Интерьер,человек,предмет,художественная среда в творчестве Сороки,Алексеева,Венецианова Алексея
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Метод А.Г. Венецианова. Натура, перспектива, образ
2.Школа А. Венецианова. Интерьер и пейзаж
Заключение
Библиография
Список иллюстраций
Приложения
Художник обобщенно передает купы деревьев, очертания берегов реки, он постоянно подчеркивает плавный ритм горизонталей – линии берега, плотины, длинной лодки, скользящей по воде, вытянутых облачков, идущих по небу». И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т. п. Поэтическое вдохновение отчетливо видно в полотнах Григория Васильевича Сороки (в которых явно усиливается венециановская идиллия, становясь основным мироощущенческим стержнем произведения. В картинах Сороки «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии», «Рыбаки», «Вид на плотину» розовый свет окрашивает природу, наполняя ее покоем и смирением. Природа словно созерцает самое себя. Фигуры рыбаков застыли в позирующих позах. Остановленную в мгновении жизнь художник воспринимает как благо, достойное любования. «Отсюда проистекает мотив медлительного созерцания. Но не созерцания космоса, светил, неба, как у романтиков, а созерцания природы - высшего дара Бога. У Сороки нет ничего трансцендентального, и все-таки ощущение божественного присутствия в атмосфере пейзажа несомненно. Идиллия представляется художнику своеобразным стилистическим направлением, оттолкнувшимся от натурных жизненных наблюдений и стремящимся представить реальность в свете идеального помысла».
«Отражение в зеркале» (вторая половина 1840гг.). Данный в «зазеркалье» бытовой мотив в интерьере помещичьего дома двумя фигурами занятых рукоделием дворовых кажется нечаянно увиденной сценки. Однако пространство основательно выверено и построено, в том числе и при помощи цветового и тонального ритма. Необычен прием сопоставления тщательно пластически определенного натюрморта на переднем плане и несколько размыты очертаний удаленных фигур. Это оригинальная, не похожая на венециановские образцы работа, сохраняет, тем не менее, верность основным принципам школы.
Сорока - художник, овладевший профессиональным мастерством. Он в потной мере унаследовал заветы учителя, согласно которым натура царь и бог живописи. Однако в изобразительной системе художника заметны два фактора: едва приметная наивность, которую нельзя назвать остаточным следом непрофессионализма, ибо она выражена слабее, чем у Крылова, и, следы былых систем и прежде всего классицистической пластики.
В названных произведениях Сороки изъяснение происходит в крупных формах, что свойственно классицизму. В частности, можно сослаться на стилистику Никола Пуссена, Гюбера Робера, Клода Лоррена и других. В картинах «В усадьбе Спасское Тамбовской губернии» и «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» изображена одна и та же церковь. Художник светотенью выделяет в ее архитектуре кубы и округлости, подчеркивая обобщенность формы, ее «циклопическую» весомость. Частности и богатство цветовой моделировки предметов, которые интересовали реализм, опускаются. Все статичные опоры картины монументализируются, приобретая повышенную значительность. Так, складки на одежде крестьян в картине «Вид на плотину» утяжеляются светотенью, поданной контрастно, почти без полутонов, что придает изображению особый смысл. Избы и сараи в картине «Рыбаки» сцеплены в протяженную череду объемов, сообщающих им конструктивную четкость. Фактура живописи подчеркнуто отглянцована - это тоже от пристрастий классицизма, еще не преодоленных натурным видением.
Картина Сороки «Вид на усадьбу Спасское» содержит одно удивительное свойство, выделяющее ее среди других произведений. Отчетливость очертаний и объемов архитектурных сооружений, светотеневые контрасты создают впечатление застылости, остановившегося времени. «Но здесь они гипертрофированы, что придает им магический оттенок. Загадочность, сверхъестественность, таинственность сообщают изображению некую сюрреалистичность. Такие переклички прошлого с будущим встречаются в искусстве XIX века нередко».
Нельзя пройти мимо фигуры Евграфа Федоровича Крендовского (1810 -после 1853). Крендовский Евграф Федорович происходил из обер-офицерских детей, начальное художественное образование получил в Арзамасе. У Венецианова занимался с 1830 года, параллельно посещая классы академии. Не закончив обучение, был вынужден в 1835 г. по семейным обстоятельствам уехать на Украину, но позднее все-таки получил звание свободного художника. Популярность приобрел благодаря портретам в интерьерах, отдельные из которых даже литографировались. К сожалению, большинство его работ, находившихся на Украине, погибло в годы Великой Отечественной войны.
