Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы психологической подготовки в спорте 6
1.1. Краткая характеристика психологической подготовки спортсменов 6
1.2. Основные средства невербального воздействия на психологическое состояние спортсменов 10
Глава 2. Аспекты психологического регулирования в спорте. 15
2.1 Характеристика психической устойчивости в соревновательных условиях 15
2.2 Особенности сохранения оптимального психологического состояния в день соревнований 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Не меньшую роль при этом играет мысленное представление о постепенном усилении настроенности на соревнование, нарастающее чувство своей силы и готовности к старту, к проявлению потенциальных возможностей[11].Прочность такого сознания, убежденность в своих силах - основание храбрости и дерзания на высочайшие спортивные результаты. Если имелся предварительный опыт, то целесообразно проводить освоенную психорегулирующую тренировку, позволяющую оптимизировать состояние психики спортсмена и его настроенность на состязание. Эта работа проводится психологом или тренером, прошедшим специальное обучение. При старте днем или вечером целесообразно проведение тренировочного занятия с облегченной нагрузкой за 4-6 часов до начала соревнования. Для всех видов спорта оно состоит из обычной разминки, основной и заключительной частей и направлено на повышение жизнедеятельности, снятие излишнего нервного возбуждения, подкрепление стабильности двигательных навыков, создание настройки и большей уверенности[16]. Спортсменам, проявляющим в состязании преимущественно максимальные быстроту и силу (спринтеры, прыгуны, метатели, и др.), нецелесообразно вести предстартовую тренировку на предельных усилиях, так как это заметно снизит накопленный потенциал нервно-психической энергии[7]. Восстановить его к старту уже не удастся никакими средствами. Соревновательное упражнение надо выполнять с усилиями не более чем 70-80% от максимальных[4]. Даже в небольшой мере ошибочные движения, выполняемые на фоне повышенного предсоревновательного нервного напряжения, очень легко закрепляются, что с большой долей вероятности может сказаться отрицательно во время состязания. Поэтому все упражнения, которые могут повлиять на стабильность техники, не следует включать в предстартовую тренировку. Их с успехом можно заменить упражнениями, не сходными с избранным видом спорта. В видах спорта, где скоростно-силовые качества связаны с проявлением выносливости (бег - 400-800 м, 400 м с барьерами и др.), необходимо пройти 2-3 раза отрезки в 1/2-3/4 своей дистанции со скоростью не более 85-90% от соревновательной с интервалами 15-25 мин. Такая нагрузка повысит жизнедеятельность организма и выведет специальную выносливость на имеющийся уровень. Возможно такое же прохождение отрезков дистанции, но со скоростью, желаемой в соревновании и даже на 2-3% выше, что создаст условия для значительной мобилизации резервов организма, повышения специальной выносливости и ее стабильного проявления. В заключение предстартовой тренировки обязательно прохождение в умеренном темпе более длинной дистанции для активизации восстановительных процессов и снижения нервно-психической возбужденности. Спортсмены, от которых требуется выносливость в продолжительной работе (стайерский бег, стипль-чез - 3000 м, спортивная ходьба, и др.), должны включить в основную часть тренировки прохождение 2-3 отрезков в 1/4-1/2 своей дистанции, со скоростью не более 80-90% от соревновательной, с интервалами 15-25 мин. Затем пройти с небольшой скоростью дистанции привычную для данного спортсмена. Цель этой заключительной предстартовой работы та же, что указана выше. При наличии в технике спортсмена «слабого звена», недостаточно закрепленного навыка в отдельном движении, а также при необходимости акцентировать выполнение наиболее трудного или ведущего компонента, целесообразно повторение соответствующего элемента, «связки» или части избранного вида в предстартовой тренировке.В заключение отметим, что спортсмену не следует считать себя достигшим успеха, пока соревнование не окончено. Успех в начале - еще не победа. Самоуспокоенность нередко приводит к поражению. Выйти из соревновательного напряжения легче, чем войти в него. Во время соревнования не падать духом. Надо верить, что неудачное начало только сильнее мобилизует и может привести к победе. Тому есть многочисленные примеры побед в последней попытке, мощном финальном усилии. В соревнованиях нередко требуется создать перелом в ходе спортивной борьбы. Необходимость в этом возникает по разным причинам и спортсмену надо уметь осуществить такой перелом. Приучение к этому должно предусматриваться ранее в тренировке. Чтобы осуществить перелом к более активной спортивной борьбе, необходимо резко изменить психологическую настроенность, перевести себя мысленно на новые волевой и двигательный режим. Для этого в процессе соревнования, в перерывах между упражнениями и стартами необходимо выключиться на несколько секунд из психического напряжения, расслабиться и мысленно отбросить непригодный ход борьбы, словно очистить в сознании место и тотчас же ввести туда представление о скачкообразном изменении усилий, темпа, собранности, нацеленности и др., и перевести всего себя на новые «рельсы».ЗАКЛЮЧЕНИЕСпорт всегда вызывал интерес у людей, а физические возможности человека, до сих пор не изучены до конца. Современные ученые считают потенциал физических возможностей человека изучен лишь на 50 процентов. Психологическая составляющая человека, имеет огромное влияние на все стороны его жизни, в том числе и на спорт.