Влияние личностной тревожности на уровень эмоционального выгорания у социальных работников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 20.01.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Теоретическое исследование основных категорий
1.1 Тревожность
1.1.1 Представления о тревожности
1.1.2 Виды тревожности
1.1.3 Функции тревожности
1.1.4 Личностная тревожность
1.1.5 Причины развития личностной тревожности
1.2 Синдром эмоционального выгорания
1.2.1 Понятие «сидром эмоционально выгорания»
1.2.2 Этиология СЭВ
1.2.3 Структура и характеристики проявления СЭВ
1.2.4 СЭВ как барьер профессиональной самореализации личности
1.3Особенности профессиональной деятельности социальных работников
2. Эмпирическое исследование проблемы взаимосвязи личностной тревожности и синдрома эмоционально выгорания социальных сотрудников.
2.1 Диагностические методики исследования
2.2 Особенности эмпирической выборки и особенности проведения эмпирического исследования
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Таблица 1. Усредненные данные по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко
№ Напряжение Резистенция Истощение симптом балл симптом балл симптом балл 1 Переживание психотрав-х обстоятельств
12,1
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 10 Эмоциональ-й дефицит 14,9
2 Неудовлет-ть собой 8,5 Эмоционально-нравственная дезориентация 15,4 Эмоциональная отстраненность 24,3 3 «Загнанность в клетку» 5,7 Расширение сферы экономии эмоций 12,2 Личностная отстраненность 20 4 Тревога и депрессия 7,2 Редукция профессиональных обязанностей 8,4 Психосоматические и психовегет-е нарушения 4,8 ИТОГО 33,5 46 64
Наибольшие показатели наблюдаются по такому симптому, как «эмоциональная отстраненность», что говорит о том, что сотрудники социальной службы практически полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности. Поэтому ситуации (ни позитивные, ни отрицательные), с которыми они встречаются в ходе выполнения профессиональной деятельности, не вызывают у людей данной профессии эмоционального отклика. Этот симптом можно отнести к разряду фактором, обеспечивающих формирование черт, характеризующих профессиональную деформацию личности. Ибо, находясь в ситуации, которая требует быстрой реакции, эмоции будут являться артефактом, затрудняющим выполнение профессиональных функций.
Также высокие показатели наблюдаются по такому симптому, как «эмоциональная отстраненность». Это свидетельствует о том, что у социальных работников происходит утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности Он воспринимается как неодушевленный предмет. Наличие такого симптома в первую очередь проявляется в сфере общения, которая в большинстве случаем выражается в грубости, невнимательности к словам субъекта их профессионального общения, черствости. Можно говорить о том, что данный симптом выгорания также обуславливает формирование черт, характеризующих профессиональную деформацию личности. Баллы превышающие отметку «15» по данным симптомам свидетельствуют о том, что данные симптомы являются сложившимися.
Симптомы эмоционального выгорания, которые находятся в процессе формирования, в данной эмпирической выборке являются следующие:
( личностная отстраненность, которая выражается в том, что сотрудники скорой помощи не в состоянии оказать эмоциональную помощь субъектам своей деятельности – пострадавшим;
( расширение сферы экономии эмоций, которая выражается в том, что «скупость» эмоциональной сферы переносится и на неформальное общение – на близких и друзей;
( эмоционально-нравственная дезориентация, выражающаяся в том, что эмоции не побуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства, что может, например, проявляться в делении пациентов на «хороших» и «плохих»;
( неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, выражающееся в том, что сотрудники медицинской помощи неадекватно «экономят»на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации профессиональной деятельности;
( переживание психотравмирующих обстоятельств, которая выражается в том, что обследуемые данной выборки менее склонны к переживаниям, которые возникают в результате нахождения в стрессовой ситуации.
















Симптомы, которые являются не сформированными у данной выборки, являются: «психосоматические и психовегетативные нарушения», «неудовлетворенность собой», «загнанность в клетку» и «тревога и депрессия». Обследуемые данной выборки не чувствуют себя загнанными в клетку в результате психотравмирующих обстоятельств, у них не наблюдается склонность к появления тревожно-депрессивной симптоматики, психотравмирующие факторы не формируют психосоматические и вегетативные реакции организма. В целом, люди не чувствуют неудовлетворенности собой, своей деятельностью.
Анализируя рисунок 1, можно отметить, что у сотрудников социальной службы наблюдается синдром эмоционального выгорания. Доминирование фазы «истощения» говорит о том, что эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности, которая выражается в более или менее выраженном падение эмоционального тонуса и ослаблении нервной системы.
Эмоциональное выгорание в данной эмпирической выборке является результатом профессиональной деятельности.
Результаты диагностики личностной тревожности представлены на рисунке №2.
Рисунок №2 Выраженность уровня личностной тревожности в эмпирической выборке

Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что усредненный показатель личностной тревожности в данной эмпирической выборке равен 35,8 балла, что иллюстрирует умеренную выраженность данного качеств, что также подтверждает диаграмма выраженности уровня личностной тревожности в эмпирической выборке, представленной на рисунке №2 – у 50% обследуемых наблюдается умеренный уровень личностной тревожности. На втором месте идет низкий уровень – у 30% обследуемых. И только у 20% наблюдается высокий уровень выраженности личностной тревожности.
Результаты корреляционного анализа, проведенного при помощи статистического покате SPSS 10.0, представлены в таблице №2 в приложении. Анализируя полученные данные, необходимо отметить, что выявлена положительная взаимосвязь личностной тревожности и таких симптомов СЭВ как тревога и депрессия (r=0,687, при р<0,01) и эмоциональная отстраненность (r=0,790, при р<0,01).


























Выводы

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы:
Личностная тревожность представляет собой личностную черту, проявляющуюся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях.
Под синдромом эмоционального выгорания подразумевается реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Эмпирическое исследование, направленное на диагностику СЭВ у работников социальной сферы, выявило достаточную сформированность данного синдрома.
Диагностика уровня личностной тревожности выявила средний уровень выраженности данного качества.
Существует прямая взаимосвязь между личностной тревожностью и такими симптомами СЭВ, как тревога и эмоциональная отстраненность.














Заключение

Итак, нами было проведено исследование, направленное на изучение влияния тревожности на уровень развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудников социальной службы. Гипотеза, заключающаяся в том, что уровень личностной тревожности социальных работников влияет на их уровень эмоционального выгорания нашла свое подтверждение в ходе проведения эмпирического исследования.
Итак, синдром эмоционального выгорания это специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми, который проявляется:
 в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения;
 дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
 негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
Специфика профессиональной деятельности социальных работников детерминирует формирование СЭВ с которым нм необходимо бороться через профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия, которые направлены на снятие действия стрессора:
снятие рабочего напряжения;
повышение профессиональной мотивации;
выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Но конечно существенная роль в борьбе с СЭВ отводится самому человеку. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
определение краткосрочных и долгосрочных;
использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
профессиональное развитие и самосовершенствование;
уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
поддержание хорошей физической формы;необходимо пересмотреть свои жизненные мифы, цели и ценности, свои представления и отношение к себе самому, другим людям и к своей работе.
Поэтому для людей, работающих в социальной сфере, необходимо порекомендовать принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе. Только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.




Список литературы

Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М: Наука, 1995 - 212 с.
Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996 - 238 с.
Жданов С.Т., Табохлин В.И. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 2003 - 243 с.
Коростылева Л.А. Детерминанты затруднений самореализации личности в профессиональной сфере // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Питер, 2003 – 103 с.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный документ] http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1
Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал - 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.
Пономарева Г.А. Синдром «эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с «особыми детьми», и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения (из опыта работы) // Специальная психология. – 2006. - №1. с. 48-57.
Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст 2-е изд.:Спб. пер. Питер 2007 - 192 с.
Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том23, №3. - с.85-95.
Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001 – 14 с.
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача. http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm.
Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. //http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm
Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 – 366 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.















Приложение

Таблица №1. Сырые данные по результатам методик

№ стаж Напряжение резистенция истощение Личностная тревожность 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 3 1 5 17 28 15 14 10 30 17 14 30 26 26 2 44 2 6 7 0 1 12 12 12 12 13 15 27 31 3 52 3 3 5 0 0 10 5 17 10 15 20 27 21 5 32 4 4 12 0 3 2 12 14 12 9 20 22 28 3 33 5 1 22 5 0 5 5 4 4 12 5 28 8 8 15 6 2 15 5 16 2 14 14 9 4 7 15 21 0 28 7 3 19 7 8 8 7 9 16 10 8 30 11 5 32 8 5 6 17 1 7 8 19 19 3 16 19 21 10 48 9 2 12 15 10 0 12 20 13 2 20 22 11 10 22 10 6 6 8 3 12 15 15 10 2 8 27 22 2 52 ср 3,7 12,1 8,5 5,7 7,2 10 15,4 12,2 8,4 14,9 24,3 20 4,8 35,8










