Прогнозирование и принятие политических решений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 29 29 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 19.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Основные методы разработки политического решения
1.1.Планирование политического решения
1.2.Прогнозирование как метод принятия политического решения
2.Понятие политического решения и теоретические основания реализации политических решений
2.1.Понятие политического решения
2.2.Теоретические основания реализации политических решений
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Базовые отличия между подходами «сверху вниз» и «снизу вверх» сводятся к следующим аспектам: различные стратегии исследования (анализ начинается с момента принятия политического решения; сначала идентифицируется сеть акторов, непосредственно вовлеченных в осуществление конкретной политики), цели анализа (создание общей теории реализации решений; эмпирическое описание взаимодействий акторов, вовлеченных в осуществление политики), противопоставление моделей политического процесса (основное внимание уделяется этапу, который следует за принятием политического решения; процесс определения, формулирования, реализации и корректировки политики в целом), различное понимание процесса реализации решений (осуществление базового политического решения; у лиц, реализующих решения, всегда есть простор для свободного выбора), разные модели демократии (элитарные концепции представительной демократии; демократическое управление возможно только в рамках модели партисипаторной демократии).
Представители смешанного подхода к реализации политических решений сосредоточились на эмпирических аргументах о надлежащем осмыслении этих процессов. Этот подход позволил выявить важные факторы, которым ранее уделялось не достаточно внимания: роль торговли и переговоров в процессе реализации политических решений, степень политизации лиц, занимающихся реализацией политических решений, возможность реализация политических решений вне процесса их принятия; значение политико-управленческих сетей в реализации политических решений, воздействие различных типов политики на способ их реализации.
Политический уровень характеризуется ориентацией государства как субъекта принятия политических решений на «механизмы властной легитимации, идейной или персональной лояльности граждан к выдвигаемым целям или лидерам». Здесь задача управленческих структур заключается в установлении некоего консенсуса, снижении противоречий между государством и обществом. Таким образом, политический уровень принятия политических решений формирует некий вектор, направление деятельности государства вкупе с его обоснованием легального использования власти.
На макроэкономическом уровне органы государственного управления действуют путем провоцирования конкретного поведения граждан, применяя методы контроля и стимуляции. Здесь главным действующим субъектом становятся исполнительные органы государственной власти, в частности, правительство, основной функцией которого является исполнительно-распорядительная. При этом действующее законодательство играет роль основного регулятора постановки и реализации общественных целей.
Административный уровень, по сути, является своеобразным «обеспечителем» для двух предыдущих уровней принятия политических решений, поскольку задачей данного уровня является осуществление и поддержание регулярных контактов государства и его граждан, а также осуществление функционирования всей системы государственных органов как единого целого.
Кроме рассматриваемых трёх уровней принятия политических решений, существует также несколько центров принятия решений. Если выделять основные, то можно говорить о федеральных, региональных и местных центрах принятия государственных решений. В этой связи можно сделать вывод о том, что принятие государственных решений представляет собой разноуровневый и многоярусный процесс, формирующийся на основании сочетания сознательно выстраиваемых планов с векторами политического плана.
В правовом смысле, основой принятия политических решений являются законодательные органы власти. Поскольку именно законодательный процесс реализует с помощью представительных структур на практике механизм принятия государственных решений. А нормативно-правовые акты (Конституция, Федеральные законы, указы, кодексы) закрепляют, таким образом, то или иное решение.






