Методика обучению детей плаванию старшего дошкольного возрста
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 20.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Основные задачи физического воспитания 5
1.2 Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах движений 7
Выводы по главе 1 13
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
2.1 Анатомические, физиологические и психолого – педагогические различия мальчиков и девочек дошкольного возраста 14
2.2. Особенности влияния водной среды на детский организм 19
Выводы по главе 2 21
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
3.1 Классические методы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста 22
3.2 Нетрадиционные методы обучения плаванию на начальном этапе 29
Выводы по главе 3 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Использовать метод поэтапного освоения навыков: разделение процесса обучения на отдельные этапы для лучшего усвоения материала.Создать комфортную обстановку на занятиях: в дружелюбной атмосфере обучение идет эффективнее, вследствие отсутствия принуждения и насилия.Применять игровые упражнения: игры и соревнования для мотивации и интереса детей к занятиям.Также следует подходить к обучающимся индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка и его уровень подготовки.В методике, предложенной Большаковой занятия проводятся по типу круговой тренировки, где основные плавательные навыки и элементы техники осваиваются на мелководье, а совершенствуются на глубокой воде [6].По мнению И.А. Большаковой, любая методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальные особенностей ребенка: сознательность и активность; систематичность в проведении занятий; наглядность и доступность учебного материала.Программа «Маленький дельфин»имеет принципиальные отличия от традиционной программы:1. Особое внимание уделяется работе с родителями, а также фактору психологической поддержки ребенка.2. На начальном этапе:Не используются поддерживающие предметы (доски, круги), а также страховка под спину или живот при плавании на груди;Не выполняются у опоры упражнения, связанные с продвижением;Предлагаются более продуктивные приемы адаптации к водному пространству;Изменена последовательность обучения движениям способом кроль на груди (обучение начинается с движений руками, т.к. именно руки создают основную движущую силу);Для правильного усвоения плавательных движений широкоиспользуются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.И. Л. Ганчар [8], за основу техники плавания берет:Задержку дыхания;Лежание на спине, груди;Скольжение на груди, спине, боку;Обтекаемость тела;Плавучесть тела.Методика охватывает организацию работы по плаванию, технику спортивного и прикладного плавания, методику обучения плаванию, спортивный отбор, тренировку и другие аспекты. В основе обучения методики Н.Ж. Булгаковой [5] основной формой занятий является урок, который состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.Вводная часть проводится на суше и включает перекличку, объяснение задач урока выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление с теми элементами техники движений, которые дети будут делать в воде. Все это подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.В основной части урока дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами и играют в воде.В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают,выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок перекличкой, подведением итогов, заданием на дом посильными упражнениями и организованным выходом из бассейна. В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи. В своих исследованиях Н.Ж. Булгакова [5] ставит следующие цели начального обучения плаванию:Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровых детей и их физическому развитию.Заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием.А также решить задачи по:Укреплению здоровья, закаливанию организма;Изучению техники плавания способом на спине, на груди;Овладению жизненно необходимым навыком плавания.Всестороннее физическое развитие и совершенствование физических качеств;Ознакомлению с правилами безопасности на воде;Воспитанию моральных качеств.В исследовании Е.А. Будановой и соавторов [4] проходило на базе плавательного бассейна МБОУ ДОД «Детско–юношеский центр Заводского района» г. Кемерово в течение 2012 – 2013 учебного года. В исследовании участвовали две группы дошкольников, занимающихся плаванием, общее количество которых составило 22 человека. Занятия по плаванию проводились 2 раза в неделю. Длительность занятия составляла 40 мин. В группе № 1 занятия проводились традиционно. В группе № 2 в обучении использовались игровые приемы и задания, помогающие освоению основных плавательных навыков. При этом в обучении плавательным движениям было выделено 4 этапа [14]. Всего в обучении применялось 12 различных игровых приемов. «Надень шляпу», «Вырос гриб», которые направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар» способствуют нырянию и погружению в воду.