Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом - Москва
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 37 + 37 источников
- Добавлена 21.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия патриотизм, патриотическое воспитание и особенности воспитания патриотизма в дошкольном возрасте
1.2. Средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.3. Программы и технологии по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Глава 2. Педагогические средства и условия воспитания патриотизма у детей в дошкольном возрасте
2.1. Изучение сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Система работы по ознакомлению детей с Москвой
2.3. Экспертный лист диагностики
Заключение
Список литературы
Приложение
Первый квартал (сентябрь – ноябрь). Этот период очень важен в данной возрастной группе т. к. он формирует у детей словесный терминологический ряд, ассоциативное мышление в исторической области. Дело в том, что дети очень трудно воспринимают историческую терминологию, не проводят закономерных этимологических связей в географических и топонимических названиях. Если с раннего возраста не сформировано историческое сознание, то потом «история» превращается в собрание оторванных от жизни исторических фактов с совершенно абстрактными обозначениями дат. И, исходя из этого факта была разработана предлагаемая программа.
2 квартал.
Изучалось месторасположение Кремля:
Высокий холм, заросший сосновым бором, на берегу полноводной широкой реки с болотистыми, топкими берегами поселились люди.
На этом этапе мы разбирали каждое слово: чем отличается холм от равнины: что такое сосновый бор. Дремучий, что значит топкий, трясина, болотистый. (Движения, изображающие понятия, рисунки).
И вот построили люди Кремль. Из чего построили? А из сосновых бревен.
(почему из сосновых, почему на берегу реки и на холме? — на эти вопросы дети уже могли ответить целым рассказом через 5-6 занятий).
Кремль, а что это такое? Поселение, обнесенное частоколом. Кремник. Крепкий. Стали строить дома (из чего, какого материала и почему?). Эти дома образовывали улицы. Чем отличается улица современная, на которой вы живете, от древней (Картины В. Васнецова). Мостовые появились. (Мост, мостить). Так появился город — городить, ограда.
Назвали его Москва — здесь рассказывали сказку о названии Москва — мокрый, влажный.
В этот период изучали и закрепляли 13 терминов. Усвоение и закрепление непременно происходило через движение (холм-равнина: встали, руки округлили, сцепили над головой — холм, присели, руки горизонтально перед собой — равнина и т.п.) образное проигрывание; вербально (рассказ из 2-3 предложений с этим словом). Образ — рисунок от схематичного карандашного до цветного изображения гуашью, акварелью.
3 квартал (февраль-апрель).
Это время года посвящено закреплению предыдущего материала и изучению Кремля. Были предложены схемы — планы Кремля. Изучали по карточкам изображение главных соборов — затем находили их на плане.
Начали с соборной площади.
Здесь сразу ввели понятия храм и собор — этимология, чем отличаются друг от друга.
Затем, повторяя понятие город, изучали крепостные стены и башни. Рассматривали в иллюстрациях, рисовали и описывали главное отличие стен Московского Кремля от других крепостных стен — форма “Ласточкиного хвоста”. Затем долго изучали понятие “Проездная башня” на примере Спасской, Троицкой и Кутафьей башен. Карточки отработали очень важные и, как оказалось, сложные понятия “площадь” и “внутри” крепости и “снаружи”. Над этими понятиями трудились, находя Красную площадь. Соборная площадь была внутри Кремля, а Красная площадь снаружи.
Топонимику этих названий не брали, т.к. это очень большой объем научных знаний, дети его не запомнят, не усвоят.
Результат: к периода дети знали значение и умели объяснять 18 терминов. Могли рассказать, с какого места начинается Москва, рассказать и найти на плане главную площадь Кремля и главную площадь Москвы.
На карточках найти и выделить изображения Московского Кремля, его крепостных стен, Спасской, Троицкой и Кутафьей башен. Объяснить чем они отличаются от других башен. Хорошо ориентировались на плане Кремля.
4 квартал (май - июль).
От легенды о возникновении Москвы переходим к самому названию. Почему Москва — мокрый, мозглый — вспоминаем месторасположения и легенду: где проезжал князь с дружиной.
Имя города от месторасположения — имя собственное. Берем план — схему Кремля. Крепостная стена с башнями. Есть башня Боровицкая — почему так называется? Рядом с Кремлем улица Моховая — почему такое название?
Цель — дать детям представление о том, как появляются названия.
Далее начинаем подробное изучение Кремля, Красной и Манежной площадей.
