Исторические этапы становления и развитие военно-политической работы в войсках (силах): (Советский период 1918-1991годы).
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ АРМИИ
1.1.СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА МИНОБОРОНЫ СССР ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
1.2.МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ВОЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ
2.1. УСТНАЯ СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
2.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Это прежде всего местные компартии и другие левые партии и организации, движение сторонников мира, экологические движения и организации. Важным тезисом советской пропаганды эпохи «холодной войны» был тезис враждебного капиталистического окружения. Он был заимствован из эпохи между двумя мировыми войнами и употреблялся почти исключительно для внутреннего потребления. Населению внушалось мысль, что империалисты плетут бесчисленные заговоры против СССР и его союзников, а те, кто выступают против социалистического строя и строительства коммунизма, – по сути, вражеские агенты. Как отмечает британский журналист Питер Померанцев, в СССР распространение подделок и теорий заговора было специализацией КГБ. Искажение информации и психологические методы ведения войны КГБ называли «активными мерами»; по оценкам, 15 000 агентов были задействованы, чтобы влиять на процессы принятия решений на Западе и создавать конфликты между союзниками. В западных изданиях размещалась дезинформация о секретном плане Президента Картера, который заключался в том, чтобы настроить чернокожих африканцев и чернокожих американцев друг против друга. Распространялись утверждения, будто ЦРУ создали СПИД как бактериологическое оружие, что США использовали химическое и бактериологическое оружие во время Корейской войны или что кандидат в президенты Барри Голдуотер был расистом и вместе с Обществом Джона Берча планировал переворот в Вашингтоне [4]. Наибольший эффект имела развернутая Советским Союзом антивоенная пропаганда в самих США. Она опиралась на реальные антивоенные настроения левой и либеральной общественности. Антивоенным силам, в том числе при негласной советской поддержке, удалось инициировать массовые акции протеста американской молодежи против войны во Вьетнаме, подключив к антивоенному движению хиппи и видных музыкантов. Можно вспомнить «Битлз» с их песней «Дайте миру шанс». Фактически США проиграли войну во Вьетнаме не на поле боя, а в глазах собственного общественного мнения, заставившего их уйти из Индокитая, хотя военного поражения там они не потерпели. Но важнее оказалось то, что они не смогли одержать победу, не смогли сломить сопротивление армии Северного Вьетнама и южновьетнамских партизан. Однако было бы большим преувеличением утверждать, будто США проиграли войну во Вьетнаме главным образом из-за успехов советской и вьетнамской пропаганды. Изоляционистские и антивоенные настроения инициировали в Америке отнюдь не советские агенты. Решающим фактором, почему американцы не смогли закончить Вьетнамскую войну «вничью», с сохранением двух Вьетнамов, стал уход в отставку под угрозой импичмента президента Ричарда Никсона и связанное с этим временное ослабление президентской власти. В таких условиях продолжать интервенцию в Индокитае было невозможно, чем и воспользовались Северный Вьетнам и его союзники, свергнув проамериканское правительство в Сайгоне. Но к Уотергейтскому скандалу и последующим событиям ни советские агенты, ни советская и северовьетнамская пропаганда не имели отношения. Американская же пропаганда во Вьетнаме хотя и достигла ряда тактических успехов в ведении психологической войны, решающим образом ни на ход боевых действий, ни на политическую ситуацию в Индокитае и Америке повлиять не смогла. Тем не менее, несмотря на военно-политическое поражение США во Вьетнаме, концепция информационной войны доказала свою состоятельность. За все время конфликта около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешли на сторону противника. По мнению членов правительственной комиссии США, главной причиной поражения во Вьетнаме стала потеря поддержки населения в собственной стране и мирового общественного мнения. Исходя из этого был сделан главный вывод: важно заранее заручиться поддержкой общественности своей страны и мирового мнения по отношению к любой будущей войне с американским участием. Информационные войны в эпоху «холодной войны» возникали и по другим, менее значительным поводам. Так, составление проекта Конвенции о Геноциде в 1947 г. происходило на фоне зарождающейся «холодной войны» и начавшейся между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции информационной войны. В частности, пропаганда Коммунистического Информационного Бюро (Коминформа), заменившего распущенный в 1943 г. Коминтерн, была направлена на народы британских и французских