Значение изобразительной деятельности в психологическом развитии ребенка
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изобразительной деятельности детей в психолого-педагогических исследованиях 6
1.1 Понятие изобразительной деятельности 6
1.2.Развитие изобразительной деятельности в онтогенезе 11
Глава 2. Исследование значения изобразительной деятельности в психологическом развитии детей 19
2.1. Значение изобразительной деятельности детей 19
2.2. Приемы и методы развития изобразительной деятельности дошкольников 23
Заключение 29
Список литературы 30
Дети стремятся развить и обогатить свои знания, накапливают информацию.2.2. Приемы и методы развития изобразительной деятельности дошкольниковВ ряде работ (Д. Богоявленская, Л. Выготский, Ю. Гильбух, Л. Лозова) показано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для творческого развития детей, их способностей к творчеству. В этот период развиваются воображение, дар фантазировать, творчески мыслить, критически оценивать деятельность.Одним из методов развития изобразительной деятельности являются игровые технологии. История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств ребенка. Уже в первые моменты своего появления игра, несомненно, способствовала обучению играющих. В древности на основе игровых ситуаций и технологий воспроизводились фактические ситуации из жизни. За счет таких ситуаций люди учились правильным принципам поведения, развивали свои способности.В древности воспитательно-образовательный процесс также опирался на игру. В частности, это касается древних Афин. В период с 6 по 4 век до нашей эры игры применялись в самых разных областях жизнедеятельности человека. Это были занятия танцами, занятия музыкой, использование игр в гимнастических упражнениях. В этот же период начали появляться первые игры в военной отрасли [2].Широко был распространен метод обучения в виде состязаний и соревнований, часто он применялся в образовательном процессе по риторике. Такой вид обучения был построен следующим образом: педагогом зачитывались определенные материалы, давались образцы поведения, организовывались разного рода дискуссии с детьми. В это же время дошкольники учились проявлять себя, старались делать необходимые комментарии, пересказывать текст по памяти. Педагогика определяет творческую деятельность как форму деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Применительно к процессу обучения творчество следует определять как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта[6].Предлагают различные методы повышения творческой активности, такие как представление знаний через проблемные сценарии, содействие дискуссиям, проведение исследований, постановка творческих задач и создание коллективной творческой атмосферы в классе. Тем не менее, собственная личность учителя является решающим фактором в организации творческой деятельности, поскольку учителям с низким уровнем творческих способностей может быть трудно способствовать подлинно творческой деятельности, по мнению С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.Чтобы соответствовать ожиданиям современных образовательных стандартов, воспитатели должны следить за тем, чтобы образовательный контент был актуальным, и создавать среду, которая способствует творчеству и развитию детей. Согласно анализу официальных документов, во всех образовательных направлениях делается упор на творческое развитие. Общие творческие задачи включают решение проблем, импровизацию, самостоятельное планирование и демонстрацию оригинальности посредством творческих работ, таких как эссе и графика. Эти цели определяют дизайн взаимодействия с детьми на протяжении всего их дошкольного образования.Для расцвета творчества необходима комфортная психологическая обстановка и свободное время. Это означает, что детям нужна теплая и дружеская атмосфера дома и в кругу общения. Учителя должны предоставить детям безопасное пространство для самовыражения и выражения своих идей. Важно поощрять и поддерживать творчество детей, проявлять сочувствие к их неудачам и проявлять терпение к их нестандартным идеям. Использование формального подхода к обучению и воспитанию малоэффективно для развития творческой личности. Вместо этого хороший учитель должен обладать такими качествами, как четкая коммуникация, точная оценка способностей детей и способность вдохновлять на творческие достижения.Такие исследователи, как Ананьева, Выготский, Лейтес, Леонтьев и Теплов, изучали творческий процесс, выделяя такие важные категории, как новизна, оригинальность и полезность. Эти категории помогают разработать методы обучения для воспитания творчества. Развитие активности детей – хороший фундамент будущих успехов [15]Для развития творческой личности выделяют семь этапов: выявление осознанных и неосознанных стремлений учащегося, диагностика индивидуальных особенностей, создание «свободной зоны» для творчества, совместная работа с учащимся по поиску решений, выбор индивидуального направления, развитие личности. стратегию и формирование устойчивой мотивации к творчеству.