Проблема создания психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста опыта коллективных отношений в детском саду
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 15.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.2. Психологические аспекты развития коллективных отношений у детей дошкольного возраста 8
1.3. Педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива средствами проектной деятельности 11
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Выявление уровня коллективных связей у детей дошкольного возраста 15
2.2. Педагогические методы и подходы к формированию коллективных отношений в детском саду 20
2.3. Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию коллективных связей у детей дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 33
А. Цукерман)Уровни действий посогласованию усилий в процессесотрудничестваОбщее количество детей% от общего количествадетейВысокий1240%Средний1550%Низкий310%Рисунок 4 – Показатели уровня действий по согласованию усилий впроцессе организации и осуществления сотрудничества детей дошкольного возраста в коллективе группы детского сада на контрольном этапеопытно-экспериментальной работы (методика Г.А. Цукерман)Рисунок 5 – сравнительные данные показателей статуса детей дошкольного возраста в коллективе группы детского сада на констатирующем иконтрольном этапах опытно-экспериментальной работы (методика Т.Д. Репиной)Рисунок 6 – Сравнительные показатели действий по согласованию усилий впроцессе организации и осуществления сотрудничества детей дошкольного возраста в коллективе группы детского сада на констатирующем иконтрольном этапах опытно-экспериментальной работы (методикаГ.А.Цукерман)В результате проведённой опытно-экспериментальной работы мы наблюдаем значительное улучшение в динамике формирования коллективных отношений среди детей старшего дошкольного возраста. Констатирующие данные свидетельствуют о том, что на контрольном этапе повысился социометрический статус большинства детей в группе. Увеличение числа детей, предпочитаемых для общения и совместных игр, на 30% ярко демонстрирует успех нашей работы. Однако, несмотря на положительные изменения, остается один ребенок с очень низким социальным статусом, что объясняется его частыми и продолжительными отсутствиями по болезни. Это делает его «новым» участником в глазах других детей, затрудняя интеграцию в коллектив.Особо стоит отметить прогресс в оценивании действий по согласованию усилий в процессе совместной работы. Дети научились добиваться договоренностей, осознав важность общего результата. К тому же, они проявляют интерес к сотрудничеству как в малых, так и в больших группах, что свидетельствует о росте их социального взаимодействия и готовности к совместной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования проблемы создания психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста опыта коллективных отношений в детском саду было выявлено множество аспектов, которые играют ключевую роль в успешном развитии этих отношений. Важность коллективных взаимодействий для дошкольников не вызывает сомнений, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального взаимодействия, которые будут определять их дальнейшую жизнь и развитие. Формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста является сложным и многогранным процессом, требующим внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и общества в целом.Теоретические основы формирования коллективных отношений у детей дошкольного возраста, рассмотренные в работе, демонстрируют, что коллективные взаимодействия играют центральную роль в социализации ребенка. Дошкольный возраст — это период, когда дети начинают активно взаимодействовать друг с другом, осваивая социальные нормы и правила, что в свою очередь формирует их личностные качества и навыки общения. Опираясь на работы ведущих психологов и педагогов, можно утверждать, что именно в детском саду дети учатся не только взаимодействовать, но и понимать, принимать и уважать мнения и чувства других, что является основой для формирования здоровых межличностных отношений в будущем.Психологические аспекты развития коллективных отношений у детей были рассмотрены с точки зрения формирования эмоционального интеллекта, эмпатии и навыков сотрудничества. Дети, обладая высоким уровнем эмоционального интеллекта, способны лучше понимать и воспринимать эмоции окружающих, что способствует более гармоничному взаимодействию в группе. Эмпатия, как способность чувствовать и понимать эмоции других, является важным компонентом успешного общения. Педагоги должны создавать условия, способствующие развитию этих качеств, внедряя в образовательный процесс игры и задания, которые требуют совместной деятельности и взаимодействия.Педагогические методы и подходы, описанные в работе, подчеркивают важность активного участия педагогов в процессе формирования коллективных отношений. Использование различных педагогических технологий, таких как игровые методы, проектная деятельность и сотрудничество между детьми, позволяет создать атмосферу доверия и взаимопомощи. Педагоги должны не только направлять детей в их взаимодействиях, но и быть примером для подражания, демонстрируя, как можно эффективно сотрудничать и разрешать конфликты. Важно, чтобы педагоги были способны создавать такие ситуации, в которых дети могли бы проявлять свои социальные навыки, учиться работать в команде и находить общий язык с другими.