Лица склонные к суициду как объект социальной работы
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 10.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.2. ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ
2.1. ФАКТОРЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
2.2. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программа кризисной психотерапии, по Г. В. Старшенбауму (2005), состоит из трех основных этапов:
1. Кризисная поддержка.
2. Кризисное вмешательство.
3. Повышение уровня социально-психологической адаптации.
Программа применяется дифференцированно в зависимости от актуальности суицидальных переживаний и типа реакции. Суицидальный риск определяется с помощью прямых вопросов; для уточнения природы кризиса привлекается объективная информация. Суицидальные реакции в своей структуре имеют три компонента: аффективный (переживание эмоциональной изоляции, тоски, тревоги, отчаяния, бессилия, апатии и т. д.); когнитивный (представление о собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности и т. д.) и поведенческий (может включать высокую активность по разрешению кризисной ситуации, бегство в алкоголизацию и наркотизацию, агрессию и правонарушения, пассивность и бездеятельность). Кроме того, учитывается уровень терапевтической установки:
конструктивный – с ожиданием помощи в самостоятельном разрешении конфликта;
симптоматический – с мотивацией лишь к ликвидации симптомов;
манипулятивный – с попыткой использовать влияние психотерапевта для улучшения отношения к себе участников конфликта и иных выгод;
демобилизующий – с отказом от психотерапии, пассивной позицией пациента.
Кризисная терапия может осуществляться в индивидуальной, семейной и групповой формах, причем приоритет должен быть отдан индивидуальной. Кризисная терапия проводится в стационарных и амбулаторных условиях, а также на дому или по телефону.
Кризисная поддержка включает в себя четыре этапа.
Установление терапевтического контакта требует, чтобы пациент был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения в его словах и критики. Необходимо создать у пациента уверенность, что психотерапевт компетентен в вопросах терапии, разобрался в особенностях индивидуального кризиса пациента и готов применить адекватные виды помощи. В результате психотерапевт воспринимается как понимающий, чуткий и заслуживающий доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.
Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия пациента, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых эмоций, что уменьшает аффективную напряженность. Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал игнорируется с помощью избирательного выслушивания, что способствует кризисной ориентации терапии.
В процессе беседы следует обращать пристальное внимание на «факторы суицидального риска»: одиночество, наличие хронических (в особенности инвалидизирующих) заболеваний, потерю близкого человека в недавнем прошлом, наличие предшествующих суицидальных попыток и т. п. Нередко в таких случаях бывает целесообразным прямо спросить пациента, есть ли у него желание умереть. Бытовавшие в прежние годы опасения, что прямой вопрос может «натолкнуть» клиента на мысль о самоубийстве, малообоснованно: у клиента имеется масса возможностей «натолкнуться» на эту мысль и без помощи психотерапевта.
Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения производится путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для пациента областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности пациента в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку пациента и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.
Заключение терапевтического договора предусматривает локализацию кризисной проблемы, формулирование ее в понятных пациенту терминах, соглашение с ним о кризисной ориентации терапии и сроках лечения, разделение ответственности за результат совместной работы с. признанием за пациентом способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение; оговаривается также посредничество психотерапевта в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, должностными лицами.
Ближайшее окружение «суицидоопасного» пациента следует ознакомить со списком предупредительных мер и рекомендуемых реакций в ответ на его поведение и заявления.
На втором этапе кризисной психотерапии – этапе кризисного вмешательства, когда купируются аффективные расстройства, что значительно снижает актуальность суицидальных тенденций, переходят к когнитивной перестройке, осуществляемой в несколько этапов.
Период выхода из острого кризиса является оптимальным для когнитивной перестройки потому, что в это время суицидальный риск сведен к минимуму (на фоне адекватной психофармакотерапии, назначаемой при необходимости), готовность к внутренним изменениям еще достаточно высока и, кроме того, сохраняется характерная для кризисного состояния пластичность личностных структур, необходимая для подобной перестройки.
Кризисное вмешательство имеет своей целью реконструкцию нарушенной микросоциальной сферы пациента. Данный этап посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса. В процессе проблемных дискуссий проводится рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, достигается распознание пациентом у себя неадаптивных установок, препятствующих использованию им необходимых способов разрешения кризисной ситуации, и осуществляется их коррекция.
