Понятие, признаки и сущность государства
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 24.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Определение понятия государства 4
1.2. Подходы к пониманию государства 6
1.3. Основные признаки государства 11
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 14
2.1. Понятие, классификация и виды функций государства 14
2.2. Социальные функции Российской Федерации на современном этапе развития 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Включает в себя развитие политики в сферах образования, науки, культуры и здравоохранения, которые являются краеугольными камнями для устойчивого развития общества.В контексте движения России к статусу социального правового государства, социальная функция приобретает новое содержание. Это отражается в интеграции концепций социального и правового государства, где социальная политика предполагает обеспечение финансирования важнейших социальных услуг: здравоохранения, культурного досуга, образования, строительства инфраструктуры и доступности коммуникационных услуг. Так, государство обязано гарантировать реализацию прав граждан на здоровье, отдых, жильё и доступ к культурным достижениям.Социальная политика России в настоящее время имеет чёткую социальную направленность, что проявляется в разработке и приоритетном исполнении социальных программ. Значительную роль в их реализации играют государственные структуры, в то время как институты гражданского общества пока не получили широкого распространения и значимости в стране.В последние годы федеральное правительство активно финансирует программы по укреплению здоровья населения, развивает государственную и частную медицинскую инфраструктуру, стимулирует деятельность, направленную на улучшение общего здоровья, физическую культуру и спорт, а также улучшение экологической ситуации и санитарно-эпидемиологического благополучия. Всё больше внимания уделяется развитию добровольного социального страхования и созданию дополнительных форм социальной поддержки, включая благотворительность.При этом социальная функция остаётся в центре внимания государственной политики, поскольку она связана с задачами восстановления страны и создания условий для достойной жизни всех её граждан. Большинство граждан требуют более активной и эффективной социальной политики в свете массового ощущения бедности и недостаточной защищенности.Большую часть финансирования социальной сферы составляют государственные бюджеты, которые предусматривают распределение средств между различными социальными программами и учреждениями. Для более точного и целенаправленного использования этих ресурсов необходимо усилить бюджетный контроль и улучшить механизмы государственного финансового управления. Кроме того, важно расширять источники финансирования социальных услуг, привлекая внебюджетные средства.России необходимо модернизировать социальную функцию государства, чтобы уравновесить интересы различных социальных групп и интересы общества в целом. Социальная защищенность каждого гражданина, условия для полноценной жизни всех слоёв населения должны стать приоритетом в государственной политике.В секторе начального профессионального образования и колледжей наблюдается начало трансформации, когда роль в проведении обучения все чаще переходит к частным и корпоративным организациям. На уровне высшего образования частные учебные заведения пока еще уступают государственным, однако изменения в этом направлении представляются лишь вопросом времени, и можно ожидать, что в течение следующего десятилетия ландшафт образовательных услуг претерпит значительные изменения.Образовательные услуги в современном мире уже не являются исключительной сферой государственных структур; они также предоставляются частными лицами и корпорациями. Схожая картина наблюдается в здравоохранении, где роль в предоставлении услуг играют как частные лица и корпорации, так и различные уровни государственной власти. Медицинские услуги в России активно включаются в сферу частных предприятий, что свидетельствует о смещении акцентов от исключительно государственной модели к более разнообразной и многогранной системе оказания здравоохранительных услуг.В современной культурной сфере наблюдается интересное и многообразное сосуществование различных форм управления и владения культурными институциями. Это явление выражается в разнообразии поставщиков услуг, где и частные, и государственные организации играют активную роль в предоставлении культурных услуг и продуктов.Государственные музеи и галереи, как правило, финансируются из бюджета страны или муниципалитетов и выполняют не только функцию сохранения культурного наследия, но и образовательную миссию. Они предоставляют широкую доступность коллекций для всех слоев населения и часто участвуют в международных культурных обменах.С другой стороны, частные музеи и галереи приносят в культурную сферу элемент инновационности и эксклюзивности. Частные учреждения часто специализируются на определённых нишах или авангардном искусстве, что привлекает определённую аудиторию и способствует развитию конкуренции и разнообразия культурных проектов. Также они могут быть более гибкими в финансовых и управленческих вопросах, что позволяет быстрее реагировать на меняющиеся тренды в искусстве и общественные запросы.Филармонии, будучи важными культурными центрами, также демонстрируют разнообразие управленческих моделей. Государственные филармонии поддерживают высокие стандарты классической музыки и часто служат оплотом культурного наследия, в то время как частные филармонии могут предложить более широкий и экспериментальный репертуар.Это многообразие форм собственности и управления в культурной сфере создаёт благоприятные условия для культурного плюрализма и инноваций, обеспечивает более широкий выбор для потребителей культурных продуктов и способствует более динамичному развитию культурной жизни общества.Однако особое внимание в современной России привлекает система пенсионного обеспечения, которая является ключевой составляющей социальной функции государства. Пенсионная система, несмотря на государственные гарантии, сталкивается с проблемами, связанными с несоответствием размера пенсий вкладу индивидуума в Пенсионный фонд, при этом на размер выплат влияет больше трудовой стаж, чем заработная плата, что ведет к низким пенсионным выплатам.Таким образом, социальная функция государства в России охватывает широкий спектр направлений, включая образование, здравоохранение, культуру, и обеспечивается как государственными, так и частными и корпоративными структурами. Это показывает, что предоставление социальных услуг становится более многообразным и динамичным, отражая изменения в общественных и экономических условиях страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодведение итогов к изучению исторического развития и теоретического осмысления государства позволяет выделить следующие ключевые моменты:Определение универсального понятия государства, отражающего все его свойства и характеристики для всех временных периодов, оказывается невозможным из-за уникальности условий каждой исторической эпохи. Термин «государство» претерпевал изменения, что отражает различные этапы его развития и формирования.