2005. - № 2. -С. 137-147.Вассерман JI. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка. СПб: Речь, 2004. - 256 с.Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. - 224 с.Выготский JL С. Педология подростка / в Собрании сочинений. т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5-242.Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003, № 4.Зубова Г.Г. Роль отца в социальной ситуации развития ребенка-дошкольника // Как помочь ребенку войти в современный мир // Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1993.Каган В. Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. - № 4. -С.25-33.Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.Калина О.Г Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков.автореф. - Москва. -2007 .Калина О.Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. - М.: «Форум», 2012. -112 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.Климова С.А. Маляржик Д.А. Калинина О.Г. Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичности подростков разного пола и возраста // Материалы 5 городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский, Минск: Алмафея, 2008. - 368 с.Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М.: Знание. - вып.7, 1993Куликов Л.В. Дмитриева М.С.., Долина М.Ю., Иванова О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // теоретические и прикладные вопросы: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения-97». Вып 3. 41-Спб:Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.Куликов. Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов, Спб: Изд-во СПбГУ, 1997. - 234 с.Липпо C.B., Посохова С.Т. Роль образа отца в самоактуализации подростков // Материалы VII Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: зоны ближайшего развития». - СПб., 2002. - С.49-51.Липпо С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности Дисс. канд. психологических. Наук. - СПб. - 2006.Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. H.H. Посысоева. - М., 2004. - 328 с.Посохова С.Т., Липпо С.В. Образ отца как фактор самоактуализации у подростков и взрослых // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. -С. 81-87.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "Модэк", 2000. - 304 с.Психология подростка / Под. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, СПб: Питер, 2009. - 713 с.Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. -М.: ЧеРо, 2002. - 548-557.Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. Вопросы психологии. - №2. - 2000 - С.76-82.Приложение 1АнкетаДорогой друг!Мы приглашаем вас принять участие в нашем научном опросе об идеальном отце. Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому, пожалуйста, отвечайте именно так, как вы думаете.1.Ваш пол? а) женский; б) мужской.2.Ваш возраст?3.Ваша семья, кроме вас, включает:а) маму; б) папу;в) брата (одного или нескольких); г) сестру (одну или нескольких); д) бабушку;е) дедушку.4.Кто является главой Вашей семьи? 5.Кто из членов Вашей семьи является для вас наиболее важным? 6.Как часто Вы видите Вашего папу? а) общаюсь с ним каждый день;б) вижусь с ним только по выходным и праздникам; в) вижу его 1-2 раза в месяц;г) давно его не видел;д) иное 7. В ситуациях, когда Вам грустно, Вы чем-то расстроены, родитель Вас ободряет следующим образом 8. В случаях, когда Вы испытываете трудности, кто помогает Вам готовить домашние задания?а) мама; б) папа;в) иное 9. Чьи советы для Вас более важны? а) мамы;б) папы;в) иное 10.Что Вам больше всего нравится в Вашем родителе? 11.КакимбыВыхотеливидетьВашегородителя?12.Если у Вас возникают проблемы в школе, то к кому из родителей Вы обращаетесь за помощью?а) к маме; б) к папе;в) решаю свои проблемы сам (а).13. С кем Вы проводите свои выходные дни и каникулы? а) с мамой;б) с папой;в) с друзьями;г) с бабушкой, дедушкой;д) иное_14.Кто Вам дает деньги на карманные расходы? а) папа;б) мама;в) бабушка, дедушка;г) старшие брат или сестра;д) иное 15. Кому первому Вы сообщаете о своих достижениях? а) маме;б) папе;в) иное 16. От кого Вам нравится принимать подарки? а) от мамы;б) от папы;в) иное 17. Продолжите высказывание: я хочу, чтобы мой папа 18. Хотелось ли бы Вам изменить отношение вашего папы к Вам, и если да, то как именно?19. Когда Вы достигли каких-либо успехов (в учебе, в спорте и др.), как Вас хвалит папа?а) обнимает;б) говорит, что вы умница, молодец;в) похвалит вас перед родственниками, друзьями; г) купит подарок;д) иное 20. Если Вам срочно понадобились деньги, то к кому Вы обратитесь? а) к маме;б) к папе;в) иное 21. Продолжите высказывание: я люблю, когда мой папа 22. Сколько времени в день уделяет Вам Ваш папа? а) до 1 часа;б) от 1 до 3 часов;в) свыше 3 часов.г) я общаюсь с папой не каждый день.23.Как часто Вы хотели бы видеть Вашего папу?
1. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. М., 2006.
2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
3. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
4. Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал. 2005. - № 2. -С. 137-147.
5. Вассерман JI. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка. СПб: Речь, 2004. - 256 с.
6. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. - 224 с.
7. Выготский JL С. Педология подростка / в Собрании сочинений. т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 5-242.
8. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец-ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003, № 4.
9. Зубова Г.Г. Роль отца в социальной ситуации развития ребенка-дошкольника // Как помочь ребенку войти в современный мир // Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1993.
10. Каган В. Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. - № 4. -С.25-33.
11. Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
12. Калина О.Г Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков.автореф. - Москва. -2007 .
13. Калина О.Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. - М.: «Форум», 2012. -112 с. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
14. Климова С.А. Маляржик Д.А. Калинина О.Г. Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичности подростков разного пола и возраста // Материалы 5 городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320 с.
15. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский, Минск: Алмафея, 2008. - 368 с.
16. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
17. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М.: Знание. - вып.7, 1993
18. Куликов Л.В. Дмитриева М.С.., Долина М.Ю., Иванова О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности // теоретические и прикладные вопросы: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения-97». Вып 3. 41-Спб:Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.
19. Куликов. Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов, Спб: Изд-во СПбГУ, 1997. - 234 с.
20. Липпо C.B., Посохова С.Т. Роль образа отца в самоактуализации подростков // Материалы VII Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: зоны ближайшего развития». - СПб., 2002. - С.49-51.
21. Липпо С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности Дисс. канд. психологических. Наук. - СПб. - 2006.
22. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общей ред. H.H. Посысоева. - М., 2004. - 328 с.
23. Посохова С.Т., Липпо С.В. Образ отца как фактор самоактуализации у подростков и взрослых // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. -С. 81-87.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО "Модэк", 2000. - 304 с.
25. Психология подростка / Под. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, СПб: Питер, 2009. - 713 с.
29. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
30. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. -М.: ЧеРо, 2002. - 548-557.
31. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. Вопросы психологии. - №2. - 2000 - С.76-82.