Прием «Крокодил», который используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей силы. Также использовался прием «Носик и животик вверх», который помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Прием «Стрела» использовался для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине.Прием «Привет», который включал упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи.Прием «Прыжок в колодец» предполагает обучение прыжкам в воду ногами вниз. Прием «Прыжоктигра в кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Прием «Оседлай коня» также используется для обучения прыжкам в воду, но на надувные подушки.Прием «Лодка» применяется для обучения анализу и контролю собственных плавательных движений.Применение приемов сопровождало подводящие и подготовительные упражнения, постепенно переходящие от простого к сложному. Помимо обучающего значения эти упражнения способствовали увеличению жизненной емкости легких, укреплению диафрагмы, увеличению силы сокращения миокарда и в целом способствовали развитию силы, ловкости и выносливости детей. В начале и в конце учебного года (октябрь 2012 г. – апрель 2013 г.) в обеих группах проводилось контрольное тестирование изучаемых показателей. Результаты исследования показали, что в начале исследования процентное соотношение детей, умевших выполнять контрольные задания, в исследуемых группах незначительно отличалось и составляло 4%при традиционных методах и 10% в группах с игровым методом обучения. Это говорит о том, что большинство детей 6 – 7–летнего возраста, приходя в секции по плаванию, практически не обладают навыками плавания. Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно, поскольку именно этот период является сенситивным для освоения техники движения разных двигательных действий и формирования двигательного стереотипа, сохраняющегося в течение всей жизни человека. В течение года обучение плаванию в выделенных группах проходило согласно программе эксперимента. Эффективность использования игровых приемов в тренировке юных пловцов обусловлена тем, что тренировочные занятия становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными, что психологически более оправдано при работе с детьми и способствует созданию более стойкой мотивации к продолжению занятий плаванием. Кроме того, наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся более значительных физических усилий, что способствует более эффективному воспитанию физических способностей. Поскольку в процессе игры двигательные качества проявляются не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии между собой, то игровой метод позволяет воспитывать двигательные качества всесторонне и комплексно. В случае необходимости с помощью игрового метода можно развивать определенные двигательные качества, используя соответствующие игры. По мере освоения движений дошкольникам предлагались игры, в которые включены изучаемые движения. Так как во время игры деятельность ребенка направлена на решение игровых задач, на достижение личной и командной задачи, то все освоенные движения ребенок выполняет без контроля внимания. Поэтому в этом случае более ярко проявляется степень освоенности этих движений. В этом заключается один из недостатков игрового метода, когда дети, увлекшись игрой, не следят за правильностью выполнения плавательных движений и могут допускать ошибки в технике, которые со временем станут привычными. Также в процессе игровой деятельности преподавателю достаточно тяжело дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Кроме того, при использовании игрового метода необходимо учитывать, что дети обязательно должны знать результат своей игровой деятельности, иначе соревновательная форма занятия потеряет свой смысл. Поэтому немаловажное значение имеет подбор игр по степени их посильного выполнения детьми. В группе, где методика обучения была традиционной, количество детей, выполнивших контрольные задания, составило 73 – 82 %. Дети работали не совсем активно и без особого стремления выполнять упражнения правильно, делали многочисленные ошибки. В группе, где в обучении применялся игровой метод, все дети (100 %) успешно справились с контрольными нормативами, практически безошибочно выполняли упражнения. Каждый ребенок в группе старался добиться лучшего результата. Выводы по главе 3Методы обучения и способы организации детей на занятиях подбираются с учетом задач этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей и характера упражнений.