Концепция "Личностного знания" М. Полани.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 5 5 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 20.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Неявные компоненты научного знания осваиваются в практической деятельности, в совместной научной работе ученых.
Знания, в т.ч. научные открытия получаются конкретными личностями посредством догадки ученого-исследователя о реальности на основе его вовлеченности, личностного интереса к вопросу. Сам процесс открытия неформализуем, считает М. Полани. Таким образом, принятие ученым той или иной научной теории связано не со степенью ее критического обоснования, а с уровнем субъективного доверия, личностного вживания в теорию. Вхождение в науку М. Полани уподобляет приобщению к религиозной вере, как акт личностного обращения: «Ученый сам решает, во что ему верить, но в его решении нет произвола. Убеждения, к которым он приходит, порождены необходимостью и не могут быть по желанию изменены. Ученый приходит к ним как к чему-то такому, что возлагает на него ответственность. В приверженности научному поиску уверенность, самоотдача и законополагание сливаются в единую мысль, говорящую о скрытой реальности».
На мой взгляд, в концепции М. Полани, слишком размывается объективная база научного знания, чрезмерность неформального субъективного в познании ведет к выводам о невозможности базовых объективных опор в процессе познания, развития науки, стабильности и преемственности научного знания. Достоинством данного подхода, с моей точки зрения, является учет личностного вклада в развитие науки и культурно-исторической ситуации, необходимой для принятия деятельности ученого.




Список литературы

Грицанов А.А. Полани // Энциклопедия социологии. – М. Книжный Дом, 2003. – С. 729.
Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М.: Прогресс, 1985.
Современная философия науки. - М.: Логос, 1996.

Полани М. Личностное знание. С. 299.
там же, с. 301.
Полани М. Личностное знание. С. 59.
Там же. С. 314.

















2

Список литературы

1.Грицанов А.А. Полани // Энциклопедия социологии. – М. Книжный Дом, 2003. – С. 729.
2.Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. – М.: Прогресс, 1985.
3.Современная философия науки. - М.: Логос, 1996.

Вопрос-ответ:

Какие компоненты научного знания осваиваются в практической деятельности?

Осваиваются неявные компоненты научного знания, которые развиваются в совместной научной работе ученых.

Каким образом знания, в том числе научные открытия, получаются конкретными личностями?

Личностное знание формируется учеными на основе их вовлеченности и личностного интереса к исследуемому вопросу. Они делают догадки о реальности на основе своего опыта и практической деятельности.

Почему процесс открытия неформализуем?

Марио Полани считает, что процесс открытия неформализуем, так как он связан с индивидуальными особенностями ученого, его догадками и вовлеченностью. Он не может быть полностью описан и объяснен с помощью формальных методов и правил.

Какое значение имеет личностный интерес ученого для принятия научной теории?

Принятие ученым той или иной научной теории связано со степенью его личностного интереса к исследуемому вопросу. Чем больше интерес и вовлеченность ученого, тем больше вероятность, что он примет данную теорию.

Что считает Марио Полани главным для ученого при получении научного знания?

Марио Полани считает, что для ученого главным является его вовлеченность, личностный интерес к вопросу и способность делать догадки на основе своего опыта и практической деятельности. Это позволяет ученым получать научное знание и делать научные открытия.

Как осваиваются неявные компоненты научного знания?

Неявные компоненты научного знания осваиваются в практической деятельности, в совместной научной работе ученых.

Какие знания получаются через научные открытия?

Знания, в том числе научные открытия, получаются конкретными личностями посредством догадки ученого-исследователя о реальности, на основе его вовлеченности и личностного интереса к вопросу.

Каким процессом является процесс открытия?

Процесс открытия неформализуем и считается непредсказуемым. Он происходит в результате догадки исследователя о реальности на основе его личного интереса и вовлеченности.

Что связано с принятием научной теории ученым?

Принятие ученым той или иной научной теории связано не со степенью ее критического обоснования, а с личностными факторами, такими как вовлеченность и личный интерес к вопросу.

Что такое концепция Личностного знания М Полани?

Концепция Личностного знания М Полани описывает способы получения научного знания через практическую деятельность исследователя. Он считает, что неявные компоненты научного знания осваиваются в процессе работы ученых в сотрудничестве, а научные открытия получаются конкретными личностями через догадку исследователя на основе его интереса к вопросу.

Какие компоненты научного знания осваиваются в практической деятельности ученых?

В практической деятельности ученых осваиваются неявные компоненты научного знания. Эти компоненты включают в себя знания, которые нельзя формализовать или передать явно, но которые получаются в процессе работы ученых в сотрудничестве и в результате их вовлеченности и личностного интереса к вопросу.

Каким образом ученые получают научные открытия?

Ученые получают научные открытия через догадку исследователя о реальности на основе его вовлеченности и личностного интереса к вопросу. Процесс получения открытий неформализуем и требует интуиции и индивидуального творчества. Поэтому принятие определенной научной теории связано не только со степенью ее критического обоснования, но и с личными особенностями ученого.