Социальная реабилитация лиц,страдающих наркозависимостью
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью
1.1. Группы социального риска и девиантное поведение
1.2. «Наркотик», «наркозависимость» и «наркомания»: понятие и сущность
1.3. Социальная политика в области наркозависимости
Глава 2. Реабилитационная работа с лицами, страдающими наркозависимостью
2.1. Современные тенденции в лечении и реабилитации наркозависимых
2.2. Методы социальной работы с наркозависимыми лицами
2.3. Особенности профилактики злоупотребления наркотиками
Заключение
Список литературы:
Группа — эффективная среда, где оказывается помощь в самостоятельном решении проблем, вследствие чего происходит формирование чувства собственного достоинства.
Совместное решение проблем дает ощущение уверенности в своих силах.
Члены группы в процессе проигрывания проблем вырабатывают необходимые роли для успешного функционирования.
Эмпатическое общение в группе способствует самопомощи.
Основные стратегии группы самопомощи можно представить в такой последовательности:
принятие групповой принадлежности;
обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;
предоставление возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, искать решение поставленных задач;
договоренность об общей групповой ответственности;
обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.
2.3. Особенности профилактики злоупотребления наркотиками
Профилактика может иметь различные цели:
остановить случаи употребления наркотиков,
сведение к минимуму эффектов использования наркотиков.
Подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны. Поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем.
Профилактика злоупотребления наркотиками традиционно разделяется на три этапа:
Первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место.
Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Главным в этом подходе является раннее выявление подобных проблем.
Третичная профилактика заключается в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека.
Социальная политика определяет основные модели профилактики и определяет, применение какого подхода будет рекомендовано для предотвращения проблемы злоупотребления различными веществами.
1. Социокультурная модель заключается в том, что социальные нормы напрямую влияют на употребление или злоупотребление психоактивными веществами. Особенностью применения социокультурной модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом случае делается попытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а во втором — сформировать разумные нормы употребления.
2. Запрещающая модель занимает моральную позицию в решении проблем употребления различных веществ. Ее суть в том, что если нет употребления вещества, то, следовательно, и нет самой проблемы. Если человек употребляет какое-либо вещество, то это видится не как общественная проблема, а продукт какого-то изъяна человеческого характера.
Следовательно, цели запрещающей модели заключаются в запрещении доступности и воздержании от использования. Главным недостатком этого подхода является то, что в его рамках пытаются решить сложную проблему простыми методами.
3. Нулевая толерантность к наркотикам. Среди самых последних методов запрещающего подхода злоупотребления наркотиками известна политика «нулевой толерантности», применяемая в США. Ее суть заключается в выработке нетерпимости к любому наркотику в любом количестве, в любом месте, в любое время. Цель этой политики - в атаке на спрос на наркотики и таким образом сделать наркоманов ответственными за их роль в распространении наркотиков.
4. Снижение вреда. Цель политики — минимизировать риск и негативные последствия от уже начавшегося употребления наркотиков. Эти программы направлены на поиск возможностей минимизировать негативные последствия, связанные с их употреблением, для человека и для общества.
В рамках приоритетов социальной политики в отношении потребления наркотиков посредством предоставления им ужасающей информации о последствиях такого потребления. Использовался в различных антинаркотических рекламных кампаниях.
Наиболее важные тенденции в первичной и вторичной профилактике следующие:
развитие способности сопротивляться, в особенности разработка стратегий, используемых для противодействия давлению употребить наркотик;
разработка дополнительных программ;
выявление социальных групп, склонных к употреблению наркотиков, и разработка программ специально для этих групп;
возрастающее внимание к программам, направленным на снижение вреда.
Тренировка умения сопротивляться включает в себя комбинацию следующих информационных и поведенческих стратегий:
развитие умения решать проблемы и принимать решения;
развитие умения распознавать межличностные и массовые (реклама алкоголя и сигарет) формы агитации, а также умения сопротивляться им;
развитие самосознания и самоуважения;
обучение искусству справляться со стрессом без использования наркотиков.
Государственная социальная политика в отношении наркотиков осознает необходимость корректировки российского законодательства, которое затрудняет работу не только негосударственных организаций, но государственных медицинских учреждений.
В системе социальной работы с молодежью первичная профилактика наркомании должна занимать значительное место. Первичная профилактика наркомании – это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы как можно большее количество детей, подростков, молодых людей осознало опасность употребления наркотических веществ и приобщалось к здоровому образу жизни.
