Профессиональный тип личности и удовлетворенность трудом работающих студентов
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Профессиональное самоопределение и его периодизация 6
1.2. Понятие о профессиональном типе личности 11
Вывод по главе 1 16
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ 17
2.1. Обоснование выбора методов и методик исследования 17
2.2. Организация и анализ результатов исследования 18
Вывод по главе 2 25
Заключение 27
Библиографический список 28
При этом два «выпадающих» студента имеют низкие показатели по данным типам, однако студент №19 склонен к социальному, а студент №21 – к социальному и офисному типам. Очевидно, что студенты выбрали не совсем подходящий им профиль при обучении, что в будущем может оказать влияние на их профессиональную деятельность.Самой многочисленной группой испытуемых в нашем исследовании были студенты, чьи профессии относились к группе «человек – человек». Их общий профиль можно видеть на рисунке 5. Рисунок . Структура профессионального типа личности у студентов профессий «человек – человек»Из рисунка следует, что в целом для студентов, которые обучаются по профессии «человек – человек» свойственны такие типы профессиональной личности как социальный (6,44 балла) и офисный (5,56 баллов). Близкими являются показатели таких типов как реалистичный (5,50 баллов) и интеллектуальный (5,33 балла).Из 18 студентов группы удовлетворены своей деятельностью 15 человек (83,3%). Оставшиеся 3 студента показывают низкий уровень удовлетворенности (16,7%).Если проанализировать отличия в баллах в группе в целом, у удовлетворенных и неудовлетворенных студентов (таблица 2), то видно, что неудовлетворенные студенты имеют ряд различий, а за вычетом их результатов в группе вырос показатель социального типа. Эти студенты склонны трудится в сферах, где требуется контакт с людьми, их профессии связаны с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием, т.е. с так называемыми помогающими профессиями. Эти студенты гуманны, чувствительны, активны, они ориентированы на социальные нормы, имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, хорошо развитую речь, они владеют невербальными средствами общения, готовы помогать людям. Таблица – Профиль профессионального типа личности студентов профессий «человек – человек»Профессиональный тип личностиСредний балл всей группыСредний балл удовлетворенных студентовБаллы неудовлетворенных студентов№5№13№20Реалистичный5,505,47638Интеллектуальный5,335,40537Социальный6,447,07262Офисный5,565,53836Предпринимательский1,781,73222Артистический1,501,07191При этом студент №5 имеет большую склонность к реалистичному, офисному и предпринимательскому типу, у студента №13 – к социальному и артистическому типу, студент №20 – к реалистическому и офисному типу. Для помогающих профессий в системе «человек – человек» этот набор является скорее исключением и также может говорить о том, что студенты ошиблись с выбором специальности.Также среди испытуемых были студенты, чья профессия относится к типу «человек – знаковая система». Результаты оценки профессионального типа личности этих студентов в целом представлены на рисунке 6. Из рисунка следует, что преобладающими профессиональными типами личности у студентов профессий «человек – знаковая система» являются реалистичный, интеллектуальный, офисный типы. Не свойственны им социальный, предпринимательский и артистический типы. Рисунок . Структура профессионального типа личности у студентов профессий «человек – знаковая система»Среди данных студентов 1 человек не был удовлетворен своим трудом (25,0%). Скорректированные данные можно видеть в таблице 4.Таблица – Профиль профессионального типа личности студентов профессий «человек – знаковая система»Профессиональный тип личностиСредний балл всей группыСредний балл удовлетворенных студентовБаллы неудовлетворенного студента (студент №28)Реалистичный6,755,6710Интеллектуальный6,756,338Социальный1,501,671Офисный5,757,331Предпринимательский2,001,673Артистический2,001,334Из полученных результатов следует, что для студентов профессий «человек – знаковая система» более всего характерен такой профессиональный тип личности как офисный и интеллектуальный. Люди офисного типа склонны к работе, которая требует обработки и систематизации большого объема информации, имеющей вид знаков, цифр, символов и т.д. Они аккуратны, точны, усидчивы, практичны, предпочитают выполнять четко очерченный круг обязанностей, не склонны к широкому кругу общения. При это студент №28 склонен к реалистическому и интеллектуальному типам, что не отражает профессии, которую он выбрал.Вывод по главе 2Нет сомнений в том, что выбор профессии – это очень важная часть жизни человека. Наше исследование показывает, что даже в относительно небольшой выборке есть студенты, которые отличаются по типу профессиональной личности от своих сокурсников. Эти же студенты демонстрируют низкие показатели удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, что еще раз подтверждает тезис о том, что выбор ими профессии мог быть ошибочным. Как следствие, можно делать вывод о важности работы по профессиональной ориентации обучающихся как в школах, так и в учебных заведениях следующих уровней, в т.ч. и высших учебных заведениях. В противном случае может возникать ситуация, когда студент, не будучи удовлетворенным полученной специальностью, работой, которую она предполагает, в последующем кардинально сменит сферу деятельности. Это означает бессмысленную трату ресурсов (в т.