Здоровьесберегающие технологии на тренировках по художественной гимнастике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 41 41 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 22.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Задачи: 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИРОВКАХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 5
1.1. Здоровьесбережение как педагогическая проблема: история, теория и практика 5
1.2. Основные особенности художественной гимнастики как вида спорта 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3.1. Результаты исследования уровня подготовки спортсменок 11 – 13 лет 24
3..2. Интерпретация результатов исследования 26
3.3. Оценка эффективности и результативности разработанных 28
рекомендаций 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Фрагмент для ознакомления

Все это является неблагоприятным условием для дальнейшего разучивания групповой композиции со скакалками. 3.3. Оценка эффективности и результативности разработанныхрекомендацийПовторное тестирование технической и физической подготовленности показало улучшение результатов. Результаты тестирования выражены в тех единицах измерения, которые соответствуют каждому тесту. Затем эти показатели были переведены в баллы. После педагогического эксперимента 75% гимнасток имеют высокий уровень развития физических качеств и 25% - средний, с низким уровнем подготовленности – 5 % гимнасток (рис. 3).Следующим нашим действием было определение уровня технической подготовленности гимнасток, в связи с возросшим уровнем физической подготовленности. При оценивании сложности выполнения отдельных элементов, стоимость элемента не снижается в зависимости от качества исполнения, поэтому если он выполняется технически правильно, выставляется его бальная ценность, если нет, то ставится 0.Рис. 3. Диаграмма уровня физической подготовленности гимнасток после проведения эксперимента.Нами было предложено гимнасткам выполнить по одному элементу каждой трудности всех трех групп упражнений (прыжки, равновесия, повороты) и соответственно разной их стоимости (0,3; 0,4; 0,5 балла). По результатам тестирования техническое выполнение упражнений с предметамизначительноулучшилось.50%участницвыполнилизаданияна 100 %, участниц со средним показателем выполнения заданий после педагогического эксперимента – 50%, с низким уровнем - нет.Для достоверности приведенной качественной картины улучшения тестируемых показателей в таблице 5 приведены результаты их статистической обработки. Исходя из данных, приведенных в таблице 5 видно, что по всем тестам произошел достоверный прирост результатов, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие физических качеств.Таблица 3.3. Результаты тестирования физических качеств гимнасток до и послепедагогического эксперимента (в баллах)Контрольные упражненияДо проведенияпедагогическогоПослепроведенияtрэксперимента Х±mпедагогического экспериментаХ±mСтойка на п/п без опоры наодной ноге3,40±0,224,10±0,232,68<0,05Складка стоя без рук3,80±0,244,20±0,132,44<0,05Активный шпагат лежа наспине, нога в вперед3,70±0,264,60±0,163,25<0,05Активный шпагат лежа на боку,нога в сторону3,60±0,264,70±0,153,97<0,05Активный шпагат лежа на боку,нога назад3,50±0,264,70±0,153,67<0,05Приседания, руки перед собой за10 с3,40±0,224,80±0,136,33<0,05Подъем и прогибание туловища назад до вертикали, из положения тела лежа на животеза 10 с4,10±0,274,80±0,103,27<0,05Поднимание ног на 90 градусов, лежа на спине, ноги прямые, за10 с3,70±0,154,50±0,163,20<0,05Прыжки с двойным вращениескакалки вперед за 30 с3,20±0,134,00±0,242,75<0,05Скоростные прыжки черезскакалку за 10 с3,80±0,244,80±0,134,74<0,05Выкрут через скакалку3,20±0,134,30±0,164,71<0,05Такжеследуетрассмотретьпоказателипоуровню технической подготовленности гимнасток (таблица 3.4).