В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что формирование коллективных отношений у детей дошкольного возраста — это не только задача педагогов, но и всего общества. Создание благоприятных условий для развития этих отношений будет способствовать формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию с окружающими и успешной социализации в будущем.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:Абраменкова В. Социальная психология детства. – Litres, 2015. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=faJUDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=OlGWi12U5I&sig=MBoVPTpACodsaX6tN344URqMJ7I (дата обращения: 14.09.2024).Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности // Елец.–1997.–131 с. – 1998. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Avramenko_O_V_1998.pdf (дата обращения: 14.09.2024).Азбука общения: Развитие личности ребѐнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками // Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. М.: ДЕТСТВОПРЕСС, - 2013 – 384 с.Андреева А. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации : дис. – 2018. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/9425 (дата обращения: 14.09.2024).Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества // автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00. 05. – 2013. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01006576024.pdf (дата обращения: 14.09.2024).Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников // Дисс. кандидата пед. наук.–М. – 1998. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Baddulina_O_I_1998.pdf (дата обращения: 14.09.2024).Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПбю : Питер, 2008. 400 с.Виноградова М. А., Рябечкова Е. Н. Психолого-педагогические условия сопровождения детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом // ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ. – 2015. – С. 32. URL: https://opex.hse.ru/data/2020/10/17/1372384625/ЧНЧ-2014 - 2.pdf#page=32 (дата обращения: 14.09.2024).Дзидзоева С. М., Пилиева Н. А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – №. 3-2. – С. 94-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25685082 (дата обращения: 14.09.2024).Дмитриев Ю., Зверева О. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=HQJFDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=-Gi83IJCNz&sig=swYRNCZNIGLba9mTj067XevrONE (дата обращения: 14.09.2024).Дубровина И. В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. – 2001. – Т. 6. – №. 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2001_n2/Dubrovina (дата обращения: 14.09.2024).Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов // М.: Дрофа. – 2008. – Т. 286. – №. 2. URL: https://togirro.ru/assets/files/Mediateka/FGOS_2/KORREKCIONNAYA_RABOTA/Ekjanova_E._Osnoviy_Integrirovannogo_.a4.pdf (дата обращения: 14.09.2024).Кедрова Е. И. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства дошкольной образовательной организации : дис. – 2017. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7566/2/10Kedrova.pdf (дата обращения: 14.09.2024).Крулехт М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2017. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=F_ojEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA6&ots=XF4CftYYYj&sig=VPGTQ18nLV4aJdDAgK-wLy_Sr98 (дата обращения: 14.09.2024).Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ ред.Т.А. Репина – Москва// Развитие сотрудничества дошкольников: хрестоматия/ сост. И.В. Маврина. – Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008 – С.109 – 159Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб. Речь, 2015–389 С.Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 7-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 336 с.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А.В. Запорожца. М. : Просвещение, 1976. 94 с.Флегонтова Н.П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2015 – № 1 – С. 63-69.Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.Яковлева Е.Н. Дошкольник и экология // Наука и образование: новое время. – 2017 – № 1 (январь). – С. 218-223.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Диагностическая методика "Секрет" (или "Подарок") была разработана Т.А. Репиной и адаптирована Т.В. Антоновой. Ее цель заключается в определении социометрического статуса ребенка в детском саду, его отношения к сверстникам и восприятия отношений других детей к нему; а также анализа уровня дружелюбия между детьми и их эмоционального комфорта.Эксперимент проходит индивидуально с каждым ребенком, предпочтительно в первой половине дня, когда группа находится с воспитателем в комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей в смежное помещение, предлагает присесть за стол с тремя заранее подготовленными игрушками или картинками.Инструкция звучит так: "Сегодня по секрету дети вашей группы дарят друг другу картинки (игрушки). Ты хочешь также подарить?" После положительного ответа педагог предлагает выбрать подарок и решить, кому его подарить, объяснив причину своего выбора. По окончании эксперимента взрослый фиксирует ответы, благодарит ребенка и напоминает о секрете. После того как все дети закончат, педагог определяет тех, кто остался без подарков, и вручает им один-два предмета, прежде чем продолжить процесс дарения подарков от сверстников, фиксируя реакции и поведение детей.Приложение 2Метод «Рукавички» (по Г.А. Цукерману)Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникация и согласование усилий при организации и реализации сотрудничества (кооперации).