Права человека и суверенитет государства: проблемы соотношения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 46 46 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 09.09.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Основы теории государства и права 4
1.1. Понятие и функции государства 4
1.2. Понятие и принципы суверенного государства 12
Глава 2. Права человека и их защита 16
2.1. Понятие и виды прав человека 16
2.2. Механизмы защиты прав человека 21
Глава 3. Проблемы соотношения прав человека и суверенитета государства 24
3.1. Исторические аспекты взаимодействия прав человека и суверенитета государства 24
3.2. Современные проблемы и противоречия 26
Глава 4. Пути решения проблем соотношения прав человека и суверенитета государства 35
4.1. Международные механизмы защиты прав человека 35
4.2. Роль национальных государств в обеспечении прав человека 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Фрагмент для ознакомления

Совместные программы, проекты и конференции позволяют государствам обмениваться лучшими практиками, развивать общие стандарты и находить совместные решения. Например, регулярные встречи и консультации между представителями национальных институтов прав человека и международных организаций могут способствовать улучшению координации и взаимодействия.Международные договоры и соглашения являются важным инструментом в регулировании вопросов прав человека и государственного суверенитета. Разработка новых документов, учитывающих современные вызовы и реалии, может способствовать более эффективному решению существующих проблем. Например, новые соглашения могут включать положения о механизмах принудительного исполнения решений международных судов, что позволит обеспечить большую ответственность государств за нарушения прав человека.Принцип ответственности за защиту, принятый на Всемирном саммите ООН в 2005 году, предполагает, что государства обязаны защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. В случае, если государство не выполняет свои обязанности, международное сообщество имеет право вмешиваться. Укрепление и дальнейшее развитие этого принципа могут способствовать более эффективной защите прав человека, не подрывая при этом основы государственного суверенитета.Образование и просвещение в области прав человека играют важную роль в формировании культуры уважения прав и свобод. Повышение уровня осведомленности граждан о своих правах и механизмах их защиты способствует созданию гражданского общества, способного активно защищать свои права. Программы по правам человека должны быть интегрированы в системы образования на всех уровнях, а также поддерживаться через различные общественные инициативы и проекты.Эффективные механизмы разрешения конфликтов и предотвращения кризисов могут значительно снизить риск нарушений прав человека. Международные и региональные организации должны активно развивать и поддерживать такие механизмы, включая медиацию, арбитраж и другие формы альтернативного разрешения споров. Важно также укреплять раннее предупреждение и реагирование на потенциальные кризисы, что позволит предотвратить массовые нарушения прав человека.Разработка и принятие политик и законодательства в области прав человека и государственного суверенитета должны осуществляться с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Инклюзивный подход, включающий участие гражданского общества, неправительственных организаций, академического сообщества и других акторов, способствует созданию более сбалансированных и эффективных решений. Этот подход также помогает учитывать культурные, социальные и экономические особенности различных регионов и государств.Региональные механизмы, такие как Европейский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека и Африканский суд по правам человека и народов, играют важную роль в защите прав человека в конкретных регионах. Усиление их полномочий, улучшение финансирования и развитие механизмов взаимодействия с национальными судами и организациями могут значительно повысить эффективность защиты прав человека на региональном уровне.Государства должны стремиться к согласованию своего национального законодательства с международными стандартами в области прав человека. Это включает в себя ратификацию и имплементацию международных договоров и конвенций, а также приведение национальных законов и практик в соответствие с международными обязательствами. Такая гармонизация способствует укреплению правовой базы защиты прав человека и уменьшает вероятность конфликтов между национальным и международным правом.В заключение, пути решения проблем соотношения прав человека и государственного суверенитета требуют комплексного и многопланового подхода, включающего международное сотрудничество, укрепление национальных и международных институтов, разработку новых правовых инструментов и повышение уровня образования и осведомленности. Только через совместные усилия и постоянное взаимодействие международного сообщества можно достичь баланса между защитой прав человека и уважением государственного суверенитета.Глава 4. Пути решения проблем соотношения прав человека и суверенитета государства4.1. Международные механизмы защиты прав человекаМеждународно-правовые механизмы защиты прав человека делятся на универсальные и региональные. Универсальные механизмы предназначены для всех государств и имеют более простой порядок вступления.Примером универсального механизма является Организация Объединенных Наций. В соответствии со статьей 1 Устава ООН, основными целями этой международной межправительственной организации являются поддержание мира и безопасности. Важно подчеркнуть, что эта цель включает защиту не только государств, их суверенитета и территориальной целостности, но и прав людей, проживающих в этих государствах. Это подтверждается частью 3 статьи 1 Устава ООН, согласно которой Организация стремится к поощрению и защите прав и основных свобод человека без дискриминации по любому признаку.Устав ООН, в частности статья 7, определяет систему главных органов ООН, таких как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Международный Суд ООН. Деятельность этих органов осуществляется с учетом принципов международного права, закрепленных Уставом ООН, включая принцип уважения прав человека.За поддержание международного мира и безопасности отвечают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, а Совет Безопасности несет главную ответственность за это.