Развитие сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Оглавление
Приложение №3

Фрагмент для ознакомления

А именно:
Низкий уровень развития.
Ребенок испытывает трудности в организации игры. Не участвует в распределении ролей. Затрудняется самостоятельно придумать новую роль. Исполняет второстепенные роли. Ребенок тяготеет к однообразным элементарным сюжетам. Не владеет умением комбинировать сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия мала. Затрудняется завершить игру.
Средний уровень развития.
Ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределении ролей, придумывает новую роль. Ребенок воспроизводит разные сюжеты. Исполняет главные роли. Для ребенка ведущим выступают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие, включающее персонажей и действия. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Словесно обозначает выполняемую роль. Умеет завершить игру.
Высокий уровень развития.
Ребенок хорошо умеет организовать игру. Активно участвует в распределении ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей и новых идей. Исполняет как главные, так и второстепенные роли. Умеет совместно строить и развивать сюжет игры. Ребенок отражает как знакомые всем сюжеты, так и самим придуманные. Для ребенка ведущим выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие, включающее персонажей и действия (ребенок владеет умением сюжетосложения). Передает характерные особенности персонажа игры. Хорошо умеет завершать игру.
В целом наблюдение позволяет изучить особенности игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: умение организовать игру; распределение ролей; умение вступать в ролевое взаимодействие на длительное время; насколько разнообразны игровые роли и тематика сюжетно-ролевых игр; особенности сюжетосложения у детей; характер ролевых действий у дошкольников; характер использования игрушек дошкольниками. А уже, исходя из этих особенностей, можно определить общий уровень развития старших дошкольников.
Данная методика обследования детей была использована нами при проведении констатирующего эксперимента в ДОУ №… Н-ного района г. Москвы, целью которого было выявить средний уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей подготовительной группы и дать рекомендации педагогам и родителям по дальнейшему развитию сюжетно-ролевых игр. Воспитание и обучение в данном детском саду проводится на основе программы «Детство».
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе. В данной группе обучаются дети 5,5 – 6,5 лет. В списке группы 23 человека – 11 мальчиков и 12 девочек. Экспериментальная работа проводилась нами в течение двух недель. Сначала было проведено наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности, на занятиях с воспитателем. Результаты наблюдений за детьми заносились в индивидуальные протоколы (приложение №1), на основании которых затем определялся индивидуальный уровень развития сюжетно-ролевой игры каждого ребенка. Также были проведены беседы с педагогами, их анкетирование (приложение №2), целью которых было получить характеристики испытуемых детей, а также понять, как они относятся к сюжетно-ролевым играм, владеют ли методикой их проведения. Далее полученные результаты были сведены в общую таблицу (приложение №3), по результатам которой была создана диаграмма №1.
Диаграмма №1. Результаты констатирующего эксперимента
Как видно из диаграммы, в группе преобладают низкий и средний уровни развития игровых умений в сюжетно-ролевых играх. Это, а также результаты наблюдений за детьми и анкетирования воспитателей позволили сделать некоторые выводы:
- большое количество детей, находясь в детском саду, чаще всего принимают пассивное участие в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, предпочитая последним чтение художественной литературы, работу в уголке по изобразительной деятельности или же предпочитают настольно-печатные игры;
- дети испытывают значительные трудности в организации совместных игр, им трудно договорится о теме игры, тяжело распределить роли, что говорит о низких коммуникативных умениях детей;
- практически никто из детей не владеет самостоятельным сюжетосложением, в игре дети стараются следовать направлениям воспитателя, с трудом придумывают новые сюжетные ходы;
- воспитатели учитывают игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр, но в то же время чаще принимают пассивное участие в игровом процессе, предпочитая позицию "наблюдателя";
- в домашних условиях практически никто из детей не играет в сюжетно-ролевые игры, предпочитая им чтение книг с родителями, просмотр телепередач, мультфильмов, игры в компьютерные игры;
- у некоторых детей родители негативно относятся к домашним играм, считая, что ребенку необходимо заниматься чем-нибудь более, с их точки зрения, полезным;
- воспитатели чаще регламентируют сюжетно-ролевую игру, определяя ее тему и ход без учета детских замыслов и интересов (они заранее решали, кто кого должен изображать и что каждому надо делать по ходу игры, лишая детей, таким образом, возможности проявлять творческую инициативу);
- время, отведенное в режиме дня для игр, воспитатели часто использовали для чтения сказок, рисования, для разучивания стихов, между занятиями дети в основном не играли, а сидели и ждали, когда воспитатель подготовится к следующему занятию.
Все это объясняет такой низкий уровень владения игровыми умениями детей в сюжетно-ролевых играх и безусловно требует большой работы по дальнейшему развитию данного вида игр.
Рекомендации по системе работы с детьми по развитию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников
Исходя из наличия изложенных выше проблем, мы предложили педагогам дальнейшую деятельность по развитию сюжетно-ролевых игр вести по следующим направлениям:
Изучить результаты исследования уровней развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников и использовать их в дальнейшей работе с детьми.
Совершенствовать свое профессиональное мастерство по руководству игровой деятельности детей, уделить внимание изучению различных технологий развития сюжетно-ролевых игр у дошкольников.
Составить перспективный план воспитания и обучения детей по используемой программе («Детство») с учетом результатов экспериментального исследования, индивидуальных особенностей детей и перспективно поставленных задач по развитию игровых умений у испытуемых детей.
Попробовать проводить работу над развитием сюжетно-ролевой игры у воспитанников по следующим этапам, предложенным Н.М.Крыловой [5]:
I этап – подготовительный (выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей, обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях);
II этап - обучение игре (обеспечить становление всех компонентов игры, создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре, учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям);
III этап - собственные игры детей (выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения), проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль));
IV этап - творческая игра на уровне самостоятельности (обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета, изучать личность ребенка, формировать коллективные взаимоотношения детей).
Дополнить игровой банк, прежде всего, сюжетно-ролевыми играми, которые отвечают потребностям детей XXI века (с современными сюжетами и героями).
В процессе планирования игр учитывать не только возрастные особенности детей, но и индивидуальные психологические особенности каждого ребенка. Планировать игровую деятельность таким образом, чтобы в процессе игровой деятельности дети могли не только развивать свои творческие, коммуникативные и другие способности, но и имели возможность скорректировать имеющиеся у них эмоциональные, психологические и другие проблемы.
7. Проводить разъяснительную работу с родителями: выяснить игровые предпочтения детей в домашних условиях, выявить отношение родителей к игровым действиям детей, повысить знания родителей по проблеме значения развития сюжетно-ролевых игр в жизни детей.
8. Совместно с методистом и старшим воспитателем разработать систему конспектов-сценариев сюжетно-ролевых игр, согласно игровым интересам детей и инновационным технологиям ХХI века.
Заключение
В ходе нашей работы нами были проанализированы теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли.
Низкий уровень игровых умений в дошкольном возрасте негативно сказывается на индивидуальном и психическом развитии дошкольников. Ведь именно в игре происходит интенсивное развитие мышления, памяти, эмоций, общения, воображения детей.
Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
Освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
Проведенное нами исследование уровня развития игровых умений в процессе сюжетно-ролевой игры показало, что современные старшие дошкольники находятся в основном на низкой ступени развития игровой деятельности. Именно поэтому данная тема не исчерпывается данным исследованием и представляет интерес для дальнейшего изучения всеми заинтересованными сторонами.




