Его «Площадь провинциального города» (начало 1850-х) - произведение уникальное. Язык картины сродни гоголевской стилистике. Провинциальные будни, изображенные здесь, напоминают жизнь глухой периферии, выпукло описанной великим писателем. Пыльный малороссийский город Полтава представлен единственной площадью - ее пересекают чиновники и офицеры, по ней тянутся повозки, гуляют собаки. Люди и здания кажутся неумело написанными, что создает впечатление иронии. Вся картина жизни этих «недомерков» исполнена живописно убедительно, вследствие чего пейзаж провинциального города не вызывает сомнения в его подлинности. «Наивное изображение не сопрягается с понятием гротеска. Упрощенная форма изобразительного изъяснения придает картине жизни емкую выразительность, граничащую с мягким юмором». К изображенной Крендовским прозе жизни применимы гоголевские слова:«... чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное».
Зеленцов Капитон Алексеевич (1790-1845) родился в семье чиновника, выслужившего потомственное дворянство. Основы живописи сначала постигал самостоятельно, а с 1825 года под руководством Венецианова. К этому времени относятся выполненные им этюды крестьян, один из которых («Мальчик, надевающий лапти») был представлен в 1830 г. на соискание звания назначенного в академики. Впоследствии получил и звание академика. Широкую известность приобрел картинами, изображающими интерьеры, портреты в интерьерах и жанровые сцены. Много и успешно занимался книжной иллюстрацией. Критики отмечают «наивность построения композиции» в сочетании с «тщательностью характеристики всехперсонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала»
Несомненным талантом отличался и Александр Алексеевич Алексеев (1811– 1878), получивший благодаря просьбе Венецианова вольную в 1826 году. Так было и в случае А. Алексеева, талант которого особенно ярко проявился в своеобразном живописном жанре. Из современных ему художников редко кто мог сравниться с ним в изображении интерьеров, особенно интерьеров мастерских художников. Его «Мастерская художника Алексея Гавриловича Венецианова» в Петербурге создана как бы только для работы, в ней нет ничего лишнего, тем более помпезного. Видимо, поэтому картина была высоко оценена руководством Академии, которое выделило за нее автору одну из своих наград.
Венецианов не имел значительного состояния и почти постоянно нуждался в средствах, но денег на своих учеников не жалел, предпочитая в чем-то ограничивать себя и свою семью. Естественно, что далеко не все его ученики выросли в больших мастеров. Венецианов учил более чем мастерству - искусству жить, был духовным наставником. Может быть, в том причина, что его ученики, столь разные по таланту и манере письма, составили единую школу, целое направление в русском искусстве.
Заключение
В списке художников, определивших пути русского искусства XIX века, имя Венецианова стоит особняком: ни академического образования, ни легкости владения европейским изобразительным языком (и, значит, популярности), ни открытия идейных перспектив живописи, ни принадлежности к определяющим художественным тенденциям времени. В статье по поводу 150-летия Венецианова известный критик Абрам Эфрос изобразил его «средним человеком», «суетливым трудолюбцем, со смиренно озабоченным взглядом, копошащимся художником, конгениальным домовитой тесноте, какой была исполнена та эпоха, тишайшим мастером, чье искусство было невероятно далеко от грохота и велелепия модных любимцев кисти». Тем не менее «тишайший» Венецианов смог сделать более чем успешную карьеру. Он был признан еще при жизни «отцом русской жанровой живописи» (а его творчество именовалось не иначе, как «подвигом господина Венецианова»), носил звания академика и «живописца Его Императорского Величества».
Сегодня Венецианова назвали бы self-made man - человеком, который добился всего сам, чья карьера состоялась вопреки исходным данным.