Психология спорта имеет особое внимание со стороны исследователей. Многие ученые считают, что достижение максимальной физической формы, возможно только при помощи устранения психологических барьеров у спортсменов. В задачи тренера входит не только физическая тренировка, но и создание приятного психологического фона, воспитание силы воли, стрессоустойчивости и стремление к победе.Для того чтобы воспитать успешного чемпиона недостаточно заниматься только физической подготовкой. В спорте, при подготовке атлетов используется применение различных неблагоприятных погодных и физических условий, которые могут в перспективе создать препятствия спортсмену при выступлении на реальных соревнованиях. Создание моделей определенных ситуаций, позволяет воспитать у спортсмена не только физическую выносливость, но и нравственные, моральные и волевые качества.При подготовке спортсменов используется определенные виды психологических тренировок: идеомоторные упражнения, аутогенная тренировка, музыкальная, цветовая и аромотерапия.Работа тренерского штаба, должна учитывать не только физические, но и внутренние, эмоциональные стороны атлета. Для улучшения показателей используется постановка нужного освещения, смена обстановки, музыкальное сопровождение, применение различных запахов, моделирование определенных ситуаций.В структуру психологической подготовленности спортсменов входят морально-волевые качества. Основными качествами волевой сферы спортсмена являются: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе.Для достижения максимального уровня эффективности тренировок спортсменов, рекомендуется создавать положительный эмоциональный фон, моделировать ситуации, ставящие спортсмена в тупик и требующие решения.Анализ собственных результатов с предыдущих соревнований, соблюдение режима сна, пищи, распорядка дня, подбор способов восстановления подходящих индивидуально спортсмену, а также применение методов самовнушения и моделирования, существенным образом помогут улучшить процесс тренировок и достичь более высоких спортивных показателей. Таким образом, проведенное автором исследование, достигло поставленных задач и позволило выявить наиболее действенные и эффективные способы психологического воспитания будущих и действующих спортсменов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНаучная литератураАбрамова В. В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В. В. Абрамова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2024. - № 5. – С. 18-19.Ахметов Б. И. Психологические особенности подготовки спортсменов / Б. И. Ахметов // Эпоха науки. – 2023. - № 5. – С. 11-15.Бабушкин Г. Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом / Г. Д. бабушкин // Омский научный вестник. – 2024. - № 71. – С. 53-58.Бабушкин Е. А. Учет типа темперамента в процессе психологической подготовки спортсменов / Е. А. Бабушкин // Омский научный вестник. – 2023. - № 71. – С. 57-59.Ермоленко Н. М. Психологические особенности подготовки спортсменов / Н. М. Ермоленко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2024. - № 51. – С. 183-189.Карпова С. В. Особенности формирования состояния психической готовности спортсменов к соревновательной деятельности / С. В. Карпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. 0 № 5. – С. 4-11.Крылова Е. Л. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у спортсменов / Е. Л. Крылова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 5. – С. 76-79.Кузнецов М. А. Методика подготовки лыжников на основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики / М. А. Кузнецов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. - № 45. – С. 14-17.Логинова К. Д. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / К. Д. Логинова // естник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2023. - № 51. – С. 5-7.Макаренко В. В. Современные научные представления о проблеме результативности спортивной деятельности / В. В. Макаренко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2023. - № 1. – С. 15-23.Мельник Е. В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности / Е. В. Мельник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 14. – С. 6-11.Никулина Я. И. Организация психологического сопровождения деятельности спортсменов / Я. И. Никулина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2024. - № 5. – С. 6-11.Одинцова М. А. Изучение психологических закономерностей выбора методов регуляции эмоционального состояния спортсменом / М. А. Одинцова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 6. – С. 121-129.Политова М. И. Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена / М. И. Политова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2024. - № 5. – С. 27-31.Русакова А. Д. Методы и средства психологической подготовки спортсменов / А. Д. Русакова // Проблемы педагогики. – 2024. - № 6. – С. 75-79.Рыжова Е. П. Психофизиологическая характеристика спортсменов различных видов спорта в соревновательном периоде / Е. П. Рыжова // Здоровье для всех. – 2023. - № 15. – С. 15-18.Савицкий В. Г. Эффективная система управления психическим состоянием в спорте / В. Г. Савицкий // Системная психология и социология. – 2024. - № 7. – С. 5-8.Тарасова А. Д. Мыслительно-образное моделирование двигательных действий спортсменов А. Д. Тарасова // Теория и практика физической культуры. – 2023. - № 8. – С. 83-87.Щелкова Е. Л. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Е. Л. Щелкова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2024. - № 6. – С. 12-18.Япаров А. М. Анализ эффективности существующих методов психологической подготовки спортсменов / А. М. Япаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 3 – С 15-18.
