Классификация визуального контента СМИ в социальных сетях
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 20.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С ЦЕЛЬЮ КЛАССИФИКАЦИИ 7
1.1 Визуальный контент СМИ как необходимый элемент современной журналистики 7
1.2 Методические подходы к анализу и классификации исследования визуального контента 11
1.3 Особенности визуализации контента СМИ в социальных сетях 14
2 ПОСТРОЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 19
2.1 Построение общей классификации визуального контента периодических изданий 19
2.2 Дизайн эмпирического исследования 25
2.3 Материалы и результаты эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Принципиальный (стратегический) план исследования состоит в поэтапном выполнении поставленных задач.Обоснование системы выборки единиц наблюдения: сравнительный подход предполагает выбор сходных по существенным характеристикам объектом, этот вопрос раскрыт ниже.Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных (метод и техника исследования): использован метод визуального анализа(качественный) – на основе динамического наблюдения выделены визуальные объект, определен их вид; далее использован количественный метод – объекты распределены по группам в количественном выражении; cприменением метода бенчмаркингасделан вывод о тактиках СМИ в использовании визуального контента в социальных сетях, проведено сравнение, сделаны выводы. Итогом проделанной работы является визуализация результатов – составлена схема классификации визуального контента СМИ в социальных сетях.Представление инструментария по исследованию. Контекст данного этапа исследования не предполагал использования анкетирования (пользователей, экспертов, представителей СМИ), исследование проведено индивидуально.Обоснуем выбор объектов. Был использован рейтингсамых читаемых бумажных газет России[25], результаты рейтинга представлены на рис. 3:Рисунок 3 – Рейтинг самых читаемых газет России [25]Выбор происходил между ежедневными газетами. Первым объектом является газета «Комсомольская правда» (далее – КП), в рамках курсовой работы принято решение о достаточности двух объектов для сравнения, поэтому вторым объектом выступила газета «Московский комсомолец» (далее – МК).Социальные сети: «Вконтакте» и «Telegram» [19; 20; 21; 22].Далее представим полученные результаты.Материалы и результаты эмпирического исследованияПервый объект визуального контента – логотип и название СМИ в официальном аккаунте (табл. 2):Таблица 2– Логотипы и названия в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецОсобенностью всех социальных сетей является присутствие в шапке аккаунта количества подписчиков. Указание количества подписчиков в официальных аккаунтах социальных сетей служит индикатором популярности и доверия аудитории, что укрепляет имидж и репутацию владельца аккаунта. Большое число подписчиков может привлекать новых пользователей и партнеров, поскольку воспринимается как признак успешности и влиятельности. Что касается выбора шрифтов и логотипа, то данные издания являются прямыми конкурентами в одной целевой аудитории, что определяет общность подходов. Отметим креативность логотипа КП, выражающего идею быстрых новостей и определенную эстетику. Логотип МК стандартный.Далее, для социальных сетей крайне важно оформление первой страницы, это является важным и традиционным фактором для СМИ всех типов. Представим выбранный газетами визуал для первой страницы в табл.3:Таблица 3– Иллюстрации первых страниц в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецКП использует фотоиллюстрацию Москвы, МК – собственную цветовую разработку со слоганом, слоган соответствует выбранной цветовой гамме. При этом можно предположить, что выбор КП отражает стратегию к большей респектабельности издания. Не секрет, что в 90-гг. популярное советское название было использовано для новой, по сути, газеты, с откровенно «желтым», низкопробным содержанием. В XXIвеке газета существенно улучшает свое позиционирование, что находит отражение в визуальном контенте.Далее на первой странице используется функциональная инфографика (табл.4):Таблица4 – Функциональная инфографика в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецВ целом опять отметим более креативный подход КП – инфографика четкая, понятная, сочетание цветов оптимальное. У МК инфографика анонс в целом соответствует выбранной цветовой гамме, однако, изображение нерезкое, размытое. Поскольку это продукт собственного исполнения, это отражает профессионализм графических дизайнеров издания, у КП он очевидно выше.