колоний, которых призывали не только к независимости, но и к установлению союзных с коммунистами правительств. В ответ Лондон создал собственный центр антикоммунистической пропаганды и всемирную сеть для распространения статей, книг и брошюр с критикой коммунизма и политики СССР. Британская делегация в ООН инициировала международное расследование использования принудительного труда заключенных в Советском Союзе. В ответ в коммунистических газетах появились статьи, осуждающие рабские условия труда в некоторых британских колониях. Советская делегация настаивала, чтобы ооновская Конвенция о геноциде была обязательна как для зависимых территорий, так и для суверенных государств. Она также настаивала, чтобы в конвенцию был включен и культурный геноцид.Само поражение Советского Союза в «холодной войне» не было следствием проигрыша информационной войны. Оно произошло из-за усиления экономического давления Запада, втягивания СССР в непосильную гонку вооружений на новом, более высоком технологическом уровне, а также из-за резкого падения цен на нефть и другие энергоносители в 1980-е гг. из-за многолетней ираноиракской войны, что лишило Советский Союз большей части получаемой твердой валюты. Экономические трудности привели к реформам и фактическому демонтажу тоталитарной системы еще до распада СССР. Проигрыш же информационной войны был также обусловлен тем, что советское руководство так и не смогло убедить ни своих союзников в Восточной Европе, ни собственное население в большей привлекательности советской коммунистической модели по сравнению с западными демократиями.2.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕВо Вооруженных Силах Российской Федерации постоянно работают над улучшением теории и практики военно-политической работы, так как политическое воспитание военнослужащих является основой морали российской армии.Опыт участия в вооруженных конфликтах подтверждает необходимость постоянного и актуального политического воспитания военнослужащих, что лежит в основе концепции военно-политической работы.Главное военно-политическое управление Министерства обороны Российской Федерации продолжает работу по сплочению личного состава и обеспечению политической сознательности военнослужащих при выполнении специальных боевых задач за пределами Российской Федерации.В настоящее время мировой порядок в международных отношениях находится в серьезных изменениях, и никто не может гарантировать сохранение мира в ближайшие годы, как на региональном, так и на глобальном уровне.Каждый год национальная и мировая безопасность сталкиваются с религиозными, национальными и финансовыми проблемами, которые влияют на международные военно-политические отношения.В свете строительства Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо готовиться прежде всего к защите суверенитета и территориальной целостности государства.Среди факторов, влияющих на международную безопасность, можно выделить обострение борьбы за энергетические и сырьевые ресурсы, усиление конкуренции за рынки сбыта и различия взглядов России, США, НАТО и ЕС на мировую безопасность.Сегодня в мире идут несколько гражданских войн и вооруженных конфликтов, большинство из которых происходят на Ближнем Востоке и в Африке. Например, Ливия за время конфликта превратилась из развивающегося государства в раздробленную внутренними конфликтами территорию. В Сирии, несмотря на улучшение обстановки, продолжаются тайные игры ближневосточных союзников и США. В Ираке боевики "Исламского государства" создали группировки "Исламского халифата", захватив часть стратегических объектов и контролируя нефтяные месторождения для финансирования вооруженной борьбы. В Афганистане продолжаются конфликты внутри многонационального общества, а на границе с Пакистаном продолжают действовать лагеря для подготовки террористов. В Российской Федерации существует ряд угроз национальной безопасности, таких как нестабильность на Украине, увеличение военного присутствия НАТО в Восточной Европе и гонка вооружений. [12] В ответ на это Россия принимает меры для поддержания боевой готовности сил немедленного реагирования и улучшения подготовки Вооруженных Сил с учетом опыта боевых действий в Сирии и других странах.Работа Главного военно-политического управления (ГВПУ) осуществляется непрерывно, независимо от условий воинской части, ее дислокации, комплектования, уровня подготовки личного состава и их морально-политического состояния. Для организации военно-правового обеспечения военно-политической работы регулярно вносятся изменения и дополнения в указы Президента РФ - Верховного главнокомандующего ВС РФ и федеральное законодательство. Значительный вклад в правовое регулирование военно-политической работы вноситЭкс. Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу.28 декабря 2021 г. издан Приказ Министра обороны Российской Федерации № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2019 года № 626 были внесены изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункт 51 которого был дополнен словами "военно-политическая работа".