Христиане во владениях Чингизидов в середине 13 века
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 02.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Характеристика источников. 5
Обзор литературы. 8
Глава I. Отношение ханов к христианству. 13
Глава II. Положение православных князей в отношениях с ханом. 17
Глава III. Условия жизни христиан среди ордынского населения. 21
Заключение. 26
Список источников и литературы. 27
2.Правители на захваченных Чингизидами территориях не должны были представлять никакой опасности, т. е. монгольский хан должен был быть уверен в том, что поставленные им правители не имеют желания освободить свой народ от монгольского гнета. Все вышеперечисленное достигалась путем некоего обряда, о котором я говорил выше. Все, кто отрекались от своей веры проходя через огонь и кланяясь идолам могли претендовать на власть, так как целью таких “неверных” князей было получение выгоды. Неверный в малом- неверный и во многом. Таким не оказался Михаил Черниговский за что его и казнили т. к. он представлял потенциальную опасность для монгольской власти, поэтому от него нужно было избавиться).Об отношении хана к православным князьям можно узнать из Ипатьевской летописи. В лето 6748 (1240 г.) Батый пришел в Киев: “Приде Батый Кыеву в силе тяжеце…”. В результате боев Киев был захвачен. С князем монголы поступили следующим образом: “Дмитрия же извведоша язвена и не убиша его, мужества ради его…”. Это говорит о том, что монголы в отношении князей проявляли уважение и сохраняли их честь.Итак, рассмотрев некоторые источники, можно сделать вывод о положении православных князей в отношениях с ханом: 1.православные князья не находились в привилегированном положении, а напротив занимали позицию раба по отношению к хану. 2.Православным князьям приходились переносить пытки, унижения и в итоге смерть, в случае если они не оставляли свою веру путем поклонения идолам. Глава III. Условия жизни христиан среди ордынского населения.Рассматривая вопрос об отношении хана к христианству, нами частичнобыла затронута тема жизни христиан среди ордынского населения, однако, остались без ответа несколько важных вопросов: притеснялись ли христиане со стороны ордынского населения? Могли ли христиане жить на так же, как и ордынцы? Могли ли христиане претендовать на государственные должности?Плано Карпини говоря о вере монголов упоминает следующее: “ …любят христиан и творят значительные милостыни…”. Это упоминание, конечно, не говорит нам об условиях жизни христиан среди ордынского населения, но показывает обще монгольские настроения в отношении христиан.Плано Карпини говоря о Татарском императоре упоминает, то, что при нем (императоре) были христиане: “…христиане, неотлучно с ним пребывавшие. Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди…”, “…он держит христианских клириков и дает им содержание…”, “…они поют всенародно и открыто и звонят к часам, согласно обычаю Греков, как и прочие христиане, как бы велика там ни была толпа Татар или также других людей…”. Все это говорит нам о том, что христиане пользовались спросом у татарского императора и соответственно могли претендовать на юридически не закрепленную неприкосновенность.Гильом де Рубрук описывая нахождение в ставке у Сартаха упомянул, что при нем (Сартахе) были священнослужители христиане, в войске у него служили, среди прочих, тоже христиане. Нужно добавить, что Чингизиды ценили христиан (об этом нами было упомянуто вI главе).Во время пребывания у Мангу-хана, Гильом Рубрук упоминает секретаря, который исповедовал христианство: “ …Затем пришел повидать нас великий секретарь, христианин из несториан, по совету которого делается почти все [при дворе] …”. Ажиотаж на высокопоставленные должности у хана был велик. Даже христиане из других стран, бросали свои дома чтобы служить хану: “… Мы нашли там одного христианина из Дамаска, который говорил, что он прибыл от султана Мон-Реальского и Кракского 20Э, который хотел стать данником и другом Татар.”. Христиан при дворе хана одаривали подарками и оказывали почестями: “…госпожа осталась там и раздала всем христианам, там бывшим, подарки, мйнаху она дала один яскот, а архидьякону священников другой. Перед нами она приказала положить н а с и к 219, то есть материю широкую, как покрывало для постели, и очень длинную, и буккаран.”