Видом инфографики являются схемы (табл. 5):Таблица5 – Схемы в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецотсутствуютЕсли КП прилагает схему расположения собственного офиса в Москве, то в аккаунте МК схем не найдено.Следующим специфическим визуальным объектом интернета и, соответственно, социальных сетей, являются видеоклипы (табл.6)Таблица 6 – Видеоклипы в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецОбе газеты используют в виде анонса самый перспективный кадр, при этом КП сопровождает их собственной инфографикой.Видеоклипы отличаются от формата «видео» меньшей продолжительностью. В формате видео могут выражаться такие журналистские жанры как репортаж, интервью, подкаст (табл. 7,8).Как видно из таблиц, МК не использует популярный жанр подкаста.Оформление анонса также в виде кадров, КП использует поверх кадра собственную инфографику, что является знаком собственного, эксклюзивного производства журналистского видео-контента.Таблица 7– Видео в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецТаблица 8– Подкасты в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецотсутствуютФотоиллюстрации к журналистским материалам являются самым распространенным видом контента в СМИ всех типов (табл. 9). Кроме одного фото, используются фотоколлажи (совокупность фото по одной теме, сгруппированная в один видео объект). Фотоколлажи в интернете также могут формировать автоматически.Таблица 9– Фотоиллюстрации и фотоколлажив сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецотсутствуютВизуальный контент в СМИ может быть как собственный, так и заимствованный (с соблюдением положений авторского права). В таблице 10 представлены объекты визуального контента собственного производстваТаблица 10– Примеры визуальных объектов собственного производства в сети «ВКонтакте»Комсомольская правдаМосковский комсомолецотсутствуютИтак, КП активно применяет объекты визуального контента собственного производства, маркируя их логотипом. Следует отметить профессиональный подход к цветовому решению, используется нейтрально-деловая цветовая гамма фона и градиентная для выделения текстовых элементов.Далее представим сравнение по сети «Telegram». Логотипы и названия в табл.11Таблица 11–Название и логотип в сети «Telegram»Комсомольская правдаМосковский комсомолецСеть «Telegram» используется для размещения самых горячих, актуальных новостей, их обсуждение ведется в течение не более суток, пользователи крайне редко оставляют комментарии под более давними публикациями, если только они не обладают чрезвычайной актуальность. Однако, по таким темам СМИ делают частые новые публикации, поэтому общее правило однодневной актуальности для сети «Telegram» практически однозначное. Поэтому газеты используют текстовый анонс новостей текущего дня, он размещается рано утром и имеет вид визуального объекта (сводный скрин анонсов) табл. 12:Таблица 12 – Сводный скрин ежедневных анонсовКомсомольская правдаМосковский комсомолецВ этом аспекта сравнение в пользу МК – более удачные шрифты, цвета и знаки. Однако ссылка в таком формате занимает слишком много места, у КП более подходящий формат ссылок.Представим в табл. 13 визуальный контент собственного производства КП, МК самостоятельно не делает.Таблица 13 – Визуальный контент собственного производства КПКомсомольская правдаИтак, представим сводную таблицу по количественным критериям сравнения (табл. 14):Всего проанализировано по 150 постов КП и МК в сети «Вконтакте» и по 50 постов в «Telegram», количественные результаты переведены в процентный формат по отношению к базовым цифрам.Таблица 14 – Сводный отчет по исследованиюКоличественные критерии по видамКомсомольская правдаМосковский комсомолец«Вконтакте»«Telegram»«Вконтакте»«Telegram»Количество подписчиков 1,1 млн260564103 тыс.58234Фотоиллюстрации98%73%97%62%Фотоколлажи5%1%00Инфографика2%1%1%1%Графический дизайн (картинки)6%1%2%1%Видеоклипы42%7%23%3%Подкасты2%–––Видеорепортажи15%4%3%–Скриншоты3%1%1%1%Анимация––––Сеточные баннеры––––Картинки с цитатой––––Мемы––––Викторины/опросы/загадки––––Кнопки с призывом––––Итак, сравнительный анализ показывает, что КП является абсолютным лидером по использованию визуального контента в социальных сетях в среде ежедневных российских газет. Ближайший конкурент – газета «Спорт-Экспресс», однако специфика спортивных новостей и характеристики целевой аудитории имеют значительные различия от ежедневного таблоида, к которому относится КП.