Словообразовательная игра в заголовках современных СМИ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 01.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. Основы лингвистического анализа явления языковой игры 5
1.1 Основные способы словообразования в русском языке 5
1.2 Игровое словообразование в современном русском языке 11
ГЛАВА 2. Выявление и анализ словообразовательной игры в заголовках современных электронных СМИ 15
2.1. Основные способы создания новых лексических единиц в заголовках современных электронных СМИ 15
2.2 Специфика использования узуальных и окказиональных способов словообразования как средства создания языковой игры 19
2.3 Количественные характеристики употребления различных типов языковой игры в заголовках современных русскоязычных СМИ 22
Заключение 25
Список литературы 26
Мы можем предположить, что имя Агаты Кристи можно отнести к прецедентным именам современной массовой культуры, поскольку ее произведения пользуются широкой популярностью в современном социуме, а сам ее образ стал уже ассоциироваться с образом писателя-автора детективов. Прецедентное имя, на этот раз имеющий источником произведения У. Шекспира, актуализируется также и в заголовке статьи Короли лир (Известия, 28.05.2024). Король Лир является главным героем одной из известнейших шекспировских пьес: в данном заголовке обыгрывается имени этого персонажа и апеллятива лир, который представляет собой форму родительного падежа множественного числа от лира – наименование национальной турецкой валюты (сама статья посвящена вопросу торговых взаимоотношений между Россией и Турцией).
Кроме всего прочего, заголовки, в которых представлена словообразовательная языковая игра, могут обладать как положительными, так и отрицательными коннотациями. Как правило, данные коннотации связаны с семантикой тех лексем, которые подвергаются деривации. Приведем здесь следующий пример: Принцип истязательности (Новые известия, 25.04.2016). Данный заголовок обыгрывает номинацию юридического понятия принцип состязательности (сторон в суде), с одной стороны, т. е. его можно рассматривать как синтаксический дериват, полученный путем замещения одного из компонентов исходного словосочетания окказиональным словом. С другой стороны, лексическая единица истязательность представляет собой суффиксальное производное от глагола истязать, обладающего, что очевидно, отрицательной коннотацией. Само лексическое значение данного глагола связано с претерпеванием каких-либо мучений или страданий: ср. то значение, которое дается для этого глагола в толковом словаре С.И. Ожегова – «жестоко мучить физически или нравственно», в толковом словаре Д.Н. Ушакова – «жестоко мучить, пытками доводить до изнеможения», в большом толковом словаре С.А. Кузнецова – «жестоко мучить (физически и нравственно)». Таким образом, возможное лексическое значение слова истязательность может быть «характеристика жестоких физических или нравственных мучений либо страданий». Примечательно, что в самой статье с указанным заголовком речь идет не о физических мучениях, а о препятствий, которые незаконно создаются стороной обвинения или самим судом для адвокатов со стороны защиты. Таким образом, речь может идти о нравственных страданиях представителей стороны защиты и самих подзащитных, которые создаются путем создания незаконных препятствий для осуществления адвокатами своей деятельности.
2.3 Количественные характеристики употребления различных типов языковой игры в заголовках современных русскоязычных СМИ
Важным для анализа нашего материала также представляется вопрос о количественных соотношениях, в которых употребляются те или иные типы языковой игры в заголовках СМИ. Словообразовательные способы создания языковой игры, как можно будет видеть ниже, характеризуются различной частотой встречаемости: одни используются чаще, другие реже, а отдельные способы не зафиксированы в нашем материале вообще.
На основании проанализированного нами материала в объеме 80 заголовков нами было установлено, что наиболее часто применяемым способом создания языковой игры в заголовках являются контаминация и нарушение фразеологического единства/нарушение устойчивой конструкции. Среди рассмотренного нами материала отмечено, соответственно, 24 и 22 примера таковых явлений.
Менее часто встречаются тмезис и метатеза, которые также время от времени используются для создания языковой игры в заголовках: отмечено, соответственно, 10 и 6 приемов использования данных способов в нашем материале. Также одним из менее частотных способов является использование аббревиации в качестве средства создания словообразовательной игры: таких способов в нашем материале отмечается 7 примеров. В ряде случаев бывает затруднительно отделить использование аббревиации от прочих способов словообразования, например, синтаксической транспозиции, как в примере ТЭК надо (Известия, 13.03.2023). Однако здесь мы ориентируемся на использование аббревиатуры, поскольку она несет в себе основную семантику заголовка, за счет которой и создается языковая игра.