Обучая детей рисованию, воспитатель должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Дети, знакомясь с предметным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего искусство не может существовать [16].В дошкольном возрасте детская живопись становится более самостоятельной и активной. Активность заключается в стремлении самостоятельно подобрать материал и техники для реализации своих идей.Рисование очень важно при подготовке ребенка к школе. Дети учатся удерживать определенное положение тела, рук, наклонять кисть, регулировать размах, темп и нажим. Они учатся слушать и запоминать задание, чтобы выполнить его, планировать отведенное время, оценивать работу, искать и исправлять ошибки, планировать деятельность, завершать начатое. Кроме того, дети учатся содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы [18].Для того, чтобы рисованиеспособствовало развитию творческого воображения старших дошкольников, необходимо при организации образовательного процесса в группе детского сада учитывать следующие особенности:необходимо использовать нетрадиционных техники в работе с детьми (кляксография, рисование нитями, рисование углем и др.);необходимо использование в процессе рисования специфичных приемов (схематизация, замещение, реконструкция);необходимо обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы различными нетрадиционными материалами, доступными для самостоятельного использования; незаконченными иллюстрациями.Таким образом, отталкиваясь от многообразия приемов рисования в изобразительном искусстве и учитывая способности детей старшего дошкольного возраста, можно подвести итог, что эта деятельность является основной в формировании творческого воображения старших дошкольников. Они учатся слушать и запоминать задание, чтобы выполнить его. Благодаря рисованию, дошкольники совершенствуют наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности и зрительные навыки. Все эти навыки позитивно влияют на детей и формируют ребенка как личность.В процессе взросления у детей развивается произвольное внимание, оно становится сконцентрированным, целеустремленным, более глубоким. Это дает основу, чтобы сформировать эстетическое восприятие содержания картин. Благодаря воображению, дошкольники строят связи и отношения между предметами и явлениями, которые изображены на картине, учатся понимать язык живописи и образа.Дошкольники через искусство познают действительность, а с помощью художественных образов получают необычайные многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека. Искусство включает в себя громадный опыт отношений человека с окружающим миром и благодаря этому является средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей. Эти ценности выражаются в живописи, восприятие которой развивает нашу духовно-нравственную и эмоциональную сферу.При ознакомлении детей с видами живописи, воспитателю следует принимать во внимание общие требования к выбору произведений[16]. Различные иллюстрации к книгам – это самый распространенный вид изобразительного искусства, с которым довольно часто встречаются дети дошкольного возраста. Искусство иллюстрации выступает одним из значимых средств воспитания, выражая и воплощая идеи содержания литературных произведений в ярких, выразительных и красочных художественных образах. Иллюстрация взаимосвязана с текстами литературных произведений, благодаря чему дети глубже и лучше воспринимают, запоминают текст. В детских книгах иллюстрации обычно красочные и яркие. Однако ценными можно считать и тоновые иллюстрации (размывка черной акварели и туши), а также иллюстрации, сделанные пером и карандашом .В процессе ознакомления с живописью дети получают представление о композиции в целом, развивают свое представление о цвете, линиях, тени и т.д. Благодаря цвету, дети могут раскрыть идею содержания в произведении искусства, дать оценку. Прививая детям любовь к живописи, воспитатель открывает им красоту окружающего мира, все то, что изображено в произведениях искусства: быт, труд людей. Педагог, прежде всего, делает акцент на значимости труда художника, обращает внимание детей на его почерк и своеобразие мастерства. При детальном рассмотрении картины детей учат анализировать содержание произведения, устанавливать взаимосвязи, уметь объяснить, почему художник написал картину именно на определенную тему. При этом у ребенка формируется интерес и к другим видам и жанрам искусства. Дети стремятся развить и обогатить свои знания, накапливают информацию.По мнению исследователей, из всех существующих видов детской деятельности именно изобразительная деятельность способствует художественно-творческой самореализации ребенка.ЗаключениеИзобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение (например, страх; рисуя какие-либо явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх). В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности. Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, включающего эстетическое восприятие, оценку и суждение. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Они основываются на сенсорном опыте, непосредственном восприятии и выделении свойств и качеств воспринимаемых объектов действительности.Список литературыАджимуратова, А. Р. Особенности творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А.Р. Аджимуратова // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1158–1163. Атажанова Р. Р., Атаева Н. Р. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников //Academic research in educational sciences. – 2020. – №. 4. – С. 450-454.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 93 с.Гриник Д. В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности //Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2008. – №. 9. – С. 1271-1271.Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России. 2022. - 176с.Левина Л. Э. Изобразительная деятельность старших дошкольников в контексте художественно-эстетического воспитания //ББК 74.10 И 66. – 2017. – С. 289.Ледовских Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. – 2013. – №. 3. – С. 106-112.Пантелеева Н. Г. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности //Юсовские чтения. Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании. – 2021. – С. 400-405.Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2016. – 272 с.Рабцевич, Е.А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст] / Е.А. Рабцевич // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 175–179.Садатов Ч. Х., Норматова Г. Т. Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе //Вестник современной науки. – 2016. – №. 9. – С. 122-125.Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 2021. – 245 с.Салютнова В. И. Педагогическое содействие творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – №. 2. – С. 87-92.Саркенаева, А. Б. Творчество как форма самоутверждения личности / А.Б. Саркенаева // Молодой ученый. - 2018. - № 15. - С. 252–255. Сафроненко Е. В. Основные подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в аспекте развития художественного творчества //Детский сад от А до Я. – 2010. – №. 6. – С. 70-78.Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. – М.: Сфера, 2007. – 96с. Фадеева Е. Р. Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности //Преподаватель ХХI век. – 2010. – Т. 1. – №. 4. – С. 115-117.Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка / Е.В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 67–70.
2. Атажанова Р. Р., Атаева Н. Р. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников //Academic research in educational sciences. – 2020. – №. 4. – С. 450-454.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2023. – 93 с.
4. Гриник Д. В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности //Письма в Эмиссия. Оффлайн. – 2008. – №. 9. – С. 1271-1271.
5. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие / Т.С. Комарова.- М.: Педагогическое общество России. 2022. - 176с.
6. Левина Л. Э. Изобразительная деятельность старших дошкольников в контексте художественно-эстетического воспитания //ББК 74.10 И 66. – 2017. – С. 289.
7. Ледовских Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. – 2013. – №. 3. – С. 106-112.
8. Пантелеева Н. Г. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности //Юсовские чтения. Культурно-творческие компетенции в гуманитарном образовании. – 2021. – С. 400-405.
9. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
10. Рабцевич, Е.А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст] / Е.А. Рабцевич // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 175–179.
11. Садатов Ч. Х., Норматова Г. Т. Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе //Вестник современной науки. – 2016. – №. 9. – С. 122-125.
12. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М., 2021. – 245 с.
13. Салютнова В. И. Педагогическое содействие творческому самовыражению детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – №. 2. – С. 87-92.
14. Саркенаева, А. Б. Творчество как форма самоутверждения личности / А.Б. Саркенаева // Молодой ученый. - 2018. - № 15. - С. 252–255.
15. Сафроненко Е. В. Основные подходы к организации изобразительной деятельности дошкольников в аспекте развития художественного творчества //Детский сад от А до Я. – 2010. – №. 6. – С. 70-78.
16. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С.С. Степанов. – М.: Сфера, 2007. – 96с.
17. Фадеева Е. Р. Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности //Преподаватель ХХI век. – 2010. – Т. 1. – №. 4. – С. 115-117.
18. Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка / Е.В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 67–70.