Формы и системы оплаты труда работников
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.09.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 5
1.1. Сущность заработной платы как экономической категории 5
1.2. Формы и системы оплаты труда на предприятии 14
Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 18
2.1. Проблемы, связанные с заработной платой как формой мотивации сотрудников 18
2.2. Пути повышения заработной платы 29
Заключение 36
Библиографический список 38
2.2. Пути повышения заработной платы
Правовое государство вообще представляет собой такой тип государства, власть в котором основывается на праве, правом ограничивается и через него же реализуется. Тем не менее такое понимание представляет не вполне успешным по причине многоаспектности и сложности понятия, и вследствие этого целесообразно выделить элементы, которые главным образом правовое государства отличают: свобода человека и полное обеспечение его прав и свобод; ограничение правом государственной власти.
Предполагается, что в правовом государстве создаются условия для его юридической свободы, которая состоит в создании специального механизма, в том числе правового, обеспечивающего возможности личности реализовывать те свои интересы, которые не противоречат нормам права [13, 80]. То есть нормами прав создаются условия для того, чтобы личность могла свободно распоряжаться своими способностями (например, в статье 37 Конституции Российской Федерации — к труду [14, 25]); также правом максимально раздвигаются границы дозволенного личности, создаются условиями для свободного распоряжения своим имуществом (принципы приватизации и национализации; свобода предпринимательской деятельности), использовать интеллектуальные способности (свобода слова и творчества). Это, непременно, способствует развитию государства: благодаря обеспечению свободы предпринимательсокй деятельности увеличивается доходная часть государственного бюджета; благодаря свободе слова и творчества обеспечивается внедрение научно-технического прогресса в имеющие приоритетное значение области развития государства.
Задача права состоит и в том, чтобы ограничить возможности государства в произвольном расширении своих полномочий и своей компетенции, в возможности вмешательства государства в иные сферы деятельности — экономическую, духовную.
Существует множество подходов к определению правового государства, и на данном этапе следует выделить наиболее значимые из них, содержащие в себе все существенные признаки анализируемого понятия, причем некоторыми авторами отдается приоритет тому или иному признаку.
Как уже было подчеркнуто, понятие правового государства и конкретные его признаки, терминологическая основа по сути своей зародились в Германии в трудах И. Канта, который определял правовое государство как связанность государства права, в частности, демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе конституции, притом особую роль играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы [15, 17]. Данное определение может являться основой при проведении дальнейшего исследования, так как весьма актуально и по отношению к настоящей действительности.
В частности, В. Ф. Яковлев определяет правовое государство как, с одной стороны, результат реализации права в реализации власти государства и в его функциях, а с другой стороны, условие развития применения права и внедрения его в повседневную жизнь [17, 587].
А, например, В. С. Нерсесянц определяет правовое государство как правовую форму организации и осуществления суверенитета народа [16, 140]. Подходов к определению правового государства существует множество, и в каждом акцентируется внимание на том или ином признаке. Среди других авторов следует выделить Т. Швайсфурта, П. М. Рябиновича, В. П. Храпанюка и других.
Все определения имеют под собой общее основание — вырабатанные ещё И. Кантом и другими мыслителями признаки правового государства, среди которых особое значение имеют принцип разделения властей; господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства [18, 28].
В общем виде первый из признаков, разделение властей, — это организация деятельности ветвей власти, характерная для демократической государственности и в той или иной мере наравне с другими институтами демократии способствующая реализации прав физических лиц, граждан.
В Российской Федерации принцип разделения властей выражен в статье 10 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в решении вопросов в рамках реализации своих функций. Идея самостоятельности ветвей власти в принятии соответствующих решений находит своё расширение в иных правовых актах, устанавливающих компетенцию соответствующих органов государственной власти (например, речь идет о Федеральном конституционном законе от 06 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», о Положениях о министерствах, утверждаемых соответствующими постановлениями Правительства, и других актах). К федеральным органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, Министерства и ведомства (также существуют региональные органы исполнительной власти — также Министерства и ведомства), к органам законодательной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, а также соответствующие региональные органы законодательной власти, управомоченные на принятие Законов в соответствующем регионе. Президент Российской Федерации осуществляют общее руководство исполнительной властью и не включаются ни в одну из ветвей; он обеспечивает согласованное функционирование всех трех ветвей власти. Судебную власть представляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, региональные суды, мировые судьи и иные судебные инстанции, характерные для трехзвенной судебной системы [1].
