В каких случаях, зачем и почему люди принимают решение о разрыве отношений? Момент разрыва отношений
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Подход к исследованию и типологий близких романтических отношений 5
1.1 Подходы к определению понятия близких романтических отношений 5
1.3 Структура и типы романтических отношений 10
Глава 2. Особенности разрыва близких романтических отношений 18
2.1 Причины и стадии разрыва отношений 18
2.2 Факторы, осложняющие расставание 23
Заключение 31
Список использованных источников 32
Спасатель - заботится, опекает, спасает и нянчит. Это псевдоальтруизм, который маскирует эгоцентризм. Все это делается для того, чтобы чувствовать себя нужным и востребованным. Другая роль созависимых - роль праведного преследователя. Праведный преследователь кричит, ругается, обвиняет, читает нотации, учит жизни, контролирует, воспитывает, уличает в неблаговидных поступках своего мужа или сына. Праведный преследователь просто упивается своей правильностью и бескомпромиссностью. Третья роль созависимых - роль жертвы. Жертва плачет, ищет сочувствия, жалуется на свою судьбу [2].Е. В. Емельянова описывая роли в драматическом треугольнике говорит о том, что «Спасатель» помогает, когда его не просят; чувствует вину, когда не может помочь; дает жертве шанс на неудачу (если жертва станет самостоятельной и удачливой, то некого будет спасать); берет на себя всю ответственность за жертву или большую ее часть; смягчает последствия ее безответственности; часто делает работу за жертву. «Преследователь» критикует; обвиняет («ты в этом виноват»); поступает неоправданно жестоко; наполнен гневом; использует психологические защиты вместо искренности, так как всегда ожидает нападения. «Жертва» излучает состояние «бедный я бедный»; все время чего-то стыдится; чувствует себя беспомощной и бессильной в решении своих проблем; всегда кем-то или чем-то подавлена; нуждается в спасателе, который будет защищать и служить [1].Концепция драматического треугольника создана психотерапевтом Стивеном Карпманом в 1968 году. Он выделил и описал три роли - преследователь, спасатель и жертва, которые работают, чтобы держать людей в иллюзии власти. Роли включают шаблоны, привычки и механизмы контроля, для связи людей нездоровыми способами, такими как сим-биотическое и деструктивное поведение [3].С. Карпман описал эти роли в виде перевернутого треугольника с преследователем и спасателем на верхнем конце треугольника и жертвой в нижней части. Две позиции в верхней части обеспечивают чувство превосходства, нижняя позиция - состояние беспомощности. Это роли бессознательных сценариев, которые являются фундаментом для нездоровых отношений и держат людей отключенными от истинной близости. Они проявляются в поведении так, что людям приходиться дистанцироваться и отсоединятся друг от друга. Они показывают, как люди пытаются обезопасить себя, чувствовать себя важным и следовать инстинктам их собственного эго. Участие в драматическом треугольнике держит людей застрявшими во лжи, в чувстве вины и стыда, нездоровой таинственности, пристрастии к кризису, хаосу и манипуляции [3].Позиции драматического треугольника обычно не признаются и не ощущаются самим человеком и удерживают на месте отрицание, высокомерие, беспомощность в сговоре (молчаливом согласии всех игроков, чтобы сохранить статус-кво.) Бессознательные сценарии вины, стыда запрограммированы в психике маленького ребенка. Темы отчаяния вокруг одной из ролей приводят к депрессии, алкоголизму, насилию, инцесту, манипуляции и созави-симости. Эти тематические шаблоны передаются из одного поколения к другому. Все роли характеризуются отрицанием своих чувств, а затем и чувств других. Отрицание является защитным механизмом, который удерживает людей, действовать в бессознательном состоянии извращенными способами, они не видят реальности, они ранят себя или окружающих [3].С. Карпман описал их как три аспекта жертвы. Независимо от роли участника в данный момент, в конечном итоге, участник всегда становится жертвой [4]. У каждого участника есть основная или наиболее знакомая роль в треугольнике. Это место «входа» в треугольник, в систему созависимых взаимоотношений. Данная роль формируется в родительской семье. Попав в треугольник в одной роли, участник в процессе взаимоотношений проходит через все три [5].