ч. государственных), времени самого студента. ЗаключениеАнализ литературы показывает, что профессиональный тип личности является набором устойчивых характеристик личности, которые бы определяли склонность человека к тому или иному виду деятельности. Эмпирическое исследование показало, что удовлетворенность трудом у работающих студентов выше, если они выбирают профессию согласно имеющимся у них чертам профессионального типа личности и ниже, если этот фактор при выборе профессии не принимался во внимание.На наш взгляд данное исследование следует продолжать в направлении расширения выборки как за счет увеличения числа испытуемых, так и за счет расширения числа профессиональных групп. Это исследование может быть полезным для составления программы профессиональной ориентации как в школах, так и в высших учебных заведениях.Библиографический списокАверьянова, С. Ю. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» [Текст] / С. Ю. Аверьянова, Л. И. Пилипенко; под общ.ред. В. Г. Гульчевской. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 252 с.Гавриленкова, И. В. Профессиональная ориентация как глобальная проблема человека нового тысячелетия [Текст] / И. В. Гавриленко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012. – № 3. – С. 70-71.Гордиенко, И. В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект [Текст] / И. В. Гордиенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 50-53.Грацианова, Л. И. Исследование профессионального типа личности будущих менеджеров с целью проектирования их успешной карьеры [Текс] / Л. И. Грацианова // Московский экономический журнал, 2019. – № 1. – С. 520-526.Гуляева, Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников [Текст] / Л. В. Гуляева, Г. Ф. Шафранов-Куцев // Интеграция образования, 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 100-118.Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности [Текст] / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения классификации кадров, 2013. – № 3-4 (16). – С. 101-107.Дорожкин, Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика [Текст] / Е. М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер // Сибирский педагогический журнал, 2014. – № 52. – С. 67-78.Забелина, О. В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики [Текст] / О. В. Забелина, А. В. Майорова, Е. А. Матвеева // Экономика труда, 2020. – Т. 7. – № 7. – С. 589-608.Захарова, Е. А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков [Текст] / Е. А. Захарова, Ю. М. Ежова // Медицинский альманах, 2018. – № 1 (52). – С. 14-18.Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентациионной деятельности [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда, 2014. – № 1. – С. 36-37.Карпинский, К. В. Шкала удовлетворенности карьерой: разработка и психометрическая апробация [Текст] / К. В. Карпинский, Т. В. Гижук // Теоретическая и экспериментальная психология, 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 101-116.Колосова, О. А. Проблема формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологизации личности [Текст] / О. А. Колосова // Управление, 2016. – № 1 (11). – С. 21-30Кукулите Т. Г. Профессиональные типы личности и их взаимодействие в организационной деятельности [Текст] / Т. Г. Кукулите, А. А. Халявина // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2020. – № 3 (71). – С. 58-65.Малышев, К. Б. Профессиональные типы и ценностные ориентации личности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник, 2020. – № 5 (116). – С. 129-139.Никифорова, С. В. Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов [Текст] / С. В. Никифорова // Вестник Самарского государственного технологического университета. Серия: психолого-педагогические науки, 2014. – № 2 (22). – С. 140-149.Полещук Ю. А. Профессиональные типы личности белорусских и российских студентов сферы управления [Текст] / Ю. А. Полещук, С. И. Бойко // Ананьевские чтения – 2021. Материалы международной научной конференции, 2021. – С. 601-602.Полещук, Ю. А. Изучение профессиональных типов личности подростков в контексте профессиональной направленности [Текст] / Ю. А. Полещук, В. И. Чепикова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки, 2021. – № 17. – С. 25-27.Полещук, Ю. А. Профессиональный тип личности в контексте профессиональной направленности студентов-психологов 1-4 курсов [Текст] / Ю. А. Полещук // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика, 2022. – № 1. – С. 88-91.Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов [Текст] / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.Сайфетдинов, Р. С. Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению / Р. С. Сайфетдинов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1020-1024.Харькина, М. А. Профориентационная работа с молодежью [Текст] / М. А. Харькина // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования», 2022. – № 2 (14). – С. 46-54.Хлобыстова, А. О. Исследование связи профессионального типа личности и факторов, влияющих на выбор профессии [Текст] / А. О. Хлобыстова, М. В. Абрамов // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям, 2023. – Т. 1. – С. 301-304.Эмильбекова, А. Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности [Текст] / А. Э. Эмильбекова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. – № 1 (790). – С. 153-163.Usslepp N, Hübner N, Stoll G, Spengler M, Trautwein U, Nagengast B. RIASEC interests and the Big Five personality traits matter for life success-But do they already matter for educational track choices? J Pers. 2020 Oct;88(5):1007-1024. Woods SA, Hampson SE. Predicting adult occupational environments from gender and childhood personality traits. J ApplPsychol. 2010 Nov;95(6):1045-57.
