Роль ООН и других международных организаций в обеспечении кибербезопасности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 28 28 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 22.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1. Трактовка понятия «кибербезопасность» 5
1.2. Информационные войны как одна из наиболее значимых угроз кибербезопасности 10
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ 13
2.1. ООН как ключевой международный институт 13
2.2. Опыт борьбы с киберугрозами на примере других международных и региональных объединений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Он призывает страны совершенствовать свои системы и методы кибербезопасности.Управление ООН по наркотикам и преступности занимается юридическими и техническими аспектами киберпреступности. Этот орган предоставляет техническую помощь государствам-членам в укреплении их потенциала в борьбе с киберпреступностью посредством законодательных, нормативных и правоохранительных мер.УНП ООН проводит учебные программы и семинары для расширения возможностей правоохранительных органов и судебных органов в рассмотрении дел о киберпреступлениях.Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)проводит исследования киберстабильности, уделяя особое внимание последствиям киберугроз для международной безопасности и стабильности. Он обеспечивает платформу для диалога по нормам и мерам укрепления доверия в киберпространстве.ЮНИДИР предлагает политические рекомендации для поддержки разработки международных норм и соглашений, которые способствуют ответственному поведению в киберпространстве.Группа правительственных экспертовсыграла важную роль в разработке норм и правил поведения государств в киберпространстве. Эти нормы включают применение международного права в киберпространстве и содействие мерам прозрачности и укрепления доверия. Группа экспертов регулярно выпускает отчеты, которые содержат рекомендации о том, как международное право применяется к киберпространству, и рекомендуют государствам меры, которым следует следовать для обеспечения мира и стабильности.Подводя итог, роль ООН в обеспечении кибербезопасности многогранна и включает в себя координацию, наращивание потенциала, установление стандартов и пропаганду. Используя свой глобальный охват и разнообразные партнерства, ООН способствует международному сотрудничеству, укрепляет национальный потенциал кибербезопасности и способствует созданию стабильного и безопасного киберпространства для всех.2.2. Опыт борьбы с киберугрозами на примере других международных и региональных объединенийШанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная межправительственная организация, которая играет решающую роль в обеспечении кибербезопасности среди своих государств-членов. Деятельность ШОС в сфере кибербезопасности направлена ​​на расширение сотрудничества, разработку общих стратегий и коллективное противодействие киберугрозам.Нормативно-правовую базу сотрудничества государств-членов ШОС по вопросам кибербезопасности составляют следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области международной информационной безопасностиобеспечивает основу для сотрудничества государств-членов по вопросам, связанным с кибербезопасностью и информационной безопасностью, включая предотвращение кибератак и защиту критически важной информационной инфраструктуры.Стратегия информационной безопасности, в которой изложены принципы, цели и меры по обеспечению кибербезопасности среди государств-членов.В практическом отношении государства в составе ШОС регулярно проводят совместные учения по кибербезопасности. ШОС регулярно проводит совместные учения и моделирование кибербезопасности для повышения готовности и возможностей реагирования государств-членов. Эти учения имитируют различные виды кибератак и проверяют координацию и эффективность совместных ответных мер. Организация проводит учебные программы и семинары для развития технических навыков и знаний специалистов по кибербезопасности в государствах-членах. Эти программы сосредоточены на обнаружении угроз, реагировании на инциденты и использовании передовых технологий кибербезопасности.ШОС способствует обмену данными о киберугрозах между государствами-членами. Сюда входит информация о возникающих угрозах, уязвимостях и методах атак, которая помогает участникам оставаться в курсе событий и лучше готовиться к защите от киберугроз. В рамках организации созданы механизмы для сообщения и обмена информацией об инцидентах в области кибербезопасности. Это позволяет государствам-членам быстро обмениваться информацией и координировать действия по реагированию на киберинциденты.Таким образом, деятельность ШОС в области кибербезопасности охватывает широкий спектр инициатив, направленных на укрепление коллективной безопасности ее государств-членов. Содействуя сотрудничеству, содействуя обмену информацией, проводя совместные учения и поддерживая наращивание потенциала, ШОС играет жизненно важную роль в противодействии киберугрозам и обеспечении безопасной цифровой среды в регионе.