Далее представим авторскую классификацию визуального контента СМИ в социальных сетях на рис. 4. В процедуре классификации первым этапом является группировка по выбранному основанию, выбран критерий частоты использования. Объекты разделены на три группы по данном основанию: обязательные, часто используемые и редко используемые.Для создания классификации применялся также визуальный анализ других газет, указанных в рейтинге.Рисунок 4 – Классификация визуальных объектов в социальных сетях СМИТаким образом, газеты типа таблоид используют в социальных сетях следующие виды визуального контента: фотоиллюстрации, фоторепортажи, видеоклипы – в значительном объеме; инфографику, картинки, скриншоты – в незначительном объеме. Остальные виды визуальных объектов присутствуют либо в единичных вариантах, обусловленных контекстом журналистского материала, либо не используются совсем. Тактика использования визуального контента в социальных сетях зависит от типа СМИ, позиционирования, а также стратегии развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель исследования состояла в обосновании методологии первого этапа анализа визуального контента СМИ в социальных сетях, а именно – классификации, выступающей в данном исследовании одновременно как метод и результат.В ходе выполнения задач сделаны следующие выводыВизуальный контент – это фотографии, графика, видео, анимации и другие визуальные элементы, которые привлекают внимание пользователей в социальных медиа. В современной медиасреде наблюдается значительный и постоянно усиливающийся тренд на круглосуточную доступность медиапространства для социального взаимодействия и обмена контентом на различных цифровых платформах. Это способствует формированию новых типов транзакций, где визуальный компонент выступает в роли доминирующего элемента, определяющего основные тенденции в создании контента и трансформации культуры медиапотребления. Визуальный контент в социальных сетях выступает не только как продукт потребления, но и как важный инструмент коммуникации, который обладает уникальной способностью быстро и эффективно передавать информацию, вызывать эмоциональный отклик, упрощать восприятие сложных данных и способствовать социальному взаимодействию. Особенностью визуальных коммуникаций в социальных сетях является его способность выделяться в потоке информации. Пользователи охотнее взаимодействуют с визуальными постами, так как они привлекают внимание, вызывают эмоции и легче усваиваются.Во второй главе представлена программа (дизайн) эмпирического исследования. Сделан вывод, что ежедневный таблоид «Комсомольская правда» является лидером в ответственном использовании визуального контента в социальных сетях. Произведена классификация визуального контента.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрсененко, И.П. Визуализация медиаконтента как способ завоевать лояльность читателей в целях устойчивости СМИ / И.П. Арсененко, А.А. Мусинова // Вестник Казахского национального университета. Серия журналистики. 2022. – Т. 63, № 1. – С. 106–118.Бузинова, А.А. Инфографика в визуальных PR–текстах: типология, приемы проектирования / А.А. Бузинова // Вестник Санкт–Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2014. – № 2. – С. 189-199.Ворон, Н.И. Жанры в визуальном контенте современной прессы / Н.И. Ворон // Меди@льманах. – 2018. – № 6 (89). – С. 77–86.Ворон, Н.И. Фотопубликации в печатной прессе: жанровый аспект / Н.И. Ворон // Меди@льманах. – 2016. – № 6 (77). – С. 94–99.Градюшко, А.А. Основы творческой деятельности веб-журналиста: учеб. – метод. пособие /А.А. Градюшко. –Минск: БГУ, 2019. – 239 с.Градюшко, А.А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве / А.А. Градюшко// Международная журналистика- 2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2014 г., Минск. 2014. – С. 77–89.Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие. 2е изд. / Сост. и науч. ред. В.В. Волкова. – М., 2014. – 320 с.Ершов, Ю.М. Переосмысление журналистской подготовки в контексте визуального мышления / Ю.М. Ершов // Вестник НГУ. Серия: История, филология, 2019. – № 6. – С. 10–13.Зайни, Р.Л.Визуальный контент как необходимый элемент современной журналистики /Р.Л. Зайни, А.А.Гусейнова // Агзамовские чтения – 2019. Сборник материалов и научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова. Науч. редакторы В.З. Гарифуллин, Р.Л. Зайни, отв. редактор Р.М. Галиева. Казань, 2020. – С. 78-83.Кастельс, М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М. Тылевич ; под науч. ред. А.И. Черных ; Высшая школа экономики.– М. : Дом Высшей школы экономики, 2016. – С.564.