Его главное открытие - принцип «a la natura», который предлагал вместо традиционного способа письма «a la Rubens» или «a la Rembrandt» подражать природе, - и не только во внешнем сходстве предметов, но и в образе ее действия. То есть художник, с точки зрения Венецианова, сам становился природой (так же, как кто-нибудь другой мнил бы себя Рафаэлем). То, что получилось, стало, наверное, неожиданностью для самого Венецианова (хотя, скорее всего, он не был склонен анализировать результаты своей деятельности). Его сочинения одновременно реальны и нереальны, их поэтичность контрастирует с пришедшими из натуры прозаизмом крестьянских лиц. Но их мир для Венецианова совершенен, поэтому из него нет выхода (в картинах Венецианова никогда нет дороги), а жизненные процессы происходят вне времени.
Известный и издатель П.П. Свиньин так отреагировал о работах Венецианова в «Российских записках»: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного российского, на представление вещей, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, и совершенно успел в том». Но подобного мнения держались далеко не все. Начальство Академии художеств, не желая отступать от классических взглядов, отнеслось к работам художника скептически, посчитав, что они не подходят для сформированной в академии системы живописи. Несмотря на сопротивление академии, новое направление в русской живописи было создано и быстро нашло последователей и поклонников, прежде всего его учеников, которые создали целое направление «русский бидермайер».
Библиография
Алексеева Т.В. Бытовой жанр //История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря и др. -М., 1961. Т. VII.
Алексеева Т.В Художники школы Венецианова.-М.:Искусство, 1982
.Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980
Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с.
Бенуа А.Н А.Г.Венецианов и его школа. Ф.П.Толстой. //История русской живописи в 19 веке.- М.,1998.,.-с..63-84.
Дорогоневская И.В. Алексей Гаврилович Венецианов. // Алексей Венецианов. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1969
Кузнецова Э.В. Венецианов. // Венецианов. Образ и цвет. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976.
Леонтьева Г.К. Алексей Венецианов: 1780-1847 гг.: Альбом.СПб:Аврора, 2000
Логвинской Э.Я Интерьер в русской живописи первой половины ХIХ века.- М., 1978.
Милюков Н.К. Мелкие заметки о Григории Сороке // Старые годы.- 1916.- № 1-2.
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.- С.137–141
Островский Г.С. Григорий Сорока.- СПб, 1993
Островский. Г Об истоках школы Венецианова. //Художник.- 1979.,-№1.,-.46-53.
Поспелов Г.Г Русское искусство 19 в. вопросы понимания времени.- М.: Искусство,1997
Савинова А Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество.-М.:Искусство, 1955
Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 в. среди европейских школ.-М:Искусство.,1980.
Урениус М.С.. А.Г.Венецианов и его школа. -М.,1925..- с.20-21
Яковлева. Н.Творчество А.Г.Венецианова и формирование реалистической жанровой системы русской живописи 19 в. //Искусство.,- 1983..- №2..-с.53-60.
Список иллюстраций
Венецианов А. «Спящий пастушок»
Венецианов А. «Гумно»
Венецианов А. «На пашне . Весна»
Венецианов А. «Утро помещицы»
Сорока Г. «. Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии».
Сорока Г. «Отражение в зеркале»
Алексеев А.Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге
Зеленцов К. «Мастерская художника Басина»
Крылов Н. «Зимний пейзаж»(«Русская зима»)
Приложения
Приложение 1.Венецианов А. «Спящий пастушок»1823-1826 гг.
Приложение 2. Венецианов А. «Гумно»,1821
Приложение 3. Венецианов А. «На пашне . Весна» , 1820
Приложение 4 Венецианов А. «Утро помещицы», 1824
Приложение 5 Сорока Г. «. Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии». 1840-
Приложение 6 Сорока Г. «Отражение в зеркале»
Приложение 7 Алексеев А.Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге. 1827
Приложение 8 Зеленцов К. «Мастерская художника Басина», 1833
Приложение 9. Крылов Н. «Зимний пейзаж»(«Русская зима»)
Алексеева Т.В. Бытовой жанр //История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря и др. -М., 1961. Т. VII..-С.234
Бенуа А.Н А.Г.Венецианов и его школа. Ф.П.Толстой. //История русской живописи в 19 веке.- М.,1998.,.-с..63
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.- С.137
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.6
Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – С32 .