Главы VI и VII Устава ООН устанавливают полномочия Совета Безопасности в области международной безопасности, включая составление рекомендаций и принятие мер по разрешению международных конфликтов. Автор считает, что деятельность Совета Безопасности в рамках универсальных механизмов защиты прав человека не всегда эффективна.Экономический и Социальный Совет ООН также играет определенную роль в защите прав человека, занимаясь исследовательской деятельностью и разработкой рекомендаций по улучшению системы международно-правовых отношений в этой сфере.В системе ООН непосредственно вопросами прав человека занимаются Совет по правам человека и Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Совет по правам человека состоит из 47 государств-членов и рассматривает жалобы, отвечающие определенным критериям приемлемости. Решения Совета носят рекомендательный характер.Управление Верховного комиссара ООН по правам человека внедряет права человека в программную деятельность всех структур ООН и сотрудничает с международными институтами, занимающимися защитой прав человека, а также рассматривает поступившие жалобы.Следует отметить, что современные универсальные международные механизмы защиты прав человека существуют, но их эффективность ограничена, так как решения носят рекомендательный характер и не обязательны для государств. Более того, многие из этих механизмов ориентированы на анализ и исследование состояния прав человека в мире.Статья 52 Устава ООН предусматривает создание и функционирование региональных органов и соглашений при условии соответствия целям и принципам ООН. Региональные механизмы объединяют группы государств с общими экономико-географическими и культурными признаками.Примером эффективного регионального механизма является Европейский Суд по правам человека. Этот орган был создан на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В отличие от универсальных механизмов, решения Европейского Суда обязательны для государств-участников Конвенции, что подтверждается статьей 46 Конвенции. Неисполнение решений Европейского Суда представляет собой нарушение международно-правовых обязательств государств, что может привести к международно-правовой ответственности.Контроль за исполнением решений Европейского Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы. Важно отметить, что в Европейский Суд по правам человека активно обращаются граждане государств-участников, включая Российскую Федерацию.Однако возникают трудности с исполнением решений Европейского Суда, связанные с несоответствием между решениями Суда и национальными правовыми системами государств. Для разрешения этих вопросов государства разрабатывают механизмы, позволяющие исполнять решения Суда на своей территории.В итоге, права человека требуют как национального, так и международного правового регулирования. Универсальные и региональные механизмы защиты прав человека различаются по своей эффективности. Универсальные механизмы задают общий формат взаимодействия, тогда как региональные, объединяя государства с общими интересами, позволяют более эффективно защищать права и основные свободы человека.4.2. Роль национальных государств в обеспечении прав человекаНациональные государства играют ключевую роль в обеспечении прав человека, так как они являются основными субъектами, отвечающими за защиту, соблюдение и продвижение этих прав на своей территории. Государства создают правовую и институциональную основу, которая обеспечивает права человека, а также реализуют международные обязательства по защите прав и свобод личности.Прежде всего, национальные государства разрабатывают и принимают конституции, законы и другие нормативные акты, которые закрепляют права и свободы граждан. Конституции большинства стран содержат основные права человека, такие как право на жизнь, свободу слова, свободу совести, право на частную собственность, защиту от произвольного ареста и многие другие. Эти права устанавливают стандарты, которым должны соответствовать все государственные и частные субъекты, и гарантируют защиту граждан от злоупотреблений.Национальные государства также создают институты и органы, которые непосредственно занимаются защитой прав человека. Это могут быть судебные органы, такие как конституционные и верховные суды, органы прокуратуры, омбудсмены или комиссии по правам человека. Эти структуры следят за соблюдением прав и свобод, расследуют случаи их нарушения, обеспечивают возможность обращения граждан за защитой своих прав и выносят решения, обязывающие государственные органы к восстановлению справедливости.Кроме того, государства несут ответственность за выполнение международных обязательств по правам человека, которые они принимают в рамках различных международных договоров и конвенций. Государства должны интегрировать эти обязательства в свою национальную правовую систему, адаптируя свои законы и политики к международным стандартам. Они также обязаны представлять регулярные отчеты в международные организации, такие как ООН, о мерах, предпринятых для защиты прав человека, и отвечать на замечания и рекомендации, касающиеся их выполнения.Государства играют важную роль в поддержке гражданского общества и обеспечении свободы выражения мнений и собраний. Они создают условия для существования и деятельности неправительственных организаций, которые занимаются защитой прав человека, проводят образовательные программы и работают над повышением осведомленности общественности о правах и свободах. Эти организации могут выступать как в роли партнеров государства в реализации правозащитных программ, так и в качестве критиков, указывающих на нарушения и требующих улучшений.Однако национальные государства также могут выступать и в роли нарушителей прав человека, особенно в ситуациях политической нестабильности, авторитаризма или военных конфликтов. В таких случаях роль государства в обеспечении прав человека становится негативной, поскольку оно может использовать свои ресурсы и власть для подавления оппозиции, ограничивать свободы и нарушать права граждан. В таких ситуациях международное сообщество и гражданское общество играют важную роль в давлении на государство с целью изменения его политики и восстановления прав человека.