Среди подзаконных нормативных правовых актов следует отметить Постановление Правительства от 20 февраля 2019 года № 163-10, устанавливающее 38 группу военно-учетной специальности "Военно-политическая работа в войсках".В 2020 году в Главное военно-политическое управление были внесены изменения в План строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, План деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, программу обеспечения обороноспособности страны.На повестке дня Главного военно-политического управления - подготовка нормативных правовых актов, определяющих концепцию военно-политической работы для федеральных министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. [13]Ведется работа по разработке и внедрению методик военно-политической подготовки, психологической работы, военно-политической пропаганды и агитации, так как способность военнослужащих выполнять боевые задачи напрямую зависит от их гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств. Военнослужащие должны не только уверенно владеть имеющейся военной техникой и вооружением, но и иметь четко выстроенную мотивацию на выполнение воинского долга. [15]В связи с этим ГВПУ нацелено на решение следующих задач:- содействие общественно-государственной и боевой подготовке военнослужащих;- организация служебной деятельности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с использованием различных методов и форм просветительной работы;- расширение масштабов научно-просветительной работы;- организация патриотических культурных программ, культурного досуга, творческой и художественной деятельности в среде войсковых контингентов отдаленных регионов и контингента, выполняющего задачи в особых условиях;- оказание помощи подконтрольным Министерству обороны структурным подразделениям в части организации досуга военнослужащих;- координация военно-шефской работы в организациях культуры;- пропаганда военно-исторических традиций, повышение престижа и авторитета военной службы;- сохранение историко-культурного военно-патриотического наследия;- создание новых произведений о российской армии и военно-морском флоте.В рамках реализации своих задач военно-политическими органами организуются следующие виды деятельности:а) в области культурно-воспитательной работы:- проводится разъяснительная работа в части воинских ритуалов и традиций; значения и роли государственно-патриотической символики;- культивируются в среде военнослужащих дисциплинированность, личная ответственность, бережное отношение к войсковому имуществу;- проводятся мероприятия по сплочению воинских коллективов; укреплению единства армии и народа;- организуется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения;б) в области обеспечения мероприятий боевой подготовки:- проводят занятия по военно-политической подготовке;- участвуют в военно-политическом обеспечении полевых занятий, тактических учений, стрельб;- проводят инструкторско-методические занятия со специалистами по военно-политической работе;- оказывают содействие личному составу, проходящему военно-профессиональное обучение;- способствуют наглядному обеспечению мероприятий военно-политической работы;в) в области агитационно-пропагандистской работы:- проводят культурно-просветительные и информационные мероприятия. [17]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате изучения исторических этапов становления и развития военно-политической работы в советских войсках с 1918 по 1991 годы можно сделать вывод о значительном вкладе данной деятельности в подготовку и боеспособность армии. Советская военно-политическая работа была комплексной и многоуровневой системой, нацеленной на идеологическое и морально-психологическое воспитание военнослужащих, поддержание боевого духа и военной дисциплины.Важным элементом данной системы была политическая работа, направленная на пропаганду идеи социализма и коммунизма среди военнослужащих, а также борьбу с враждебной идеологией.[16] Военно-политическая работа также включала в себя патриотическое и воспитательное воздействие на военнослужащих, формирование гражданской позиции и ответственности за судьбу Родины.Одним из ключевых элементов военно-политической работы в советских войсках было организационно-методическое обеспечение данной деятельности. Систематизация и стандартизация методов работы, обучение и кадровое обеспечение специалистов в области военной пропаганды и психологии, координация усилий различных служб и военных подразделений позволило эффективно осуществлять влияние на военнослужащих и обеспечивать высокий уровень боеспособности армии.