Кроме того, законодательством определяется порядок взаимодействия между ветвями государственной власти. Так, система сдержек и противовесов имеет непосредственное отношение к реализации принципа разделения властей. То есть для того чтобы органы государственной власти, представляющие определенную ветвь власти, не выходили за рамки своей компетенции, предусмотрена возможность воздействия на них других ветвей власти — например, законодательная и судебная ветви власти могут принять решение о выдвижении обвинения в отношении Президента Российской Федерации; все проекты законодательных актов должны проходить как антикоррупционную экспертизу в органах исполнительной власти; иные экспертизы в органах исполнительной власти проводятся зависимо от того, какого рода вопрос рассматривается в законопроекте (например, существует также экологическая экспертиза). Весьма характерно, что лишь в некоторых случаях органы государственной власти могут самостоятельно ограничить осуществление полномочий другой ветвью власти; в большинстве случаев для принятия определенного решения необходимо волеизъявление органов, представляющих по крайней мере две ветви государственной власти. Так, экологическая экспертиза изначально проводится по согласованию между законодательным органом и органом исполнительной власти: осуществляет экспертизу, в частности, Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии со своими полномочиями, но сама экспертиза осуществляется на основании Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Кроме того, орган исполнительной власти составляет соответствующий акт о выявленных нарушениях в законопроекте, но не имеет полномочий принятия решения о недопустимости вступления его в юридическую силу; в случае, если орган, осуществляющий экологическую экспертизу, по каким-либо причинам упустил наличие нарушений в соответствующем акте, свои полномочия осуществляю также органы прокуратуры, не относящиеся к какой-либо ветви государственной власти; решение об утрате принятым актом его юридической силы может принять орган, издавший его, или Конституционный Суд Российской Федерации; в случаях оспаривания правовых актов, обладающих меньшей юридической силой, чем федеральный закон, также иные судебные инстанции.
Вторым из названных признаков правового государства является господство права во всех сферах жизни общества, то есть в таком государстве право властвует над государством, над всем обществом и над конкретной личностью; воздействие права, в отличие от влияния государства, распространяется на все сферы — на политическую, на экономическую, на духовную, на социальную. Причем распространяющее влияние права может проявляться в расширении прав личности и ограничения возможностей государства оказывать влияние в указанной сфере; например, для духовной сферы это особенно актуально: в современном обществе произведения литературы и искусства не проходят цензуру, гарантирована свобода личности в выборе сферы деятельность для применения своих способностей. В экономике одновременно ограничиваются права лица и влияние государство, что способствует гармонизации общественных отношений: как государство не может ограничить воли лица в установленных законом пределах, так и другие лица не могут ограничить свободу друг друга.
Третьим важнейшим признаком правового государства является незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип находит своё выражение не только в законодательстве конкретного государства, но и на международном уровне: если личность не имеет возможности защитить свои права в рамках конкретного государства, она может защитить их, например, в Европейском суде по правам человека. И тут интересно дело «Иващенко против России» [19, 105]; при рассмотрении данного дела суды в Российской Федерации и Европейский суд по правам человека заняли противоположные позиции. Суть спора состояла в том, что при пересечении границы Российской Федерации гражданин Иващенко был подвергнут осмотру, в ходе которого таможенные органы получили доступ к личной переписке лица. Эта личная переписка не была просмотрена и проанализирована, в связи с чем суды Российской Федерации сделали вывод об отсутствии в действиях таможенных органов нарушения границ частной жизни Иващенко. Это связано с тем, что в российской правоприменительной практике вмешательством в частную жизнь лица является непосредственно получение информации. Европейский Суд по правам человека посчитал действия таможенных органов вмешательством в частную жизнь лица, к тому же, обратил внимание на то, что сам факт осмотра некоторых объектов, которые имел при себе гражданин, также является фактом преодоления границ его частной жизни; Европейский Суд по правам человека в данном случае исходил из того, что любые действия органов публичной власти являются нарушением права лица, если они не обусловлены объективной необходимостью, возникшей в связи с нарушением лицом тех или иных предписаний или же с потенциальной возможностью их нарушения.
