Особенности исследования взаимосвязи темперамента и свойств внимания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Военная психология
  • 31 31 страница
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 04.08.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВНИМАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 5
1.1. Понятие и структура темперамента 7
1.2. Понятие и виды внимания 10
1.3. Взаимосвязь темперамента и свойств внимания в психологической литературе 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОЦЕНКЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 15
2.1. Обоснование выбора методов исследования 15
2.2. Характеристика выборки 17
2.3. Организация и процедура исследования 18
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ТЕМПЕРАМЕНТА 21
3.1. Обсуждение результатов 21
3.2. Практические рекомендации 21
3.3. Рекомендации для психологов и инструкторов Военного университета 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления

Одной из важнейших задач является развитие внимания, стрессоустойчивости и других психологических характеристик, которые способствуют успешному выполнению задач в условиях высокой нагрузки. Для этого следует учитывать индивидуальные особенности каждого курсанта, такие как тип темперамента и свойства внимания. Ниже приведены подробные рекомендации по разработке и внедрению программ психологической подготовки курсантов.1. Индивидуальный подход1.1. Диагностика типов темперамента и свойств внимания:Цель диагностики: Определение индивидуальных психологических характеристик курсантов на начальном этапе обучения.Методы диагностики:Психологические тесты: Использование стандартных тестов, таких как тест Айзенка на определение типа темперамента, тесты на определение уровня внимания (например, тест Бурдона), тесты на оценку устойчивости внимания (например, методика «Корректурная проба»).Анкеты и опросники: Проведение анкетирования для сбора дополнительной информации о личных качествах и психологическом состоянии курсантов.Анализ результатов: На основе полученных данных разработать индивидуальные профили курсантов, которые будут служить основой для последующей индивидуальной работы.1.2. Разработка индивидуальных программ тренировки внимания:Персонализированные программы: Создание программ тренировки внимания, которые учитывают тип темперамента и выявленные особенности внимания каждого курсанта.Например: Для холериков можно включить упражнения на снижение импульсивности и повышение концентрации, для флегматиков – упражнения на повышение активности и мотивации.2. Групповые тренинги2.1. Организация групповых тренингов по развитию внимания:Упражнения на концентрацию: Включение в программу тренингов упражнений на улучшение способности курсантов сосредотачиваться на одной задаче.Примеры упражнений:Методика «Тренировка концентрации»: задачи на внимательность и точность выполнения, такие как работа с таблицами Шульте.Игра «Секундомер»: измерение времени, за которое курсант способен точно отсчитывать определенные промежутки времени без часов.Упражнения на устойчивость внимания: Упражнения, направленные на поддержание внимания на длительное время.Примеры упражнений:Методика «Непрерывное выполнение задач»: выполнение однообразных заданий на протяжении длительного времени с целью тренировки устойчивости внимания.Игра «Долговременное наблюдение»: наблюдение за изменениями в окружающей обстановке и их фиксация.2.2. Методы управления стрессом и эмоциональной саморегуляции:Техники релаксации: Включение в программу методов, таких как прогрессивная мышечная релаксация, дыхательные упражнения и медитации.Примеры упражнений:Методика Джекобсона: поочередное напряжение и расслабление различных групп мышц.Дыхательные упражнения: техника «4-7-8» (вдох на 4 секунды, задержка дыхания на 7 секунд, выдох на 8 секунд).Эмоциональная саморегуляция: Обучение курсантов методам управления своими эмоциями и стрессом.Примеры техник:Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): работа с негативными мыслями и их заменой на позитивные.Ведение дневника эмоций: запись и анализ своих эмоциональных состояний для лучшего понимания и контроля.3. Образовательные программы3.1. Специальные курсы по психологии внимания:Теоретические аспекты: Обучение курсантов теории внимания, основным психологическим моделям и методам повышения внимания.Темы курсов:Основы психологии внимания: понятие, виды, основные характеристики.Модели внимания: теория «фильтра» Бродбента, теория «емкости» Кахнемана.Факторы, влияющие на внимание: усталость, стресс, мотивация.Практическое применение: Проведение практических занятий, где курсанты смогут применять теоретические знания на практике.Примеры упражнений:Игры и задания на развитие внимания: задачи на поиск различий, головоломки, задачи на логику и внимательность.Симуляции реальных ситуаций: тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным боевым или служебным.3.2. Разработка учебных материалов и методических пособий:Создание пособий: Разработка и публикация методических пособий по развитию внимания, включающих как теоретические материалы, так и практические упражнения.Примеры материалов:Учебные пособия: книги, методические рекомендации.