Формы и методы первичной профилактики наркомании очень разнообразны, так как сама первичная профилактика наркомании включает в себя множество аспектов – психологический, педагогический, медицинский, юридический, социальный. В настоящее время социальные учреждения, выполняя заказ государства по осуществлению профилактической деятельности, становятся опорными площадками в решении следующих вопросов: поиск новых форм и методов профилактической работы, разработка профилактических программ, внедрение этих программ в жизнь, подготовка специалистов по первичной профилактике наркомании, работающих с детьми, подростками, молодежью.
Необходимо строить профилактическую работу не на принципе разделения, а на принципе наличия единых подходов к решению проблем подростков и молодежи.
Таким образом, необходима координация деятельности различных ведомств, которые функционируют в своей определенной области и имеют узкопрофессиональный взгляд на проблему наркотиков, под эгидой специально подготовленных специалистов по социальной работе, которые представляют проблему в целом.
Заключение
Рассмотрев поставленные задачи можно сделать следующие выводы:
Значительная часть социальных служб ориентирована на непосредственную работу с представителями так называемых «групп социального риска», объединяющих людей, которые подвержены опасным отрицательным воздействиям и представляют угрозу жизни общества.
В отношении определения понятия «наркотик» до сих пор не существует единого мнения. В России пришли к соглашению, что наркотиками будут считаться вещества, включенные в Список наркотиков постоянно действующим комитетом по контролю за наркотиками Российской Федерации. Обращаясь к теме наркотиков, в первую очередь отмечают их способность вызывать зависимость. Наркозависимость представляет собой лишь часть всего спектра зависимостей. Когда речь идет о наркотической зависимости, как правило, используют медицинский термин «наркомания».
Социальная политика — одно из направлений внутренней политики государства, направленное на воспроизводство и развитие социальных ресурсов, поддержание стабильности общественной системы. Проблема наркотиков затрагивает различные сферы социальной политики — семейная политика, молодежная политика, политика в сфере занятости, образования, здравоохранения. Российская социальная политика в отношении наркотиков имеет тенденцию к ужесточению антинаркотического уголовного законодательства, артикулирует карательные меры, направленные на выявление и принуждение, а не на помощь тем, кто в ней нуждается.
Реабилитация больных наркоманией, включающая медицинские, психотерапевтические и социальные вмешательства, является одним из приоритетных направлений современной наркологии. Реабилитационные мероприятия должны проводиться на всех этапах лечебного процесса и строиться комплексно.
При работе с больными наркоманией применяют мультидисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, которая осуществляется параллельно и одновременно. Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, отбор средств вмешательства, работа с клиентами выбранным методом.
Профилактика может иметь различные цели: остановить случаи употребления наркотиков; сведение к минимуму эффектов использования наркотиков. Подходы, выбранные для осуществления намеченных целей, могут быть различны. Поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем.
Список литературы
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 года // «Российская газета», от 15 января 1998г., № 7.
Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» // «Российская газета» от 26 сентября 2002 г., № 182.
Бадя Л. Д. Методические рекомендации о деятельности центров реабилитации для лиц без определенного места жительства // Социальное обслуживание. - 2007. - № 3. - С. 84–94.
Ваисов С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — 272с.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001. – 264с.
Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1994. – № 3. – С. 23-31.
Костюченко Н. Г. О положении лиц без определенного места жительства и работе учреждений социальной помощи // Социальное обслуживание. - 2006. - № 1. - С. 88–97.
Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с.
Оценка наркоситуацияя в среде детей, подростков и молодежи // http://www.narkotiki.ru
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2003. – 476с.
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, испр., доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 428 с.
Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – 415 с.
Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Проспект, 2004. – 386 с.
Социальная работа: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – 479с.
Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
Социальные ресурсы и социальная политика. / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. – М.: Просвещение, 2004. – 461 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.
Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности /Под ред. П.Д. Павленка: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 235с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 230с.
Шмаров И.С. С позиции международных актов. // Воспитание и правопорядок. 1990. – № 8. – С.37-40.
Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – С.436
Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – С. 210.
Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – С. 210.
Ваисов С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — С.198.
Социальные ресурсы и социальная политика. / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. – М.: Просвещение, 2004. – С.18.
Оценка наркоситуацияя в среде детей, подростков и молодежи // http://www.narkotiki.ru
Там же // http://www.narkotiki.ru
Ваисов С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — С. 192.
Там же, - С. 192.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 178.
30
1.Бадя Л. Д. Методические рекомендации о деятельности центров реабилитации для лиц без определенного места жительства // Социальное обслуживание. - 2007. - № 3. - С. 84–94.
2.Ваисов С. Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое ру¬ководство по реабилитации детей и подростков. — СПб.: Наука и Техника, 2008. — 272с.
3.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001. – 264с.
4.Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1994. – № 3. – С. 23-31.
