Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 56 56 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 25.11.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста
1.1.Формирование письменной речи в онтогенезе
1.2.Классификация и симптоматика дисграфии
1.3.Возможности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Выводы по главе 1.
Глава 2. Методика исследования предпосылок аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР
2.1. Цели, задачи, методы и организация констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп
2.3. Методика исследования
Глава 3. Анализ проведенного исследования
3.1. Особенности неречевых функций
3.2. Особенности состояния речевых функций
3.2. Методические рекомендации по профилактике и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

В частности, его может интересовать, как и с каким результатом осуществляется письмо детей в специально организованных условиях, с оказанием различных видов помощи; виды наиболее эффективной помощи и ее влияние на оптимизацию письма.
Третьей задачей подготовительного этапа является выбор педагогической стратегии основного этапа логопедической работы. С учетом полученной в ходе индивидуальных занятий информации решается вопрос об отправных моментах, ведущем содержании и дополнительных направлениях коррекции. Логопед также решает вопрос о возможности логопедической помощи ребенку в условиях групповых занятий или необходимости определенного периода индивидуальной работы с данным учащимся [17].
В процессе решения задач подготовительного этапа можно использовать беседы с ребенком о его интересах, времяпрепровождении, окружающих людях; о том, что доставляет радость или огорчает в учебной деятельности; о письме и его роли в жизни; беседы, направленные на выявление степени осознания ребенком собственных затруднений в письме. На этом этапе, с учетом периода школьного обучения, можно использовать различные доступные ребенку виды репродуктивного и самостоятельного письма с элементами творчества и игры [20].
Желательно, чтобы письмо ребенка было «успешным», поэтому в процессе письма ему можно оказывать помощь в необходимом объеме с установкой: «Спрашивай, если затрудняешься или неуверен». Можно оказывать предупреждающую помощь, направленную на организацию внимания ребенка в определенный момент записи.
На основном этапе коррекционной работы в процессе систематических логопедических занятий решаются задачи преодоления дисграфии, совершенствования письма детей, оказания им помощи в овладении учебной программой по родному языку. Содержание занятий основного этапа коррекции опирается на традиционные направления логопедической работы по преодолению дисграфии у школьников; проводятся групповые занятия. Однако логопед осуществляет также и индивидуальную работу, которая планируется с учетом недостаточного усвоения материала занятий кем-либо из детей [32].
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1. развитие звукового анализа слов (от простых форм — к сложным);
2. развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления — способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество [4].
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных [14].
Огромное значение имеет так же работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно языковое речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры [16].
Таким образом, работа, направленная на преодоление аграмматической дисграфии, состоит из нескольких этапов и направлений. Она должна проводиться дифференцированно, в зависимости от возраста и уровня речевого развития ребенка.
Заключение
Таким образом, нами были выполнены поставленные задачи:
изучены научно-теоретические основы проблемы профилактики аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста;
экспериментально проверены предпосылки к обучению письму и грамоте детей младшего школьного возраста;
подобраны специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
С целью определения нарушений предпосылок письма и грамматических навыков, нами был проведен констатирующий эксперимент, на котором мы исследовали неречевые функции (зрительно-пространственные представления, моторные навыки, внимание, мышление, способности анализировать и синтезировать), речевые функции (фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение) и различные виды памяти.
Результаты проведенного исследования показывают, что дети с дисграфией отличаются по всем исследуемым параметрам от детей с развитием в норме. Они имеют невысокий уровень зрительно – моторной координации, их рука не готова к письму. Восприятие, внимание, память и мышление детей с дисграфией находиться на низком уровне.
Исследование речевых функций показало, что дети с дисграфией использовали односоставные безличные или простые нераспространенные предложения. У них наблюдались ошибки, как в звукопроизношении, так и в грамматическом строе и фонематическом восприятии.