Таблица 3.4Результаты тестирования технической подготовленности у гимнасток до ипосле проведения педагогического экспериментаКонтрольные упражненияДо проведенияПослеtрпедагогического эксперимента Х±mпроведения педагогиче- ского эксперимента Х±mПрыжок двумя ногами в кольцо(стоимость элемента 0,3 балла)0,15±0,050,30±03<0,05Прыжок шагом в шпагат (стоимостьэлемента 0,4 балла)0,24±0,060,40±02,44<0,05Прыжок «жете ан турнан» прогнувшись(стоимость элемента 0,5 балла)0,25±0,080,45±0,052,44<0,05Боковое равновесие нога в шпагат в сторону с наклоном туловища в сторону без помощи рук (стоимость элемента 0,3 балла)0,15±0,050,30±03<0,05Равновесие в кольцо, нага назад без помощи рук (стоимость элемента 0,4балла)0,20±0,060,36±0,042,44<0,05Фуетированное равновесиеВперед-сторону без помощи рук в шпагат (стоимость элемента 0,5 балла)0,25±0,080,45±0,052,44<0,05Вращение тела в аттетюде с переводом ноги в пассе (стоимость элемента 0,3 балла)0,15±0,050,30±03<0,05Вращение тела в затяжке назад 2 круга(стоимость элемента 0,4 балла)0,12±0,060,36±0,042,71<0,05Вращение тела в заднем наклоне(стоимость элемента 0,5 балла)0,25±0,080,45±0,052,44<0,05Повторное тестирование подготовленности доказалоулучшениерезультатовповсемупражнениям.Однакоупражнение «переворотвпередсброскомскакалкиногой»всежеостаетсятехнически сложной для выполнения (6,0 б.) и необходимо гораздо больше времени, чтобы в совершенстве владеть этим элементом.По 10-балльной шкале лучшие результаты были в тестах: «бросок + ловля скакалки во вращение» оценка 9,0. Хуже оказались результаты выполнения тестов «переворот вперед с броском скакалки ногой» и «бросок и ловля скакалки ногами на кувырке назад». Они улучшились, но не существенно (р> 0,05). По данным тестов специальной технической подготовленности изменения произошли значительно более существенныепо всем элементам (Р <0,05). Но прежде всего гимнастки сравнялись по уровню технической подготовленности (V = 9,1%), а это является одним из важных критериев.После повторного тестирования по пробе с подскоками спортсменки показали, что стоимость пробы 19,2 уд / мин., Это на 6 уд / мин. меньше, чем до проведения эксперимента (Р <0,05), уменьшение показателя пульса на 4,8 уд / мин. (Р <0,05). По результатам тестирования пробы с падением после эксперимента группа вышла на такие процентные отношения: 30% - низкий уровень, преимущественно 60% - средний уровень, 10% высокий уровень.Тренировка гимнасток по разработанной программе на основе здоровьесберегающих технологийи внедренной методике работы с предметами позволили за этот период эксперимента повысить уровень скоростно-силовых качеств от 3,69 ± 0,14 балла до 8,20 ± 0,12 балла, (V = 10,19%) без дополнительных затрат времени. Совершенствование техники выполнения соревновательных композиций было более качественным.Анализ результатов обнаружил достоверный прирост показателей (р<0,05) от 3,20 ± 0,14 балла до 8,20 ± 0,12 балла, (V = 9,81%).В таблице 3.5 представлены протоколы соревнований экспериментальной группы после проведения эксперимента и участия в соревнованиях.Таблица 3.5 Протокол соревнований Чемпионата г. Москвы экспериментальной группы после проведения эксперимента ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ 11-13 ЛЕТ№Занятое место всоревнованияхФамилия, Имягимнастки11Оз-ва К-тя22Ка-ко Лю-вь33Ро-ко О-га44Ро-ко Е-на55Ко-ва Да-я66Ме-ва Ал-ра79Пр-ва М-я810Гр-ва П-на913Са-ва О-на1014Ку-ва А-а1115Тр-ва В-ия1216Че-ва Е-на1317Б-ва О-на1418М-ва Н-ша1519А-ва Д-яРезультаты внедрения эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной методики на основе здоровьесберегающих технологийв повышении уровня развития физических качеств, улучшение координационных возможностей, которые позволили совершенствовать техническую подготовленность гимнасток.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ научно-методической литературы показал, что тенденция к более ранней специализации в художественной гимнастике, непрерывная возрастающая сложность соревновательных упражнений ставит перед наукой вопрос о необходимости дальнейших исследований в использовании здоровьесберегающих технологий.Внедрение методики повышения физической и технической подготовкина основе здоровьесберегающих технологий с предметами в художественной гимнастике позволили на этапе спортивного совершенствования улучшить техническую и физическую подготовленность гимнасток. Тренировка гимнасток позволила за период эксперимента повысить уровень скоростно-силовых качеств и координационных способностей.Разработанная нами методика подготовки в художественной гимнастике с использованием специально подобранных упражнений на основе здоровьесберегающих технологийэффективнее как по времени освоения упражнений, так ипо качеству выполнения и может быть использована в учебно-тренировочном процессе и дальше.