Таким образом, исторические этапы становления и развития военно-политической работы в советских войсках с 1918 по 1991 годы показывают, что данная деятельность была неотъемлемой частью военной машины страны, способствуя укреплению обороноспособности государства и формированию высокой боеспособности армии.[15]СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫОб утверждении единой структуры политорганов Красной Армии. Приказ Революционного военного совета Республики № 117 от 22января 1920 г. // РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 61. Л. 54–54 об.Фрунзе М.В. Военная доктрина Красной армии /Ред. Селин О.В. М.: Родина, 2018. 240. [Электронный ресурс] ЛИТМИР. Электронная библиотека [сайт] URL: https://www. litmir.me/br/?b=615601&p=2 (дата обращения: 14.07.2024)Троцкий Л.Д. Вокруг Октября. М., 1924. 16 с. Боевой порядок – построение (расположение) соединений, частей и подразделений с их средствами усиления для ведения боя (см.: ВЭС… С. 121-122)Аникеев В.В. Деятельность ЦК РСДРП (б) – РКП (б) в 1917 - 1918 годах. Хроника событий. М.: Мысль, 1974. С. 349.Антонов-Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. Т. 4. М.: Высш. воен. ред. совет. 1933. С. 133.Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Документы и материалы: в 2-х т. Москва, 1982; Т. 1.Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника (К разработке профессиограммы заместителя командира полка по политической части). Под редакцией генерала армии Е.Е. Мальцева. Москва, 1976.Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени: 1941 – 1942. Ленинград, 1942.КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917 – 1968. Москва, 1969.Идеологическая работа КПСС на фронте (1941 – 1945 гг.). Москва, 1960.Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии: Указ Президиума Верховного Совета СССР и приказ Народного комиссара обороны № 307, 9-го октября 1942 г. Москва, 1942.Самохин Андрей Владимирович Операция «Немыслимое», или почему не был реализован план войны против СССР в 1945 году // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. №42. Рыбаков Александр Михайлович Исторический опыт работы по отбору кандидатовна поступление в высшие военно-политические училищав 1967-1970 гг // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2017. Пайпс Р. Русская революция. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918 - 1924. М.: Изд. дом Захаров, 2005. С. 78.Военная наука и революция. Кн. 1. М.: Гос. воен. изд-во, 1921. С. 91-92.Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: Краткий исторический обзор. Москва, 1969.Третьяков В. Слово, зовущее на подвиг. Коммунист Вооруженных Сил. 1972; № 12: 22 – 28
1. Об утверждении единой структуры политорганов Красной Армии. Приказ Революционного военного совета Республики № 117 от 22 января 1920 г. // РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 61. Л. 54–54 об.
2. Фрунзе М.В. Военная доктрина Красной армии /Ред. Селин О.В. М.: Родина, 2018. 240. [Электронный ресурс] ЛИТМИР. Электронная библиотека [сайт] URL: https://www. litmir.me/br/?b=615601&p=2 (дата обращения: 14.07.2024)
3. Троцкий Л.Д. Вокруг Октября. М., 1924. 16 с. Боевой порядок – построение (расположение) соединений, частей и подразделений с их средствами усиления для ведения боя (см.: ВЭС… С. 121-122)
4. Аникеев В.В. Деятельность ЦК РСДРП (б) – РКП (б) в 1917 - 1918 годах. Хроника событий. М.: Мысль, 1974. С. 349.
5. Антонов-Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. Т. 4. М.: Высш. воен. ред. совет. 1933. С. 133.
6. Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Документы и материалы: в 2-х т. Москва, 1982; Т. 1.
7. Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника (К разработке профессиограммы заместителя командира полка по политической части). Под редакцией генерала армии Е.Е. Мальцева. Москва, 1976.
8. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени: 1941 – 1942. Ленинград, 1942.
9. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917 – 1968. Москва, 1969.
10. Идеологическая работа КПСС на фронте (1941 – 1945 гг.). Москва, 1960.
11. Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии: Указ Президиума Верховного Совета СССР и приказ Народного комиссара обороны № 307, 9-го октября 1942 г. Москва, 1942.
12. Самохин Андрей Владимирович Операция «Немыслимое», или почему не был реализован план войны против СССР в 1945 году // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. №42.
13. Рыбаков Александр Михайлович Исторический опыт работы по отбору кандидатовна поступление в высшие военно-политические училищав 1967-1970 гг // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2017.
14. Пайпс Р. Русская революция. Кн. 3. Россия под большевиками. 1918 - 1924. М.: Изд. дом Захаров, 2005. С. 78.
15. Военная наука и революция. Кн. 1. М.: Гос. воен. изд-во, 1921. С. 91-92.
16. Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945: Краткий исторический обзор. Москва, 1969.
17. Третьяков В. Слово, зовущее на подвиг. Коммунист Вооруженных Сил. 1972; № 12: 22 – 28