Возраст: начальный этап обучения (7–9 лет).Форма оценивания: работа учащихся в парах.Метод оценки: наблюдение за взаимодействием и анализ полученных результатов. Описание задания:Учащимся, сидящим парами, раздаются рисунки рукавичек, и они должны украсить их так, чтобы получилась пара, то есть они должны быть идентичными.Инструкция: «Дети, перед вами две нарисованные рукавички и набор карандашей. Вам необходимо украсить их так, чтобы они стали парными, и для этого они должны быть одинаковыми. Вы можете придумать узор, но сначала необходимо договориться, какой рисунок вы будете использовать, а затем приступить к работе». Материал: Каждая пара получает изображения рукавиц (для левой и правой руки) и одинаковый набор карандашей. Критерии оценки: результативность совместной деятельности зависит от схожести узоров на рукавичках; способность договариваться, находить общее решение, умение убеждать и аргументировать; взаимный контроль в процессе выполнения: замечают ли они отклонения от согласованного замысла и их реакции на это; взаимопомощь во время рисования; эмоциональное восприятие совместной деятельности: позитивное (работают с интересом), нейтральное (взаимодействие по необходимости), негативное (игнорирование или ссоры). Уровень выполнения задания:низкий – узоры отличаются или отсутствует схожесть; дети не договариваются;средний – частичное сходство; имеются заметные различия;высокий – узоры идентичны или очень похожи; дети активно совместно обсуждают и координируют действия, следя за реализацией замысла.
1. Абраменкова В. Социальная психология детства. – Litres, 2015. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=faJUDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=OlGWi12U5I&sig=MBoVPTpACodsaX6tN344URqMJ7I (дата обращения: 14.09.2024).
2. Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности // Елец.–1997.–131 с. – 1998. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Avramenko_O_V_1998.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
3. Азбука общения: Развитие личности ребѐнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками // Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. М.: ДЕТСТВОПРЕСС, - 2013 – 384 с.
4. Андреева А. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации : дис. – 2018. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/9425 (дата обращения: 14.09.2024).
5. Антропова В. В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества // автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00. 05. – 2013. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01006576024.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
6. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников // Дисс. кандидата пед. наук.–М. – 1998. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Baddulina_O_I_1998.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПбю : Питер, 2008. 400 с.
8. Виноградова М. А., Рябечкова Е. Н. Психолого-педагогические условия сопровождения детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом // ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ. – 2015. – С. 32. URL: https://opex.hse.ru/data/2020/10/17/1372384625/ЧНЧ-2014 - 2.pdf#page=32 (дата обращения: 14.09.2024).
9. Дзидзоева С. М., Пилиева Н. А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – №. 3-2. – С. 94-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25685082 (дата обращения: 14.09.2024).
10. Дмитриев Ю., Зверева О. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=HQJFDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=-Gi83IJCNz&sig=swYRNCZNIGLba9mTj067XevrONE (дата обращения: 14.09.2024).
11. Дубровина И. В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. – 2001. – Т. 6. – №. 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2001_n2/Dubrovina (дата обращения: 14.09.2024).
12. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов // М.: Дрофа. – 2008. – Т. 286. – №. 2. URL: https://togirro.ru/assets/files/Mediateka/FGOS_2/KORREKCIONNAYA_RABOTA/Ekjanova_E._Osnoviy_Integrirovannogo_.a4.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
13. Кедрова Е. И. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства дошкольной образовательной организации : дис. – 2017. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7566/2/10Kedrova.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
14. Крулехт М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2017. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=F_ojEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA6&ots=XF4CftYYYj&sig=VPGTQ18nLV4aJdDAgK-wLy_Sr98 (дата обращения: 14.09.2024).
15. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ ред.Т.А. Репина – Москва// Развитие сотрудничества дошкольников: хрестоматия/ сост. И.В. Маврина. – Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008 – С.109 – 159
16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб. Речь, 2015–389 С.
17. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М: ТЦ Сфера, 2015 – 128 с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 7-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 336 с.
19. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А.В. Запорожца. М. : Просвещение, 1976. 94 с.
20. Флегонтова Н.П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2015 – № 1 – С. 63-69.
21. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
22. Яковлева Е.Н. Дошкольник и экология // Наука и образование: новое время. – 2017 – № 1 (январь). – С. 218-223.