Сначала изучаем башни, выходящие на Красную площадь. Почему она так называется? Изучаем легенду, связанную с названием Спасской башни. Затем рассматриваем Царскую и Набатную — их предназначение: что мог видеть царь, выходя на Царскую башню? Что происходило на площади? Отсюда рассматриваем ряд исторических названий Красной площади: Торг, Торжище, Пожар. Использование Красной площади.
А где был ров и для чего он предназначался? Изучаем предметы, по которым археологи могли определить: чем занимались люди в данном месте (всевозможные иллюстрации, диапозитивы).
4 квартал (август – октябрь)
Начинаем изучение башен, выходящих на Манежную площадь. Начинаем с Боровицкой, чтобы вспомнили почему она так называется и почему она проездная, затем Кутафья и Троицкая. Через них мы проходим в Кремль на Соборную и Ивановскую площади. Рассматривая Соборную площадь, мы изучаем храмы, которые выходят на нее. Здесь необходимо рассказать об исторических событиях, свидетелем которых была эта старинная площадь. Обязательно рассказываю о смутном времени, о нашествии литовцев и об освобождении святой Руси от иноземцев. Рассматриваем изображения храмов и самой площади в процессе изменения. Здесь очень помогают работы А. Васнецова, изображающие Москву в разные периоды строительства.
Сравниваем башни Красной и Манежной площадей: в чем их внешнее различие. Эту работу начинаем с середины апреля и завершаем к концу мая экскурсией в Кремль.
Результаты проделанной работы отражены в материалах следующего параграфа.
2.3. Экспертный лист диагностики
Критериями оценки патриотической воспитанности старших школьников в настоящем исследовании выступили, как и на констатирующем этапе исследования:
доминирование положительных эмоций в процессе взаимодействия с социальным окружением и природной средой;
эмоциональная окрашенность устных и письменных суждений патриотического содержания;
наличие у старших дошкольников положительной мотивации на изучение культурно-исторических объектов, символики и достопримечательностей «малой родины»;
желание и готовность к личному участию дошкольника в общественно значимых делах и охране окружающей природной и культурной среды;
заинтересованное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей, культур и вероисповеданий.
На данном этапе исследование полностью соответствовало тем методам, которые были применены на констатирующем этапе.
Результаты работы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты изучение уровня патриотической воспитанности дошкольников на этапе контрольного эксперимента
Группы Количество детей 4
уровень 3
уровень 2
уровень 1
уровень кол-во кол-во % кол-
во % кол-
во % кол-
во % Учет рез-в 25 8 32 17 68 0 0 0 0
Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень патриотической воспитанности дошкольников, прошедших программу ознакомления с историей Москвы, существенно повысился.
Итак, гипотеза о том, что патриотическое воспитание дошкольников на материале знакомства с историей столицы будет наиболее эффективно, подтвердилась.
Заключение
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д.
Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия «патриотизм» неоднокартно изменялось: менялись приоритеты и аспекты его осмысления.
В настоящее время в большинстве исследований сущность патриотического воспитания определяется как многоаспектный процесс и результат овладения детьми системой отношений к своему Отечеству через отношения к своей «малой Родине» и всему, что с нею связано. Патриотизм - экзистенциальное состояние личности, стремящейся выйти за пределы узко национального состояния к общечеловеческому.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программе, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Эти теоретические положения подтвердились экспериментально.
Следовательно, гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 189 с.
Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 5.— С.69—72.
Волина В.В. Моя Москва: Прогулки по Кремлю. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. - 211 с.
Вьюрков А.И. Рассказы о старой Москве. – М.: Московский рабочий, 1958. – 96 с.
Гиляровский В.А. Москва и москвичи. – М.: Камея, 1997. – 312 с.
Горелова Н.А. Город чудный, город древний...: Материалы по москвоведению для младших школьников. – М.: МИРОС, 1994. – 241 с.
Город чудный, город древний...: Москва в русской поэзии XVII – начала XX веков /Сост. В.Б.Муравьёв. – М.: Московский рабочий, 1986. – 577 с.
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.— 177 с.
Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ Е. Евдокимова; // Дошкольное воспитание.-2005.-N 3 - С. 6-13.
Ермильченко Н.В. История Москвы. – М.: Белый город, 2001. – 115 с.
Иванов Е.П. Меткое московское слово: Быт и речь старой Москвы. – М.: Московский рабочий, 1985. – 167 с.
Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003 — 166 с
Кольцова С.С. Москвоведение: Твоя Московия /2 класс. – М.: Русское слово, 1997. – 268 с.
Кончаловская Н.П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. – М.: Детская литература, 1972. – 144 с.
Кубасова О.В. Диво дивное, чудо чудное: Детям о Москве. – М.: Новая школа, 1997. – 101 с.
Малькова А.Г., Малькова Г.И. Сказка о златоцвете неба-солнце, златоглавом граде Москве и золотом сердце русского народа. – М.: Биоинформсервис, 1999. – 32 с.
Метечко А. А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области.— Пермь,2001.— С.52—62.
Молева Н.М. Земли московской давние преданья. – М.: Московский рабочий, 1985. – 214 с.
Молева Н.М. Москвы ожившие предания. – М.: Педагогика-Пресс, Калининград: Янтарный сказ, 1997. – 211 с.
Московия: Учебное пособие для учащихся начальных классов: В 3 книгах /Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.П.Ильенко. – М.: Просвещение, 1998. – 302 с.
Надежин Б.М. Мосты Москвы. – М.: Московский рабочий, 1979. – 124 с.
Назаревский В.В. Из истории Москвы: 1147-1913. – М.: Сварог, 1996. – 456 с.
Осетров Е.И. Моё открытие Москвы: Рассказы о столице. – М.: Московский рабочий, 1987. – 265 с.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой.— М.: Аркти, 2003.
Перли Б.С., Перли С.С. Москва и её жители: История. Архитектура. Быт: Нетрадиционный задачник по математике, 5-6 класс. – М.: Новая школа, 1997. – 367 с.
Подосенова И.П. Занимательные путешествия по Москве: Учебное пособие по москвоведению для 2-3(4) класса. – М.: ЦГУ, 1997. – 196 с.
Портнов М.Э. Царь-пушка и Царь-колокол. – М.: Московский рабочий, 1990. – 96 с.
Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М.: Сварог и К, 1997. – 115 с.
Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. Рыбалова;// Дошкольное воспитание.-2003.-N6 - С.45-55.
Смолицкая Г.П. Названия московских улиц. – М.: Муравей, 1996. – 278 с.
Студеникин М.Т. История Москвы: Учебная книга для 3-4 кл. нач. шк. – М.: Владос, 1998. – 386 с.
Сухин И.Г. Москва в стихах для детей. – М.: Антиква, 1997. – 199 с.
Сухин И.Г. Стихи о Москве для учителей и учеников. – М.: Новое знание, 1997. – 107 с.
Тикунова Е. У войны не детское лицо:беседы с детьми старшего дошкольного возраста/ Е. Тикунова;// Дошкольное воспитание.-2005.-N 2 - С. 3-4.
Торопцев А.П. Москва: Путь к империи. – М.: Тверская, 13, 2000. – 344 с.
Харитонова Н. Этих дней не смолкнет слава.../Н. Харитонова // Дошкольное воспитание.-2005.-N 1 - С. 3-4.
Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 4.— С.59—64
Приложение
Программа «С чего начинается родина?»
(из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ 2001-2005 годы»).
В программе представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:
- мой дом - моя семья;
- знакомим с русской народной культурой;
- столица нашей Родины – Москва;
- Земля – наш общий дом;
- защитники отечества.
Каждый раздел решает свои задачи, и представлен упражнениями рассчитанными на определенный возрастные группы от младшей группы до подготовительной.
Задачи раздела «Мой дом – моя семья»:
- Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Познакомить с понятием «семья».
- Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Знакомство с фольклором.
- Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
- Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.
- Рассказать о взаимоотношениях в семье.
- Воспитание самостоятельности.
- Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
- Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
- Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
- Развивать у детей эстетическое восприятие.
- Развитие уважения к старшим.
Задачи раздела «Знакомим с русской народной культурой»:
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
- Развивать творческие способности.
- Знакомство детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.
- Знакомство с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
- Знакомство с поговорками, пословицами.
- Знакомство с зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и традициями, народными костюмами.
Задачи раздела «Столица нашей родины – Москва»:
- Воспитывать любовь к родному городу.
- Понятие экологии.
- Знакомить детей с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.
- Знакомство с достопримечательностями столицы.
- История города.
- Воспитание в детях чувства гордости за свой город, свою страну и своих предков.
Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:
- Систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей страны.
- Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России.
- Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего;
- Развивать общие познавательные способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы изобразительной деятельности.