Список использованной литературы
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). - М.: Знание, 1984.
Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1984.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.
Крылова Н.М. Программа «Детский сад - «Дом радости ребенка»». - М.: «Просвещение», 1998.
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., Г969.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1976.
Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999 .
Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение,1979.
Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.
Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. - 1989. - №8.
Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры //
Дошкольное воспитание. - 1981. - №4.
Харчевникова А.Н. Диагностика особенностей сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни. Сборник "Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008.




























Приложение №1

Индивидуальный протокол испытуемого

Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется - «Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво + «Критерий» проявляется самостоятельно С «Критерий» проявляется творчески Т

Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка дата дата дата дата примечание Сюжеты игр разнообразны Проявляет инициативу в создании новых сюжетов Придумывает «игры с продолжением» Предпочитаемые игровые темы Устойчивость игрового замысла Участвует в определении общего замысла игры до её начала Использует разнообразные способы распределения ролей (считалки, жребий и др.) Создаёт игровую обстановку в зависимости от замысла Включает трудовую или изобразительную деятельность в создание игровой обстановки Придумывает по ходу игры целостные сюжетные события Отражает в игре самостоятельно придуманные события на основе контаминации бытовых, литературных и фантазийных сюжетов В игре переплетаются разные сюжетные линии (многособытийность) Использует предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями Передаёт в игре взаимоотношения между людьми Создаёт выразительный игровой образ Использует смену роли для развития сюжета Определяет словесно изображаемые события и место действия Любимые роли ребёнка, их «ведущий» или «второстепенный» статус Использует разнообразные способы привлечения внимания партнёров к себе Согласовывает игровые инициативы с партнёрами Доброжелателен в игровом общении с партнёрами Средняя продолжительность игры (в минутах)