Программа совершенствования техники выполнения упражнений без зрительного контроля на этапе спортивного совершенствования предоставила возможности повысить как показатели качества выполнения упражнений со скакалкой, так и уровень психоэмоциональной устойчивости.После педагогического эксперимента, с применением разработанной методики, уровень вестибулярной устойчивости - на среднем уровне, уровень психоэмоциональной устойчивости: 30% - низкий уровень, преимущественно 60% - средний уровень, 10% высокий уровень. После повторного тестирования по пробе с подскоками спортсменки показали, что стоимость пробы 19,2 уд / мин., Это на 6 уд / мин. меньше, чем до проведения эксперимента(Р<0,05),уменьшениепоказателяпульсана4,8уд/мин.(Р<0,05).После проведения эксперимента и работе по разработанной программе с внедрением методики включающей работу с предметами у гимнасток экспериментальной группы повысился уровень скоростно-силовых качеств от 3,69 ± 0,14 балла до 8,20 ± 0,12 балла, (V = 10,19%) и по 10-балльной шкале лучшие результаты были в тестах: «бросок + ловля скакалки во вращение» оценка 9,0. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в подготовке гимнасток является эффективным и результативным.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгаджанян, Н. А. Экология человека: здоровье и концепция выживания/ Н. А. Агаджан - М.: Изд-во РУДН, 2019. - 27 с. Архипова, Ю.А. О проявлении специальных восприятий «ощущения предмета» в художественной гимнастике / Ю.А.Архипова // Гимнастика : сб. науч.тр. Вып. У1 / С.-Петерб.гос. ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. -СПб., 2013. -С. 65-68Бароненко, В. А. Морфофункциональный статус девочек, занимающихся художественной гимнастикой, в контексте построения стратегии адаптации к однократному тренировочному занятию в предсоревновательном и постсоревновательном периодах / В. А. Бароненко, С. И. Белоусова, Ю. Б. Погребак // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 32–35.Белогурова, Я. Г., Медведь Р. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций / Я. Г. Белогурова // Молодой ученый. – 2021. – №19. – С. 9-10.Борисенко, С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С.И.Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. -2014. No 6. -С. 20-23.Бурлаков, А. Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка: Сборник тезисов и статей шестой научно-практической конференции / А. Н. Бурлаков – М, 2017. – 272 с.Индивидуальные биомеханические особенности взаимодействия спортсменок с предметами в художественной гимнастике [Электронный ресурс] / В. М. Адашевский [и др.] // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-biomehanicheskie-osobennosti- vzaimodeystviya-sportsmenok-s-predmetami-v-hudozhestvennoy-gimnastikeКарпенко Л. А. Художественная гимнастика: Учебник / Под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М .: Изд-во ВФХГ, 2003. - 382 с.Кизяев, С. В. Использование методов восстановления и повышения спортивной работоспособности в художественной гимнастике / С. В. Кизяев, Е. С. Кононенко // Спортив. медицина. – 2007. – № 1. – С. 67–72.Ларионова, И. С. Здоровье как витальная ценность / И. С. Ларионова - М., 2017. - 190 с.Пантелеева, Е. А. Оценка предполагаемой результативности выступлений юных гимнасток в групповых упражнениях по психолого- педагогическим характеристикам спортсменок [Электронный ресурс] / Е. А. Пантелеева // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/3-121-2015/p236-239.pdfПахомова, Л. Э. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами [Электронный ресурс] / Л. Э. Пахомова, Е. С. Николаева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/Archive.htm.Планирование учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, ЦОП) :метод. рекомендации / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь, Респ.. учеб.-метод. центр физ. воспитания населения ; [разраб.: А. Л. Сируц [и др.]. – Минск, 2000. – 18 с.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте:общаятеорияиеепрактическиеположения:учеб.длястуд.вузовфиз. воспитания и спорта. / В.Н. Платонов // - М.: Олимпийская литература, 2004. - С. 286 - 290.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие / Н. К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2020. – 121 с.Степанова, И. А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики : учеб. пособие / И. А. Степанова ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1996. – 26 с.