- На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к коллективному труду.
- подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.
- Закрепление знаний государственных символов страны.
- воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.
- Уточнять и расширять представления об изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания.
Задачи раздела «Защитники Отечества»:
Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Развитие интеллектуальной компетентности ребенка.
Развитие коммуникативной функции речи.
Основные формы занятий:
- Игра
- Рисование
- Лепка, конструирование, аппликация
- Прослушивание музыкальных фрагментов
- Прогулка-экскурсия
- Театрализованное представление
- Рассказ
- Кроссворды
- Викторины
- Занятия по развитию речи
- Составление карт-схем
- Сказки
- Спортивные соревнован6ия
- Используемые материалы: данные занятия подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.
2
1.Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 189 с.
2.Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 5.— С.69—72.
3.Волина В.В. Моя Москва: Прогулки по Кремлю. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. - 211 с.
4.Вьюрков А.И. Рассказы о старой Москве. – М.: Московский рабочий, 1958. – 96 с.
5.Гиляровский В.А. Москва и москвичи. – М.: Камея, 1997. – 312 с.
6.Горелова Н.А. Город чудный, город древний...: Материалы по москвоведению для младших школьников. – М.: МИРОС, 1994. – 241 с.
7.Город чудный, город древний...: Москва в русской поэзии XVII – начала XX веков /Сост. В.Б.Муравьёв. – М.: Московский рабочий, 1986. – 577 с.
8.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.— 177 с.
9.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ Е. Евдокимова; // Дошкольное воспитание.-2005.-N 3 - С. 6-13.
10.Ермильченко Н.В. История Москвы. – М.: Белый город, 2001. – 115 с.
11.Иванов Е.П. Меткое московское слово: Быт и речь старой Москвы. – М.: Московский рабочий, 1985. – 167 с.
12.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003 — 166 с
13.Кольцова С.С. Москвоведение: Твоя Московия /2 класс. – М.: Русское слово, 1997. – 268 с.
14.Кончаловская Н.П. Наша древняя столица: Картины из прошлого Москвы. – М.: Детская литература, 1972. – 144 с.
15.Кубасова О.В. Диво дивное, чудо чудное: Детям о Москве. – М.: Новая школа, 1997. – 101 с.
16.Малькова А.Г., Малькова Г.И. Сказка о златоцвете неба-солнце, златоглавом граде Москве и золотом сердце русского народа. – М.: Биоинформсервис, 1999. – 32 с.
17.Метечко А. А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области.— Пермь,2001.— С.52—62.
18.Молева Н.М. Земли московской давние преданья. – М.: Московский рабочий, 1985. – 214 с.
19.Молева Н.М. Москвы ожившие предания. – М.: Педагогика-Пресс, Калининград: Янтарный сказ, 1997. – 211 с.
20.Московия: Учебное пособие для учащихся начальных классов: В 3 книгах /Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.П.Ильенко. – М.: Просвещение, 1998. – 302 с.
21.Надежин Б.М. Мосты Москвы. – М.: Московский рабочий, 1979. – 124 с.
22.Назаревский В.В. Из истории Москвы: 1147-1913. – М.: Сварог, 1996. – 456 с.
23.Осетров Е.И. Моё открытие Москвы: Рассказы о столице. – М.: Московский рабочий, 1987. – 265 с.
24.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой.— М.: Аркти, 2003.
25.Перли Б.С., Перли С.С. Москва и её жители: История. Архитектура. Быт: Нетрадиционный задачник по математике, 5-6 класс. – М.: Новая школа, 1997. – 367 с.
26.Подосенова И.П. Занимательные путешествия по Москве: Учебное пособие по москвоведению для 2-3(4) класса. – М.: ЦГУ, 1997. – 196 с.
27.Портнов М.Э. Царь-пушка и Царь-колокол. – М.: Московский рабочий, 1990. – 96 с.
28.Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. – М.: Сварог и К, 1997. – 115 с.
29.Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. Рыбалова;// Дошкольное воспитание.-2003.-N6 - С.45-55.
30.Смолицкая Г.П. Названия московских улиц. – М.: Муравей, 1996. – 278 с.
31.Студеникин М.Т. История Москвы: Учебная книга для 3-4 кл. нач. шк. – М.: Владос, 1998. – 386 с.
32.Сухин И.Г. Москва в стихах для детей. – М.: Антиква, 1997. – 199 с.
33.Сухин И.Г. Стихи о Москве для учителей и учеников. – М.: Новое знание, 1997. – 107 с.