По словам В. Франкла, «мы должны во что бы то ни стало довести до сознания человека, решившегося на самоубийство, что самоубийство не может разрешить никакую проблему. Мы должны показать ему, как похож он на шахматиста, который, получив тяжелую позицию, сметает с доски все фигуры. Этим он не решает шахматную проблему. Тем более в жизни ни одна проблема не решается путем того, что жизнь отбрасывают. Человек, который выбирает добровольную смерть, нарушает правила игры жизни. Эти правила не требуют ведь от нас, чтобы мы любой ценой побеждали, но требуют, чтобы мы никогда не прекращали борьбу».
Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, как правило, включает поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, способные облегчить его микросоциальную адаптацию. Попытки пациента вернуться к обсуждению симптомов преодолеваются с помощью фокусирования на намеченной задаче. Терапевтический контакт обычно сохраняется благодаря тому, что на этапе вмешательства для пациента важна не столько мягкость психотерапевта, сколько его усилия по оказанию действенной помощи в скорейшем разрешении психологического кризиса.
Основными методами психотерапии являются коммуникативный тренинг с использованием проблемных дискуссий, ролевого тренинга, психодрамы и аутогенной тренировки. Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения партнера и, исходя из этого, строить отношения с ним; тренировка в лучшем исполнении собственной роли способствует изменению стиля общения пациента на более адаптивный. В процессе ролевого тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения, подкрепляется представление о собственной привлекательности.
Поскольку опробование новых способов адаптации проводится на заключительном этапе кризисной психотерапии, когда суицидальный риск сведен к минимуму, снижение самооценки во время возможных неудач не приводит к усилению чувства личностной несостоятельности, а лишь способствует реалистичной оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу навыков адаптации.
Окончание кризисной психотерапии является короткой, но весьма важной фазой лечения. На заключительном этапе работы суммируются достижения пациента, составляются реалистические планы на будущее и обсуждается, каким образом опыт выхода из данного кризиса может помочь в преодолении будущих кризисов. Определяется потребность в долговременной терапии и, в случае необходимости, вырабатывается мотивация к ее проведению. Окончанию кризисной психотерапии посвящаются одна-две беседы, так как преждевременное начало этой работы может усилить тревогу пациента по поводу предстоящего прекращения лечения. Если тревога все же нарастает, необходимо разделить это чувство, подчеркнуть выполнение намеченной в начале лечения программы, выяснить причины тревоги, обсудить их обоснованность.
Приложение 2
Когнитивно-бихевиоральный прием коррекции суцидального поведения
Одним из эффективных когнитивно-бихевиоральных приемов коррекции суцидального поведения является «контаминация суицидальных фантазий». Этот прием определяют как «детальное исследование суицидальной фантазии для того, чтобы сделать ее реальное воплощение невозможным».
Многие индивидуумы, склонные к суицидальному поведению, создают тщательно продуманные фантазии, включая в них людей, с которыми они больше всего взаимодействуют. Склонный к суициду пациент может фантазировать, например, что все учителя в школе или одноклассники будут глубоко шокированы и раскаются, когда услышат о его (ее) смерти. Фантазии могут включать в себя скорбящих родителей и родственников, сожалеющих о всех тех неприятностях, которые они доставили бедному кандидату в самоубийцы. Пациент может также фантазировать о том, что его смерть принесет пользу всем членам семьи – после его смерти у них будто бы будет меньше трудностей.
План психотерапии основывается на том факте, что пациент грозит совершить самоубийство или даже уже причинил себе вред до данной беседы. Психотерапевт должен иметь некоторые сведения о семейной структуре еще до первого интервью с таким пациентом. Может быть, ему стоит побеседовать предварительно с членами семьи.
Полученная информация позволяет психотерапевту оценить причины суицида. Если имеет место «злая гордость», он может попытаться «замутнить» эту фантазию пациента. Вопросы о деталях, относящиеся к реальности жизни, сами по себе лишают переживания пациента мистической окраски, делают их менее «героическими».
Затем психотерапевт предлагает пациенту «разыграть» его фантазию, исполняя по очереди роли всех участников возможной трагедии (вариант психодраматического метода). Активный игровой процесс, кроме всего прочего, снижает напряжение, источником которого являются мысли о суициде. Когда сценка разыграна, психотерапевт может указать пациенту на вероятный источник его мотивации – на «злую гордость». Часто пациент, получив от психотерапевта информацию о действительной причине его фантазий, находит иные решения, возможные в его жизненной ситуации, кроме «окончательного». Кроме того, психотерапевт может в красках описать, что происходит с телом, когда оно оказывается в земле, как черви будут по нему ползать, и т. п. Он может также упомянуть и о том, что газета, в которой опубликуют некролог, будет использована для того, чтобы завернуть мусор, затем ее сожгут... Психотерапевт может сказать и о том, что близкие люди, вероятнее всего, вскоре забудут несчастного и займутся своими повседневными делами.