Художественная гимнастика для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж.А. Белокопытова, Т.В. Нестерова, А. М. Дерюгина, В.А. Безсонова // - М .: Республиканский научно-методический кабинет, 1999. - 115 с.Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития : учеб. пособие / И. А. Винер-Усманова [и др.] // - Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. – М. : Человек, 2014. – 200 с.Челганова, А.А. Эстетическая составляющая сложнокоординационных видов спорта на олимпийских играх // Физическая культура, спорт и здоровье: современность и проблемы развития. Сборник материалов научно-практической конференции. 2018. С. 56-61.ПРИЛОЖЕНИЕКомплекс упражнений на основе здоровьесберегающих технологийПри выполнении упражнений движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличивая амплитуду и степень применения силы.Упражнения выполняются во всех частях занятия. В подготовительной части – на разминке, в основной части – чередуя сериями, в заключительной – комплексы «пассивных» динамических упражнений. В заключительной части упражнения на растяжку следует чередовать с упражнениями на расслабление. Нагрузку в упражнениях в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Начинают упражнения с относительно небольшой амплитуды движений и постепенно увеличивают ее к 8-12 повторению. В течение одного учебно-тренировочного занятия может быть несколько серий упражнений, выполняемых с незначительным отдыхом или чередуя с упражнениями другой направленности. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не «остывали». Комплекс упражнений № 1 (для подготовительной части занятия). 1. Исходное положение — широкая стойка с расставленными ногами, руки вытянуты вперед. Отведение рук в стороны. 2. Исходное положение — нормальное положение стойки 1-2 — шаг левой ногой назад, опускаясь на левое колено, руки вперед, 3-4 — И.П., 5-8 – то же самое с правым коленом. 3. И.П. — н.с.п., руки вверх. 1 — наклон вперед, руки вниз и назад; 2 - И.П. 4. И.П. — сидя на полу. Наклон вперед, с отведением правой ноги влево; 1 — наклон вперед, 2 — переход к левой ноге, 3 — к правой ноге, 4 — И.П. 5. И.П. — широкая стойка с расставленными ногами, гимнастическая палка лежит горизонтально внизу, захват палки сверху руками, расположенными шире плеч: 1-2 — плавно поднимите руки с палкой вверх, 3- 4 — отведите руки с палкой назад, 5-6 — вывихните руки с палкой вверх, 7-8 — вернитесь в исходное положение. Комплекс упражнений № 2 (для заключительной части занятия). 1. И.П. — н.с.п. 1 — резкие вертикальные движения руками, правая рука вниз, левая рука вверх, 2 — резкие вертикальные движения руками, правая рука вниз, левая рука вверх. 2. И.П. — н.с.п. Руки вытянуты вперед, 1 — наклон туловища вперед, стремясь коснуться пола, 2 — вернитесь в операционную. 3. И.П. — сидя, руки вытянуты вперед, 1 — наклониться вперед, носки подтянуты к себе, 2 — вернуться в исходное положение. 4. И.П. — сидя, ноги на ширине плеч, наклон к левой ноге, 2 - наклон вперед, 3—наклон к правой ноге, 4 - возвращение в И.П. 5. И.П. — широкая стойка с расставленными ногами, руки на полу, 1 — приседание на шпагат. Комплекс упражнений № 3. 1 И.П. — н.с.п. 1 — наклон корпуса вперед, 2 — И.П., 3 — наклон корпуса назад, 4 — возврат в исходное положение. 2. И.П. — стойка с расставленными ногами, спиной к стене тренажерного зала (к любой перекладине), руками держась за перекладину за головой на уровне плеч. 1 — наклонитесь вперед. Постепенно, откидываясь назад, перемещайте руки на все более низкие перекладины. 3. И.П. — стояние на одной ноге. Покачивания ногами. 1-4 взмаха правой ногой, 5-8 взмахов левой ногой. 4. И.П. — стойка с расставленными ногами, руки врозь. 1 — наклон влево, левая рука за спиной, правая за головой; 2 — И.П.; 3-4 — то же самое в другую сторону. 5. И.П. — стоя на левой ноге, правая сдвинута дальше в сторону и вниз, руки на талии. Прыжки со сменой ноги в каждом наборе повторений. Комплекс упражнений № 1 был включен в подготовительную часть занятия и занял 4-5 минут. Комплексы упражнений № 2 и № 3 были включены в заключительную часть занятия. Продолжительность упражнений было 5 минут. Количество повторений каждого упражнения составляет 10-15 раз.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Агаджанян, Н. А. Экология человека: здоровье и концепция выживания/ Н. А. Агаджан - М.: Изд-во РУДН, 2019. - 27 с.