5.Костюченко Н. Г. О положении лиц без определенного места жительства и работе учреждений социальной помощи // Социальное обслуживание. - 2006. - № 1. - С. 88–97.
6.Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2003. – 336 с.
7.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2003. – 476с.
8.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – Изд. 2-е, испр., доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 428 с.
9.Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 2005. – 415 с.
10.Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Проспект, 2004. – 386 с.
11.Социальная работа: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
12.Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д, 2005. – 479с.
13.Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой, А.С. Сорвиной. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
14.Социальные ресурсы и социальная политика. / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. – М.: Просвещение, 2004. – 461 с.
15.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.
16.Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности /Под ред. П.Д. Павленка: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 235с.
17.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
18.Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
19.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 230с.
20.Шмаров И.С. С позиции международных актов. // Воспитание и правопорядок. 1990. – № 8. – С.37-40.
Вопрос-ответ:
Какие варианты социальной реабилитации существуют для лиц, страдающих наркозависимостью?
Существует несколько вариантов социальной реабилитации для лиц, страдающих наркозависимостью. Одним из них является лечение в специализированных наркологических центрах или реабилитационных клиниках. Такие центры предлагают комплексный подход к лечению и реабилитации, включая медикаментозную терапию, психотерапию, социальную поддержку, трудоустройство и интеграцию в общество. Другим вариантом является социальное сопровождение наркозависимых, которое включает помощь восстановить социальные связи, наладить контакты с родственниками и друзьями, найти работу и жилье. Еще одним вариантом является участие в самопомощи, например, в Анонимных Наркоманах или других подобных организациях.
Как определить лиц, находящихся в группе социального риска и страдающих от наркозависимости?
Лица, находящиеся в группе социального риска и страдающие от наркозависимости, обычно имеют определенные признаки и характеристики. Например, они могут иметь проблемы в семье, отсутствие работы, низкий уровень образования, склонность к агрессии и асоциальному поведению. Они также могут быть подвержены влиянию социально опасных групп и оказываться в незаконных ситуациях. Важно отметить, что не все лица, находящиеся в группе социального риска, страдают от наркозависимости, но у них может быть повышенный риск попасть в среду наркотиков.
В чем заключается сущность и понятие наркотиков, наркозависимости и наркомании?
Сущность наркотиков заключается в их способности создавать зависимость у потребителя. Наркотики — это психоактивные вещества, которые вызывают изменение состояния сознания, настроения и поведения человека. Наркозависимость — это хроническое заболевание, которое характеризуется непреодолимой потребностью в наркотических средствах и невозможностью контролировать свое потребление. Наркомания — это деградирующее психическое и физическое состояние, вызванное наркотиками, сопровождающееся разрушением социальной адаптации и нарушениями в организме.
Какие основные группы риска существуют в области наркозависимости и девиантного поведения?
Одной из главных групп риска являются молодые люди, особенно те, которые сталкиваются с социальными проблемами, отсутствием поддержки, низким уровнем образования и безработицей. Также к группам риска относятся лица, имеющие медицинские и психологические проблемы, а также те, которые уже имеют опыт употребления наркотиков.
Чем отличается наркозависимость от наркомании?
Наркозависимость - это физическая и психическая зависимость организма от наркотиков. Наркомания же - это хроническое психическое расстройство, вызванное привыканием и зависимостью от наркотиков. То есть, наркозависимость - это физиологическая составляющая наркомании.
Какие методы социальной работы используются в реабилитации наркозависимых?
Существует множество методов социальной работы в реабилитации наркозависимых, включая индивидуальные и групповые консультации, различные формы психотерапии, трудотерапию, а также участие в программе обмена игл на чистые и другие методы поддержки для снижения вреда.
Какие современные тенденции существуют в лечении и реабилитации наркозависимых?
Современные тенденции включают развитие индивидуализированных программ, которые учитывают особенности каждого пациента, а также акцент на мотивационной работе, направленной на увеличение мотивации к изменению поведения. Также важным является развитие после реабилитационной поддержки для предотвращения рецидивов.
Какую роль играет социальная политика в области наркозависимости?
Социальная политика в области наркозависимости играет важную роль в предоставлении поддержки и помощи для лиц, страдающих наркозависимостью. Она может включать в себя разработку и реализацию профилактических программ, мер по сокращению вреда, создание центров реабилитации и другие меры, направленные на снижение проблемы наркозависимости и социальную реабилитацию наркозависимых.
Что такое наркозависимость?
Наркозависимость - это хроническое заболевание, которое характеризуется физической и психологической зависимостью от наркотических веществ. Человека, страдающего наркозависимостью, преследует навязчивая потребность употреблять наркотики, несмотря на негативные последствия и потерю контроля над своим поведением.