Особенности мужского и женского лидерства
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 09.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы мужского и женского лидерства 4
1.1 Понятие лидерства 4
1.2 Особенности мужского и женского лидерства 8
1.3 Гендерное лидерство 14
Выводы по первой главе 18
2. Эмпирическое исследование особенностей мужского и женского лидерства 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Эмпирическое изучение особенностей проявления лидерства у мужчин и женщин 24
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список использованной литературы и источников 36
Тестирование испытуемых по методике “Вопросник Сандры Бэм” по изучению маскулинности-фемининности» показало следующие результаты: Маскулинность выявлена у всех двадцати испытуемых мужского пола, что составляет 100%. Маскулинность в основном присуще для мужского пола, у каждого эта особенность своя и уникальна, у всех выражается в разной степени. Для нее характерны: уверенность, непоколебимость, доминирование, сфокусированность, решительность, бесстрашие.Среди испытуемых женского пола преобладала фемининность — 50%, маскулинность — 42%, андрогинность — 8%. Фемининность — это комплекс черт, стереотипно приписываемых женщинам как показатель мягкости. Андрогинность — демонстрация человеком одновременно женских и мужских черт, не обязательно эквивалентных друг другу.Таблица 1. Соотношение результатов исследования по опроснику С. БэмИспытуемыеМаскулинностьФеминностьАндрогинность Мужчина2000Женщина8102Может быть, половая принадлежность будет отличаться от гендерной. В этом случае процесс самоидентификации также произойдет, но потребует индивидуального подхода.Исследование результатов испытуемых по методике «Изучение лидерского стиля Р. Бейлза – К. Шнейера, модификация Т.В. Бендас» показало: у 15 испытуемых мужского пола приоритетным является стиль лидера, ориентированный на задачу, а у 25% — стиль лидера, ориентированный на взаимоотношения.У 12 испытуемых женщин приоритетным является стиль лидера, ориентированный на задачу, а 40% — стиль лидера, ориентированный на взаимоотношения.Таблица 2. Соотношение результатов по методике Р. Бейлза - К. Шнейера ИспытуемыеСтили лидерского поведенияОриентированный на задачуОриентированные на взаимоотношенияОба случаяМ1550Ж1280Стиль лидера, ориентированный на задачу, преобладает у большинства мужчин (75%). Он предполагает ответственность за свое поведение, стремление к достижению цели и опыт в выполнении конкретной задачи. У женщин же стиль лидера, ориентированный на отношения, преобладает над стилем лидера, ориентированным на задачу, только на 16,6%.Для женщин характерно установление хороших межличностных отношений и достижение положения в группе. Данный стиль лидерства наиболее эффективен в ситуациях со средней благоприятностью.Таблица 3. Выявления взаимосвязи гендерной идентичности и стилей лидерского поведения для испытуемых мужского полаГендерная идентичностьКол-во испытуемыхСтиль лидерского поведенияОриентированный на задачуОриентированный на взаимоотношенияОба стиляМаскулинность201550Феминность0000Андрогинность0000На основе таблицы 3 можно заключить, что большинству мужчин с маскулинностью свойственно лидерство, ориентированное на задачу. Такой вид лидерства способствует хорошей концентрации внимания на работе. Вывод: мужчины с таким типом лидерства могут хорошо организовать рабочий процесс, ставить сроки выполнения, назначать ответственных, создавать структуры для управления производительностью и контролировать ход работы. Недостаток: такие лидеры склонны к самовластию и мало озадачены благополучием своей группы.Таблица 4. Выявления взаимосвязи гендерной идентичности и стилей лидерского поведения для испытуемых женского полаГендерная идентичностьКол-во испытуемыхСтиль лидерского поведенияОриентированный на задачуОриентированный на взаимоотношенияОба стиляМаскулинность8800Феминность10640Андрогинность2010Анализ таблицы 4 показывает, что все маскулинные женщины предпочитают стиль лидерского поведения, ориентированный на задачу. Большинство фемининных (66,7%) отдают предпочтение стилю лидерского поведения, ориентированному на взаимоотношения, а только 33,3% — стилю лидерского поведения, ориентированного на задачу. Андрогинные женщины (100%) также выбирают стиль лидерского поведения, ориентированного на взаимоотношения.Тестирование испытуемых показало:- маскулинность проявляется у 75% человек, предпочитающих стиль управления, ориентированный на задачу.- Фемининность выявлена у 42% испытуемых, которые в основном отдают предпочтение стилю лидерского поведения, ориентированному на взаимоотношения.- Андрогинные испытуемые выбирают стиль лидерского поведения, ориентированного на взаимоотношения.- Таким образом, развитие и проявление лидерских способностей в основном зависит не от половой принадлежности, а от гендерной идентичности человека.