Играя роли люди всегда проигрывают. Никто не выигрывает в драматическом треугольнике, все позиции которого направлены на то, чтобы: причинять боль; отрицать боль; закреплять ложь и нездоровые секреты; вызывать чувство стыда и позора; чувства собственной неполноценности; закреплять чувство вины и «не здоровое чувство любви»; передаваться следующему поколению детей. Роли, которые играют люди в Драматическом треугольнике держат их в состоянии несчастья.Девиз преследователя - «Я чувствую себя в безопасности от причинения вреда другим и унижая их». Признаки преследователя: застревание в ложном чувстве превосходства; выделение адреналина во время гнева и ярости, ощущения кайфа от борьбы и просмотров передач где люди дерутся; бессознательное использование гнева как энергетика для избегания депрессии; контроль эмоциональной или физической силы, чтобы остаться у власти; угрозы и провокации конфликтов, чтобы оставаться в безопасности и доминирующей позиции; осуждение других и злость, когда другие не выполняют их требования; сильное чувство права - «ты мне должен» и готовность использовать словесную или физическую силу, чтобы получить его; чувство разочарования, которое разрешает сердиться, а не ликвидировать собственные неприятные чувства; невозможность чувствовать себя уязвимыми и отрицание собственной слабости; использование негативного поведения, чтобы скрыть/ отрицать собственные проблемы; убеждение, что сильные - правы и их полномочия не могут быть оспорены; поиск причин, чтобы сделать других неправыми и козлами отпущения; вера в то, что другие заслуживают жестокого обращения и наказания.Девиз спасателя - «Чувствовать себя в безопасности, мне позволяют другие». Признаки спасателя: застревание в ложной позиции превосходства защищая и помогая другим; ощущение себя хорошим за счет других, отсутствие навыков заботится о себе самом; управление другими, чтобы избежать собственных чувств и проблем; использование спасения для обеспечения чувства собственной важности; соуждение других и злость, когда другие не слушают их советов; чувство вины, когда не принимает участвие в проблемах других; чувство права над жертвой «Ты мне должен, потому что все, что я сделал я делал для тебя»; может стать мучеником, когда чувствует, что жертва воспользовались им [29].Девиз жертвы - «Я чувствую себя в безопасности, будучи покорным». Признаки жертвы: застревание в ложном оборонительном чувстве жалости к себе и пассивном- агрессивном поведении; уступает, для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда другие действуют за него; не в силах постоять за себя и избегает конфронтации; верит, что его потребности не в счет; не в состоянии принимать решения; избегает ответственности; не может заботиться о себе; испытывает чувство стыда за то, что он безответственный и неумелый; испытывает тревогу, которая служит оправданием для того чтобы оставаться жертвой; испытывает чувства гнева и обиды, мстит путем манипуляций вместо того, чтобы выступать в качестве ответственного взрослого; проявляет гнев в обвинении других; сердится, когда выполняет то, что Преследователь или Спасатель говорят делать; ощущает безысходность и никчемность, но не рискует двигаться вперед [27].Нужно понимать, что созависимость формируется поэтапно. Этапы зависимости:1. Ранний этап: уступки, поддержка, безвозмездная помощь; желание во всем угождать, развить доверительные отношения, создать хорошее впечатление; озабоченность жизнью партнера, его поведением; отрицание существование зависимости; нежелание заниматься социальной активностью, ограничение связей с социумом; зависимость от поведения партнера. 2. Средний: минимизация проблемы; укрывание, ложь, чувство вины, которое направлено на себя; заниженная самооценка, отчужденность от привычного круга друзей; установление контроля над родственником; подчинение объекту зависимости; перепады настроения; снятие с себя ответственности; развитие полной зависимости. 