Данные констатирующего эксперимента показали, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по профилактике и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Коррекционная работа проводилась в следующем направлении:
- развитие неречевых функций;
- развитие памяти;
- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ [падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм];
- формирование у детей практических навыков словоизменения;
- упражнения в правильном построении фраз;
- формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Таким образом, была подтверждена поставленная гипотеза: своевременная профилактика особенностей нарушений речевых и неречевых функций, определение оптимальных путей создаёт благоприятные предпосылки для проведения коррекционной работы по предупреждению аграмматической дисграфии у дошкольников с ОНР.
Список литературы
Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. – М., 1955. Вып. 70.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / Вопросы психологии – 1984 - №1 – 141с.
Беккер К. П., Совак М, Логопедия. — М., 1981. – 198с.
Бернштейн Н.А. О построении движений. М., Медицина, 1974. – 256с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158с
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, 1995. – 261с.
Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод. пособие. – М., 2005. – 206с.
Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., 1989. – 256с.
Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики нарушений. М., 1998. – 222с.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186с.
Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи детей. – М., 1991. – 240с.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы. – М., 2006. – 210с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990. – 248 с.
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. – 122с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР. – М., 2003. – 307с.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999. – 262с.
Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 238с.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 358 – 369.
Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989. – 227с.
Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 223 – 226.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64с.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 1990. – 134с.
Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001. – 240с.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997 – 184с.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классика-стиль, 2003. – 160с.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980, — 139с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969. – 222с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 181 – 187с.
Хватцев М.Е. Логопедия.- 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 324с.
Приложение
Методика экспериментального исследования
На первом этапе эксперимента проведено исследование неречевых функций.
1] Исследование ручной моторики и графо - моторных навыков.
Оборудование: лист бумаги в клеточку, шариковая ручка; печатные, письменные и стилизованные изображения букв [слов] [3 задания].
Процедура: Определить уровень сформированности зрительно-моторной координации, пространственное восприятие образа буквы, графемы.
Инструкция: Спиши буквы / слова [даются сначала печатные, потом письменные, затем – стилизованные].
Оценка выполнения:
4 балла — точное воспроизведение. Слова [буква] перерисованы точно, соблюдены все пропорции букв и расстояния между словами.
3 балла — возможно незначительное нарушение, связанное с расположением фразы по горизонтали. Возможно увеличение или уменьшение размеров всей фразы, при сохранении пропорций и размеров внутри слов.
2 балла – грубо похоже на образец. Возможно нарушение элементов всех букв, но при этом сохранено разделение на слова.
1 балл – написанное ребенком отдаленно напоминающие слова.
0 баллов – не может справиться с заданием.
2] Исследование зрительно-пространственных функций.
Было предложено детям выполнить три задания.
Задание № 1.
Процедура: ребенку предлагается показать правые и левые части тела.
Инструкция: - покажи правую руку; левую руку; правую ногу; левую ногу; правый глаз; левый глаз; правое ухо; левое ухо, правой рукой левый глаз; левой рукой правый глаз.
Оценка результата:
4 балла – выполнение без ошибок
3 балла – 1-2 ошибки
2 балла – 3-4 ошибки
1 балл – 5 ошибок
0 баллов – всё неверно
Задание № 2.
Процедура: ребенку предлагается показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди.
Инструкция: - назови предметы, которые находятся справа от тебя; слева от тебя; вверху; внизу, впереди, сзади.
Оценка результата:
4 балла – выполнение без ошибок
3 балла – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки
0 баллов – всё неверно
Задание № 3.