Использование лексической редупликации и близких к ней приемов для создания словообразовательной игры в собранном нами материале вообще не было отмечено, хотя в ряд других исследований словообразовательной игры на материале русского языка она описывается как одно из средств создания словообразовательной игры. На основании этого мы можем предположить, что такой способ создания словообразовательной игры является одним из наиболее редких в современном русском языке.
Таким образом, можно сделать вывод на основании проанализированного нами материала, что для создания словообразовательной игры в заголовках русскоязычных СМИ используются преимущественно окказиональные способы словообразования. По всей вероятности, это может объясняться тем, что окказиональные способы словообразования, используемые в художественном и публицистическом функциональных стилях, уже несут в собственной семантике выраженный «заряд» экспрессивности и эмотивности, который служит для привлечения внимания реципиента к заголовку текста, а также в некоторых случаях использоваться для создания запоминающегося образа, семантически связанного с содержанием текста.
Наименее частотными являются узуальные способы словообразования, которые используются для создания словообразовательной игры в заголовках СМИ. Среди них можно упомянуть морфологическую деривацию и синтаксическую деривацию: таковых способов насчитывается, соответственно, 6 и 5 примеров. Небольшое количество примеров использования данных способов словообразования, которые отмечены в нашем материале, может, по всей видимости, объясняться тем, что данные способы, как правило, стилистически не маркированы по причине того, что большая часть словообразовательных формантов имеют нейтральные стилистические коннотации. Экспрессивность в данных случаях может проявляться за счет использования каких-либо характерных формантов, обладающих экспрессивным компонентом. Отдельно здесь стоит осветить конверсию, которую традиционно относят к синтаксическим способом словообразования и в результате которой получаются стилистически нейтральные лексические единицы, которые могли бы существовать и в литературном русском языке: здесь как пример можно привести такой заголовок Явный пересбор (Известия, 07.12. 2023). Лексическая единица пересбор произведена от глагола пересобирать/пересобрать, одно из возможных ее значений может трактоваться как 'новый, повторный сбор чего-либо'. Однако в узусе эта единица не употребляется, поскольку является окказионализмом, характерным только для одной статьи одного определенного издания.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено, что для создания языковой игры в заголовках СМИ используются, с одной стороны, как узуальные, так и неузуальные (окказиональные) способы словообразования.
Значительное распространение в качестве средства создания языковой игры получают неузуальные способы словообразования, большинство из которых характеризуется введением дополнительного экспрессивного и эмотивного компнентов в состав производной формы. Среди таковых способов выделяются контаминация, субституцияя (к которой также относятся выделяемые некоторыми авторами «предсказамус-прием»), использование рифмованных сочетаний (к которым относится, в частности, «фокус-покус-прием»), метатеза, а также использование лексической редупликации. Кроме того, в проанализированном нами материале представлены также синтаксическая и семантическая деривация. Между тем, морфологические способы словообразования и комбинированные с ними способы также используются для создания языковой игры.
Нужно отметить, что практические все лексические инновации, которые представляют собой результаты языковой игры, обладают ярко выраженной экспрессивностью и эмотивностью, а также, в ряде случаев, они могут содержать положительно-оценочные и негативно-оценочные коннотации. По этой причине использование таких заголовков может иметь определенную прагматическую ценность, поскольку привлекает внимание потенциального реципиента/читателя и заставляет его обратить внимание на данный текст.
Таким образом, словообразовательная языковая игра в заголовках русскоязычных СМИ может использоваться и как средство речевого воздействия и манипулирования читателем. Изучение этих способов манипулирования может составлять дальнейшую перспективу исследования.Список литературы
Виноградов, В. В. Введение в грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов // Русский язык. – Москва, 1972. – URL: http://www.philology.ru/linguistics2/vinogradov-72.htm (дата обращения 24.06.2024)
Гращенков, П. В. К типологии отклонений от композициональности / П. В. Гращенков // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2017. – Т. 13, № 1. – С. 883–910.
Замальдинов, В. Е. Реализация словообразовательной игры в заголовках современных СМИ / В. Е. Замальдинов // Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Г. Головина, Елец, 21–22 ноября 2023 года. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 26–29.
Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. – Москва : Наука, 1992. – 221 с.
Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца ХХ столетия. – Москва : Языки русской культуры , 1996. – С. 90–140.
Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – 2-е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2012. – 295 с.
Ильясова, С. В. Бушефрения и обамомания: языковая игра с ключевыми словами в языке современных СМИ / С. В. Ильясова // Современная языковая ситуация в свете лингвокреативной деятельности. – Екатеринбург : УрГПУ, 2010. – С. 89–95.
