ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА. ТОЛЬКО 2 ГЛАВА
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматической стороны речи у младших школьников ………………………………………….6
1.1. Структурная организация грамматического строя речи……………6
1.2. Этапы развития предложно-падежных конструкций в онтогенезе...7
1.3. Особенности употребления предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня……….9
1.4. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………...11
1.5 Научные основы формирования предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня…….13
Выводы по первой главе………………………………………………..14
Глава 2. Разработка диагностического инструментария для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей младшего школьного возраста с отклонениями в речевом развитии…………..……………………………………………...…..16
2.1 Описание констатирующего этапа экспериментальной работы ……………………………………….....16
2.2. Анализ констатирующего этапа эксперементальной работы предложно-падежных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня………………………………………………………………………….…21
2.3 Разработать содержание логопедической работы по формированию предложно –падежных конструкций посредством проектной деятельности.
Заключение…………………………………………………………...….24
Список используемой литературы……………………………….…..25
- Консультация для педагогов «Игра в развитии понимания предложно-падежных конструкций».- Консультация для родителей «Игра в развитии понимания предложно-падежных конструкций».- Мастер-класс для родителей и детей по созданию иллюстраций с применением предложно-падежных конструкций.II этап: основной (7 недель)ЗадачиМероприятияРазработка станций для проведения квест-игры по формированию умения составлять предложно-падежные конструкции с винительным падежом у детей с ОНР 3 уровня. Проведение квест-игры по формированию умения составлять предложно-падежные конструкции с винительным падежом у детей с ОНР 3 уровня.Отбор заданий для проведения квест-игры.Проведение квест-игры по формированию умения составлять предложно-падежные конструкции с винительным падежом у детей с ОНР 3 уровня. III этап: заключительный (1 неделя)ЗадачиМероприятия1. Закрепление у детей умения самостоятельно составлять предложно-падежные конструкции.Создание стенда-правил на тему «предложно-падежные конструкции с винительным падежом»КВЕСТ-ИГРА на тему «Тайна Русского языка»Ученики! Ничего не подозревая, вы пришли в класс, а попали на квест в бункер. Здесь не ловит интернет, а значит никому нельзя позвонить. Есть только знания и учебник. Через некоторое время, когда я закончу говорить, включится таймер. У нас есть 30 минут. Ровно 30 минут, чтобы выбраться из бункера. Сегодня на нас ополчились падежи имен существительных. Нам надо выполнить задание, чтобы отгадать пароль от двери бункера. Время пошло! Можно идти на первую станцию. 1 станция «Экскурсия в зоопарк» – Кого ты видел в зоопарке?Продолжи фразу - Я вижу (КОГО? ЧТО?)….. Вспомогательные картинки Ребята, какие вопросы помогали Вас составить предложение? (КОГО? ЧТО?) Это вопросы относятся к винительному падежу. Повторите за мной правило, чтобы запомнить и не забывать этот правило. Винительный падежЯ – Винительный падеж,Обвиняю всюду всех.Нету никаких надежд,Что не допущу огрех. Слово «вижу» подставляйИ меня определяй.Получите конверт-подсказку. Это первое правило – ключ, которое Вам необходимо запомнить. Бегите на вторую станцию.2 станция «Я знаю, что ты…»Ребята, я знаю про вас только то, что все вы любите мороженое, верно? А я хочу знать больше информации про вас. Сейчас Вам необходимо встать в 2 круга (внутренний и внешний, лицами друг к другу). На протяжении 10 секунд Вам нужно узнать как можно больше нового про своих одноклассников. Фраза «я знаю про Веру: ….» Готовы, начинаем! После дети рассказывают информацию, которую им удалось узнать про одноклассника. Ребята, слушаю фразу «я знаю про Веру 3 интересных факта» какая часть помогает связать действие с существительным «Веру». Все верно! Это предлог ПРО! Запомните это маленькое слово!Получите конверт-подсказку. 3 станция « кто, где сидит?»Ребята, Вы уже все успели узнать друг о друге много нового! Выяснить, что предлог связывает действие и имя существительное. Теперь предлагаю проверить Вашу внимательность! Один будет выполнять действие со стулом, а остальные называть местоположение человека, но самое главное найти предлог! Самые внимательные будут вознаграждены!На стуле. Под стулом. За стулом. Прыгнуть через стул. Ударить по стулу. Дети находят предлоги. Повторяя действия по несколько раз, дети заучивают предлог и правильное склонение имени существительного. Ребята, где нам удалось побывать? Назовите только предлоги! НА, ПОД, ЗА, ЧЕРЕЗ, ПО.Получите конверт-подсказку. 