Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 25.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИИ 6
1.1. Сущность понятия эмоциональные нарушения в современных психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Классификация эмоциональных нарушений у детей 9
1.3. Современные подходы к коррекции эмоциональных нарушений у детей 13
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 18
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
Рис. . Результаты оценки по методике экспертной оценки «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группеСравнение показателей между группами на констатирующем этапе эксперимента представлено в таблице 3.Таблица Сравнение показателей между группами на констатирующем этапе экспериментаРезультаты, %Экспериментальная группаКонтрольная группаРезультаты по методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дарки, В. АменВысокий4045Средний6055Низкий--Результаты по методике «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. ЩетининойГуманистический6055Эгоцентрический2535Нет эмпатии1510Можно заключить, что у детей на констатирующем этапе эксперимента был выявлено высокий уровень тревожности, снижение эмпатии. Выводы по главе 2Подводя итоги, отметим, что на констатирующем этапе эксперимента мы определили, что в экспериментальной группе высокий уровень тревожности был у 40% детей, средний – у 60% детей. В контрольной группе высокий уровень тревожности был у 45% детей, средний – у 55% детей. Никто из детей не демонстрировал низкий уровень тревожности. В экспериментальной группе гуманистический тип эмпатии проявляли 60% детей, эгоцентрический – 25% детей, не было эмпатии у 15% детей. В контрольной группе гуманистический тип эмпатии проявляли 55% детей, эгоцентрический – 35% детей, не было эмпатии у 10% детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТенденция роста числа неблагоприятных факторов, воздействующих на психическое развитие личности в современных реалиях, обусловливает увеличение количества детей с разными типами эмоциональных нарушений.Современными психологами выделяется множество видов подобных нарушений, что связано со сложностью проявлений аффективной сферы личности.Современная психология обладает эффективными средствами помощи детям с эмоциональными расстройствами. Однако динамично меняющийся окружающий мир, оказывающий столь сильное и разностороннее воздействие на формирующуюся психику ребенка, ставит перед психологами все новые и новые задачи, требующие новых, углубленных исследований.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИБутова Л.А. Песочная терапия как один из методов арт–терапии / Л.А. Бутова, А.Д. Скоробогатова // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. Сборник материалов X Международной научно–практической конференции. – 2023. – С. 63–68.Валеева Г.В. Сказочная жизнь или жизненная сказка: практикум по сказкотерапии / Г.В. Валеева, А.Ю. Меньшова. – 2-е изд. – Челябинск: Исква-Профи, 2014. – 115 с.ГулевичО.А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.Дошкольная педагогика: учебное пособие для педагогических училищ / В.И. Ядышко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; под ред. В.И. Ялышко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.Ефремова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.ЖуинаД.В. Игровые технологии в профилактике эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста / Д.В. Жуина, Е.А. Кушнарева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2019. – № 1. – С. 161-164.Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2008. – 204 с.КазинскаяА.В. Виды эмоциональных нарушений у детей, их основные причины и методы коррекции / А.В. Казинская // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2016. – С. 163-167.Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник, 2004. – № 1-2 (38). – С. 104-108.МаклаковА.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПбю: Питер, 2022. – 582 с.МоловаФ.А. Эмоциональные нарушения у младших школьников и их коррекция / Ф.А. Молова, Ж.Д. Башиева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С. 17-22.Москвина А.С. Основные психолого-педагогические причины эмоциональных нарушений у детей / А.С. Москвина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2014. – № 2-2. – С. 36-38.НемовР.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. В 2 ч. Ч. 1. / Р.С. Немов, Е.С. Романова. – М.: Владос, 2021. – 557 с.РеверчукИ.В. Психофизиология и патопсихология эмоций и чувств: учебное пособие / И.В. Реверчук. – Ижевск: ИГМА, 2016. – 36 с.Сафонова Т.Н. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников посредством анималотерапии / Т.Н. Сафонова // Гуманитарные науки. – 2022. – № 3 (59). – С. 129-142.Скачко Е.И. Использование приемов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта на уроках музыки / Е.И. Скачко, Н.Е. Гобунова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Ч. 2. – 2014. – С. 135-137.ТитееваТ.А. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы / Т.А. Титеева // Сахалинское образование XXI век. – 2019. – № 3. – С. 54-58.Цыганкова Е.В. Коррекция эмоционально-поведенческих нарушений детей дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии / Е.В. Цыганкова // Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 243-246.Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дарки, В. Амен[8]Методика №1. Название: Выбери нужное лицо.Автор: Р. Тэммл, М. Дарки, В. Амен.