Ильясова, С. В. Об одном модном приеме языковой игры / С. В. Ильясова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Ежегодный журнал. – Владикавказ, 2011. – Вып. XIII. – С. 107–111.
Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Ильясова Светлана Васильевна. – Ростов-на-Дону, 2002. – 432 с.
Ильясова С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – Изд. 5-е. – Москва : Флинта : Наука, 2018. – 296 с.
Кара-Мурза, Е. С. Язык рекламы в нормативно-стилистическом аспекте / Е. С. Кара-Мурза // Вестник Московского государственного университета. Серия 10, Журналистика. – 2008. – № 4. – С. 55–61.
Клобуков, Е. В. Языковая специфика непроизводных сложных слов (квазикомпозитов) / Е. В. Клобуков, С. В. Гудилова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – Вып. 20. – Москва : МАКС Пресс, 2001. – С. 12–25.
Коньков, В. И. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2011. – 399 с.
Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе : Некоторые особенности языка современной газетной публицистики / В. Г. Костомаров. – Москва : Издательство Московского университета, 1971. – 267 с.
Куликова, В. А. Словообразовательная игра в заголовках электронных СМИ: коммуникативные риски / В. А. Куликова // Актуальные проблемы современной лингвистики: Сборник статей к 90-летию М.А. Михайлова, Нижний Новгород, 18 сентября 2020 года. – Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – С. 90–97.
Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова; под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 838 с.
Лопатин, В. В. Морфема / В. В. Лопатин. – Большая российская энциклопедия. – 2012. – URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/2231917 (дата обращения 24.06.2024)
Лопатин, В. В. Русский язык / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов // Языки мира. Славянские языки. – Москва : Academia, 2005. – С. 444–513.
Ляпун, С. В. Язык СМИ и норма / С. В. Ляпун // Культурная жизнь Юга России. – 2007. – № 6. – С. 71–75.
Марков, В. М. Некоторые вопросы теории русского словообразования / В.М. Марков, Г.А. Николаев // Именное словообразование русского языка. – Казань : Казанский государственный университет, 1976. – С. 3–14.
Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь / В. П. Москвин. – Изд. 2-е, существенно перераб. и доп. – Москва : ЛЕНАНД, 2006. – 376 с.
Николаев, Г. А. Универбаты и субстантиваты в истории русского словообразования / Г. А. Николаев // Творба речи и ньени ресурси у словенским jезицима. – Београд : Филолошки факултет, 2012. – С. 245–254.
Николаев, Г. А. Структурное усечение в истории русского словообразования / Г. А. Николаев // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: Международная конференция (V Бодуэновские чтения): Труды и материалы, Казань, 12–15 октября 2015 года. – Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Г.А. Николаева. – Том 1. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. – С. 239–240.
Николина, Н. А. «Словообразовательная игра» в художественном тексте» / Н. А. Николина // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. – Москва : Научный мир, 1999. – С. 337–346.
Петрова, Н. Е. Язык современных российских СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие / Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская. – Москва : Флинта : Наука, 2011. – 160 с.
Поливанова, А. К. Морфема / А. К. Поливанова // Лингвистический энциклопедический словарь. – Гл. ред. В.Н. Ярцева. – Москва : «Советская энциклопедия», 1990. – С. 312–313.
Попова, Т. В. Неология и неография современного русского языка : учебное пособие / Т. В. Попова, Л. В. Рацибурская, Д. В. Гугунава. – Изд. 5-е, – Москва : Флинта : Наука, 2022. – 168 с.
Попова, Т. В. Графодеривация в русском словообразовании конца XX — начала XXI в. / Т. В. Попова // Русский язык: исторические судьбы и современность. – Москва : Изд-во Мосовс, 2007. – С. 230–231.
Степанов, Ю. С. Французская стилистика в сравнении с русской / Ю. С. Степанов. – Москва : URSS, 2006. – 360 с.
Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н. М. Шанский. – Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. – 246 с.
25
29
2. Гращенков, П. В. К типологии отклонений от композициональности / П. В. Гращенков // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2017. – Т. 13, № 1. – С. 883–910.
3. Замальдинов, В. Е. Реализация словообразовательной игры в заголовках современных СМИ / В. Е. Замальдинов // Актуальные проблемы современного языкознания и методики преподавания языка : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Г. Головина, Елец, 21–22 ноября 2023 года. – Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2023. – С. 26–29.
4. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. – Москва : Наука, 1992. – 221 с.
5. Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца ХХ столетия. – Москва : Языки русской культуры , 1996. – С. 90–140.
6. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – 2-е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2012. – 295 с.
7. Ильясова, С. В. Бушефрения и обамомания: языковая игра с ключевыми словами в языке современных СМИ / С. В. Ильясова // Современная языковая ситуация в свете лингвокреативной деятельности. – Екатеринбург : УрГПУ, 2010. – С. 89–95.
8. Ильясова, С. В. Об одном модном приеме языковой игры / С. В. Ильясова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Ежегодный журнал. – Владикавказ, 2011. – Вып. XIII. – С. 107–111.
9. Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Ильясова Светлана Васильевна. – Ростов-на-Дону, 2002. – 432 с.
10. Ильясова С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – Изд. 5-е. – Москва : Флинта : Наука, 2018. – 296 с.
11. Кара-Мурза, Е. С. Язык рекламы в нормативно-стилистическом аспекте / Е. С. Кара-Мурза // Вестник Московского государственного университета. Серия 10, Журналистика. – 2008. – № 4. – С. 55–61.
12. Клобуков, Е. В. Языковая специфика непроизводных сложных слов (квазикомпозитов) / Е. В. Клобуков, С. В. Гудилова // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – Вып. 20. – Москва : МАКС Пресс, 2001. – С. 12–25.
13. Коньков, В. И. Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2011. – 399 с.
14. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе : Некоторые особенности языка современной газетной публицистики / В. Г. Костомаров. – Москва : Издательство Московского университета, 1971. – 267 с.
15. Куликова, В. А. Словообразовательная игра в заголовках электронных СМИ: коммуникативные риски / В. А. Куликова // Актуальные проблемы современной лингвистики: Сборник статей к 90-летию М.А. Михайлова, Нижний Новгород, 18 сентября 2020 года. – Нижний Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – С. 90–97.
16. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова; под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 838 с.
17. Лопатин, В. В. Морфема / В. В. Лопатин. – Большая российская энциклопедия. – 2012. – URL: https://old.bigenc.ru/linguistics/text/2231917 (дата обращения 24.06.2024)
18. Лопатин, В. В. Русский язык / В. В. Лопатин, И. С. Улуханов // Языки мира. Славянские языки. – Москва : Academia, 2005. – С. 444–513.
19. Ляпун, С. В. Язык СМИ и норма / С. В. Ляпун // Культурная жизнь Юга России. – 2007. – № 6. – С. 71–75.
20. Марков, В. М. Некоторые вопросы теории русского словообразования / В.М. Марков, Г.А. Николаев // Именное словообразование русского языка. – Казань : Казанский государственный университет, 1976. – С. 3–14.
21. Москвин, В. П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь / В. П. Москвин. – Изд. 2-е, существенно перераб. и доп. – Москва : ЛЕНАНД, 2006. – 376 с.
22. Николаев, Г. А. Универбаты и субстантиваты в истории русского словообразования / Г. А. Николаев // Творба речи и ньени ресурси у словенским jезицима. – Београд : Филолошки факултет, 2012. – С. 245–254.
23. Николаев, Г. А. Структурное усечение в истории русского словообразования / Г. А. Николаев // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: Международная конференция (V Бодуэновские чтения): Труды и материалы, Казань, 12–15 октября 2015 года. – Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Г.А. Николаева. – Том 1. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. – С. 239–240.
24. Николина, Н. А. «Словообразовательная игра» в художественном тексте» / Н. А. Николина // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. – Москва : Научный мир, 1999. – С. 337–346.
25. Петрова, Н. Е. Язык современных российских СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие / Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская. – Москва : Флинта : Наука, 2011. – 160 с.
26. Поливанова, А. К. Морфема / А. К. Поливанова // Лингвистический энциклопедический словарь. – Гл. ред. В.Н. Ярцева. – Москва : «Советская энциклопедия», 1990. – С. 312–313.
27. Попова, Т. В. Неология и неография современного русского языка : учебное пособие / Т. В. Попова, Л. В. Рацибурская, Д. В. Гугунава. – Изд. 5-е, – Москва : Флинта : Наука, 2022. – 168 с.
28. Попова, Т. В. Графодеривация в русском словообразовании конца XX — начала XXI в. / Т. В. Попова // Русский язык: исторические судьбы и современность. – Москва : Изд-во Мосовс, 2007. – С. 230–231.
29. Степанов, Ю. С. Французская стилистика в сравнении с русской / Ю. С. Степанов. – Москва : URSS, 2006. – 360 с.
30. Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н. М. Шанский. – Москва : Государственное учебно-