Заключение


Решение поставленных в начале исследования цели и задач привело к основным итоговым выводам по работе.
Политическое прогнозирование означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.
Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.
В «узком» понимании под политическими решениями понимаются решения, которые принимаются должностными лицами и коллегиальными органами государственной власти.
В «широком» понимании, политические решения - круг политических решений в рамках государственных институтов, но и решения политических партий, групп давления, обладающих значительным влиянием и оказывающих серьезное воздействие на политический процесс.
Основными методологическими подходами принятия политических решений являются - нормативно-прескриптивный и дескриптивно-экспликативный подъходы. Эти магистральные метаподходы исходят из противоположных способов восприятия проблемы: прескриптивный подход ориентирован на создание формальных, нормативно оптимизированных моделей; дескриптивный - на построение эмпирически обоснованных моделей реальных практик принятие политических решений (с раскрытием глубинных мотивов действий акторов).
Процесс принятия политических решений раскрывает реальную политику в существующем обществе. Он является своеобразной «лакмусовой бумажкой» для соотношения политических сил в стране, реальных интересов участников политического процесса, их ресурсно-статусных позиций. При этом принятие политических решений наиболее обоснованно отражает степень взаимодействия государственных институциональных форм с социальными, гражданскими, международными и иными структурами. Разнообразные технические процедуры заключительного оформления решений в виде законов, указов, постановлений предполагают необходимое взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти, каждая из которых обладает собственными возможностями в разработке и применении того или иного круга методов.
















Список использованной литературы


Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
Атаманчук Г.В. Управление  социальная ценность и эффективность. М., 1995
Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М., 1997
Государственная политика и управление / Под ред. Л.В. Сморгунова. В 2-х частях. Ч.1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М., 2006
Дай Т. Зиглер Л. Демократия для элиты: Введение в американскую политику. М., 1984
Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3
Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М.: КДУ, 2004
Дегтярёв А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин. // ПОЛИС, 2002. №2. С. 113-125

Зиновьев А.П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент. М., Краснодар, 2003
Миллс, Ч. Р. Властвующая элита. М., 1959
Науменко А.А. Теория и методология принятия политических решений: Дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2005.
Нисканен С. Бюрократы и политика // Вехи экономической мысли. Экономическое благосостояние и общественный выбор. М., 2004. Т. 4
Осипов М.В. Принятие решений в современном политическом управлении: системно-информационный подход. Дис. … канд. полит. наук. М., 2004
Плешакова Е.А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Саратов, 2006
Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели // Полис. 2004. № 56
Соловьёв А.И. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в современном российском обществе: проблемы и перспективы. – М.: Московский центр Карнеги, 2001
Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005
Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М., 2005
Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997
Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. 1997. № 2.


Научная литература на английском языке:


Dror Y. Mudding Through  «Science» or Inertia // Public Administrative Review. 1964. № 27
Downs A. Non-Market Decision Making: A Theory of Bureaucracy // The American Economic Review. 1965. Vol. 55. No. ½
Etzioni A. Mixed-Scanning: A «Third» Approach To Decision-Making // Public Administration Review. 1967. Vol. 27 No. 5. December
Lasswell H. Current Studies of the Decision Process: Automation Versus Creativety // Western Political Quarterly. 1955. Vol. 8
Lindblom Ch.E., Woodhouse E. The Policy-Making Process. Upper Saddle River, 1993
Quade E. 1989. Analysis for Public Decisions. Englewood Cliffs.
Lasswell H. Current Studies of the Decision Process: Automation Versus Creativety // Western Political Quarterly. 1955. Vol. 8; Downs A. Non-Market Decision Making: A Theory of Bureaucracy // The American Economic Review. 1965. Vol. 55. No. 1/2; Нисканен С. Бюрократы и политика // Вехи экономической мысли. Экономическое благосостояние и общественный выбор. М., 2004. Т. 4; Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М., 1997; Lindblom Ch.E., Woodhouse E. The Policy-Making Process. Upper Saddle River, 1993; Dror Y. Mudding Through  «Science» or Inertia // Public Administrative Review. 1964. № 27; Etzioni A. Mixed-Scanning: A «Third» Approach To Decision-Making // Public Administration Review. 1967. Vol. 27 No. 5. December; Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3; Дай Т. Зиглер Л. Демократия для элиты: Введение в американскую политику. М., 1984; Миллс, Ч. Р. Властвующая элита. М., 1959; Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.; Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. 1997. № 2.
Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М., 2004; Государственная политика и управление / Под ред. Л.В. Сморгунова. В 2-х частях. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М., 2006; Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели // Полис. 2004. № 56; Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997; Атаманчук Г.В. Управление  социальная ценность и эффективность. М., 1995; Зиновьев А.П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент. М., Краснодар, 2003; Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М., 2005; Осипов М.В. Принятие решений в современном политическом управлении: системно-информационный подход. Дис. … канд. полит. наук. М., 2004; Науменко А.А. Теория и методология принятия политических решений: Дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2005.