Процедура: ребёнку предлагается складывание разрезных картинок из 5 – 6 частей.
Инструкция: сложи картинку животного.
Оценка результата:
4 балла – выполнено самостоятельно
3 балла – выполнено с помощью без ошибок
2 балла – сделано 2 ошибки
1 балл – сделано 3 ошибки
0 баллов – не справился
Задание № 4.
Процедура: ребёнку предлагается складывание фигур из палочек
Инструкция: - сложи из трёх палочек треугольник; сложи из четырёх палочек квадрат; сложи из шести палочек домик.
Оценка результата:
4 балла – выполнение без ошибок
3 балла – 1-2 ошибки
2 балла – 3-4 ошибки
1 балл – 5 и более ошибок
0 баллов – сделал неверно
Задание № 5.
Процедура: предлагаются картинки наложенные друг на друга контуры предметов.
Материал: карточки с лексическими темами: посуда, мебель, овощи и др.
Инструкция: – посмотри и назови какие предметы на картинках
Оценка результатов:
4 балла – выполнено без ошибок
3 балла – 1-2 ошибки
2 балла – 3-4 ошибки
1 балл – 5 ошибок
0 баллов – отвечал неверно
На втором этапе эксперимента проведено исследование речевых функций.
Исследование фонематического восприятия и дифференциация звуков речи.
Задание №1.
Процедура: Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Инструкция: Я буду говорить слоги, а ты их повторяй.
Речевой материал:
Та – да та – да – та ка - га
Да – та да – та – да га – ка - га
Оценка выполнения:
4 балла – правильное произнесение всех слогов
3 балла – ошибки при произнесении 1 пары слогов
2 балла – ошибки при произнесении 2-3 пары слогов
1 балл – ошибки при произнесении 4 пары слогов
0 баллов – ошибки при произнесении 5 и более пар слогов
Задание №2.
Процедура: Предлагаются картинки с оппозиционными звуками
Инструкция: Буду показывать тебе картинки, называй, что на них нарисовано
Речевой материал:
Мишка – мышка бочка – почка
Уточка – удочка трава – дрова
Оценка результата
4 балла – произнесение правильное
3 балла – ошибка в 1 паре слов
2 балла – ошибка в 2 парах слов
1 балл – ошибки в 3 парах слов
0 баллов - всё неверно
Задание № 3.
Процедура: Предлагаются слова
Инструкция: Слушай внимательно. Я буду называть слова, а ты их повторяй.
Речевой материал:
Миска – мишка цветик – Светик
Крыса – крыша вечер – ветер
Речка – редька косы – козы
Челка – щелка
Оценка выполнения
4 балла – выполнил без ошибок
3 балла – не более 2 ошибок
2 балла – не более 4 ошибок
1 балл – не более 5 ошибок
0 баллов – всё неверно
2] Исследование состояния звукопроизношения.
Процедура: проверка произнесения звука С, ребёнку предлагают задание.
Инструкция:
1]. Давай поиграем в «эхо». Я буду говорить, а ты повтори: С-С-С, СА-СО-СУ-СЫ, АС-ОС-УС-ЫС; СКА-СКО-СКУ; АСК-ОСК –УСК.
2] «Я буду показывать картинки, ты их назови».
Речевой материал картинки с изображением предметов: сыр, сапоги, сумка.
3] « Я буду говорить предложения, а ты их повтори»
Речевой материал: В солонке соль. Собаке дали кусок мяса. У лисы длинный хвост.
Оценка результатов:
4 балла – нормальное произнесение всех звуков
3 балла – дефект 1 звука
2 балла – дефект 2 звуков
1 балл – нарушены 3-4 звука
0 баллов – нарушены все звуки
3] Исследование сформированности фонематического анализа, синтеза и представлений.
Задание № 1.
Процедура: Произнесение слогов квазиомонимов.
Инструкция: Повтори за мной
Та – да том – дом зайка – сайка ложки – рожки
Да – та лук – люк миска – мишка чайка – сайка
Ка – га сок – цок шар – жар рад – ряд
Оценка результата:
4 балла – все ответы правильны
3 балла – неправильно от 1 до 3
2 балла – неправильно от 4 до 6
1 балл – неправильно от 7 до 9
0 баллов – всё неверно
Задание № 2.
Процедура: Предлагается определить наличие заданного звука на фоне слова. Задание в устной форме.
Инструкция: Слушай внимательно. Я буду называть тебе слова , если услышишь звук М и Ч в словах хлопни.
- Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа, письмо, стол.
- Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, чистый, почка, мяч, чай, табуретка.
Оценка результата:
4 балла – все ответы правильно
3 балла – неправильно от 1 до 3
2 балла – неправильно от 4 – 6
1 балл – неправильно от 7 -9
0 баллов – всё неправильно
Задание № 3.
Процедура: Определение первого звука в слове.
Инструкция: Слушай внимательно. Я буду называть слова назови первый звук.
Речевой материал: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный.
Задания предлагаются ребенку в устной форме. Ребенок отвечает на вопросы.
Оценка результата:
4 балла – все ответы правильны
3 балла – неправильно от 1 до 3
2 балла – неправильно от 4 – 6
1 балл – неправильно от 7 – 9
0 баллов – всё неверно
Задание № 4.
Процедура: Определение последнего звука в слове.
Инструкция: Слушай внимательно, какой последний звук в словах.
Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга.
Оценка результата:
4 балла – все ответы правильны
3 балла – неправильно от 1 – 3
2 балла – неправильно 4 – 6
1 балла – неправильно 7 -9
0 баллов – всё неверно
Задание № 5.
Процедура: Определение места звука в слове [начало, конец, середина].