Анализируя результаты студентов мужского пола по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС), было выявлено, что у 32% коммуникативные навыки низкие, у 48% — средние, а у 10% — высокие. (см. рисунок 1)Рисунок 1. Коммуникативные навыки мужского полаДалее, 48% испытуемых показали низкие организаторские навыки, 30% — средние и 12% — высокие. Адаптационный период, который связан с новым опытом профессиональной и общественной жизни, требует времени для узнавания информации, обучения новым навыкам и познания себя. Этот период направлен на профессиональное самосовершенствование и самоактуализацию. См. рис. 2Рисунок 2. Организаторские навыки мужского полаЭтот период направлен на профессиональное самосовершенствование и самоактуализацию. После адаптации личности в коллективе наступает время самореализации. Среди испытуемых есть молодые люди, которые не были связаны с публичной жизнью и не занимались общественной работой. Поэтому у них только начинают проявляться лидерские качества.Проведя методику у испытуемых женского пола, мы выявили, что коммуникативные способности низкие у 16%, средние у 32% и высокие у 52%. Данная статистика изображена на рисунке 3.Рисунок 3. Коммуникативные навыки женского полаОрганизаторские навыки у 42% студентов женского пола оказались на низком уровне, у 58% — на среднем. По мнению Б. Г. Ананьева, с возрастом у человека появляются новые роли, и чтобы успешно учиться, он должен уметь организовывать время, рабочую обстановку и межличностные отношения.Рисунок 4. Организаторские навыки женского полаОрганизация основывается на правильном конструировании собственной жизни с учетом желаний, способностей и возможностей.Для соотношения результатов и их сравнения мы приняли единицу значения за 10%. С помощью формулы К = 0,05 С, где К — величина оценочного коэффициента, С — количество совпадающих с ключом ответов, мы выявили средний коэффициент каждой группы.Рисунок 5. Соотношение результатов и их соотношениеПутем анализа полученных данных были выявлены примерно одинаковые результаты у студентов разных полов. Это позволяет сделать вывод, что высшее учебное заведение помогает развивать коммуникативные и организаторские навыки независимо от пола.Анализ и интерпретация результатов по опроснику «Эффективность лидерства» показали следующие результаты: малоэффективный – 8 человек, средний эффективный – 9 человек, высокоэффективный – 3 человека. См. рисунок 6.Рисунок 6. Эффективность лидерства мужского полаВ отличие от женщин, у мужчин были самые низкие результаты: неэффективный – 2 человека (10%), среднеэффективный – 12 человек (60%), высокоэффективный – 6 человек (30%). Мы поняли, что чтобы оставаться эффективным, лидеру необходимо уметь быстро адаптироваться и гибко менять поведение.Рисунок 7. Эффективность лидерства женского полаРезультаты исследований не обнаруживают типичных гендерных различий в стилях управления, но средний показатель эффективности лидерства у женщин оказался выше, чем у мужчин. Сравнение стиля руководства с эффективностью лидерства у мужчин и женщин показало, что мужчины в целом более эффективны.Выводы по второй главеИз нашей выборки мужчинам свойственна маскулинность, где 75% выбирают метод управления, ориентированный на задачу, остальные придерживаются стиля, ориентированного на взаимоотношения. У женщин наблюдается динамика: фемининность выявлена у 50%, маскулинность и андрогинность у 42% и 8% соответственно.Студенты женского пола, которые основываются на фемининности, отдают предпочтение стилю лидерского поведения, ориентированному на взаимоотношение 70%, а другие 30% выбирают стиль поведения, ориентированного на задачу.Представители женского пола, которым свойственна маскулинность отдают предпочтение стилю лидерского поведения, ориентированного на задачу, а все женщины, которым свойственна андрогинность, отдают предпочтение стилю лидерского поведения, ориентированного на взаимоотношения.Опираясь на данный факт, мы предположили, что развитие и проявление лидерских способностей не обусловлено половой принадлежностью, а сформированной гендерной идентичностью.По результатам опросника КОС-1 и опросника «Эффективность лидерства» наблюдается тенденция компенсации одной способности за счёт другой: у испытуемых женского пола коммуникативные способности преобладают над организаторскими, у мужского пола — наоборот. Но при этом опросник эффективности лидерства не показал существенной динамики, а некоторые результаты даже больше у испытуемых женского пола.Основываясь на результаты исследований, мы получили данные, что нет значительной разницы в типах личности студентов мужчин и женщин.Можно прийти к выводу, что нет ярко выраженного отличительного от мужского типа женского лидерства. Определяющим для формирования личности руководителя является его индивидуальный тип личности, а не гендерная принадлежность.Хотя в нашей выборки наблюдается тенденция более высокой эффективности лидерства у женщин.Путь женщины к организационной карьере связан с преодолением множества факторов, которые выступают препятствиями для её становления, а становление мужчины — это реализация возможностей.Мужчина-лидер полностью погружается в организационную деятельность, раскрывая свой внутренний потенциал, повышая эффективность лидерства.