Костина К.К. Технология принятия и реализации непопулярных политических решений. // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Саратов, 20007. С. 6
Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2007. – С. 62
Мировая политика.: теория, методология, прикладной анализ /Отв. Ред. А.А. Кокошин, А.Д. Богатуров. М.: КомКнига, 2007. С. 29

Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование. М.:Гардарики, 2007. С. 51

Боришполец К.П. Методы политических исследований. М., 2005. С. 32
Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. - М., 2007. – С. 43 – 44, 51
Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2007. – С. 20.
Алексеев А. Народы отстают от своих лидеров в экономическом росте // Коммерсантъ. 2006. 1 февраля.
Мангейм Джарол Б, Рич Ричард К. Политология. Методы исследования М.: Издательство «Весь мир» 2007. С. 15

См.: Плешакова Е.А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Саратов, 2006. С. 4
Там же.
Дегтярёв А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин. // ПОЛИС, 2002. №2. С. 117
Quade E. 1989. Analysis for Public Decisions. Englewood Cliffs.

Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М.: КДУ, 2004. С.11

Дегтярёв А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин. // ПОЛИС, 2002. №2. С. 113
Соловьёв А.И. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в современном российском обществе: проблемы и перспективы. – М.: Московский центр Карнеги, 2001. С. 483
Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. С. 49









28

Список использованной литературы


1.Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.
2.Атаманчук Г.В. Управление социальная ценность и эффективность. М., 1995
3.Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. М., 1997
4.Государственная политика и управление / Под ред. Л.В. Сморгунова. В 2-х частях. Ч.1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М., 2006
5.Дай Т. Зиглер Л. Демократия для элиты: Введение в американскую политику. М., 1984
6.Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3
7.Дегтярев А.А. Принятие политических решений. М.: КДУ, 2004
8.Дегтярёв А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин. // ПОЛИС, 2002. №2. С. 113-125
9.
10.Зиновьев А.П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент. М., Краснодар, 2003
11.Миллс, Ч. Р. Властвующая элита. М., 1959
12.Науменко А.А. Теория и методология принятия политических решений: Дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2005.
13.Нисканен С. Бюрократы и политика // Вехи экономической мысли. Экономическое благосостояние и общественный выбор. М., 2004. Т. 4
14.Осипов М.В. Принятие решений в современном политическом управлении: системно-информационный подход. Дис. … канд. полит. наук. М., 2004
15.Плешакова Е.А. Информационное и PR-сопровождение политических решений в системе государственного управления // Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Саратов, 2006
16.Соловьев А.И. Колебательно-маятниковый механизм принятия государственных решений: к обоснованию когнитивной модели // Полис. 2004. № 5 6
17.Соловьёв А.И. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в современном российском обществе: проблемы и перспективы. – М.: Московский центр Карнеги, 2001
18.Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005
19.Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М., 2005
20.Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997
21.Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. 1997. № 2.


Научная литература на английском языке:


22.Dror Y. Mudding Through «Science» or Inertia // Public Administrative Review. 1964. № 27
23.Downs A. Non-Market Decision Making: A Theory of Bureaucracy // The American Economic Review. 1965. Vol. 55. No. ?
24.Etzioni A. Mixed-Scanning: A «Third» Approach To Decision-Making // Public Administration Review. 1967. Vol. 27 No. 5. December
25.Lasswell H. Current Studies of the Decision Process: Automation Versus Creativety // Western Political Quarterly. 1955. Vol. 8
26.Lindblom Ch.E., Woodhouse E. The Policy-Making Process. Upper Saddle River, 1993
27.Quade E. 1989. Analysis for Public Decisions. Englewood Cliffs.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются при разработке политического решения?