Инструкция: Послушай и назови где слышится звук Р и Ц в словах.
Речевой материал:
- ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, корка, радуга
-цапля, цветок, настурция, огурец, цыплёнок, перец, умница, панцирь.
Оценка результатов:
4 балла – все ответы верны
3 балла – неверно от 1 до 3
2 балла – неверно 4 – 6
1 балл – неверно 7 – 9
0 баллов – всё неверно
Задание № 6.
Процедура: предлагается из отдельных букв услышать целое слово.
Инструкция: Я произношу звуки, ты внимательно слушаешь, а потом скажи какое слово получилось?
Речевой материал: ч-а-с, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т-и-х-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д-и, ас-т-р-а, о-с-а, к-о-ш-к-а.
Оценка результатов:
4 балла – все ответы верны
3 балла – неверно от 1 – 3
2 балла – неверно от 4 – 6
1 балл – неверно от 7 – 9
0 баллов – всё неверно
Задание № 7.
Процедура: Определение способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Инструкция: Придумать слова, в которых есть звук Ш.
Оценка результата:
4 балла – придумано 4 слова и более
3 балла – придумано 3 слова
2 балла – придумано 2 слова
1 балл – придумано 1 слово
0 баллов – не придумал вообще
4] Исследование состояния словарного запаса.
Состояние словарного запаса и грамматического строя речи расценивается как предпосылка аграмматической дисграфии.
Задание № 1.
Процедура: Исследование активного словаря.
Исследование: Я буду показывать картинки и задавать вопросы [ Что это? Какая? Что делают? ]
Речевой материал: картинки с названиями предметов, признаков предметов и действий.
- Игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь
- туча какая? [трава, ведро, дом, слон]
- что делают ручкой? [ножницами, ножом, карандашом, кистью]
Оценка результатов:
4 балла – все ответы верны
3 балла – ошибки от 1 – 4
2 балла – ошибки от 5 – 7
1 балл – ошибки от 8 – 10
0 баллов – ошибки более 10 всё неверно
Задание № 2.
Процедура: Дополнение предложений словом
Инструкция: продолжи начатое мной предложение словами, которые отвечают на вопрос: что? Какая? Что делают?
Речевой материал: незаконченные предложения
- Мама взяла в лес……
- В ведре горячая вода, а в реке………
- Ночью фонари включают, а утром……
Оценка результатов:
4 балла – всё верно
3 балла – неверно 1 предложение
2 балла – неверно 2 предложения
1 балл – неверно 2, требуется помощь
0 баллов – всё неверно
Задание № 3.
Процедура: Определить количество слов в предложении
Инструкция: слушай внимательно
Речевой материал:
Груша висит.
День был теплый
Около дома росла берёза.
Около стола стояло синее кресло.
Оценка результата:
4 балла – всё верно
3 балла – 1 ошибка
2 балла – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки
0 баллов – всё неверно
5] Особенности грамматического строя речи.
Задание № 1.
Процедура: Умение употреблять предложения [двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений].
Инструкция: Послушай внимательно и повтори за мной.
Речевой материал:
Наступила осень.
Птичка свила гнездо.
Над водой летали белые чайки.
В саду было много красных яблок.
Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что не пойдёт гулять, потому что холодно.
Оценка результатов:
4 балла – правильное и точное воспроизведение
3 балла – небольшие недочеты
2 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения
1 балл – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено
0 баллов – невоспроизведение
Задание № 2.
Процедура: Определить состояние словоизменения [употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде, числе; дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде].
Инструкция: Посмотри на картинки и расскажи, что нарисовано.
Речевой материал: Предметные картинки на словоизменение.
Оценка результатов:
4 балла – правильный ответ
3 балла – небольшие недочеты
2 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи
1 балл – форма образована неверно
0 баллов – невыполнение
Задание № 3.
Процедура: Определить состояние словообразования [образование названий профессий женского рода; названий детенышей животных; образование прилагательных от существительных].
Оценка результатов:
4 балла – правильный ответ
3 балла – небольшие недочеты
2 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи.
1 балл – неверно образованная форма
0 баллов – невыполнение
6] Исследование письменной речи
Процедура: написание диктанта «Калина»
Я люблю бродить осенью по лесу. Кусты и деревья сбрасывают листву. Она пушистым одеялом легла на землю. Лес тих и печален. По узкой дорожке я выхожу к опушке. Здесь огнём горят кисти калины. Как хороша она осенью! Калина украшала всю местность. Я пробую ягоды. Они красивы, но горьки на вкус. Я вырыл несколько кустиков и направился к деревне. Около изгороди я высадил их и обильно полил водой.
Оценка результатов:
4 балла – без ошибок
3 балла – 1-2 ошибки
2 балла – 3-4 ошибки
1 балл – 5-6 ошибок
0 баллов – более 6 ошибок