Кибербезопасность на протяжении долгого времени привлекала внимание государств в рамках сотрудничества в ЕС и НАТО, но лишь недавно стали приоритетными в их повестке дня. Впервые ситуация в Европе изменилась в 2007 г., когда кибератаки в Эстонии заставили обе организации более серьезно задуматься об угрозах такого типа. В результате в 2008 г. НАТО разработала свою самую первую политику киберзащиты. Также, с 2008 г. в структуре Североатлантического альянса функционирует Центр передового опыта НАТО в области киберзащиты. Миссия Центра заключается в расширении возможностей киберзащиты, сотрудничества и обмена информацией между членами НАТО, странами-партнерами и другими странами-единомышленниками. Пять лет спустя ЕС последовал этому примеру, приняв свою первую стратегию кибербезопасности.В 2011 г. НАТО одобрила усиленную политику и план действий по киберзащите, а в 2016 г. решила внести киберпространство в перечень областей оборонной политики. ЕС также сделал борьбу с киберпреступностью одним из трех столпов Европейской повестки дня по безопасности и признал кибербезопасность одним из приоритетов Глобальной стратегии внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. В 2017 г. ЕС принял «Пакет кибербезопасности», включающий пересмотренную Стратегию кибербезопасности.Подводя итог, международные организации играют жизненно важную роль в формировании глобального ландшафта кибербезопасности, способствуя сотрудничеству, разработке стандартов и расширению возможностей стран по противодействию киберугрозам. Благодаря этим коллективным усилиям они помогают создать более безопасную и устойчивую цифровую среду во всем мире.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе были проанализированы основные теоретические подходы к определению термина «кибербезопасность», международные усилия по обеспечению глобальной информационной безопасности и роль различных международных организаций в этих процессах. По результат исследования были сформулированы следующие выводы. Кибербезопасность в международных отношениях подразумевает защиту информационных систем и сетей в глобальном масштабе, а также дипломатические, стратегические и политические последствия кибердеятельности между странами. Поскольку киберпространство становится все более важным для глобальных коммуникаций, торговли и обороны, вопросы кибербезопасности становятся неотъемлемой частью международных отношений по нескольким причинам. Государства должны защищать свою критически важную инфраструктуру, такую ​​как энергосистемы, финансовые системы и военные сети, от кибератак со стороны враждебных государств или негосударственных субъектов. Это включает в себя как защитные меры, так и потенциал наступательных киберпотенциалов.Мировая экономика сильно зависит от цифровых сетей. Кибератаки могут нарушить работу финансовых систем, украсть интеллектуальную собственность и подорвать доверие к цифровой торговле, влияя на международную торговлю и экономическую стабильность. Транснациональная киберпреступность и кибертерроризм представляют собой растущую угрозу. Международное сотрудничество имеет важное значение для борьбы с этими проблемами посредством обмена информацией, совместных операций и гармонизации правовых рамок.Проблема информационной безопасности в современных международных отношениях во многом обусловлена сложностью принятия совместных решений, поскольку различные суверенные государства придерживаются разных подходов к пониманию термина «кибербезопасность». Переход сторон к методам кибервойны может нести катастрофические последствия для всего мирового сообщества, что требует развития диалога между сторонами и принятия конкретных мер по разрешению существующих противоречий в киберпространстве. Это невозможно без активного участия различных международных институтов.Различные международные организации и объединения, такие ООН, НАТО, ШОС, ЕС, СНГ и др., все больше внимания уделяют кибербезопасности. Государства-члены сотрудничают в разработке стратегий киберзащиты, обмениваются информацией об угрозах и проводят совместные киберучения.Тем не менее, международное сотрудничество в сфере кибербезопасности сталкивается с рядом серьезных проблем. В разных странах действуют разные законы и правила, касающиеся кибербезопасности. Такое разнообразие усложняет усилия по созданию стандартизированных международных протоколов и может препятствовать трансграничному сотрудничеству правоохранительных органов. страны часто неохотно делятся конфиденциальной информацией о своих мерах и инцидентах в области кибербезопасности, опасаясь, что это может выявить уязвимости или быть использовано против них. Проблемы суверенитета также возникают, когда действия в киберпространстве пересекают международные границы, поднимая вопросы о юрисдикции и ответственности государства.Киберугрозы часто исходят от негосударственных субъектов, таких как преступные организации или группы хактивистов, которые не соблюдают международные нормы или государственные границы. Это усложняет международное сотрудничество, поскольку традиционные подходы, ориентированные на государство, могут оказаться неэффективными.В настоящий момент перед международными организациями стоит задача по выработке эффективного ответа на изложенные выше проблемы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники
1. Глобальная программа кибербезопасности // Международный союз электросвязи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ecosoc/itu/cybersecurity.shtml.