Кроме того, международным сообществом гарантируется и включение в систему государства необходимого объема прав и свобод личности; невключение их (применение смертной казни, ядерного оружия; пример — Северная Корея) влечет применение санкций другими странами, которые могут существенно замедлить экономическое, политическое развитие государства.
Последним из названных признаков правового государства является взаимная ответственность личности и государства. Личность несет ответственной перед государством в соответствии с нормами, содержащимися в актах публичного права, за совершенные правонарушения и преступления; государство также отвечает перед личностью в том случае, если со стороны его властных органов были допущены упущения: если должностное лицо того или иного органа вышло за пределы своих полномочий и нарушило права и свободы ряда граждан или конкретной личности путем принятия неправомерного закона или подзаконного акта; ответственностью государства перед личностью можно считать и возможность обращения после Конституционного Суда Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека.
Таким образом, правовое государство представляет собой государство, в котором в полной мере реализуются принципы, среди которых выделяются верховенство права, взаимная ответственность личности и государства, гарантированность и обеспеченность прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, которые позволяют говорить о том, что существенную роль в государственном строе играет право, независимое от личных ориентиров членов общества или властной элиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое государство — и такой вывод можно сделать на основании проведенного исследования и изложенных данных — представляет собой совместную деятельность государственных органов, уполномоченных на принятие тех или иных решений, в том числе на принятие нормативных правовых актов, и общества, благодаря которому происходит внедрение права в повседневную жизнь; таким образом право становится тем регулятором, которое имеет значение во всех сферах жизни общества и оказывает влияния на отношения, складывающиеся в различных социальных группах, посредством чего достигается равновесие интересов общества и конкретной личности и государство, главной целью которого является регуляция поведения социальных групп. Посредством внедрения права во все сферы деятельности и обеспечивается гарантированность прав, свобод и законных интересов личности — только при том условии, что она использует данные ей законом права и защищает свои интересы в установленных правом формах правовое государство существует.
Цели исследования в полной мере были выполнены: в процессе анализа развития концепции правового государства, понятия правового государства и его признаков, а также уровня развития правового государства в Российской Федерации на современном этапе были сделаны выводы о том, что формирование правового государства прямо зависит от объективных факторов — от законодательного закрепления конкретных признаков правового государства и от субъективных — от уровня реализации данных прав и свобод личности, от желания её защитить свои права и свободы в данных законом формах, от степени сформированности правовой и политической позиции, которая впоследствии и находит своё выражение в деятельности органов государственной власти. Если личность не способна вырзить своей позиции и сформулировать свои потребности, государство использует те формы осуществления власти, которые привычны и удобны ему; к примеру, если личность не выражает желания свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, государство даст такую возможность только тем социальным группам, у которых есть возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.
В рамках работы была рассмотрена эволюция системы права социального обеспечения в Российской Федерации и некоторых зарубежных странах, в частности, в Германии, в которой и сформировалось представление о правовом государстве, а также был выработан теоретический базис для становления правового государства не только в Германии, но и в других государствах. Выработанная в Германии теория имеет огромное значение и на современном этапе развития; объективные и субъективные факторы формирования и развития правового государства были рассмотрены поэтапно; были проанализированы определяющие правовое государство принципы и признаки, а также дана оценка их реализации в современном российском государстве.
Таким образом, перспективы развития правового государства в том числе в Российской Федерации огромны, и состоят они в том, чтобы соответстующие принципы реализовывались в государстве посредством права и не возникало никаких сомнений в том, что политика органов государственной власти направлена на то, чтобы в полной мере реализовывать предписания права. Международно-правовые регуляторы в вопросах становления правового государства, конечно, тоже играют непосредственное значение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Федеральный закон РФ от 07.05.2013 г. № 95-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. № 19. Ст. 2322.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 18-КГ17-290 .
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.10.2018 N 5-КГ18-187.
Учебная и монографическая литературы
Крапивин О.М., Власов В.И. Работодатель: права и обязанности. М. Норма, 2004. 389 с.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. Монография. М.: Проспект, 2015. 236 с.
Молодцова М.В. Трудовое право России: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2019. 576 с.
Права работодателя в трудовых отношениях / Авт. кол. О.В. Абрамова, И.В. Занданов, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. А.Ф. Нурдинова, Л.А. Чиканова. М.: Эксмо, 2009. 301 с.