2

Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. – М., 1955. Вып. 70.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
3.Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / Вопросы психологии – 1984 - №1 – 141с.
4.Беккер К. П., Совак М, Логопедия. — М., 1981. – 198с.
5.Бернштейн Н.А. О построении движений. М., Медицина, 1974. – 256с.
6.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158с
7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
8.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, 1995. – 261с.
9.Грибова О.В. Технология организации логопедического обследования. Метод. пособие. – М., 2005. – 206с.
10.Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., 1989. – 256с.
11.Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики нарушений. М., 1998. – 222с.
12.Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953. – 186с.
13.Еджменкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи детей. – М., 1991. – 240с.
14.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы. – М., 2006. – 210с.
15.Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. – 340с.
16.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96с.
17.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990. – 248 с.
18.Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. – 122с.
19.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207с.
20.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в группе детей с ОНР. – М., 2003. – 307с.
21.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
22.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
23.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999. – 262с.
24.Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 238с.
25.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
26.Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 358 – 369.
27.Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989. – 227с.
28.Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 223 – 226.
29.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 64с.
30.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
31.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 1990. – 134с.
32.Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001. – 240с.
33.Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
34.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997 – 184с.
35.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классика-стиль, 2003. – 160с.
36.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980, — 139с.
37.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969. – 222с.
38.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 181 – 187с.
39.Хватцев М.Е. Логопедия.- 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
40.Ястребова А.В. Коррекция нарушения речи у учащихся. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 324с.

Особенности нарушения письменной у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

 












Особенности нарушения письменной у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

 

Введение

По данным Департамента здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин – нарушения развития, самая большая группа которых – недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; существует также, что проявляются сразу, другие дают о себе знать гораздо позже. Но ни одного нарушения, не могут быть оставлены без внимания.

Даже те, которые не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации. К ним относятся нарушения устной речи: слишком быстрый или слишком медленный темпы говорения (которые могут быть симптомами гораздо более серьезных нарушений), неправильное или нечеткое произношение звуков (ш, л, р) и заикание.

Обычно учителей и родителей больше беспокоит нарушение письменной речи у ребенка, ибо они напрямую влияют на учебных успехов. Это дисграфия и дислексия. Причина их возникновения кроется в общем недоразвитии речи. То есть, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарный запас, произношение и восприятие звуков у него нарушено, на строй речи, развивается с трудом. В этом случае интеллект этих детей не нарушены. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе "зашифровки" речи в буквенные символы – письмо и "расшифровки" – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.

Для того, чтобы записать слово буквами, нужно, прежде всего, проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется. А для человека с нарушенным фонематическим слухом и не был в силу. Он может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки и не различать б и п, р и f. Тем более что положение губ при артикуляции первой пары и языка при второй очень похожи. А мы, не осознавая, аудио анализа рассмотреть и артикуляции.