34.Тикунова Е. У войны не детское лицо:беседы с детьми старшего дошкольного возраста/ Е. Тикунова;// Дошкольное воспитание.-2005.-N 2 - С. 3-4.
35.Торопцев А.П. Москва: Путь к империи. – М.: Тверская, 13, 2000. – 344 с.
36.Харитонова Н. Этих дней не смолкнет слава.../Н. Харитонова // Дошкольное воспитание.-2005.-N 1 - С. 3-4.
37.Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира // Ребенок в дет. саду.— 2001.— № 4.— С.59—64
Вопрос-ответ:
Какую роль играет патриотическое воспитание в развитии детей старшего дошкольного возраста?
Патриотическое воспитание играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает формировать у детей любовь к родной стране, гордость за свою нацию и культуру, уважение к истории и традициям. Такое воспитание способствует формированию гражданской идентичности, развитию патриотических чувств и осознанию ценности мира и солидарности.
Что означает понятие "патриотизм" и как оно проявляется в воспитании детей дошкольного возраста?
Патриотизм - это любовь и преданность своей Родине. В патриотическом воспитании детей дошкольного возраста проявляется через знакомство с родным городом, его историей и достопримечательностями. Дети учатся уважать своих сограждан, преодолевать трудности и стремиться к благополучию своей страны. Развиваются патриотические чувства, символика и нормы поведения, связанные с ними.
Какими средствами и методами можно проводить патриотическое воспитание детей дошкольного возраста?
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста можно проводить с помощью различных средств и методов. Например, организация экскурсий и посещение музеев, где дети смогут узнать о истории своего города и страны. Также можно проводить игры, конкурсы и тематические мероприятия, рассказывать детям о национальных традициях и праздниках. Важным методом является образовательная деятельность с использованием наглядных пособий и современных технологий.
Какие программы и технологии существуют для патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Существует ряд программ и технологий, разработанных специально для патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Например, "Моя Родина", "Достижения России", "Патриотика". Они включают в себя разнообразные мероприятия, игры, песни, рассказы и уроки, направленные на формирование патриотических чувств и ценностей у детей. Технологии также используются в виде презентаций, видео, мультимедийных материалов, образовательных игр и приложений.
Какие принципы являются основой патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Основными принципами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются формирование любви к своей Родине, уважение к национальным традициям и символам, развитие гражданской и патриотической активности, ознакомление с историей и культурой своей страны.
Какие средства и методы используются в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста?
В патриотическом воспитании детей дошкольного возраста используются различные средства и методы, такие как патриотические игры и упражнения, рассказы о исторических событиях и героях, осмотры музеев и памятников, участие в праздниках и торжествах, а также знакомство с символами и традициями своей страны.
Какие программы и технологии существуют по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста?
Существует ряд программ и технологий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, например, "Моя Родина", "Мы - граждане России", "Путешествие по родному городу", "Русские традиции". Эти программы включают в себя разнообразные занятия, игры и мероприятия, направленные на формирование патриотических чувств и гражданственности у детей.
Чем отличается воспитание патриотизма в дошкольном возрасте от других возрастных периодов?
Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте отличается тем, что на данном этапе основной акцент делается на игровую деятельность и эмоциональное восприятие информации. Для детей этого возраста характерно формирование основных представлений о своей Родине и привязанность к родному городу. В этом возрасте особенно важно создание атмосферы любви и заботы о родной стране.
Какая основная цель патриотического воспитания в детском саду?
Основная цель патриотического воспитания в детском саду - формирование у детей любви к родине, уважения к истории и культуре своей страны, осознания своей роли в ее развитии.
Какие средства и методы используются для патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Для патриотического воспитания детей дошкольного возраста используются разнообразные средства и методы, такие как экскурсии по историческим местам, знакомство с героями и памятниками истории, проведение праздников и тематических мероприятий, использование игровых форм обучения и творческих заданий.
Какие программы и технологии существуют для патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
Существует множество программ и технологий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя разработку специальных учебных пособий, проведение командных игр и проектных деятельностей, использование песен, стихов и рассказов о родине.
Какие особенности воспитания патриотизма в дошкольном возрасте?
Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте имеет свои особенности. На этом этапе важно создать благоприятную атмосферу для развития патриотических чувств, использовать игровые и творческие методы обучения, передавать информацию о родине через яркие и запоминающиеся образы и эмоции.