Проблемы мировых судей
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Проблемы мировых судей
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Передача функции организационного обеспечения органу судебной власти в лице Судебного департамента при Верховном Суде РФ расценивается как одно из достижений судебной реформы. Но тогда необходимо соблюдать последовательность и распространить полномочия Судебного департамента по организационному обеспечению судов на все суды общей юрисдикции, в том числе и мировых судей. Однако финансирование организационного обеспечения деятельности мировых судей должно осуществляться из бюджета субъекта Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности судов предполагает, в частности, мероприятия кадрового характера. В соответствии с пунктом «л» статьи 72 Конституции РФ решение кадровых вопросов отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу изложенных обстоятельств в субъектах Российской Федерации вопросами организационного обеспечения деятельности мировых судей занимаются органы различной ведомственной принадлежности, различного уровня власти, что «не исключает разнобоя в самой организации деятельности мировых судей» (18; с.44). В результате этого может быть нереализуема часть некоторых функций, требующих единого подхода не только к методологии их осуществления, но и к единому механизму реализации (15; с.215).
Последний вопрос, на котором хотелось остановиться, относится к уточнению источника финансирования аппарата мировых судей.
«…Поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, то и государственная служба в аппаратах мировых судей находится в ведении субъектов Российской Федерации. В силу этого работники аппаратов мировых судей отнесены Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» к государственным служащим субъектов Российской Федерации, что предполагает финансирование расходов на оплату их труда, иное материально - техническое и социально - бытовое обеспечение за счет бюджетов субъектов Российской Федерации» (20).
Принцип финансирования суда субъекта Российской Федерации, в том числе и мировых судей, отражен в ряде законодательных актов, принятых за годы проведения судебной реформы (ст.3 ФКЗ о судебной системе, ст.10 ФЗ о мировых судьях, ч.1 ст.5 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. №7-ФЗ ФЗ (4)). Но ни в одном из названных Законов не говорится об источнике финансирования аппарата мировых судей. Из этого следует, что аппарат мировых судей должен финансироваться в ином порядке, отличном от финансирования самих мировых судей, с учетом специфики суда субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 28 ФКЗ о судебной системе полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются не только федеральным законом, но и законом субъекта РФ.
В законе должно быть четко определено, что, учитывая специфику судов субъектов Российской Федерации, аппарат мировых судей должен финансироваться из бюджета субъекта Федерации; организационное обеспечение мировых судей и аппарата мировых судей должно финансироваться в том же порядке. Осуществление материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и их аппарата может быть возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальные органы. «Судебный департамент накопил большой опыт этой работы по обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, он располагает высокопрофессиональными кадрами в этой сфере деятельности. Такая модель будет менее затратной для бюджета субъектов российской Федерации, поскольку не требует создания специальных структур в органах исполнительной власти» (18; с.46).
Заключение
Мировая юстиция, являясь одной из исторических форм местного суда, обладает общими для судов и особенными свойствами, характеризующими её уникальную политико-правовую направленность. В её устройстве «отражена правовая самобытность всего многообразия инструментов судебной защиты, которые применялись в России на местном уровне организации судебной власти. Мирное разрешение правовых конфликтов и поддержание порядка на местах с помощью самого населения всегда было одной из приоритетных задач государства» (19; с.11).
Сущность современных мировых судей в России состоит в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта РФ, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом, более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.
Несмотря ни на что, мировая юстиция вправе существовать в России, но имеющиеся проблемы не позволяют говорить об абсолютной успешности развития института мировых судей. Ущерб институту наносят следующие проблемы: двойственное положение мирового судьи (к какому уровню судебной власти он относится?); нерешенность вопроса замещения мирового судьи в случае его отсутствия; количественный критерий формирования судебных участков; существенность влияния законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на мировых судей; источники финансирования аппарата мировых судей.
В любом случае следует иметь в виду, что институт мировых судей находится в стадии развития и будет совершенствоваться по мере накопления опыта. Однако со своей главной задачей, которую должна была решить мировая юстиция, – разгрузить районные суды, она вполне справляется.
Список нормативных правовых актов и литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 06 января.
Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ // Российская газета. 1998. 22 декабря.
Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. №7-ФЗ // Российская газета. 1998. 14 января.
Постановление Совета Судей РФ от 29 апреля 2005 г. № 131 «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации» // Официально опубликовано не было (ПС «Консультант плюс»).
Александров С.В., Бурдина Е.В. Проблемы формирования судебных участков и доступ к суду // Мировой судья 2007. №9. С.2-4; №10. С.2-5; №11. С.2-4.
Гармоза П.В. Правовой статус судей в Российской Федерации: становление и развитие: Автореф.дис…. канд.юр.наук. – Ростов на-Дону, 2000. – 27 с.
Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Российский судья. 202. №5. С.25-27.
Дорошков В.В. Мировой судья: Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. – М.: Норма, 2004. – 319 с.
Жуйков В.М. О роли мировой юстиции в Российской Федерации. Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела. - М.:Ифнра-М, 2002. – 417 с.
Комментарий к ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / Отв.ред. В.И.Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 496 с.
Лапаев С.И. Мировая юстиция: эффективность деятельности, проблемы становления // Юрист. 2007. №1. С.53-56.
Маркова Н.Л. Критерии формирования судебных участков мировых судей // Администратор суда. 2008. №2. С.23-25.
Нелюбина А.А. Мировые судьи в Российской Федерации: комплексный анализ: Автореф.дис…. канд.юрид.наук. – Екатеринбург, 2006. – 28 с.