Приложение №2
Анкета для воспитателей

Вопросы Варианты ответов Диагностируете ли вы игровые предпочтения своих воспитанников? да нет свой вариант Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры да нет свой вариант Как вы планируете игровую деятельность детей с учетом детских интересов четко по программным рекомендациям свой вариант Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой да нет свой вариант Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям да, конечно нет, но программа требует свой вариант Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты пока не надоест ребенку прежний сюжет игры стараюсь предлагать сюжет раз в 1 - 2 недели свой вариант Откуда данные сюжеты появляются из программы из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом свой вариант Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете да, создаем атрибуты совместно с детьми нет, используем только подручные средства свой вариант Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр да нет (чего именно не хватает) свой вариант Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей да нет (что именно не соответствует) свой вариант Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам да, конечно нет свой вариант
Приложение №3

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента

Уровень развития игровых умений в процессе сюжетно-ролевых игр у детей Низкий Средний Высокий Количество детей 8 11 4











5



Сюжет

Содержание

Роль

Структура

Бытовые

Производственные

Общественные

Различаются в зависимости от возраста дошкольников

4-5 лет
Сформированы умения условно действовать с игрушками, ролевое поведение

Совместные игры воспитателя с детьми

Формирование совместного сюжетосложения

Развитие игры-фантазирования

Развитие словесной игры-придумывания

6-7 лет
Развитие самостоятельной сюжетно-ролевой деятельности детей


Список использованной литературы
1.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). - М.: Знание, 1984.
2.Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
3.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1984.
4.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988.
5.Крылова Н.М. Программа «Детский сад - «Дом радости ребенка»». - М.: «Просвещение», 1998.
6.Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
7.Пропп В. Я. Морфология сказки. - М., Г969.
8.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
9.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1976.
10.Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999 .
11.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. - М.: Просвещение,1979.
12.Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.
13.Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. - 1989. - №8.
14.Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры //
Дошкольное воспитание. - 1981. - №4.
15.Харчевникова А.Н. Диагностика особенностей сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни. Сборник "Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008.

Вопрос-ответ:

Почему некоторые дети испытывают трудности в организации игры?

Дети могут испытывать трудности в организации игры по разным причинам. Например, у них может быть недостаточное воображение или нехватка опыта игры в ролевые игры. Также, некоторые дети могут бояться выделиться или делать что-то необычное, поэтому предпочитают не принимать активное участие в организации игры.

Какое влияние может оказывать неучастие в распределении ролей на развитие ребенка?

Неучастие в распределении ролей может оказывать негативное влияние на развитие ребенка. В таком случае, ребенок может не получать опыта в разных ролях и не развиваться в сфере социальных навыков. Он может быть менее уверенным в себе и иметь проблемы во взаимодействии с другими детьми.

Какие проблемы может испытывать ребенок при попытке придумать новую роль?

Ребенок может испытывать трудности при попытке придумать новую роль из-за ограниченного воображения или отсутствия опыта игры в ролевые игры. Он может затрудняться в выдумывании новых и интересных характеров или событий, из-за чего игровой процесс может стать монотонным и скучным.

Что означает, что ребенок исполняет второстепенные роли?

Когда ребенок исполняет второстепенные роли, это означает, что он не принимает участие в главных сюжетах и не играет важную роль в игровом процессе. Он чаще всего играет роли, которые не требуют высокого уровня фантазии или креативности. Такие роли могут быть менее интересными и могут не способствовать полноценному развитию ребенка.

Почему некоторые дети тяготеют к однообразным элементарным сюжетам?

Некоторые дети могут тяготеть к однообразным элементарным сюжетам из-за ограниченности своего воображения или недостатка опыта в игре. Они могут предпочитать повторять уже известные им сюжеты и роли, так как это для них привычно и безопасно. Такие сюжеты могут быть недостаточно разнообразными и могут не стимулировать развитие фантазии и креативности у ребенка.

Какие трудности возникают у ребенка с низким уровнем развития в сюжетно-ролевой игре?

Ребенок с низким уровнем развития может испытывать трудности в организации игры, не участвовать в распределении ролей, затрудняться самостоятельно придумать новую роль, исполнять второстепенные роли, тяготеть к однообразным элементарным сюжетам, не владеть умением комбинировать сюжеты, иметь малую длительность ролевого взаимодействия и затрудняться завершить игру.