Цель: оценка уровня тревожности детей. Процедура проведения: Детям предлагается 14 рисунков. Все рисунки представляют собой типичные для жизни ребенка ситуации. Лица не прорисованы, дан лишь контур головы. К каждому рисунку есть выбор из двух лиц – улыбающегося и печального. Рисунок для мальчиков и девочек разные. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим:Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?». Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?».Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».Стимульный материал к тесту Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена представлен далее:Далее подсчитывается количество эмоционально-негативных выборов, их доля в общем числе вопросов в %. Эта цифра составляет индекс тревожности (ИТ) ребенка. При ИТ выше 50% говорится о высокой тревожности, 20-50% – средней тревожности, 0-20% – низкой тревожности.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Методика экспертной оценки «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М. Щетининой [20]Методика №2. Название: Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей/Автор: А.М. Щетинина.Цель: Оценка характера проявления эмпатических реакций и поведения у детей. Оценка проводится по таблице.Проявление эмпатических реакций и поведенияЧастоИногдаНикогда1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.6 баллов5 баллов0 баллов2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.2 балла0 баллов0 баллов3. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.2 балла0 баллов0 баллов4. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.4 балла3 балла0 баллов5. Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.6 баллов5 баллов0 баллов6. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: «А я не плачу», «А у меня тоже», «А мне тоже...?»4 балла3 балла0 баллов7. «Изображает» сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.4 балла3 балла0 баллов8. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому. 4 балла3 балла0 баллов9. Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо.6 баллов5 баллов0 баллов10. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.2 балла0 баллов0 баллов11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого.2 балла0 баллов0 баллов12. Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.6 баллов5 баллов0 балловПосле диагностики проводится подсчет суммы баллов.Дети с гуманистическим типом эмпатии набирают 20-24 балла. Они проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии.Дети с эгоцентрическим типом эмпатии набирают 12-16 баллов. Эти дети пытаются отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагируют на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображают сочувствие, сопереживание другому. Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети с результатом 1-8 баллов.
2. Валеева Г.В. Сказочная жизнь или жизненная сказка: практикум по сказкотерапии / Г.В. Валеева, А.Ю. Меньшова. – 2-е изд. – Челябинск: Исква-Профи, 2014. – 115 с.
3. Гулевич О.А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.
4. Дошкольная педагогика: учебное пособие для педагогических училищ / В.И. Ядышко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; под ред. В.И. Ялышко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
5. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
6. Жуина Д.В. Игровые технологии в профилактике эмоциональных нарушений детей младшего школьного возраста / Д.В. Жуина, Е.А. Кушнарева // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2019. – № 1. – С. 161-164.
7. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения / М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2008. – 204 с.
9. Казинская А.В. Виды эмоциональных нарушений у детей, их основные причины и методы коррекции / А.В. Казинская // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2016. – С. 163-167.
10. Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник, 2004. – № 1-2 (38). – С. 104-108.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПбю: Питер, 2022. – 582 с.
12. Молова Ф.А. Эмоциональные нарушения у младших школьников и их коррекция / Ф.А. Молова, Ж.Д. Башиева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С. 17-22.
13. Москвина А.С. Основные психолого-педагогические причины эмоциональных нарушений у детей / А.С. Москвина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2014. – № 2-2. – С. 36-38.
14. Немов Р.С. Общая психология: учебник для педагогических вузов. В 2 ч. Ч. 1. / Р.С. Немов, Е.С. Романова. – М.: Владос, 2021. – 557 с.
15. Реверчук И.В. Психофизиология и патопсихология эмоций и чувств: учебное пособие / И.В. Реверчук. – Ижевск: ИГМА, 2016. – 36 с.
16. Сафонова Т.Н. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников посредством анималотерапии / Т.Н. Сафонова // Гуманитарные науки. – 2022. – № 3 (59). – С. 129-142.
17. Скачко Е.И. Использование приемов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушением интеллекта на уроках музыки / Е.И. Скачко, Н.Е. Гобунова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Ч. 2. – 2014. – С. 135-137.
18. Титеева Т.А. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы / Т.А. Титеева // Сахалинское образование XXI век. – 2019. – № 3. – С. 54-58.
19. Цыганкова Е.В. Коррекция эмоционально-поведенческих нарушений детей дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии / Е.В. Цыганкова // Петровские образовательные чтения. Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 243-246.
20. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.