Таблица №2. Корреляционная матрица














2



Фаза в сформирована

Фаза не сформирована

Фаза в стадии формирования

Рис.1 Диаграмма сформированности «эмоционального выгорания» у обследуемых эмпирической выборки

Список литературы

1.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М: Наука, 1995 - 212 с.
2.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинь, 1996 - 238 с.
3.Жданов С.Т., Табохлин В.И. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 2003 - 243 с.
4.Коростылева Л.А. Детерминанты затруднений самореализации личности в профессиональной сфере // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Питер, 2003 – 103 с.
5.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
6.Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.
7.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный документ] http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=1
8.Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 330 с.
9.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал - 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.
10.Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.
11.Пономарева Г.А. Синдром «эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с «особыми детьми», и способы его профилактики в условиях образовательного учреждения (из опыта работы) // Специальная психология. – 2006. - №1. с. 48-57.
12.Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст 2-е изд.:Спб. пер. Питер 2007 - 192 с.
13.Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.
14.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том23, №3. - с.85-95.
15.Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001 – 14 с.
16.Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача. http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm.
17.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.
18.Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. //http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm
19.Форманюк Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
20.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 – 366 с.
21.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.


Вопрос-ответ:

Какие представления о тревожности существуют?

Существует несколько представлений о тревожности. По одной из теорий, тревожность - это состояние психического дискомфорта, возникающее в результате ожидания возможной угрозы или неизвестности. По другой теории, тревожность - это активирующее эмоциональное состояние, которое мобилизует организм для более эффективного преодоления трудностей.

Какие виды тревожности существуют?

Существует несколько видов тревожности. Одним из них является нормальная тревожность, которая возникает в реальных опасных ситуациях. Еще одним видом тревожности является патологическая или избыточная тревожность, при которой оно возникает без внешней угрозы или в значительно большей степени, чем соответствует реальной ситуации. Также есть тревожность, связанная с фобиями, социальной ситуацией, травматическими событиями и другими причинами.

Какие функции выполняет тревожность?

Тревожность выполняет несколько функций. Она помогает организму мобилизоваться для более успешной борьбы с опасностью или стрессом. Тревожность также может сигнализировать о возможных проблемах и помогать предупредить о них. Она также может заставлять человека быть более осторожным и предусмотрительным. Однако избыточная тревожность может мешать нормальной жизни и функционированию организма.

Какие есть причины развития личностной тревожности?

Развитие личностной тревожности может зависеть от различных факторов. Одной из причин может быть генетическая предрасположенность. Если у кого-то из близких родственников была тревожность, то у данного человека может быть повышенный риск развития этого состояния. Также важную роль играют травматические события в жизни, негативный опыт общения, социальная среда, стресс и другие психологические и физиологические факторы.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние, которое возникает в результате длительного и интенсивного стресса на работе. Оно характеризуется чувством физической и эмоциональной истощенности, отчуждения от работы и своих профессиональных обязанностей, а также пониженной мотивации и эффективности на работе.

Как личностная тревожность влияет на уровень эмоционального выгорания у социальных работников?

Личностная тревожность может негативно сказываться на уровне эмоционального выгорания у социальных работников. Высокий уровень тревожности может привести к постоянному состоянию напряженности, переживаниям, боязни ошибиться и не справиться с работой. Это может привести к перегрузке эмоциональными ресурсами и, в конечном итоге, к эмоциональному выгоранию.

Какие могут быть причины развития личностной тревожности?

Причины развития личностной тревожности могут быть различными. Это могут быть генетические факторы, ситуационные стрессы, психологические травмы, а также негативные события, происходящие в окружающей среде. Также личностные особенности могут играть роль в формировании личностной тревожности.

Что такое синдром эмоционального выгорания и как он проявляется?

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние, когда у человека возникает чувство усталости, падает мотивация к работе, возникает цинизм и равнодушие к окружающим. Проявления СЭВ могут быть различными, включая физическую и эмоциональную истощенность, тревогу, депрессию, раздражительность и нарушения сна.

Каковы основные функции тревожности?

Основные функции тревожности состоят в том, чтобы подготовить организм к реагированию на потенциально угрожающую ситуацию. Тревожность повышает активность организма, улучшает внимание и способность реагировать на возможные опасности. Однако, когда тревожность становится слишком интенсивной или длительной, она может негативно влиять на психическое и физическое здоровье человека.