Государство представляет собой сложное явление, постоянно эволюционирующее в историческом процессе. Его изучение на протяжении веков порождает множество теоретических подходов и взглядов, значение которых зависит от:- объективности методологических подходов;- уровня развития человеческой мысли в данную эпоху.В эпоху первобытного строя общества развивались однородно, живя по устоявшимся традициям. С развитием государственности начались значительные перемены, каждое общество выбрало свой путь становления, что видно на примере восточного пути развития и особенностей европейских стран.Ключевые признаки государства включают суверенитет, публичность власти, наличие правовой системы, систему займов и налогов, а также единую территорию с чётко определёнными границами.Государственные функции могут реализовываться через правовые и неправовые формы.В юридическом сообществе существует разнообразие мнений относительно определения "функции государства". Часто этот термин интерпретируется как основное направление действий государства, которое отражает его сущность и социальную роль. Согласно многочисленным исследованиям, функция государства представляет собой его способность к активности в конкретной области, которая осуществляется при наличии соответствующих условий и направлена на достижение поставленных перед ним задач.Вопрос о систематизации функций государства остаётся предметом дебатов в юридической науке. Основой для классификации функций государства должны служить ключевые, объективные характеристики, которые помогают структурировать материал с учётом его внутренней логики. В теории государства общепринятой является разделение функций на внутренние, относящиеся к деятельности государства внутри страны, и внешние, которые касаются его взаимодействия с другими государствами.Социальная функция государства обладает широким спектром наполнения и включает в себя действия в областях образования, науки, культуры, и здоровья. Эта функция занимает ключевое место среди внутренних функций государства. В современной России социальная функция в основном реализуется через государственную организацию, предоставляющую социальные и административные услуги. При этом, такая функция не является исключительно государственной прерогативой.В заключение, государство является многогранным и постоянно развивающимся понятием, изучение которого требует комплексного подхода и не исчерпывается одной теорией или методологией. Исследование природы государства продолжается и в современный период, демонстрируя многообразие подходов и постоянное развитие правоведения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВсеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И.А. Исаев, и др.. - М.: Проспект; Издание 4-е, перераб. и доп., 2019. – 215 с.Бубнова О. Ю. Бюджетный контроль в Российской Федерации: его цели и задачи в условиях социального государства // Государство и право. 2020 № 6 –310 с.Венгеров А. Б. Теория государства и права. 3-е изд., исп. и доп. — М., 2019. – 364 с.Гнатенко, А. И. К вопросу о социальной функции современного государства // Вопросы гуманитарных наук. - 2019. - № 1 (45). – С. 41-47Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов/ В.Г. Графский.- М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.- 502 с.Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 257 с.Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 –97 с.Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969 –204 с.Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 369 с.Макаров Государство и право / Макаров, C.А. и др.. - М.: УНЦ ДО, 2019. – 305 с.Малько А.А. Теория права и государства/ А.А. Малько.- М.:КНОРУС, 2018.- 218 с.Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник/ М.Н. Марченко.- М.Проспект, 2020.- 254 с.Матузов Н.И. Теория права и государства/ Н.И. Матузов.- М.: Дело, 2019.- 315 с.Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 324 с.Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020.- 196 с.Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 168 с.Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник/ М.М. Рассолов.- М.: Юнити - Дана, 2020.- 218 с.Родионова О. В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2019 № 8 –247 с.Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 –362 с.Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях. М. 1971 – 86 с.Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970 –391 с.
2. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.
3. Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И.А. Исаев, и др.. - М.: Проспект; Издание 4-е, перераб. и доп., 2019. – 215 с.
4. Бубнова О. Ю. Бюджетный контроль в Российской Федерации: его цели и задачи в условиях социального государства // Государство и право. 2020 № 6 – 310 с.
5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. 3-е изд., исп. и доп. — М., 2019. – 364 с.
6. Гнатенко, А. И. К вопросу о социальной функции современного государства // Вопросы гуманитарных наук. - 2019. - № 1 (45). – С. 41-47
7. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов/ В.Г. Графский.- М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018.- 502 с.
8. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 257 с.
9. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 – 97 с.
10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969 – 204 с.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 369 с.
12. Макаров Государство и право / Макаров, C.А. и др.. - М.: УНЦ ДО, 2019. – 305 с.
13. Малько А.А. Теория права и государства/ А.А. Малько.- М.:КНОРУС, 2018.- 218 с.
14. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник/ М.Н. Марченко.- М.Проспект, 2020.- 254 с.
15. Матузов Н.И. Теория права и государства/ Н.И. Матузов.- М.: Дело, 2019.- 315 с.
16. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 324 с.
17. Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020.- 196 с.
18. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 168 с.
19. Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник/ М.М. Рассолов.- М.: Юнити - Дана, 2020.- 218 с.
20. Родионова О. В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2019 № 8 – 247 с.
21. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 – 362 с.
22. Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях. М. 1971 – 86 с.
23. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970 – 391 с.