2. Проект Конвенции Организации Объединенных Наций о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности [Электронный ресурс]: Приложение к письму Постоянного представителя Российской Федерации при Организации Объединенных Наций от 11 октября 2017 года на имя Генерального секретаря. 16 октября 2017 г. A/C.3/72/12 // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. URL: https ://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?OpenAgent&DS=A/C.3/72/12&Lang = R.
3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 5 декабря 2016 года [по докладу Первого комитета (A/71/445)]. 71/28. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n16/399/53/pdf/n1639953.pdf?token=wlNtvpFHPAPYDpGlA1&fe=true.
4. Соглашение между правительствами государств—членов Шанхайской Организации Сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный фонд]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902289626.
5. Соглашение о сотрудничестве Государства-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации // СЗ РФ. 30.03.2009. №13. Ст. 1460.
6. Устав ООН // Организация Объединённых Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
7. Convention on Cybercrime // Council of Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/1680081561.
8. Cyber Defense // NATO. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm.
9. Cybersecurity Strategy of the European Union: An Open, Safe and Secure Cyberspace // European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kowi.de/Portaldata/2/Resources/horizon2020/coop/2013-JOIN-Cybersecurity-Strategy-EU.pdf.
10. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on ENISA, the "EU Cybersecurity Agency", and repealing Regulation (EU) 526/2013, and on Information and Communication Technology cybersecurity certification (''Cybersecurity Act'') // European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52017PC0477.
11. Swift Hack Probe Expands to Up to a Dozen Banks Beyond Bangladesh // Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-05-26/swift-hack-probe-expands-to-up-to-dozen-banks-beyond-bangladesh.
Научная литература
12. Блохин К.В. Мировая геополитическая конкуренция в контексте четвертой промышленной революции // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2020. №3. С.339-351.
13. Горелик И.Б. Возможные направления развития международно-правовых институтов в области обеспечения глобальной кибербезопасности // Международное право. 2023. № 2. С. 33-44.
14. Горелик И.Б. Роль международных организаций в процессе противодействия киберпреступности // Международное право. 2022. №3. С. 28-41.
15. Джафарли В. Ф. Криминология кибербезопасности: в 5 т. Т. 2: Уголовно-правовое обеспечение криминологической кибербезопасности / под ред. С. Я. Лебедева. М.: Проспект, 2021. 280 с.
16. Дмитриев С.С. Инновационный «тотализатор» — ставка на США // Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 4. С. 104-110.
17. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации // Российский следователь, 2021. № 10. С. 69-72.
18. Евсеев В.В. Торговая и технологическая война США и Китая // Геоэкономика энергетики. 2019. №3. С.110-130.
19. Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики современного Китая // Китай: история и современность: материалы IX международной научно-практической конференции «Китай: история и современность» 22—23 октября 2015. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 279-284.
20. Левашова О.В. Международный опыт борьбы с киберпреступностью // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 228-230.
21. Намиот Д.Е., Сухомлин В.А. О кибербезопасности систем интернета вещей // International Journal of Open Information Technologies. 2023. №2. С.85-97.
22. Панарин И. Н. Технология информационной войны. М.:КСП+, 2003. 319 c.
23. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. 415 с.
24. Смолякова В.В. Коммуникативное пространство как объект политического анализа / В.В. Смолякова // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2001. № 1. С. 17-25.
25. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации / А.И. Соловьев // Полис. 2002. № 3. С.5-18.
26. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Изд-во «Эксмо», 2017. 208 с.
27. Шматкова Л.П. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступлениями: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 720-723.
28. Юдина М.А. Индустрия 4.0: конкуренция за актуальность // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №80. С.286-303.