Копотева, С.Н. Инфографика в российских СМИ / С.Н. Копотева // XXV Всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции / под общ. ред. Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2023.– С. 89–94.Лаптев, В.В. Инфографика: основные понятия и определения / В.В. Лаптев // Научно–технические ведомости Санкт–Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 4 (184). – С. 180–187.Лю, И. Визуальные коммуникации в социальных сетях // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 31-35.Муха, А.В. Инфографика в медиа: особенности создания и тенденции развития / А.В. Муха, А.Е. Иванова // Медиа–Vектор. – 2023. – № 8. – С. 67–75.Муха А.В. Продвижение СМИ в социальных сетях // МедиаVектор. – 2024. – № 11. – С. 47-51.Некляев, С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С.Э. Некляев // Вестник МГУ. Серия: История, филология. 2010. – № 2. – С. 3–7.Неренц, Д.В. Визуализация дата-материалов в современных СМИ как способ привлечения аудитории / Д.В. Неренц // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. – № 9. – С. 78–83.Новое издание «Кинжал» [Электронный ресурс] / Ильяхов. – URL: https://www.maximilyahov.ru/blog/all/lekinzhal/ (дата обращения: 10.06.2024).Официальный аккаунт «Комсомольская правда»в сети «Telegram». – URL: (дата обращения 10.06.2024)Официальный аккаунт «Комсомольская правда»в сети «Вконтакте» – URL: (дата обращения 10.06.2024)Официальный аккаунт «Московский комсомолец» в сети «Telegram». – URL: (дата обращения 10.06.2024)Официальный аккаунт «Московский комсомолец» в сети «Вконтакте» – URL: (дата обращения 10.06.2024)Симакова, С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С.И. Симакова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. – № 1(2). – С. 135–139.Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. – № 5 (360). – С. 163–169.Сайт. «ТОП САМЫХ ЧИТАЕМЫХ БУМАЖНЫХ ГАЗЕТ РОССИИ» – URL: https://infoselection.ru/infokatalog/novosti-smi/smi/item/30-10-samykh-populyarnykh-gazet-rossii (дата обращения 10.06.2024)Федорова, С.В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ / С.В. Федорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. – № 7 (37): в 2х ч. Ч. II. – С. 189–191.Шевченко, В.Э. Визуальная идентификация современного журнала / В.Э. Шевченко // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013. – С. 566–570.Шевченко, В.Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения / В.Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. – 2013. – № 2. – С. 48–51.Шевченко, В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В.Э. Шевченко // Медиаскоп: электрон. журнал. – 2014. – Вып. 4. 02.12.2014. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения: 10.06.2024).Шевченко, В.Э. Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента / В.Э. Шевченко // Информационная безопасность регионов. 2013. – № 2 (13). – С. 45–51.Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Электронный научный журнал «Медиаскоп». – 2017. – № 4.Lee Sangseok, In Junyong. Statistical data presentation / Sangseok Lee, Junyong In // Korean J Anesthesiol. 2017. – Vol. 70, No. 3. – P. 267–276.Sjafiie Sri Syamsiyah Lestari, Hastjarjo Sri, Muktiyo Widodo, Pawito. Graphic Visualization in Printed Media: How Does the Use of Technology Influence Journalism Culture / Sri Syamsiyah Lestari Sjafiie, Sri Hastjarjo, Widodo Muktiyo, Pawito // Malaysian journal of communication. 2018. – Vol. 34, No. 4. – P. 373–385.
2.Бузинова, А.А. Инфографика в визуальных PR–текстах: типология, приемы проектирования / А.А. Бузинова // Вестник Санкт–Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2014. – № 2. – С. 189-199.
3.Ворон, Н.И. Жанры в визуальном контенте современной прессы / Н.И. Ворон // Меди@льманах. – 2018. – № 6 (89). – С. 77–86.
4.Ворон, Н.И. Фотопубликации в печатной прессе: жанровый аспект / Н.И. Ворон // Меди@льманах. – 2016. – № 6 (77). – С. 94–99.
5.Градюшко, А.А. Основы творческой деятельности веб-журналиста: учеб. – метод. пособие / А.А. Градюшко. – Минск: БГУ, 2019. – 239 с.
6.Градюшко, А.А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве / А.А. Градюшко // Международная журналистика- 2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2014 г., Минск. 2014. – С. 77–89.
7.Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие. 2е изд. / Сост. и науч. ред. В.В. Волкова. – М., 2014. – 320 с.
8.Ершов, Ю.М. Переосмысление журналистской подготовки в контексте визуального мышления / Ю.М. Ершов // Вестник НГУ. Серия: История, филология, 2019. – № 6. – С. 10–13.