Однако, при выборе методики обучения необходимо ориентироваться на возможности использования её в конкретных условиях педагогического процесса: материальную базу дошкольного учреждения, возраста детей обучающихся плаванию, опыта специалиста, руководящего учебно–тренировочным процессом.Классические и нетрадиционные методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста направлены на:закаливание и укрепление детского организма;обучение детей плаванию;создание основы для разностороннего физического развития.Занятия включают ознакомление ребёнка с водой, приобретение элементарных умений и навыков, обучение различным упражнениям и способам плавания. Обучение проходит в игровой форме с использованием водного инвентаря и игр.На основании анализа литературных данных можно сделать следующие выводы:1. Применение игрового метода в занятиях по плаванию имеет высокую эффективность, так как позволяет в короткий срок обучить плаванию детей дошкольного возраста. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, что в свою очередь способствует эффективному формированию двигательных навыков в плавании. 2. Игровой метод позволяет существенно снизить психоэмоциональную нагрузку при выполнении определенной физической нагрузки, а также сформировать стойкую мотивацию на систематические занятия двигательной деятельностью, инициативность, самостоятельность, целеустремленность, устойчивый и положительный интерес к занятию плаванием. 3. Игровой метод обладает значительными возможностями в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Позволяет обеспечивать высокий уровень здоровья детей и воспитывает осознанное отношение к своему организму, формирует навыки социализации и коммуникации, создает атмосферу творческого участия в коллективной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновы физического воспитания дошкольников важны для развития координационных способностей. В дошкольном возрасте дети осваивают новые движения, развивают гибкость, скорость и равновесие. Для этого используются общеподготовительные гимнастические упражнения, элементы акробатики и упражнения на равновесие. Развитие координационных способностей помогает детям экономить силы, точно выполнять движения и регулировать напряжённость мышц.Физическое развитие оказывает значительное влияние на устойчивость организма детей старшего дошкольного возраста к болезням. Оно способствует интенсивному развитию отдельных органов и систем, формированию двигательных навыков, развитию физических качеств и становлению физической культуры дошкольников.Утренняя гимнастика, физкультурные комплексы, гимнастики пробуждения, физкультурные минутки и физкульт-паузы, подвижные и спортивные игры, развлечения и дни здоровья помогают сохранить и укрепить здоровье детей, развить их творческие способности и сформировать основы здорового образа жизни.Закаливание и водные процедуры также играют важную роль в повышении устойчивости организма к болезням. Они способствуют укреплению иммунитета, улучшению самочувствия и настроения детей.Таким образом, физическое развитие является ключевым фактором в формировании устойчивого организма детей старшего дошкольного возраста и их способности противостоять различным заболеваниям.Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста должно быть комплексным и включать различные методики и подходы. Основные цели таких занятий – укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование навыков плавания и закаливания. Важно использовать разнообразные методы обучения, такие как игровые, соревновательные и имитационные, а также применять вспомогательное оборудование для повышения интереса и эффективности занятий.При практическом использовании наиболее привлекательным для дальнейшего исследования может являться вариант обучения детей плаванию по методике Н.Ж. Булгаковой. Занятия проводится как правило в форме групповых, они более эффективны, им присущ элемент соревнования и игры. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость и освоение техники плавания.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБезруких М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2013Большакова, И.А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. / И.А. Большакова. - М.: АРКТИ, 2007. – С 24Большакова, И.А. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста / И.А. Большакова. – Москва: АРКТИ, 2005. – Текст: непосредственныйБуданова Е.А., Селиванов В. М., Долгушин А. М. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста // СибСкрипт. 2014. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy–metod–obucheniya–v–obuchenii–plavaniyu–detey–doshkolnogo–vozrasta (дата обращения: 09.08.2024).