Если же пациент хочет вызвать чувство вины у членов семьи, психотерапевт излишне преувеличивает ущерб, который будет причинен этим поступком, и таким образом повышает цену тех действий, которые клиент собирается совершить. Возможен и альтернативный подход – терапевт чрезмерно снижает значение планируемых действий и представляет все таким образом, что цена этих действий не соответствует ожиданиям.
Другая процедура состоит в том, чтобы клиент вербально выразил свой гнев (вариант «психотерапии отреагирования»). В рамках групповой или семейной психотерапии можно организовать воображаемое или даже реальное «избиение» подушкой того человека, которому клиент желал бы «отомстить», с последующим обсуждением причин «эмоционального взрыва».
Приложение 3
Экзистенциальная психотерапия
Чрезвычайно важным методом терапии и коррекции суицидального поведения является экзистенциальная психотерапия, включающая логотерапию. Основной целью экзистенциальной психотерапии считается обретение человеком утраченного смысла жизни. Процедура консультирования содержит совместные размышления психолога (психотерапевта) и суицидента на тему смысла жизни с целью нахождения чего-то, что могло бы заполнить «экзистенциальный вакуум». Делается попытка доказать и убедить клиента в том, что даже «страдание может иметь смысл, если оно меняет человека к лучшему». При этом важно помнить, что «смысл в конечном счете вообще не может быть дан, а должен быть найден».
Приложение 4
Юридические аспекты суицидов
Юридическим основанием для возбуждения судебного процесса о врачебной халатности или ошибки могут быть:
Неправильно поставленный диагноз.
Неспособность принять адекватные меры обеспечения безопасности пациента.
Преждевременная выписка больного.
Неправильное лечение.
Ответственность больницы (госпиталя) за систематические недостатки в обеспечении мероприятий по безопасности больных.
Пренебрежение (халатность).
Мероприятиями по ведению больного, которые могут защитить психиатра, являются следующие:
1. Тщательно, педантично и дотошно заполняемая документация.
2. Сбор информации о предыдущих попытках лечения больного и его госпитализациях.
3. Привлечение к сотрудничеству близких больного и членов его
семьи.
4. Получение консультации от более квалифицированного специалиста в этой области.
5. Учет соматического состояния, которое может увеличивать риск.
6. Получение детальной информации о возможностях социальной поддержки больного.
7. Регулярное документирование суицидальных попыток.
D. Randall et al. (2005) предлагают целую стратегию по защите суицидента и врача работающего с ним. Ими сформулированы 5 основных задач по ведению острого суицидального больного:
Защитите пациента от самого себя, пока кризисное состояние не пройдет. Суицидальные мысли всегда эпизодичны, и цель заключается в том, чтобы создать безопасные условия пациенту, пока вы помогаете ему разрешить кризис.
Предугадайте и лечите любые медицинские осложнения суицидальной попытки.
Выявите и разрешите, при возможности, острую проблему, ставшую непосредственной причиной суицидальной настроенности.
Диагностируйте и проводите лечение психических расстройств, лежащих в основе суицидального поведения.
Проводите лечение реакций горя членов семьи суицидального больного.
Новым важным шагом гуманного отношения к психически больным явилось принятие в России закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», вступившего в действие с 1 января 1993 года. В преамбуле Закона отмечается, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства.
Основные статьи Закона, касающиеся соблюдения прав граждан при оказании психиатрической помощи, приводятся ниже.
Статья 1, Психиатрическая помощь и принципы ее оказания.
(2) Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.
Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью.
(1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 5. Права лиц, страдающих психическими расстройствами.
(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;
содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;
все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;
оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;
приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;
помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.
(3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Статья 11. Согласие на лечение.
(1) Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
(2) Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации.
Статья 16. Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством.
(1) Государством гарантируются:
неотложная психиатрическая помощь;
консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях;
все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности;
социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;
решение вопросов опеки;
консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях;
социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними;
обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;
психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах. (2) Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство:
создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов;
организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;
создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;
устанавливает обязательные квоты рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами;
применяет методы экономического стимулирования для предприятий, учреждений и организаций, предоставляющих рабочие места для лиц, страдающих психическими расстройствами;
создает общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;
принимает иные меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.
Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.
Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Статья 37. Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.
(1) Пациенту должны быть разъяснены основания и цели помещения его в психиатрический стационар, его права и установленные в стационаре правила на языке, которым он владеет, о чем делается запись в медицинской документации.
(2) Все пациенты, находящиеся на лечении или обследовании в психиатрическом стационаре, вправе:
• обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных настоящим
Законом;
подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;
встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;
исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;
выписывать газеты и журналы;
получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;
получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде.
(3) Пациенты имеют также следующие права, которые могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц:
вести переписку без цензуры;
получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; пользоваться телефоном; принимать посетителей;
иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой.
(4) Платные услуги (индивидуальная подписка на газеты и журналы, услуги связи и так далее) осуществляются за счет пациента, которому они предоставляются.
Статья 40. Выписка из психиатрического стационара.
(2) Выписка пациента, добровольно находящегося в психиатрическом стационаре, производится по его личному заявлению, заявлению его законного представителя или по решению лечащего врача.
(3) Выписка пациента, госпитализированного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии врачей-психиатров или постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации.
Статья 38. Служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.
(1) Государством создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.
(2) Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.
Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология.: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб.: ВМедА, 2007. с. 45.
Виттхен Г. Энциклопедия психического здоровья. М.: Алтейа, 2006. с. 156.
Исаев Б.А. Социология. СПб.: Питер, 2008, с. 83.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М.: Статистика России, 2010. ( 996 с.
Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология.: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб.: ВМедА, 2007. с. 62.
Там же, с. 64-66.
Исаев Б.А. Социология. СПб.: Питер, 2008, с. 84.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2008. с.737.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2008. с. 739.
Там же, с. 741.
Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. с. 349.
Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. с. 349. с. 351.
Страшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия М.: Когито-Центр, 2005. с. 42.
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. с. 71-73.
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. с. 86.
Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. с. 76-79.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005. с. 264-266.
Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007, с. 452.
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: МСПИ, 2007. с. 26.
Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. с. 350-352.
Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. с. 353-355.
Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. с. 356.
Там же, с. 358.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: ИНФРА-М, 2010. с. 342.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: ИНФРА-М, 2010. с. 344.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: ИНФРА-М, 2010. с. 346.
Психология здоровья. Душевное здоровье. Под ред. Даниленко О.И. 2006. с. 84.
Там же, с. 86-88.
Ефремов В.С. Основы суицидологи. СПб.: Диалект, 2004. с. 56-59.
Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. М.: Медицина, 2003. с. 12-16.
Страшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия М.: Когито-Центр, 2005. с. 146-148.
Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: МСПИ, 2007. с. 52-54.
Менделевич В.Д.Клиническая медицинская психология. М.: МЕДпресс, 2005. с. 274.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005. с. 320-322.
Кляйберг Ю.А. Девиантология. СПб.: Речь, 2007. с. 153-154
Страшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия М.: Когито-Центр, 2005. с. 244.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005. с. 316.
Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005. с. 317-319.
Кляйберг Ю.А. Девиантология. СПб.: Речь, 2007. с. 149-151.
Страшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия М.: Когито-Центр, 2005. с. 246.
Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., 2002. с. 221-223.
2
1.Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. М.: Медицина, 2003. – 452 с.
2.Ананьев В.А. Психологии здоровья. СПб.: Речь, 2007. – 384 с.
3.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
4.Виттхен Г. Энциклопедия психического здоровья. М.: Алтейа, 2006. – 552.
5.Волков Ю.Г. Социология. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 572 с.
6.Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. – 546 с.
7.Гитляровский В.А. Старые проблемы психиатрии. М.: Военная книга, 1999. – 212 с.
8.Джидарьян И. А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях. // Психологическое образование. 1997. № 3. с. 27-30.
9.Дюргейм Э. Самоубийство. СПб, 1998. – 322 с.
10.Ефремов В.С. Основы суицидологи. СПб.: Диалект, 2004. – 384 с.
11.Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройство поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
12.Жуков Д.А. Биология поведения. СПб.: Речь, 2007. – 443 с.
13.Зиновьев С. В. Суицид. Попытка системного анализа. СПб.: Речь, 2002. – 196 с.