9.Зайни, Р.Л. Визуальный контент как необходимый элемент современной журналистики / Р.Л. Зайни, А.А. Гусейнова // Агзамовские чтения – 2019. Сборник материалов и научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти первого декана факультета журналистики Казанского университета Флорида Агзамова. Науч. редакторы В.З. Гарифуллин, Р.Л. Зайни, отв. редактор Р.М. Галиева. Казань, 2020. – С. 78-83.
10.Кастельс, М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М. Тылевич ; под науч. ред. А.И. Черных ; Высшая школа экономики.– М. : Дом Высшей школы экономики, 2016. – С.564.
11.Копотева, С.Н. Инфографика в российских СМИ / С.Н. Копотева // XXV Всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции / под общ. ред. Д.А. Погонышева. Нижневартовск, 2023.– С. 89–94.
12.Лаптев, В.В. Инфографика: основные понятия и определения / В.В. Лаптев // Научно–технические ведомости Санкт–Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 4 (184). – С. 180–187.
13.Лю, И. Визуальные коммуникации в социальных сетях // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 31-35.
14.Муха, А.В. Инфографика в медиа: особенности создания и тенденции развития / А.В. Муха, А.Е. Иванова // Медиа–Vектор. – 2023. – № 8. – С. 67–75.
15.Муха А.В. Продвижение СМИ в социальных сетях // МедиаVектор. – 2024. – № 11. – С. 47-51.
16.Некляев, С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С.Э. Некляев // Вестник МГУ. Серия: История, филология. 2010. – № 2. – С. 3–7.
17.Неренц, Д.В. Визуализация дата-материалов в современных СМИ как способ привлечения аудитории / Д.В. Неренц // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. – № 9. – С. 78–83.
18.Новое издание «Кинжал» [Электронный ресурс] / Ильяхов. – URL: https://www.maximilyahov.ru/blog/all/lekinzhal/ (дата обращения: 10.06.2024).
19.Официальный аккаунт «Комсомольская правда» в сети «Telegram». – URL: (дата обращения 10.06.2024)
20.Официальный аккаунт «Комсомольская правда» в сети «Вконтакте» – URL: (дата обращения 10.06.2024)
21.Официальный аккаунт «Московский комсомолец» в сети «Telegram». – URL: (дата обращения 10.06.2024)
22.Официальный аккаунт «Московский комсомолец» в сети «Вконтакте» – URL: (дата обращения 10.06.2024)
23.Симакова, С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С.И. Симакова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. – № 1(2). – С. 135–139.
24.Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. – № 5 (360). – С. 163–169.
25.Сайт. «ТОП САМЫХ ЧИТАЕМЫХ БУМАЖНЫХ ГАЗЕТ РОССИИ» – URL: https://infoselection.ru/infokatalog/novosti-smi/smi/item/30-10-samykh-populyarnykh-gazet-rossii (дата обращения 10.06.2024)
26.Федорова, С.В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ / С.В. Федорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. – № 7 (37): в 2х ч. Ч. II. – С. 189–191.
27.Шевченко, В.Э. Визуальная идентификация современного журнала / В.Э. Шевченко // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2013. – С. 566–570.
28.Шевченко, В.Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения / В.Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. – 2013. – № 2. – С. 48–51.
29.Шевченко, В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В.Э. Шевченко // Медиаскоп: электрон. журнал. – 2014. – Вып. 4. 02.12.2014. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения: 10.06.2024).
30.Шевченко, В.Э. Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента / В.Э. Шевченко // Информационная безопасность регионов. 2013. – № 2 (13). – С. 45–51.
31.Шестов, Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ / Б.Н. Шестов // Электронный научный журнал «Медиаскоп». – 2017. – № 4.
32.Lee Sangseok, In Junyong. Statistical data presentation / Sangseok Lee, Junyong In // Korean J Anesthesiol. 2017. – Vol. 70, No. 3. – P. 267–276.
33.Sjafiie Sri Syamsiyah Lestari, Hastjarjo Sri, Muktiyo Widodo, Pawito. Graphic Visualization in Printed Media: How Does the Use of Technology Influence Journalism Culture / Sri Syamsiyah Lestari Sjafiie, Sri Hastjarjo, Widodo Muktiyo, Pawito // Malaysian journal of communication. 2018. – Vol. 34, No. 4. – P. 373–385.