3. Поздний этап: появляются отрицательные проявления – апатия, пустота, безнадежность; возникают заболевания, которые развиваются на фоне стресса; устанавливается излишний контроль, граничащий с насилием [6]. Созависимость в семье может образовываться вследствие влияния конкретных факторов. К наиболее часто встречаемым относят следующие причины:1. Потребность в переложении на партнера ответственности за себя и собственную жизнь. К примеру, ситуация, когда женщина хочет выйти замуж за более зрелого мужчину для того, чтоб он за нее отвечал. 2. Отсутствие возможности удовлетворить свои потребности. 3. Финансовая. Материальное обеспечение семьи перекладывается на плечи одного партнера.4. Эмоциональная. Нехватка эмоций в жизни приводит к зависимости от чувств и переживаний партнера. 5. Боязнь одиночества, недостаток общения [10]. К типичным признакам созависимой личности относят: отсутствие автономии на психологическом уровне; изменение потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; понижение самооценки; нестабильное эмоциональное состояние, могут отмечаться психологические нарушения; неосознаваемое поведение; ухудшение здоровья [3]. Среди проявлений, которые указывают на существование созависимости, выделяют: попытки договориться, уговоры просьбы, ориентированные на объект зависимости;выдвигание требований к данному человеку, попытки контролирования; происходит полное погружение в проблемы партнера, игнорирование собственных сложностей, возрастание уровня тревожности, раздражительности, появление истощения, развитие соматических недугов, депрессии и суицидальных мыслей; стирание личностных границ – ситуация, когда проблемы, которые возникают у объекта зависимости, воспринимаются, как свои; невозможность контролировать себя, развитие обсессивно-компульсивного влечения к аддикту; самообман, чувства, как при опьянении; изоляция, отчужденное настроение; агрессия, сверхтребования без основания;самокопание, саморазрушение; оправдание проблемы, попытка сберечь благополучие; неуверенность в собственных чувствах, повышенная тревожность; боязнь вызвать агрессию со стороны. Это чувство вины, беспомощности, злости, потеря самообладания [11]. Необходимо понимать, что далеко не каждый раз человек самостоятельно понимает, что оказался в созависимых отношениях. Часто на это указывает ближний круг индивидуума, а последний сопротивляется, не верит в наличие проблемы. Однако нужно не забывать о том, что созависимость влечет за собой развитие конкретных последствий, а если имеются дети, то она сказывается и на них, и на их будущем. Таким образом, созависимые отношения — это форма отношений между близкими людьми с гипертрофированным чувством привязанности одного к другому.ЗаключениеЧтобы понять, как пережить разрыв отношений, необходимо осознать, что это процесс довольно длительный, и он делится на несколько этапов. И от того, как вы их пройдете, будет зависеть то, насколько трудно вы будете переживать, насколько надолго затянется процесс, и, в итоге, каким будет конечный результат. Кто-то, пройдя все стадии расставания, возвращается к нормальной жизни, будто излечивается от недуга. А есть люди, которые застревают на одном из них. В итоге, это заканчивается депрессией и желанием изолировать себя от любого общения.Б. К. Уайнхолд, Дж. Б. Уайнхолд пишут о том, что для того чтобы преобразовать систему созависимых отношений в партнерскую модель, участники должны иметь или проявлять следующие черты: установка на богатство и изобилие; узаконенные равные права; социальные системы, основанные на разделении власти; навыки ведения переговоров; возможность прямого общения; открытое выражение чувств; совместный подход к решению конфликтов по принципу «победитель - победитель»; готовность говорить правду и стремление к близости; уважение границ других людей. Если у людей возникает желание следовать данным рекомендациям, они могут успешно избавиться от сознания жертвы. Как только человек уясняет движущие силы этой игры и ее цели, он обнаруживает, что она ведется везде. Это оптимальный вариант для большинства семейных, общественных и рабочих отношений [6].Список использованных источников Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7—14. Андреева О.К., Широков В.А., Червяков Д.С. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025406 (дата обращения: 22.06.2024 ).
Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 222 с. Белисова А.А., Васерман С.В., Кронштатова Е.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И., Богомолова Г.И. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ // Теория и практика современной науки. – 2018. - № 4 (34). – С.610-616.Гросицкая М.К. Переживание разрыва в отношениях: феноменология критической ситуации и средства психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия.2016. Т. 24. № 5. С. 240—265.Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. №6. – С. 278-284.Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования.-СПб.: Речь, 2004.- 368 с.Зайцев С. Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика.- Н. Новгород, 2004.- 90 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2018. – 576 с.Ильченко В.В., Санакоева Ф.Г. Психологические особенности романтических отношений у юношей и девушек // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. №4. – С. 338-342.Карпман С. Жизнь свободная от игр.- СПб.: Метанойя, 2016. - 337 с. Карушева А. В. Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1004-1006.Карушева А.В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 691-693. Кондрашихина О.А., Моисеева В.В. Предикторы любовных аддикций у женщин: возрастной аспект // Горизонты образования. - 2014. - № 2. - С. 46-53.Кудашевич Д.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». - 2022. - №21. - С. 216-222.Маркова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №21. - С. 318-322.Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.-М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.Проценко Е.Н. Созависимость как психологическая категория. URL: http://liferoute.ru/main/15-sozavisimost-kak-psixologicheskaya-kategoriya.htmlСабанин Д.Л. ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 119-122. Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности / М. В. Сытько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 119-122.Уайнхолд Б. К., Уайнхолд Дж. Б. Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости - другой стороны созависимости. - СПб.: Весь, 2011. - 528 с.Уайнхолд Б., Уайнхольд Д. Освобождение от созависимости. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с. Христославенко Е. Р. Любовная зависимость и ее особенности / Е // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 300-302.Христославенко Е. Р. Типы психологических и сексуальных отношений в браке // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 208-210. Чан Э. Какие бывают стадии расставания?https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cf5e92e6-6677f195-0abde2e9-74722d776562/https/www.wikihow.com/Stages-of-a-BreakupЧернобровкина Т. В. Созависимость - реактивное состояние или заболевание? Краткий анализ современных воззрений на феномен созависимости URL: http://www.narcom.ru/publ/info/827Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь, 2002. - 136 с.2. Андреева О.К., Широков В.А., Червяков Д.С. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016025406 (дата обращения: 22.06.2024 ).
3. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект. - М.: РИО МГУДТ, 2012. - 222 с.
4. Белисова А.А., Васерман С.В., Кронштатова Е.А., Мишенева Л.Н., Николаева Н.И., Богомолова Г.И. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РАЗВИТИЕ // Теория и практика современной науки. – 2018. - № 4 (34). – С.610-616.
5. Гросицкая М.К. Переживание разрыва в отношениях: феноменология критической ситуации и средства психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 240—265.
6. Екимчик О.А., Григорова Т.П., Смирнова Н.С. Динамические аспекты близких (романтических) отношений и совладающее поведение партнеров // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. №6. – С. 278-284.
7. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования.-СПб.: Речь, 2004.- 368 с.
8. Зайцев С. Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика.- Н. Новгород, 2004.- 90 с.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2018. – 576 с.
10. Ильченко В.В., Санакоева Ф.Г. Психологические особенности романтических отношений у юношей и девушек // Russian Journal of Education and Psychology. – 2017. №4. – С. 338-342.
11. Карпман С. Жизнь свободная от игр.- СПб.: Метанойя, 2016. - 337 с.
12. Карушева А. В. Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1004-1006.
13. Карушева А.В. Проблемы межличностных взаимоотношений в различных коллективах // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 691-693.
14. Кондрашихина О.А., Моисеева В.В. Предикторы любовных аддикций у женщин: возрастной аспект // Горизонты образования. - 2014. - № 2. - С. 46-53.
15. Кудашевич Д.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». - 2022. - №21. - С. 216-222.
16. Маркова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №21. - С. 318-322.
17. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь.-М.: ПЕР СЭ, 2002. - 336 с.
18. Проценко Е.Н. Созависимость как психологическая категория. URL: http://liferoute.ru/main/15-sozavisimost-kak-psixologicheskaya-kategoriya.html
19. Сабанин Д.Л. ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 119-122.
20. Сытько М. В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности / М. В. Сытько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 119-122.
21. Уайнхолд Б. К., Уайнхолд Дж. Б. Бегство от близости. Избавление ваших отношений от контрзависимости - другой стороны созависимости. - СПб.: Весь, 2011. - 528 с.
22. Уайнхолд Б., Уайнхольд Д. Освобождение от созависимости. - М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.
23. Христославенко Е. Р. Любовная зависимость и ее особенности / Е // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 300-302.
24. Христославенко Е. Р. Типы психологических и сексуальных отношений в браке // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 208-210.
25. Чан Э. Какие бывают стадии расставания? https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.cf5e92e6-6677f195-0abde2e9-74722d776562/https/www.wikihow.com/Stages-of-a-Breakup
26. Чернобровкина Т. В. Созависимость - реактивное состояние или заболевание? Краткий анализ современных воззрений на феномен созависимости URL: http://www.narcom.ru/publ/info/827
27. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь, 2002. - 136 с.