Организация деятельности судов: учеб. / Под общ.ред. В.М.Лебедева. – М.: Норма, 2007. – 623 с.
Павликов С.Г. Организация и деятельность местных судов. Российский и зарубежный опыт. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2005. – 134 с.
Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития Российского государства. – М.: РГГУ, 2007. – 189 с.
Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Современные правовые и организационные проблемы деятельности мировых судей и судов в Российской Федерации // Российское правосудие. 2008. №11. С.40-47.
Сачков А.Н. Российская мировая юстиция в институционально-правовом измерении: Автореф.дис. … канд.юрид.наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 27 с.
Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 № 182-О «По запросам правительства Мурманской области и законодательного собрания Челябинской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. №2.
18
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 06 января.
3. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ // Российская газета. 1998. 22 декабря.
4. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 г. №7-ФЗ // Российская газета. 1998. 14 января.
5.Постановление Совета Судей РФ от 29 апреля 2005 г. № 131 «О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации» // Официально опубликовано не было (ПС «Консультант плюс»).
6.Александров С.В., Бурдина Е.В. Проблемы формирования судебных участков и доступ к суду // Мировой судья 2007. №9. С.2-4; №10. С.2-5; №11. С.2-4.
7.Гармоза П.В. Правовой статус судей в Российской Федерации: становление и развитие: Автореф.дис…. канд.юр.наук. – Ростов на-Дону, 2000. – 27 с.
8.Гравина А.А. Правовые проблемы организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации // Российский судья. 202. №5. С.25-27.
9.Дорошков В.В. Мировой судья: Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. – М.: Норма, 2004. – 319 с.
10.Жуйков В.М. О роли мировой юстиции в Российской Федерации. Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела. - М.:Ифнра-М, 2002. – 417 с.
11.Комментарий к ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / Отв.ред. В.И.Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2003. – 496 с.
12.Лапаев С.И. Мировая юстиция: эффективность деятельности, проблемы становления // Юрист. 2007. №1. С.53-56.
13.Маркова Н.Л. Критерии формирования судебных участков мировых судей // Администратор суда. 2008. №2. С.23-25.
14.Нелюбина А.А. Мировые судьи в Российской Федерации: комплексный анализ: Автореф.дис…. канд.юрид.наук. – Екатеринбург, 2006. – 28 с.
15.Организация деятельности судов: учеб. / Под общ.ред. В.М.Лебедева. – М.: Норма, 2007. – 623 с.
16.Павликов С.Г. Организация и деятельность местных судов. Российский и зарубежный опыт. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2005. – 134 с.
17.Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития Российского государства. – М.: РГГУ, 2007. – 189 с.
18.Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Современные правовые и организационные проблемы деятельности мировых судей и судов в Российской Федерации // Российское правосудие. 2008. №11. С.40-47.
19.Сачков А.Н. Российская мировая юстиция в институционально-правовом измерении: Автореф.дис. … канд.юрид.наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 27 с.
20.Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 № 182-О «По запросам правительства Мурманской области и законодательного собрания Челябинской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. №2.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают у мировых судей?
Проблемы мировых судей могут быть разнообразными. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование, что влияет на качество предоставляемых судебных услуг. Также, возникают проблемы с достаточностью и квалификацией персонала, проведением обучений для судей, а также с организацией работы судов.
Какие нормативные акты и литература существуют по проблемам мировых судей?
Существует ряд нормативных актов и литературы, которые регулируют вопросы, связанные с проблемами мировых судей. Среди них можно отметить федеральные законы, постановления Верховного Суда РФ, президиума Верховного Суда РФ и других высших судебных органов, а также специальную литературу, посвященную вопросам судебной системы и судебной реформы.
Какую функцию передали органу судебной власти в лице Судебного департамента при Верховном Суде РФ?
Была передача функции организационного обеспечения органу судебной власти в лице Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Это было сделано в качестве одного из достижений судебной реформы.
Почему необходимо распространить полномочия Судебного департамента на все суды, включая мировых судей?
Необходимо распространить полномочия Судебного департамента на все суды, включая мировых судей, чтобы обеспечить единое организационное обеспечение работы судов общей юрисдикции. Это позволит улучшить эффективность и качество работы судов, а также поддерживать единые стандарты и принципы судебной системы.
Как влияет финансирование на проблемы мировых судей?
Недостаточное финансирование является одной из основных проблем мировых судей. Оно влияет на качество предоставляемых судебных услуг, а также на возможность обеспечить достаточность и квалификацию персонала, проведение обучений и организацию работы судов. Недостаточное финансирование также может привести к задержкам в рассмотрении дел и негативно сказываться на доверии граждан к судебной системе.
Какие проблемы возникают у мировых судей?
У мировых судей возникают различные проблемы, связанные с организационным обеспечением судебного процесса, недостатком ресурсов, нехваткой судебных помещений и технического оснащения, а также недостаточным финансированием.
Какие полномочия имеет Судебный департамент при Верховном Суде РФ в организационном обеспечении судов общей юрисдикции?
Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет полномочия по организационному обеспечению судов общей юрисдикции, включая судебные помещения, техническое оснащение и финансирование. Однако эти полномочия не распространяются на мировых судей, что является одной из проблем судебной системы.
Какое решение может помочь в решении проблем мировых судей?
Для решения проблем мировых судей необходимо расширить полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ на организационное обеспечение всех судов общей юрисдикции, включая мировых судей. Это позволит улучшить условия работы судей, обеспечить их необходимыми ресурсами и повысить эффективность судебной системы в целом.