Композиция, редактура и саморедактура журналистского текста.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 07.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Специфика композиции журналистского текста 5
1.1. Особенности журналистского произведения 5
1.2. Композиционные типы журналистского текста 7
ГЛАВА 2. Композиционное строение журналистских текстов разных жанров. Принципы редактуры и саморедактуры текстов 10
2.1. Структурная организация текстов разных жанров 10
2.2 Редактирование журналистского текста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 30
В первом случае журналист пытается найти ответы на неразрешенные социальные, экономические, политические и иные вопросы, а во втором - стремится передать те или иные сведения, которые почерпнул из различных источников. В вопросе неразвернуто, скрыто содержится некоторое относительно завершенное знание, начало нового, более содержательного утверждения и отрицания». Определив круг значимых вопросов, журналист не только задает движение своей мысли, но и соответствующим образом выстраивает логику дальнейших рассуждений. С этой целью и выдвигаются «тезисы» и «антитезисы», требующие развернутого и аргументированного доказательства.В чем состоит привлекательность риторической композиции статьи и каковы ее возможности? Во вступлении автор способен не только привлечь внимание аудитории к поднимаемой им проблеме, но и вызвать интерес к теме публикации. Излагая аргументы, журналист может раскрыть суть явления, приводя различные доводы и аргументы в пользу выдвинутого им тезиса, или, наоборот, демонстрируя противные доводы. В процессе доказательства устанавливается истинность какого-либо утверждения путем приведения тех утверждений, истинность которых уже доказана. В «доказательстве различаются тезис - утверждение, которое нужно доказать, и основание, или аргументы, - те утверждения, с помощью которых доказывается тезис». Наконец, в заключение автор делает выводы, исходя из предпринятого анализа.В отличие от риторической композиционной схемы логическая преимущественно отражает не вообще содержательное движение материала, а способ его логического изложения в рамках рассуждения. Основными компонентами доказательства являются: констатация -анализ - оценка - вывод.Специфика структуры газетного очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публицистики и науки.Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерных для окружающей действительности -временных и причинно-следственных. В соответствии с этим выделим следующие типы очерковых структур:1.Хроникальное построение очерка (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).2.Построение, основанное на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении иликаком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности.В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования.3.Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.2.2.Редактирование журналистского текста Редактирование — это род профессиональной деятельности, связанный с подготовкой к выпуску печатных изданий. Это составная часть издательского процесса, в который входит работа над рукописью произведения в целях его улучшения с точки зрения научной и литературной.Особенности редактуры журналистского текста включают:Работа над рукописью делится на два больших этапа: знакомство с текстом и непосредственное редактирование.При издании текст дважды подвергается правке: в издательстве — редакторской и в типографии — корректорской.Редакторскую правку осуществляют в основном два редактора — научный и литературный.Существует четыре вида редакционных правок: правка-переделка, правка-сокращение, правка-обработка и правка-вычитка.Редактирование текстов, предназначенных для опубликования в средствах массовой информации, предполагает, прежде всего, анализ с жанровой точки зрения. Типология основных газетных жанров традиционно трехчастна (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Также следует отметить исследования последнего десятилетия, результаты которых изменяют наши представления о классификации современных газетных жанров. Однако стандартный подход к типологии жанров вполне уместен при разработке методики редактирования журналистских текстов.Саморедактура журналистского текста имеет большое значение, так как помогает автору или редактору выделить достоинства и недостатки текста перед публикацией. Это способствует созданию грамотных, логичных и понятных текстов, которые будут интересны и полезны для читателей.Принципы редактирования журналистского текста включают:Ознакомительное (быстрое) чтение: оценка целостности текста, общего содержания, идеи и манеры изложения.Углублённое (медленное) чтение: анализ каждого слова и знака текста, неоднократный возврат к прочитанному, соотнесение частей текста и работа над детализацией.Контрольное чтение: «шлифовочный» этап редакторской работы, финальное прочтение текста или его отдельных частей, проверка единообразия подачи фактического материала, правильности написания имён собственных и дат.Особое значение в процессе редактирования и саморедактирования журналистского текста имеет грамотный анализ.А именно, при анализе журналистского текста необходимо особое внимание обратить на функциональную направленность и начинать анализ с определения коммуникативной функции и цели текста. Разграничение функций и целей языковых единиц внутри текста и функций и целей текста в целом как коммуникативной единицы необходимо, поскольку первые являются средством достижения вторых. При этом необходимо учитывать соответствие информационного повода жанру. Часто на страницах печати публикуются развернутые аналитические корреспонденции, а порою и статьи, в основе которых лежит не самое актуальное и интересное событие. Этому событию было бы достаточно посвятить заметку, а не материал на целую полосу газеты. Следование определенной цели предполагает выбор жанра, следовательно, влияет на категорию автора в тексте, информационную базу, отбор языковых средств, композицию. Краткая схема анализа может быть представлена следующим образом:1) цель;2) вопросы, на которые необходимо ответить в тексте;3) авторская позиция;4) информационная база;5) языковые средства.Однако немаловажным является определение актуальности информационного повода и цели, преследуемой автором. На данном этапе редактирования текста необходимо учитывать не только предпочтения и представления журналиста об информации, но, прежде всего, общую стилистику издания. Задача редактора не только «обработать» материал с точки зрения грамотности, достоверности, доступности и логичности, но и с точки зрения «формата» издания. Отбор информационного повода, аспект его рассмотрения, общая оценка должны быть утверждены редактором. Это своего рода «внутри-редакционная» цензура, которая позволяет не отходить от заявленной программы издания.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсобенности журналистского текста - это актуальность, достоверность, отсутствие субъективности и ориентацию на конкретную целевую аудиторию.Композиционные принципы журналистского текста включают:Единство содержания, передаваемое через систему знаков (формальных или ассоциативных), связанных с этим содержанием.Законченность, то есть замкнутость содержания внутри структуры текста.Инвариантность, то есть возможность изложения данного содержания различными средствами.Структура текста журналистского произведения состоит из хедлайна, лида и корпуса.Как показало исследование, композиция журналистского текста зависит от жанровой специфики. Жанры журналистики делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Информационные жанры включают хронику, заметку, зарисовку, интервью, отчёт, путевые заметки, обозрение и репортаж. Аналитические жанры — это корреспонденция, статья и обзор. Художественно-публицистические жанры — это очерк, фельетон и памфлет.