. Христиан не притесняло ордынское население и в большие православные праздник: “… это и в день Пасхи. И мы причастили народ, как я надеюсь, с благословением божьим. А сами они окрестили в полном благочинии в канун Пасхи более чем шестьдесят лиц, и все христиане сообща этому весьма радовались.”.Нужно понимать, что жизнь среди ордынского населения не была такой комфортной. Среди христиан были и бедняки: “Я тотчас распорядился продать один и раздать христианским беднякам, бывшим там которые все устремляли глаза на нас…”.Более того, в селениях не разрушались храмы и церкви (за исключением случаев во время боевых действий): “ …селения настоящих христиан, имеющих церкви…”.Гильом де Рубрук описывая знакомство с женщиной из Лотарингии по имени Пакетта, упомянул ее историю. Пакетта попала в плен в Венгрии и испытала много лишений. Освободившись из плена, она нашла себе мужа и жила хорошо: “ Эта женщина рассказала нам про неслыханные лишения, которые вынесла раньше, чем попасть ко двору. Но теперь она жила вполне хорошо. У ней был молодой муж, русский, от которого у нее было трое маленьких мальчиков, очень красивых. Муж ее умел строить дома, что считается у них выгодным занятием. Сверх того, она рассказала нам…”. Нужно отметить, что ее муж не случайно оказался мастером. Дело в том, что монголам было выгодно держать ремесленников и мастеров у себя в подчиненных. К ремесленникам и мастерам монголы относились уважительно. Даже во время захвата городов монголы вычисляли ремесленников и мастеров, чтобы в последствии пользоваться их трудом. Об этом свидетельствует Плано Карпини: “Но когда они уже стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если те сдадутся им, то говорят: «Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю». А когда те выйдут к ним, то Татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором; и если, как сказано, они щадят кого-нибудь иных, то людей благородных и почтенный не щадят никогда, а если случайно, в силу какого-нибудь обстоятельства, они сохраняют каких-нибудь знатных лиц, то те не могут более выйти из плена ни мольбами, ни за выкуп.”.Нужно упомянуть следующее. Во время захвата городов монголы не щадили никого (за исключением ремесленников и мастеров). Ввиду этого обстоятельства не всем христианам жилось хорошо: “ Во время же войн они убивают всех, кого берут в плен, разве только пожелают сохранить кого-нибудь, чтобы иметь их в качестве рабов. Назначенных на убиение они разделяют между сотниками, чтобы они умерщвляли их обоюдоострою секирою; те же после этого разделяют пленников и дают каждому рабу для умерщвления десять человек или больше, или меньше, сообразно с тем, как угодно начальствующим.”.Судьба людей, которые попали в рабство, была предрешена- вечные работы, муки в труде, лишение каких-либо удобств, ограниченность в питании и т. п.: “… они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь, если они не украдут для себя времени, когда, может быть, должны были бы отдыхать или спать, но это могут делать те, кому позволено иметь жен или собственную ставку. Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости…”.Итак, проанализировав упомянутые в источниках события можно сделать вывод об условиях жизни христиан среди ордынского населения. Для этого нужно учитывать несколько факторов: условия жизни от христианина зависели от 1. Того, что умел делать человек (как известно из источников ремесленникам и мастерам давались привилегии.) 2. Уровень образованности играл немало важную роль. Образованный христианин мог занять высокое положение и жить в лучших условиях чем другие (тому пример секретарь хана, который в силу свей образованности занимался важными делами при дворе хана). 3. Христианское духовенство, которое находившееся при дворе имело привилегии.Таким образом, христиане, обладавшие ценными для ордынского общества качествами, такими как профессиональные навыки, образованность и близость ко двору, могли рассчитывать на более благоприятное положение и привилегии. Однако в целом, условия жизни христиан в Орде зависели от многих факторов и не всегда были одинаковыми для всех.Заключение.В ходе исследования нами было проанализировано отношение ханов к христианству, положение православных князей и условия жизни христиан среди ордынского населения в середине XIII века.