Научная литература
1. Япаров А. М. Анализ эффективности существующих методов психологической подготовки спортсменов / А. М. Япаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 3 – С 15-18.
2. Карпова С. В. Особенности формирования состояния психической готовности спортсменов к соревновательной деятельности / С. В. Карпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. 0 № 5. – С. 4-11.
3. Мельник Е. В. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности / Е. В. Мельник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 14. – С. 6-11.
4. Одинцова М. А. Изучение психологических закономерностей выбора методов регуляции эмоционального состояния спортсменом / М. А. Одинцова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 6. – С. 121-129.
5. Бабушкин Е. А. Учет типа темперамента в процессе психологической подготовки спортсменов / Е. А. Бабушкин // Омский научный вестник. – 2023. - № 71. – С. 57-59.
6. Савицкий В. Г. Эффективная система управления психическим состоянием в спорте / В. Г. Савицкий // Системная психология и социология. – 2024. - № 7. – С. 5-8.
7. Макаренко В. В. Современные научные представления о проблеме результативности спортивной деятельности / В. В. Макаренко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2023. - № 1. – С. 15-23.
8. Кузнецов М. А. Методика подготовки лыжников на основе учета индивидуально-своеобразных свойств психики / М. А. Кузнецов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. - № 45. – С. 14-17.
9. Рыжова Е. П. Психофизиологическая характеристика спортсменов различных видов спорта в соревновательном периоде / Е. П. Рыжова // Здоровье для всех. – 2023. - № 15. – С. 15-18.
10. Политова М. И. Влияние психической готовности на состояние и результативность спортсмена / М. И. Политова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2024. - № 5. – С. 27-31.
11. Русакова А. Д. Методы и средства психологической подготовки спортсменов / А. Д. Русакова // Проблемы педагогики. – 2024. - № 6. – С. 75-79.
12. Абрамова В. В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В. В. Абрамова // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2024. - № 5. – С. 18-19.
13. Бабушкин Г. Д. Психическая нагрузка в соревновательной деятельности и методика диагностики её переносимости спортсменом / Г. Д. бабушкин // Омский научный вестник. – 2024. - № 71. – С. 53-58.
14. Ермоленко Н. М. Психологические особенности подготовки спортсменов / Н. М. Ермоленко // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2024. - № 51. – С. 183-189.
15. Тарасова А. Д. Мыслительно-образное моделирование двигательных действий спортсменов А. Д. Тарасова // Теория и практика физической культуры. – 2023. - № 8. – С. 83-87.
16. Ахметов Б. И. Психологические особенности подготовки спортсменов / Б. И. Ахметов // Эпоха науки. – 2023. - № 5. – С. 11-15.
17. Крылова Е. Л. Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у спортсменов / Е. Л. Крылова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2024. - № 5. – С. 76-79.
18. Щелкова Е. Л. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Е. Л. Щелкова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2024. - № 6. – С. 12-18.
19. Логинова К. Д. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена / К. Д. Логинова // естник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2023. - № 51. – С. 5-7.
20. Никулина Я. И. Организация психологического сопровождения деятельности спортсменов / Я. И. Никулина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2024. - № 5. – С. 6-11.