Таким образом, роль национальных государств в обеспечении прав человека многогранна и включает как создание и поддержание правовой и институциональной базы для защиты прав, так и выполнение международных обязательств. В то же время, именно на национальные государства возлагается основная ответственность за соблюдение прав человека на их территории, а также за предотвращение и устранение их нарушений.ЗаключениеНа протяжении всей работы была рассмотрена сложная и многогранная взаимосвязь между правами человека и суверенитетом государства. Важно отметить, что обе концепции являются фундаментальными в современной политико-правовой системе. С одной стороны, суверенитет государства обеспечивает его независимость, территориальную целостность и возможность принимать суверенные решения. С другой стороны, права человека представляют собой универсальные ценности, которые должны защищаться и обеспечиваться, вне зависимости от государственной юрисдикции.В ходе работы были выявлены основные исторические и современные проблемы соотношения прав человека и суверенитета государства. Исторический анализ показал, что восприятие прав человека и их место в государственной системе эволюционировали в зависимости от социально-экономических и политических условий. Современные проблемы заключаются в столкновении национальных интересов с международными правозащитными обязательствами, что порождает противоречия и требует поиска сбалансированных решений.Особое внимание было уделено механизмам защиты прав человека как на национальном, так и на международном уровнях. Анализ международных механизмов и роли национальных государств в обеспечении прав человека позволил сделать вывод о необходимости дальнейшего развития и совершенствования правозащитных систем, как в рамках отдельных государств, так и на международной арене.Таким образом, проблема соотношения прав человека и суверенитета государства остается актуальной и требует постоянного внимания. В современных условиях глобализации и развития международного права необходимо стремиться к тому, чтобы суверенитет государства не становился преградой на пути к защите прав человека, а, напротив, способствовал их укреплению и реализации.Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:Права человека и государственный суверенитет являются ключевыми, но иногда противоречивыми принципами современного международного права и политики.Суверенитет государства, как основной принцип международного права, требует уважения, но не должен служить оправданием для нарушений прав человека.Международные и национальные механизмы защиты прав человека необходимо укреплять и развивать для достижения баланса между защитой прав человека и уважением государственного суверенитета.Необходим комплексный и многоплановый подход к решению проблем соотношения прав человека и государственного суверенитета, включающий международное сотрудничество, разработку новых правовых инструментов и повышение уровня образования и осведомленности.Достижение баланса между правами человека и государственным суверенитетом требует постоянного диалога и взаимодействия международного сообщества, что позволит создать более справедливую и стабильную систему международных отношений.Список использованной литературы Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ). Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Агабеков Г.Б. Жан Боден - основоположник концепции государственного суверенитета. М.: ИНИОН, 1990. - 44 с. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. М., 2019. –215 с. Волков В.Н. Понятие и сущность суверенитета в истории юридической мысли и современном праве // Современное общество и право. 2021. № 1 (2). - С. 58-59. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. - М.: Юрист, 2020. – 311 с.Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики :дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 452 с. Журавлев, А.Б. Классификация прав человека / А.Б. Журавлев // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 14-17.Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека / Ю.А Занкина // Адвокатская практика, 2020. № 1. –318 с. Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве / В.Л. Казаков // История государства и права, 2020. № 14. –456 с.Казахецян Г.О. Государственный суверенитет: актуальные 70 проблемы // Эпомен. 2020. № 43. - С. 41-42.Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 –367 с. Клименко О.А. Идея государственного суверенитета и ее формирование от античности и средневековья до исходных начал Никколо Макиавелли и Жана Бодена // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 90-94. Клименко О.А., Мирзоев А.К. Развитие понятия суверенитета от МарсилияПадуанского до Гегеля // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 22-29. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 295 с.Куян И.А. К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета // Право и политика. 2022. № 1. - С. 141-142. Левин И.Д. Суверенитет. СПб.:Юрид. центр Пресс, 2003. – 214 с. Леонов А.С. Метаморфозы концепции государственного суверенитета в свете практики гуманитарных интервенций // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Вып. 20. Н. Новгород, 2020. –567 с.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. –452 с. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А. Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019 – 315 с.Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. М.: Издательство "Инфра-М", 1997. –562 с. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 185 с. Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020. –215 с. Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2019. –363 с. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 401 с. Руссо Ж.Ж. Избранное: в трех томах. М.: Терра: Книговек, cop. 2018. –968 с.Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 –168 с. Спиридонова И.А., Васина Е.В. К вопросу о гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 640-644. Трошкин, Ю.В. Права человека: Учеб. пособие / Ю.В. Трошкин. М., 2019. –315 с.Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2019. – 365 с. Харитонов И.К., Яшин В.Н. Место и роль личных прав и свобод человека в системе национальной безопасности российской федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в контексте национальной безопасности: сборник статей / отв. ред. Т.Н. Матюшева. Краснодар, 2019. С. 143-147.Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2020. N 2 (8). Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99.