Основными методами разработки политического решения являются планирование и прогнозирование. Планирование позволяет определить цели и задачи, а также выбрать оптимальные пути и способы их достижения. Прогнозирование, в свою очередь, осуществляется на основе анализа текущей ситуации, прошлого опыта и данных о возможных будущих изменениях, чтобы принять решение с учетом этих факторов и предсказать его возможные последствия.

Что такое политическое решение?

Политическое решение - это принятое высшими органами государственной власти или другими политическими структурами решение, направленное на решение определенной задачи или проблемы в интересах общества. Оно может касаться различных сфер политической деятельности, таких как законодательство, внешняя политика, экономическая политика и т. д.

Какие основания используются для реализации политических решений?

Основания для реализации политических решений могут быть различными. Среди них можно выделить конституционное основание, которое определяет соответствие решения нормам и принципам конституции; политическое основание, которое заключается в поддержке и согласии политических структур и общественности; экономическое основание, которое учитывает финансовые и экономические возможности для реализации решения; и многие другие основания, включая социальные, этические и правовые аспекты.

Чем отличаются подходы "сверху вниз" и "снизу вверх" в разработке политического решения?

Подход "сверху вниз" предполагает, что политическое решение разрабатывается и принимается высшими органами государственной власти и затем передается на нижестоящие уровни для реализации. Этот подход характеризуется более централизованным управлением и большей властью вверху и менее активной ролью нижестоящих уровней. Подход "снизу вверх" же предполагает более децентрализованное управление, где решения разрабатываются и принимаются на местном уровне, и затем передаются на более высокие уровни для координации и реализации. Этот подход акцентирует важность участия общественности и нижестоящих структур в процессе принятия решений и более широкую демократическую легитимность.

Какие основные методы разработки политического решения существуют?

Основные методы разработки политического решения включают планирование и прогнозирование. Планирование политического решения предполагает определение целей, задач и способов их достижения. Прогнозирование, в свою очередь, представляет собой метод анализа и оценки возможных последствий предлагаемого решения.

Что представляет собой политическое решение?

Политическое решение – это процесс выбора конкретной линии действий либо некоторой стратегии, которую придерживается политический актор для реализации своих целей и задач. Оно основывается на анализе политической ситуации и принимается на основе оценки возможных последствий и результатов.

Какие теоретические основания реализации политического решения?

Теоретические основания реализации политических решений включают различные подходы и концепции. Некоторые из них включают: классическую теорию принятия решений, элитаризм, системный подход, плюрализм, рациональный выбор и другие. Каждая из этих концепций предлагает свое понимание процесса принятия политического решения и основные принципы его реализации.

Какие отличия между подходами сверху вниз и снизу вверх в принятии политических решений?

Основные отличия между подходами сверху вниз и снизу вверх в принятии политических решений сводятся к различным стратегиям и подходам. Подход сверху вниз предполагает, что решения принимаются центральными органами власти и затем передаются на местный уровень для реализации. Подход снизу вверх означает, что решения принимаются на местном уровне и затем передаются к центральным органам для координации и поддержки.

Какими методами можно прогнозировать последствия политического решения?

Для прогнозирования последствий политического решения можно использовать различные методы анализа и моделирования. Некоторые из них включают статистический анализ, экспертные оценки, сценарное планирование, моделирование систем и другие. Комбинация различных методов позволяет получить более точные и надежные прогнозы.

Какие основные методы разработки политического решения существуют?

Основные методы разработки политического решения включают планирование и прогнозирование. Планирование политического решения подразумевает определение целей, задач и сроков для достижения желаемого результата. Прогнозирование, в свою очередь, использует анализ прошлых данных и текущих тенденций для предсказания возможных последствий решения.

Что такое политическое решение и как оно реализуется?

Политическое решение - это принятие конкретных действий или мер по решению политической проблемы или достижению политической цели. Реализация политических решений может осуществляться различными способами, включая законодательные меры, договоры, административные меры или внесение изменений в экономическую и социальную политику.