Тимохин В.В. Правосубъектность работодателя: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Томск, 2003. 25 с.
Трудовое право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.П. Орловский и др. М.: Юрайт, 2019. 285 с.
Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика / Ин-т государства и права РАН. - М.: Юрист, 1998. - 244 с.
Периодические издания
Безина А.К. Работодатель как субъект российского трудового права // Работодатель как субъект российского права: новое в правовом статусе. Материалы круглого стола. Казань. 2012. С. 119-140.
Безина А.К. Права и обязанности работодателя в индивидуальных трудовых отношениях // Российское правосудие. 2012. № 8. С. 75-85.
Глотова И.А. Права и обязанности работодателя с позиции законодательства и судебной практики // Вопросы трудового права. 2018. № 1-2. С. 24-28.
Дресвянкин В. Б. Методы преодоления пробелов в российском трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2001. №2.
Киреев Н.В. Юридический статус работодателя как субъекта трудового права // Законность и правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 138-144.
Мухиддинов К.С. Права и обязанности работодателя и работника // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 585-588.
Савинов В. Права и обязанности работодателя // Энергонадзор. 2016. № 9 (85). С. 28-29.
Сергеева Н.С. Работодатель: признаки, виды, дефиниция // Молодой ученый. 2016. № 6-6 (110). С. 103-106.
Фатхуллина С.Я. Основные трудовые права и обязанности работодателей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-3. С. 221-223.
Цыпкина Ирина Сергеевна Постановления Пленума Верховного Суда РФ: нерешенные вопросы трудового законодательства // Lex Russica. 2017. №7 (128).
См. Рудковский Виктор Анатольевич Теория источников права: дискуссионные моменты // Вестник СГЮА. 2015. №6 (107).
2
W –Ставка заработной платы
D
S
D=MPR
(сумма)
Wc
S
Q –Количество труда
Qc
W –Ставка заработной платы
a
b
Wc
S=MRC
d=mpr
Q –Количество труда
qc
1.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2.Федеральный закон РФ от 07.05.2013 г. № 95-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. № 19. Ст. 2322.
3.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 18-КГ17-290 .
4.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.10.2018 N 5-КГ18-187.
Учебная и монографическая литературы
5.Крапивин О.М., Власов В.И. Работодатель: права и обязанности. М. Норма, 2004. 389 с.
6.Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития. Монография. М.: Проспект, 2015. 236 с.
7.Молодцова М.В. Трудовое право России: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2019. 576 с.
8.Права работодателя в трудовых отношениях / Авт. кол. О.В. Абрамова, И.В. Занданов, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. А.Ф. Нурдинова, Л.А. Чиканова. М.: Эксмо, 2009. 301 с.
9.Тимохин В.В. Правосубъектность работодателя: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Томск, 2003. 25 с.
10.Трудовое право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.П. Орловский и др. М.: Юрайт, 2019. 285 с.
11.Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика / Ин-т государства и права РАН. - М.: Юрист, 1998. - 244 с.
Периодические издания
12.Безина А.К. Работодатель как субъект российского трудового права // Работодатель как субъект российского права: новое в правовом статусе. Материалы круглого стола. Казань. 2012. С. 119-140.
13.Безина А.К. Права и обязанности работодателя в индивидуальных трудовых отношениях // Российское правосудие. 2012. № 8. С. 75-85.
14.Глотова И.А. Права и обязанности работодателя с позиции законодательства и судебной практики // Вопросы трудового права. 2018. № 1-2. С. 24-28.
15.Дресвянкин В. Б. Методы преодоления пробелов в российском трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2001. №2.
16.Киреев Н.В. Юридический статус работодателя как субъекта трудового права // Законность и правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 138-144.
17.Мухиддинов К.С. Права и обязанности работодателя и работника // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 585-588.
18.Савинов В. Права и обязанности работодателя // Энергонадзор. 2016. № 9 (85). С. 28-29.
19.Сергеева Н.С. Работодатель: признаки, виды, дефиниция // Молодой ученый. 2016. № 6-6 (110). С. 103-106.
20.Фатхуллина С.Я. Основные трудовые права и обязанности работодателей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-3. С. 221-223.
21.Цыпкина Ирина Сергеевна Постановления Пленума Верховного Суда РФ: нерешенные вопросы трудового законодательства // Lex Russica. 2017. №7 (128).