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Документ прекратил действие в отношении России с 16 марта 2022 года (Федеральный закон от 28.02.2023 N 43-ФЗ).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
3. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
5. Агабеков Г.Б. Жан Боден - основоположник концепции государственного суверенитета. М.: ИНИОН, 1990. - 44 с.
6. Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа / В.С. Афанасьев // Труды Академии управления МВД России. - 2022. - № 3 (47). - С. 54-58.
7. Бережнов, А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории / А.Г. Бережнов. М., 2019. – 215 с.
8. Волков В.Н. Понятие и сущность суверенитета в истории юридической мысли и современном праве // Современное общество и право. 2021. № 1 (2). - С. 58-59.
9. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: Социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. - М.: Юрист, 2020. – 311 с.
10. Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики : дисс. ... канд. юрид. наук / Р.Е. Жихорева. - М., 2021. – 452 с.
11. Журавлев, А.Б. Классификация прав человека / А.Б. Журавлев // Журнал российского права. - 2019. - № 4. - С. 14-17.
12. Занкина Ю.А. Понятие и сущность прав человека / Ю.А Занкина // Адвокатская практика, 2020. № 1. – 318 с.
13. Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве / В.Л. Казаков // История государства и права, 2020. № 14. – 456 с.
14. Казахецян Г.О. Государственный суверенитет: актуальные 70 проблемы // Эпомен. 2020. № 43. - С. 41-42.
15. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020 № 9 – 367 с.
16. Клименко О.А. Идея государственного суверенитета и ее формирование от античности и средневековья до исходных начал Никколо Макиавелли и Жана Бодена // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 90-94.
17. Клименко О.А., Мирзоев А.К. Развитие понятия суверенитета от Марсилия Падуанского до Гегеля // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 22-29.
18. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях/ С.А. Комаров.- СПб: Питер, 2019.- 295 с.
19. Куян И.А. К вопросу об определении понятия и содержания народного суверенитета // Право и политика. 2022. № 1. - С. 141-142.
20. Левин И.Д. Суверенитет. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 214 с.
21. Леонов А.С. Метаморфозы концепции государственного суверенитета в свете практики гуманитарных интервенций // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. Вып. 20. Н. Новгород, 2020. – 567 с.
22. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2018. – 452 с.
23. Международная защита прав человека и государственный суверенитет: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 20 мая 2015 г.): сборник научных статей / ответственный редактор Т.А. Сошникова. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019 – 315 с.
24. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. М.: Издательство "Инфра-М", 1997. – 562 с.
25. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве / О. Омельченко. - М.: Эксмо, 2019. – 185 с.
26. Перевалов В.Д. Теория права и государства: учебник/ В.Д Перевалов.- М.: Проспект, 2020. – 215 с.
27. Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашева. М., 2019. – 363 с.
28. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 401 с.
29. Руссо Ж.Ж. Избранное: в трех томах. М.: Терра: Книговек, cop. 2018. – 968 с.
30. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956 № 3 – 168 с.
31. Спиридонова И.А., Васина Е.В. К вопросу о гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 1-2. С. 640-644.
32. Трошкин, Ю.В. Права человека: Учеб. пособие / Ю.В. Трошкин. М., 2019. – 315 с.
33. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2019. – 365 с.
34. Харитонов И.К., Яшин В.Н. Место и роль личных прав и свобод человека в системе национальной безопасности российской федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в контексте национальной безопасности: сборник статей / отв. ред. Т.Н. Матюшева. Краснодар, 2019. С. 143-147.
35. Энтин М.Л. Международное принуждение к соблюдению прав человека в Европе / М.Л. Энтин // Вся Европа.га. 2020. N 2 (8).
36. Яценко О.В. Контроль и надзор за исполнением решений Европейского суда по правам человека / О.В. Яценко, Д.Р. Петрова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. N 1 (29). С. 96 - 99.