Булгакова, Н. Ж. Методика обучения технике плавания / Н.Ж. Булгакова. - М.: Б.и.- 1980.- С. 40Волков, В. М. Морфофункциональные особенности растущего организма [Текст] / В. М. Волков. – М.: ФиС, 1978. – С. 167 Волкова, К.М., Развитие координационных способностей старших дошкольников на основе дифференцированного подхода. ВКР / К. М. Волкова. – Екатеринбург.: 2017. С. 1– 67Ганчар, И. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования / И. Ганчар .-Одесса, 2006.-ч.2- С. 69Еремеева, JI. Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения 4 плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие / JI. Ф. Еремеева. СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2005. - С. 112Зимкина, Н.В. Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2012 –С. 6 Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей// Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. – Л. : Медицина, 1980. – С. 205Кокорина, А.М. Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования), Новый Уренгой, 2021г.– С. 1-15Котелевская, Н. Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции// Н. Б. Котелевская. – СПб.: Питер, 2000. – С. 24Кузнецова Ж. В. Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 104 – 106Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 2 (8). – С. 86–89Курысь, В. Н. Содержание и соотношение понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура» / В.Н. Курысь. –М.: 2013.– № 1 (95). – С. 84-89Лепилина, Т.В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию 7–8 лет / Т.В. Лепилина. – М.: 2013. № 2 (24). С. 240-244Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. - М.: ФиC, 1987, – С. 287-295Лопухин В. Я. Пятьсот статей по плаванию в журналах «Теория и практика физической культуры» / В. Я. Лопухин. – М.: 1995. - № 11. - С. 24,37-38Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – С. 290 Макаренко, Л.Т. Обучение плаванию детей / Л. Т. Макаренко. -М.: Тера - Спорт, 2005. – С.187Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.–практ. конф. с междунар. участием. – Благовещенск, 2016. – С. 389–398Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 411Мухина, Е. А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками/ Е.А. Мухина. – М.: Малаховка, 1999. – С. 156Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 159Осьмина, Е.В. Психологические критерии проявления дошкольником субъектности на начальных этапах обучения плаванию / Е. В. Осьмина. – 2015. – № 2. – С. 12 – 16Павлова, Т.Н. Обучение детей дошкольного возраста / изд-во Плавание для всех. – 2022. – №8. – С. 12-16Петриченко, А.В. Нетрадиционные упражнения при начальном обучении плаванию/ А.В. Петриченко. – Хабаровск., 2006.- С.134- 135Пирогова, В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста/ В.А. Пирогова. - М., 2003. – С. 94-101Репина, Т. А. Мальчики и девочки: две половинки [Текст] / Т. А. Репина // Обруч. – 1998 - № 6. – с.3–5Романова, Е. Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет [Текст] / Е. Е. Романова: Автореф. – СПб.: 1999. – 184 с.Савинова С. В., Заболотникова В. С. Развитие координационных способностей старших дошкольников в процессе занятий по плаванию// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–koordinatsionnyh–sposobnostey–starshih–doshkolnikov–v–protsesse–zanyatiy–po–plavaniyu (дата обращения: 06.08.2024)Салькова, Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2, № 3. – С. 111–116Сорокин В. П., ФедюкН. С., Иващенко Д. Е., Шилов П. В., Саенко Д. В. Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний// Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №6 (184). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie–kak–sredstvo–fizicheskogo–razvitiya–detey–grudnogo–yaselnogo–i–doshkolnogo–vozrasta–i–profilaktika–zabolevaniy (дата обращения: 07.08.2024)Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: 1984. – С. 159Щербаков Б. В. Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет // Вестник спортивной науки. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-metodiki-obucheniya-plavaniyu-doshkolnikov-4-7-let (дата обращения: 09.08.2024).
2. Большакова, И.А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. / И.А. Большакова. - М.: АРКТИ, 2007. – С 24
3. Большакова, И.А. Маленький дельфин: нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста / И.А. Большакова. – Москва: АРКТИ, 2005. – Текст: непосредственный
4. Буданова Е.А., Селиванов В. М., Долгушин А. М. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста // СибСкрипт. 2014. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy–metod–obucheniya–v–obuchenii–plavaniyu–detey–doshkolnogo–vozrasta (дата обращения: 09.08.2024).