Женщина-лидер вынуждена распределять свои возможности между управленческой деятельностью, борьбой с сексизмом и семьей, из-за чего может произойти «профессиональное выгорание». Соответственно, снижается эффективность качества коммуникабельности, организованности и управленческой деятельности.ЗаключениеЛидерство — это способность организовывать людей с учетом их направленностей и предпочтений. Главное условие лидерства — обладание властью в формальных и неформальных группах. Лидер имеет эмоциональную, социальную и психологическую поддержку от участников группы, которые за ним следуют.В данной работе были рассмотрены теоретические основы мужского и женского лидерства, а также проведено эмпирическое исследование особенностей проявления лидерства у мужчин и женщин. В первой главе были изучены понятия лидерства, особенности мужского и женского лидерства, а также гендерное лидерство. Во второй главе было организовано и проведено эмпирическое исследование, которое позволило выявить особенности проявления лидерства у мужчин и женщин.Результаты исследования показали, что мужчины и женщины проявляют различные стили лидерства, которые зависят от контекста и ситуации. Было установлено, что мужчины чаще предпочитают авторитарный стиль управления, в то время как женщины больше склоняются к демократическому стилю. Также было отмечено, что гендерное лидерство влияет на формирование корпоративной культуры компании и ее успешность на рынке.В нашей выборке маскулинность присуща всем испытуемым мужского пола, стиль лидерского поведения, ориентированного на задачу, преобладает над стилем лидерского поведения, направленного на взаимоотношения. У испытуемых женского пола выражены организаторские способности, высокая адаптация и мобильность. Благодаря мобильности испытуемые женского пола показали высокие результаты эффективности лидерства. Испытуемые женского пола лучше проявляют лидерские качества, поэтому многие гендерные стереотипы неприменимы. Авторитарный стиль лидерства девушкам присущ больше, и потому девушки имеют больше шансов стать лидерами.Таким образом, данная работа подтвердила значимость гендерного подхода при изучении лидерства и подчеркнула важность учета особенностей мужского и женского поведения в управленческой деятельности.Список использованной литературы и источниковСельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. с. 45Логвинов И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. No 97. С. 1–15.Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство [Текст]/ Ф. Карделл// Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2010. – 390 с.Лейченко О. Ф. Женское лидерство в современном мире // Научные труды Дальрыбвтуза.2009.№.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-liderstvo-v-sovremennom-mire (дата обращения: 01.07.2024).Тришкина, А. Педагогический опыт "Я - лидер" [Текст]/ А. тришкина// Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 4(78). - С.46Маркова, М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении [Текст]/ М.Ю. Маркова. - М.: Изд. Просвещение, 2014. - 142с.Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти [Текст]/ Д.Я. Райгородский// Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 204.- 576с. Платонов, Ю.П. Путь к лидерству [Текст]/ Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2011. - 348сФридман, Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. - М.: Академия, 2013. - 210с.Смекалова, Е.М. Школа лидерства [Текст]/ Е.М. Смекалова// Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96сШевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н.И. Шевандрин// Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.:ВЛАДОС, 2010.- 544с.
1. Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. - Мн., 2004. с. 45
2. Логвинов И. Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. No 97. С. 1–15.
3. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003
4. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство [Текст]/ Ф. Карделл// Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2010. – 390 с.
5. Лейченко О. Ф. Женское лидерство в современном мире // Научные труды Дальрыбвтуза.2009.№.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-liderstvo-v-sovremennom-mire (дата обращения: 01.07.2024).
6. Тришкина, А. Педагогический опыт "Я - лидер" [Текст]/ А. тришкина// Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 4(78). - С.46
7. Маркова, М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении [Текст]/ М.Ю. Маркова. - М.: Изд. Просвещение, 2014. - 142с.
8. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти [Текст]/ Д.Я. Райгородский// Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 204.- 576с.
9. Платонов, Ю.П. Путь к лидерству [Текст]/ Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2011. - 348с
10. Фридман, Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст]/ Л.П. Фридман. - М.: Академия, 2013. - 210с.
11. Смекалова, Е.М. Школа лидерства [Текст]/ Е.М. Смекалова// Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96с
12. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]/ Н.И. Шевандрин// Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.:ВЛАДОС, 2010.- 544с.