2. Архипова, Ю.А. О проявлении специальных восприятий «ощущения предмета» в художественной гимнастике / Ю.А.Архипова // Гимнастика : сб. науч.тр. Вып. У1 / С.-Петерб.гос. ун-т физ.культуры им. П.Ф.Лесгафта. -СПб., 2013. -С. 65-68
3. Бароненко, В. А. Морфофункциональный статус девочек, занимающихся художественной гимнастикой, в контексте построения стратегии адаптации к однократному тренировочному занятию в предсоревновательном и постсоревновательном периодах / В. А. Бароненко, С. И. Белоусова, Ю. Б. Погребак // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 32–35.
4. Белогурова, Я. Г., Медведь Р. В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций / Я. Г. Белогурова // Молодой ученый. – 2021. – №19. – С. 9-10.
5. Борисенко, С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С.И.Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. -2014. No 6. -С. 20-23.
6. Бурлаков, А. Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка: Сборник тезисов и статей шестой научно-практической конференции / А. Н. Бурлаков – М, 2017. – 272 с.
7. Индивидуальные биомеханические особенности взаимодействия спортсменок с предметами в художественной гимнастике [Электронный ресурс] / В. М. Адашевский [и др.] // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-biomehanicheskie-osobennosti- vzaimodeystviya-sportsmenok-s-predmetami-v-hudozhestvennoy-gimnastike
8. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: Учебник / Под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М .: Изд-во ВФХГ, 2003. - 382 с.
9. Кизяев, С. В. Использование методов восстановления и повышения спортивной работоспособности в художественной гимнастике / С. В. Кизяев, Е. С. Кононенко // Спортив. медицина. – 2007. – № 1. – С. 67–72.
10. Ларионова, И. С. Здоровье как витальная ценность / И. С. Ларионова - М., 2017. - 190 с.
11. Пантелеева, Е. А. Оценка предполагаемой результативности выступлений юных гимнасток в групповых упражнениях по психолого- педагогическим характеристикам спортсменок [Электронный ресурс] / Е. А. Пантелеева // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/3-121-2015/p236-239.pdf
12. Пахомова, Л. Э. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к выполнению упражнений с предметами [Электронный ресурс] / Л. Э. Пахомова, Е. С. Николаева // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/Archive.htm.
13. Планирование учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, ЦОП) : метод. рекомендации / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта Респ. Беларусь, Респ.. учеб.-метод. центр физ. воспитания населения ; [разраб.: А. Л. Сируц [и др.]. – Минск, 2000. – 18 с.
14. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические положения: учеб. для студ. вузовфиз. воспитания и спорта. / В.Н. Платонов // - М.: Олимпийская литература, 2004. - С. 286 - 290.
15. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие / Н. К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2020. – 121 с.
16. Степанова, И. А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики : учеб. пособие / И. А. Степанова ; СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1996. – 26 с.
17. Художественная гимнастика для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж.А. Белокопытова, Т.В. Нестерова, А. М. Дерюгина, В.А. Безсонова // - М .: Республиканский научно-методический кабинет, 1999. - 115 с.
18. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития : учеб. пособие / И. А. Винер-Усманова [и др.] // - Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. – М. : Человек, 2014. – 200 с.
19. Челганова, А.А. Эстетическая составляющая сложнокоординационных видов спорта на олимпийских играх // Физическая культура, спорт и здоровье: современность и проблемы развития. Сборник материалов научно-практической конференции. 2018. С. 56-61.