Видеоматериалы: обучающие видеоролики с упражнениями на внимание и релаксацию.Онлайн-курсы: платформы для дистанционного обучения с интерактивными заданиями.4. Мониторинг и оценка4.1. Регулярный мониторинг и оценка уровня развития внимания:Использование стандартных тестов и анкет: Периодическое проведение тестов и анкетирования для оценки прогресса курсантов.Примеры тестов:Тесты на внимание: таблица Шульте, тест Бурдона.Анкеты для самооценки: оценка уровня стресса, мотивации, удовлетворенности учебным процессом.Анализ данных: Регулярный анализ результатов тестирования для выявления динамики изменений в уровнях внимания и других психологических характеристик.Методы анализа:Сравнительный анализ результатов: выявление изменений по сравнению с предыдущими периодами.Корреляционный анализ: выявление связи между различными психологическими показателями.4.2. Корректировка программ подготовки:Адаптация программ: Внесение изменений в программы тренировки и обучения в зависимости от результатов мониторинга и оценки.Примеры корректировок:Изменение интенсивности упражнений: увеличение или уменьшение нагрузки в зависимости от уровня подготовки курсантов.Введение новых методик: добавление новых упражнений и техник, если текущие методы не дают ожидаемых результатов.Комплексный подход к психологической подготовке курсантов, включающий индивидуальные и групповые тренировки, образовательные программы и регулярный мониторинг, позволит значительно повысить уровень внимания и стрессоустойчивости у курсантов Военного университета. Это, в свою очередь, положительно скажется на их учебной и служебной деятельности, повысит общую боеспособность и подготовленность к выполнению задач в сложных условиях.ЗаключениеВ данной курсовой работе была исследована взаимосвязь типов темперамента и свойств внимания у курсантов Военного университета. Проведенный теоретико-методологический анализ основных подходов к проблеме темперамента и внимания показал, что эти психологические характеристики играют значимую роль в профессиональной деятельности военных.На основе теоретических и практических исследований были выявлены значимые взаимосвязи между типами темперамента (экстраверсия-интроверсия, нейротизм) и свойствами внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, объем). Экстраверты продемонстрировали высокую переключаемость и объем внимания, но низкую концентрацию и устойчивость. Интроверты, наоборот, имели высокую концентрацию и устойчивость, но низкую переключаемость и объем внимания. Высокий уровень нейротизма отрицательно сказывался на концентрации и устойчивости внимания.Результаты исследования позволяют предложить практические рекомендации по развитию внимания у курсантов в зависимости от их темперамента. Разработанные рекомендации включают упражнения на концентрацию, устойчивость, переключаемость и объем внимания, а также методы управления стрессом и эмоциональной саморегуляции.Практическое значение данной работы заключается в возможности использования результатов для разработки и внедрения индивидуальных и групповых программ психологической подготовки курсантов Военного университета, что повысит их учебную и служебную эффективность, а также улучшит психологическое состояние и стрессоустойчивость.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СИТОЧНИКОВАйзенк Г. Ю. Структура человеческой личности. — СПб.: Питер, 2013. — 368 с. — ISBN 978-5-459-00534-2.Каган Дж. Темперамент в младенчестве и детстве: Биологические и социальные факторы. — М.: Смысл, 2019. — 512 с. — ISBN 978-5-89357-416-8.Пошнер М. Нейропсихология внимания. — М.: Медицина, 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-225-06792-5.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 448 с.Немов Р. С. Психология. Книга 2: Психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 688 с. — ISBN 5-691-01181-0.Pavlov I. P. Lectures on Conditioned Reflexes. — New York: International Publishers, 1928. — 414 p.Wundt W. Grundzüge der physiologischenPsychologie. — Leipzig: Engelmann, 1874. — 870 S.James W. Principles of Psychology. — New York: Henry Holt and Company, 1890. — 689 p.Психология внимания. Хрестоматия. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. М., АСТ, Астрель, 2008.Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий - М. изд-во МГУ, 2009. - 306 с.Губин В.А., Филатов А.А. Комплектование подразделений военнослужащими по призыву при учете взаимосвязи психологических характеристик с типом темперамента // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. - №2 (58). – с.190-193.Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. – М.: ИП РАН, 2012. – 528 с.Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. (ред.) Психология внимания. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2001; М.: АСТ, Астрель, 2008.Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 2009. 306 с.Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. 528 с.Комарова, Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2012. 207 с.Айзенк, Г. Ю., Айзенк, М. В. Теория темперамента и личностные различия [Электронный ресурс] / Г. Ю. Айзенк, М. В. Айзенк. — М.: Питер, 2017. — Режим доступа: http://www.piter.com. (дата обращения: 01.06.2024). Леонова, А. Б. Внимание и его психофизиологические механизмы [Электронный ресурс] / А. Б. Леонова. — СПб.: Речь, 2015. — Режим доступа: http://www.rech.spb.