4 станция «Наши руки не для скуки!» Ребята, Вам удалось выучить несколько правил. Какие правила вы выучили? Отлично! Какие предлоги дружат с винительным падежом? Все изученные правила мы собираем воедино, оформляет стенд-памятку. КВЕСТ-ИГРА «Хитрый винительный падеж»Ребята заходят в класс. У каждого за партой лежит часть пазла. Учитель предлагает каждому ребенку разместить свою часть на доске и посмотреть, что получилось (картинка провинившегося мальчика). Учитель задает ребятам вопрос, что они видят.Ответы детей.Да, ребята верно, мальчик склонил голову, потому что он чувствует себя виноватым. Как вы думаете, почему он так себя чувствует?Ответы детейРебята, все верно, он потерял свою шапку. Давайте мы поможем мальчику отыскать шапку.Ответы детей.Тогда давайте отправляться на 1 станцию.Станция 1. «Что я вижу»Ребята нам нужно быть очень внимательными и смотреть по сторонам. Давайте внимательно посмотрим, что мы видим. *по классу специально расставлены различные предметы. Каждый ученик находит себе по 2 предмета, приносит всем и рассказывает «Я вижу…»(что? Кого?).Молодцы ребята, сколько предметов вы нашли. А на какой вопрос вы ответили? (что? Кого?). А какой падеж отвечает на эти вопросы? (винительный). Верно ребята – это винительный падеж. Но как вы думает, это он проказник украл шапку у мальчика? Давайте еще поищем улики и найдем виновника.Ребята я нашла письмо. Давайте скорее его прочитаем. Станция 2. «Какое слово пропущено?»Ребята, ну, что, отправляемся дальше. Учитель с детьми идут к письму.Учитель распечатывает письмо и читает. Ребята, ничего не могу понять, в письме пропала половина слов. Вы мне поможете?Учитель дает каждому ребенку предложение и дети вписывают верные слова (все предложения для винительного падежа). Каждый ребенок читает то предложение, которое у него получилось.Ребята, а теперь, каждый из вас задаст верный вопрос к найденному слову. Какой это был вопрос? (кого? Что?). Верно, и снова, нам попался винительный падеж. Кажется, все-таки, это он, проказник, украл шапку у мальчика.Ребята, послушайте, что звучит, пойдемте со мной, кажется я знаю, где искать.Станция 3. «Внимательные глазки»Ребята, я все-таки думаю, что это винительный падеж проказничает, ведь это он украл вопрос у именительного падежа и у родительного, наверняка и шапку мальчика украл. Давайте, мы сейчас, найдем все-все предложения, в которых есть винительный падеж. Учитель дает ребятам текст, в котором нужно подчеркнуть только все предложения с винительным падежом. Ребята, посмотрите, это же Винительный падеж, и он держит шапку мальчика в руках. Только, кажется он не хочет ее отдавать нам. Давайте вежливо его попросим.Станция 4. Комплименты для Винительного падежа.Ребята называют комплименты, и благодарят Винительный падеж, за то, что он отдал им шапку.Молодцы ребята, какие красивые слова вы сказали, я думаю, наш Винительный падеж, больше не будет проказничать. Давайте отведем ему особое место на нашей доске. Ребята вешают винительный падеж на доску.Таким образом, по результатам исследования были выявлены проблемные зоны у учащихся, которые требуют коррекционного вмешательства:недостаточность словарного запаса, неточное употребление слов, искажения при изменении слов и при словообразовании, отражающих пространственные характеристики предметов, слабость составления предложений. Нами был предложен проект, который состоит из 3 этапов: подготовительного, основного (коррекционного) и заключительного. Коррекционный этап направлен на формирование умения составлять предложно-падежные конструкции с винительным падежом у детей с ОНР 3 уровня.
2. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду – 2006 – №3.
3. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольником с ОНР. М.: 2004. 4.
4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. – М.: 2005. 5.
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2005.
6. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.
7. Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: 1991.
8. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: 1973.
9. Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей. // Школьный логопед. -2006 – №4.
10. Коррекция и психологическое развития детей 4–7 лет: планирование, конспекты занятий / Под ред. Лосева П.А.М.: 2005.
11. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития. М.: 2004.
12. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М.: 2004
13. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.
14. Мещерякова Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2004 – №6
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2001.
16. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: 2003.
17. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед – 2005 – №2
18. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: 2004.
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов. – М.: 1991.
20. Шашкина Г.Р., Зернова Л.Г. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: 2003.