Во-первых, установлено, что ханы стремились консолидировать свою власть, устраняя не только православный дух русских, но и его символ — православных князей. Уничтожение князей служило средством предотвращения восстаний, так как назначенные правители, не имеющие интереса к защите народа, не могли рассчитывать на поддержку христианского населения.Во-вторых, отношение Чингизидов к христианству оказалось положительным. Это объясняется как особенностями верований монголов, так и их прагматичностью. Ханы понимали, что уничтожение религии могло привести к бунтам и восстаниям, что было нежелательно. Поэтому была выбрана умеренная политика в отношении христиан, что способствовало их сосуществованию с ордынским населением.В-третьих, условия жизни христиан среди ордынцев варьировались в зависимости от индивидуальных качеств. Христиане, обладавшие особыми навыками или образованием, могли рассчитывать на лучшие условия. Например, служба при дворе хана открывала доступ к высоким должностям и улучшенным жизненным условиям.Таким образом, результаты работы подтверждают, что христиане в Золотой Орде не только не подвергались систематическим притеснениям, но и могли занимать значимые позиции в обществе, если соответствовали требованиям, предъявляемым к ним. Это свидетельствует о сложной и многогранной природе взаимоотношений между христианами и монгольской элитой в XIII веке.Цель нашего исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.Список источников и литературы.Ипатиевская лътопись // ПСРЛ. Т. 2. СПб.: в тип. Эдуарда Праца, 1843. С.1-227. Карпини Джиованни дель Плано. История монголов. // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (Под ред. Н.П. Шастиной). М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 21–83.Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора (Подготовка текста, перевод и комментарий Д. С. Лихачева) // БЛДР. Т. V. СПб.: Наука, 1997. С. 156–163.Ал-Ждузджани. Насировы разряды. URL:https://drevlit.ru/texts/d/djuzjani2.php. Дата обращения 17.04.2024.Де Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (Под ред. Н.П. Шастиной). М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.С. 84–194.Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. М.: Издательство АН СССР,1950. – 498с.Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.: Эксмо, 2023 – 1024 с.8. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1900. – 919 с.9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Общественная Польза, 1874–1879 –1724 с.10. Тезенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. СПБ.: изд.на ижд. Гр.Строганова. 1884. – 248 с.11.Карташев.А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Директ-Медиа, 2020 – 571 с.12.Петрушко В.И. История Русской Церкви. М.: ПСТГУ, 2007– 327 с.13. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. К.: В университетской типографии, 1876. – 482 с.14.Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский). Сокращенная история Русской Церкви. СПБ.: В синодальной типографии. 1869– 229 с.
2. Карпини Джиованни дель Плано. История монголов. // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (Под ред. Н.П. Шастиной). М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. С. 21–83.
3. Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора (Подготовка текста, перевод и комментарий Д. С. Лихачева) // БЛДР. Т. V. СПб.: Наука, 1997. С. 156–163.
4. Ал-Ждузджани. Насировы разряды. URL: https://drevlit.ru/texts/d/djuzjani2.php. Дата обращения 17.04.2024.
5. Де Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука (Под ред. Н.П. Шастиной). М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.С. 84–194.
6. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. М.: Издательство АН СССР,1950. – 498с.
7. Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.: Эксмо, 2023 – 1024 с.
8. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.: Университетская типография, 1900. – 919 с.
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Общественная Польза, 1874–1879 –1724 с.
10. Тезенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. СПБ.: изд.на ижд. Гр.Строганова. 1884. – 248 с.
11.Карташев.А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Директ-Медиа, 2020 – 571 с.
12.Петрушко В.И. История Русской Церкви. М.: ПСТГУ, 2007– 327 с.
13. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. К.: В университетской типографии, 1876. – 482 с.
14. Святитель Филарет Черниговский (Гумилевский). Сокращенная история Русской Церкви. СПБ.: В синодальной типографии. 1869– 229 с.