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова, О. М. Краснушкиной, Е. Г. Егорова. Темперамент и личность: современные исследования [Электронный ресурс]. — М.: Юрайт, 2018. — Режим доступа: http://www.urait.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Климов, Е. А. Индивидуальные различия и темперамент [Электронный ресурс] / Е. А. Климов. — М.: Издательство Московского университета, 2016. — Режим доступа: http://www.msu.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Лурия, А. Р. Внимание и психофизиология: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А. Р. Лурия. — СПб.: Наука, 2014. — Режим доступа: http://www.nauka.spb.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Стреляу, Я. Темперамент: теория и исследование [Электронный ресурс] / Я. Стреляу. — М.: Педагогика, 2013. — Режим доступа: http://www.pedagogy.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Шульц, Д. П., Шульц, С. Э. Психология и темперамент [Электронный ресурс] / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. — М.: Академический проект, 2012. — Режим доступа: http://www.acpro.ru. (дата обращения: 01.06.2024).Юнг, К. Г. Психологические типы и темперамент [Электронный ресурс] / К. Г. Юнг. — СПб.: Азбука-классика, 2019. — Режим доступа: http://www.azbooka.ru. (дата обращения: 01.06.2024).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СИТОЧНИКОВ

1. Айзенк Г. Ю. Структура человеческой личности. — СПб.: Питер, 2013. — 368 с. — ISBN 978-5-459-00534-2.
2. Каган Дж. Темперамент в младенчестве и детстве: Биологические и социальные факторы. — М.: Смысл, 2019. — 512 с. — ISBN 978-5-89357-416-8.
3. Пошнер М. Нейропсихология внимания. — М.: Медицина, 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-225-06792-5.
4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 448 с.
5. Немов Р. С. Психология. Книга 2: Психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 688 с. — ISBN 5-691-01181-0.
6. Pavlov I. P. Lectures on Conditioned Reflexes. — New York: International Publishers, 1928. — 414 p.
7. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. — Leipzig: Engelmann, 1874. — 870 S.
8. James W. Principles of Psychology. — New York: Henry Holt and Company, 1890. — 689 p.
9. Психология внимания. Хрестоматия. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. М., АСТ, Астрель, 2008.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий - М. изд-во МГУ, 2009. - 306 с.
11. Губин В.А., Филатов А.А. Комплектование подразделений военнослужащими по призыву при учете взаимосвязи психологических характеристик с типом темперамента // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. - №2 (58). – с.190-193.
12. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
13. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. – М.: ИП РАН, 2012. – 528 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б., Романов, В.Я. (ред.) Психология внимания. Хрестоматия. М.: ЧеРо, 2001; М.: АСТ, Астрель, 2008.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 2009. 306 с.
16. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. 528 с.
17. Комарова, Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.
18. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 2012. 207 с.
19. Айзенк, Г. Ю., Айзенк, М. В. Теория темперамента и личностные различия [Электронный ресурс] / Г. Ю. Айзенк, М. В. Айзенк. — М.: Питер, 2017. — Режим доступа: http://www.piter.com. (дата обращения: 01.06.2024).
20. Леонова, А. Б. Внимание и его психофизиологические механизмы [Электронный ресурс] / А. Б. Леонова. — СПб.: Речь, 2015. — Режим доступа: http://www.rech.spb.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
21. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова, О. М. Краснушкиной, Е. Г. Егорова. Темперамент и личность: современные исследования [Электронный ресурс]. — М.: Юрайт, 2018. — Режим доступа: http://www.urait.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
22. Климов, Е. А. Индивидуальные различия и темперамент [Электронный ресурс] / Е. А. Климов. — М.: Издательство Московского университета, 2016. — Режим доступа: http://www.msu.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
23. Лурия, А. Р. Внимание и психофизиология: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А. Р. Лурия. — СПб.: Наука, 2014. — Режим доступа: http://www.nauka.spb.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
24. Стреляу, Я. Темперамент: теория и исследование [Электронный ресурс] / Я. Стреляу. — М.: Педагогика, 2013. — Режим доступа: http://www.pedagogy.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
25. Шульц, Д. П., Шульц, С. Э. Психология и темперамент [Электронный ресурс] / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. — М.: Академический проект, 2012. — Режим доступа: http://www.acpro.ru. (дата обращения: 01.06.2024).
26. Юнг, К. Г. Психологические типы и темперамент [Электронный ресурс] / К. Г. Юнг. — СПб.: Азбука-классика, 2019. — Режим доступа: http://www.azbooka.ru. (дата обращения: 01.06.2024).