В подготовке качественного журналистского текста особую роль играет редактирование.Принципы редакторской правки журналистского текста включают:Понимание области применения текста (для соцсетейили Интернет сайта — яркость и ёмкость, для публицистики — художественное значение).Забота о читателе: разбивка статьи на абзацы, фрагменты и ключевые фразы.Выделение главной и идеи журналистского текста. Чтение текста несколько раз для исправления ошибок и улучшения стилистического, смыслового качества текста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБаранова Е. А. Теория и практика современного интервью : учебник для вузов / Е. А. Баранова. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14172-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543891 (дата обращения: 07.07.2024).Баранова Е. А. Конвергентная журналистика : учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19098-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555940 (дата обращения: 07.07.2024).Виноградова В.Н., Винокур Т.Г., Еремина Л.И. и др. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста: Монография / Отв.ред. А.Н.Кожин. - М., 1987.Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.Горшкова Л.А. Жанры журналистики: учебное пособие / Л.А. Горшкова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – С. 32-37.Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества /М.Н. Ким. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. -496 с.Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб.пособие [Текст] / А. В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 180 с.Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 125-167.Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М., 2008.Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М., 2000.Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования: практич. пособ. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций. 2013. – 48 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/User/Downloads/file_1411466173_6546.pdfМельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие / Г.С. Мельник. – М. : Флинта, 2015. – 208 c.Ливанова М. В. Новостная журналистика. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Ливанова. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 48 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15201-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544262 (дата обращения: 07.07.2024).Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии [Текст] / Е. А. Мальчевская // Вести. БГУ – Сер. 4.-2011.-№1.-С. 74-77.Морозова А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде // Вестник Челябинского гос. ун-та. – Сер. Филология, искусствоведение. – Челябинск. – 2015. -№ 5 (360). – С. 240-249.Основы журналистской деятельности : учебник для вузов / С. Г. Корконосенко [и др.] ; под редакцией С. Г. Корконосенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18141-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534376 (дата обращения: 07.07.2024).ПрохоровЕ.П. Исследуя журналистику. - М., 2005.Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб.пособие для вузов [Текст] / А. А. Тертычный. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350 с.Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 311 с.Тертычный А.А. Основы аргументации в журналистике. - М. : ИМПЭ, 2004. - 280 с.Усманов И. Публицистические жанры. - Душанбе, 2009. - 140 с.Фещенко Л.Г. Редактирование текста газеты: Жанровый аспект. - СПб., 2004. - 76 с.Чернышова Т. В. Основы теории публицистики : учебное пособие для вузов / Т. В. Чернышова. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12753-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543275 (дата обращения: 07.07.2024).Эрмаматова К. Р. Значение и применение жанров в журналистике / К. Р. Эрмаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 972-975. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26790/ (дата обращения: 07.07.2024).
1. Баранова Е. А. Теория и практика современного интервью : учебник для вузов / Е. А. Баранова. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14172-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543891 (дата обращения: 07.07.2024).
2. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика : учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19098-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555940 (дата обращения: 07.07.2024).
3. Виноградова В.Н., Винокур Т.Г., Еремина Л.И. и др. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста: Монография / Отв.ред. А.Н.Кожин. - М., 1987.
4. Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
5. Горшкова Л.А. Жанры журналистики: учебное пособие / Л.А. Горшкова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2023. – С. 32-37.
6. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. -496 с.
7. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие [Текст] / А. В. Колесниченко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 180 с.
8. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 125-167.
9. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. - М., 2008.
10. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.
11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. - М., 2000.
12. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования: практич. пособ. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций. 2013. – 48 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/User/Downloads/file_1411466173_6546.pdf
13. Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие / Г.С. Мельник. – М. : Флинта, 2015. – 208 c.
14. Ливанова М. В. Новостная журналистика. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Ливанова. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 48 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15201-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544262 (дата обращения: 07.07.2024).
15. Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии [Текст] / Е. А. Мальчевская // Вести. БГУ – Сер. 4.-2011.-№1.-С. 74-77.
16. Морозова А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде // Вестник Челябинского гос. ун-та. – Сер. Филология, искусствоведение. – Челябинск. – 2015. -№ 5 (360). – С. 240-249.
17. Основы журналистской деятельности : учебник для вузов / С. Г. Корконосенко [и др.] ; под редакцией С. Г. Корконосенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18141-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534376 (дата обращения: 07.07.2024).
18. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. - М., 2005.
19. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. А. Тертычный. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 350 с.
20. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 311 с.
21. Тертычный А.А. Основы аргументации в журналистике. - М. : ИМПЭ, 2004. - 280 с.
22. Усманов И. Публицистические жанры. - Душанбе, 2009. - 140 с.
23. Фещенко Л.Г. Редактирование текста газеты: Жанровый аспект. - СПб., 2004. - 76 с.
24. Чернышова Т. В. Основы теории публицистики : учебное пособие для вузов / Т. В. Чернышова. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12753-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543275 (дата обращения: 07.07.2024).
25. Эрмаматова К. Р. Значение и применение жанров в журналистике / К. Р. Эрмаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 972-975. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26790/ (дата обращения: 07.07.2024).