5. Булгакова, Н. Ж. Методика обучения технике плавания / Н.Ж. Булгакова. - М.: Б.и.- 1980.- С. 40
6. Волков, В. М. Морфофункциональные особенности растущего организма [Текст] / В. М. Волков. – М.: ФиС, 1978. – С. 167
7. Волкова, К.М., Развитие координационных способностей старших дошкольников на основе дифференцированного подхода. ВКР / К. М. Волкова. – Екатеринбург.: 2017. С. 1– 67
8. Ганчар, И. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования / И. Ганчар .-Одесса, 2006.-ч.2- С. 69
9. Еремеева, JI. Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения 4 плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод, пособие / JI. Ф. Еремеева. СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2005. - С. 112
10. Зимкина, Н.В. Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2012 – С. 6
11. Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей// Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. – Л. : Медицина, 1980. – С. 205
12. Кокорина, А.М. Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования), Новый Уренгой, 2021г. – С. 1-15
13. Котелевская, Н. Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции// Н. Б. Котелевская. – СПб.: Питер, 2000. – С. 24
14. Кузнецова Ж. В. Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 104 – 106
15. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 2 (8). – С. 86–89
16. Курысь, В. Н. Содержание и соотношение понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура» / В.Н. Курысь. –М.: 2013.– № 1 (95). – С. 84-89
17. Лепилина, Т.В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию 7–8 лет / Т.В. Лепилина. – М.: 2013. № 2 (24). С. 240-244
18. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. - М.: ФиC, 1987, – С. 287-295
19. Лопухин В. Я. Пятьсот статей по плаванию в журналах «Теория и практика физической культуры» / В. Я. Лопухин. – М.: 1995. - № 11. - С. 24, 37-38
20. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – С. 290
21. Макаренко, Л.Т. Обучение плаванию детей / Л. Т. Макаренко. - М.: Тера - Спорт, 2005. – С.187
22. Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.–практ. конф. с междунар. участием. – Благовещенск, 2016. – С. 389–398
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 411
24. Мухина, Е. А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками/ Е.А. Мухина. – М.: Малаховка, 1999. – С. 156
25. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 159
26. Осьмина, Е.В. Психологические критерии проявления дошкольником субъектности на начальных этапах обучения плаванию / Е. В. Осьмина. – 2015. – № 2. – С. 12 – 16
27. Павлова, Т.Н. Обучение детей дошкольного возраста / изд-во Плавание для всех. – 2022. – №8. – С. 12-16
28. Петриченко, А.В. Нетрадиционные упражнения при начальном обучении плаванию/ А.В. Петриченко. – Хабаровск., 2006.- С.134- 135
29. Пирогова, В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста/ В.А. Пирогова. - М., 2003. – С. 94-101
30. Репина, Т. А. Мальчики и девочки: две половинки [Текст] / Т. А. Репина // Обруч. – 1998 - № 6. – с.3–5
31. Романова, Е. Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет [Текст] / Е. Е. Романова: Автореф. – СПб.: 1999. – 184 с.
32. Савинова С. В., Заболотникова В. С. Развитие координационных способностей старших дошкольников в процессе занятий по плаванию// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–koordinatsionnyh–sposobnostey–starshih–doshkolnikov–v–protsesse–zanyatiy–po–plavaniyu (дата обращения: 06.08.2024)
33. Салькова, Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2, № 3. – С. 111–116
34. Сорокин В. П., Федюк Н. С., Иващенко Д. Е., Шилов П. В., Саенко Д. В. Плавание как средство физического развития детей грудного, ясельного и дошкольного возраста и профилактика заболеваний// Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №6 (184). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plavanie–kak–sredstvo–fizicheskogo–razvitiya–detey–grudnogo–yaselnogo–i–doshkolnogo–vozrasta–i–profilaktika–zabolevaniy (дата обращения: 07.08.2024)
35. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: 1984. – С. 159
36. Щербаков Б. В. Некоторые особенности методики обучения плаванию дошкольников 4-7 лет // Вестник спортивной науки. 2009. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-metodiki-obucheniya-plavaniyu-doshkolnikov-4-7-let (дата обращения: 09.08.2024).