14.Зотов М.В. Суицидное поведение: механизмы развития. Диагностика, коррекция. СПб, 2006.
15.Исаев Б.А. Социология. СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
16.Исаев Д.С. Шерстнёв К.В. Психология суицидального поведения. Самара: Самарский Государственный Университет, 2000 – 254 с.
17.Кляйберг Ю.А. Девиантология. СПб.: Речь, 2007. – 412 с.
18.Менделевич В.Д.Клиническая медицинская психология. М.: МЕДпресс, 2005 – 432с.
19.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., 2002. –561 с.
20.Моховиков А.Н. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубиства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001. – 319 с.
21.Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология.: вопросы клиники, диагностики и профилактики. СПб.: ВМедА, 2007. – 528 с.
22.Психология здоровья. Душевное здоровье. Под ред. Даниленко О.И. 2006. – 232 с.
23.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2008. – 864 с.
24.Страшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия М.: Когито-Центр, 2005. – 376 с.
25.Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Гардарики, 2002. – 416 с.
26.Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: МСПИ, 2007. – 232 с.
Нормативно-правовые акты и документы:
27.Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. №3185-1.
28.Приказ Минздрава РФ № 148 от 06.05.1998 г. «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением».
Вопрос-ответ:
Что такое суицидальное поведение?
Суицидальное поведение - это намеренные действия покончить с собой, выраженные в желании или попытках суицида.
Какие причины могут привести к суицидальному поведению?
Суицидальное поведение может быть вызвано множеством факторов, таких как депрессия, тревожность, потеря близкого человека, проблемы во взаимоотношениях, наличие психических расстройств и другие психологические проблемы.
Какие особенности социальной работы с лицами склонными к суициду?
Социальная работа с лицами склонными к суициду требует специальных знаний и навыков. Работникам необходимо уметь распознавать факторы, свидетельствующие об угрозе суицида, и проводить профилактические мероприятия.
Какие методы профилактики суицидального поведения существуют?
Существует несколько методов профилактики суицидального поведения, включая психологическую поддержку, кризисные интервенции, социальную адаптацию, психотерапию и фармакотерапию.
Какие факторы свидетельствуют о суицидальной угрозе?
Факторы, свидетельствующие о суицидальной угрозе, могут включать высокий уровень тревожности, выраженную депрессию, резкое изменение настроения, изоляцию от общества и отрицательные мировоззренческие установки.
Какие особенности имеет суицидальное поведение?
Суицидальное поведение характеризуется рядом особенностей: нарастающей тревогой, тревожностью, безнадежностью, приступами ярости, самоненавистью, повышенной агрессивностью, утратой интереса к прежним занятиям и угнетенным настроением. Часто такие люди испытывают чувство обреченности и неполноценности.
Какие причины приводят к суицидальному поведению?
Причинами суицидального поведения могут быть различные факторы: психические расстройства (депрессия, шизофрения), нарушения личности, наличие хронической болезни или травмы, социальная изоляция, семейные проблемы, наличие сильного стресса, наследственная предрасположенность, наличие у родственников и близких людей суицидального поведения и др.
Что может свидетельствовать о суицидальной угрозе?
Факторы, которые могут свидетельствовать о суицидальной угрозе, включают: выраженная депрессия, упоминания о собственной смерти или желании умереть, предпринимаемые попытки самоубийства, покупка оружия или ядовитых веществ, открытое обсуждение суицидальных планов, утрата интереса к жизни, изоляция от общества, изменения в поведении и настроении, существование суицидальных идей или фантазий.
Какими методами можно предотвратить суицидальное поведение?
Для предотвращения суицидального поведения необходимо проводить комплекс мер: психологическая поддержка и консультирование, лечение психических расстройств, социальная адаптация, создание поддерживающей среды, обучение самому суицидально склонному человеку навыкам справления с жизненными трудностями, информационная и просветительская работа.
Какие этапы включает программа кризисной психотерапии по Г В Старшенбауму?
Программа кризисной психотерапии по Г В Старшенбауму включает три основных этапа: разгрузочный, переосмыслительный и резолюционный. На каждом этапе осуществляется определенная работа с клиентом, направленная на выявление и разрешение конфликтных ситуаций, изменение негативных установок и преодоление кризисных состояний.
Что такое суицидальное поведение?
Суицидальное поведение - это намеренные действия или попытки саморазрушения, смерти или ущербной вредительности, которые подразумевают опасность для жизни или здоровья отдельного индивида.