2. Гавриленкова, И. В. Профессиональная ориентация как глобальная проблема человека нового тысячелетия [Текст] / И. В. Гавриленко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012. – № 3. – С. 70-71.
3. Гордиенко, И. В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект [Текст] / И. В. Гордиенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 50-53.
4. Грацианова, Л. И. Исследование профессионального типа личности будущих менеджеров с целью проектирования их успешной карьеры [Текс] / Л. И. Грацианова // Московский экономический журнал, 2019. – № 1. – С. 520-526.
5. Гуляева, Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников [Текст] / Л. В. Гуляева, Г. Ф. Шафранов-Куцев // Интеграция образования, 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 100-118.
6. Долгушина, Т. Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности [Текст] / Т. Н. Долгушина, С. Н. Юревич // Научное обеспечение системы повышения классификации кадров, 2013. – № 3-4 (16). – С. 101-107.
7. Дорожкин, Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика [Текст] / Е. М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер // Сибирский педагогический журнал, 2014. – № 52. – С. 67-78.
8. Забелина, О. В. Трансформация востребованности навыков и профессий в условиях цифровизации российской экономики [Текст] / О. В. Забелина, А. В. Майорова, Е. А. Матвеева // Экономика труда, 2020. – Т. 7. – № 7. – С. 589-608.
9. Захарова, Е. А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков [Текст] / Е. А. Захарова, Ю. М. Ежова // Медицинский альманах, 2018. – № 1 (52). – С. 14-18.
10. Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентациионной деятельности [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда, 2014. – № 1. – С. 36-37.
11. Карпинский, К. В. Шкала удовлетворенности карьерой: разработка и психометрическая апробация [Текст] / К. В. Карпинский, Т. В. Гижук // Теоретическая и экспериментальная психология, 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 101-116.
12. Колосова, О. А. Проблема формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологизации личности [Текст] / О. А. Колосова // Управление, 2016. – № 1 (11). – С. 21-30
13. Кукулите Т. Г. Профессиональные типы личности и их взаимодействие в организационной деятельности [Текст] / Т. Г. Кукулите, А. А. Халявина // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2020. – № 3 (71). – С. 58-65.
14. Малышев, К. Б. Профессиональные типы и ценностные ориентации личности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник, 2020. – № 5 (116). – С. 129-139.
15. Никифорова, С. В. Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов [Текст] / С. В. Никифорова // Вестник Самарского государственного технологического университета. Серия: психолого-педагогические науки, 2014. – № 2 (22). – С. 140-149.
16. Полещук Ю. А. Профессиональные типы личности белорусских и российских студентов сферы управления [Текст] / Ю. А. Полещук, С. И. Бойко // Ананьевские чтения – 2021. Материалы международной научной конференции, 2021. – С. 601-602.
17. Полещук, Ю. А. Изучение профессиональных типов личности подростков в контексте профессиональной направленности [Текст] / Ю. А. Полещук, В. И. Чепикова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки, 2021. – № 17. – С. 25-27.
18. Полещук, Ю. А. Профессиональный тип личности в контексте профессиональной направленности студентов-психологов 1-4 курсов [Текст] / Ю. А. Полещук // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика, 2022. – № 1. – С. 88-91.
19. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов [Текст] / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
20. Сайфетдинов, Р. С. Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению / Р. С. Сайфетдинов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1020-1024.
21. Харькина, М. А. Профориентационная работа с молодежью [Текст] / М. А. Харькина // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования», 2022. – № 2 (14). – С. 46-54.
22. Хлобыстова, А. О. Исследование связи профессионального типа личности и факторов, влияющих на выбор профессии [Текст] / А. О. Хлобыстова, М. В. Абрамов // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям, 2023. – Т. 1. – С. 301-304.
23. Эмильбекова, А. Э. Профессиональное становление и динамика профессиональной идентичности на разных этапах формирования личности [Текст] / А. Э. Эмильбекова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2018. – № 1 (790). – С. 153-163.
24. Usslepp N, Hübner N, Stoll G, Spengler M, Trautwein U, Nagengast B. RIASEC interests and the Big Five personality traits matter for life success-But do they already matter for educational track choices? J Pers. 2020 Oct;88(5):1007-1024.
25. Woods SA, Hampson SE. Predicting adult occupational environments from gender and childhood personality traits. J Appl Psychol. 2010 Nov;95(6):1045-57.