Цит. По кн. Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – С.33
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.213
Там же .-С.214
Там же .-С.215
Савинова А Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество.-М.:Искусство, 1955.-С.123
Савинова А Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество.-М.:Искусство, 1955.-С.167
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.243
Там же .-С.216
Леонтьева Г.К. Алексей Венецианов: 1780-1847 гг.: Альбом.СПб:Аврора, 2000.-С.37
Бенуа А.Н А.Г.Венецианов и его школа. Ф.П.Толстой. //История русской живописи в 19 веке.- М.,1998.,.-С..69.
Леонтьева Г.К. Алексей Венецианов: 1780-1847 гг.: Альбом.СПб:Аврора, 2000.-С.39
Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966.-С.47
Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966.-С.49
Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966.-С.50
Островский. Г Об истоках школы Венецианова. //Художник.- 1979.,-№1.,-.С.47
Там же .-С.49
Бенуа А.Н А.Г.Венецианов и его школа. Ф.П.Толстой. //История русской живописи в 19 веке.- М.,1998.,.-С. -84.
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.209
М.С.Урениус. А.Г.Венецианов и его школа. -М.,1925.-.С.24.
Там же.-С..27
Островский. Г Об истоках школы Венецианова. //Художник.- 1979.,-№1.-С.53.
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.-С.141
Там же .-С.139
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.-С.138
Яковлева.Н. Творчество А.Г.Венецианова и формирование реалистической жанровой системы русской живописи 19 в. //Искусство.,- 1983..- №2..-С.54
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.-С138
Там же .-С.139
Алексеева Т.В Художники школы Венецианова.-М.:Искусство, 1982.-С.123
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.-С.138
Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.-С.138
Алексеева Т.В Художники школы Венецианова.-М.:Искусство, 1982.-С.121
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.8
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980.-С.10
2
1.Алексеева Т.В. Бытовой жанр //История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря и др. -М., 1961. Т. VII.
2.Алексеева Т.В Художники школы Венецианова.-М.:Искусство, 1982
3..Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике.-М.:Искусство, 1980
4.Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с.
5.Бенуа А.Н А.Г.Венецианов и его школа. Ф.П.Толстой. //История русской живописи в 19 веке.- М.,1998.,.-с..63-84.
6.Дорогоневская И.В. Алексей Гаврилович Венецианов. // Алексей Венецианов. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1969
7.Кузнецова Э.В. Венецианов. // Венецианов. Образ и цвет. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976.
8.Леонтьева Г.К. Алексей Венецианов: 1780-1847 гг.: Альбом.СПб:Аврора, 2000
9.Логвинской Э.Я Интерьер в русской живописи первой половины ХIХ века.- М., 1978.
10.Милюков Н.К. Мелкие заметки о Григории Сороке // Старые годы.- 1916.- № 1-2.
11.Мир русской деревни в творчестве А.Г. Венецианова // Материалы VI международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.- М., 2004.- С.137–141
12.Островский Г.С. Григорий Сорока.- СПб, 1993
13.Островский. Г Об истоках школы Венецианова. //Художник.- 1979.,-№1.,-.46-53.
14.Поспелов Г.Г Русское искусство 19 в. вопросы понимания времени.- М.: Искусство,1997
15.Савинова А Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество.-М.:Искусство, 1955
16.Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 в. среди европейских школ.-М:Искусство.,1980.
17.Урениус М.С.. А.Г.Венецианов и его школа. -М.,1925..- с.20-21
18.Яковлева. Н.Творчество А.Г.Венецианова и формирование реалистической жанровой системы русской живописи 19 в. //Искусство.,- 1983..- №2..-с.53-60.
Вопрос-ответ:
В чем заключается роль интерьера в творчестве художника Алексея Венецианова?
Интерьер играет важную роль в творчестве художника Алексея Венецианова, так как он представляет собой художественную среду, в которой разворачиваются его произведения. Венецианов активно использовал интерьер для создания образов и передачи настроения своих картин.
Каким образом Алексей Венецианов передает природу и перспективу в своих работах?
Алексей Венецианов в своих работах передает природу и перспективу с помощью использования приемов натуралистической живописи. Он внимательно изучал окружающую природу и передавал ее через свои картины, акцентируя внимание на деталях и особенностях окружающей среды.
Какие особенности имеет школа А. Венецианова в контексте интерьера и пейзажа?
Школа А. Венецианова отличается особыми особенностями в контексте интерьера и пейзажа. Венецианов и его ученики активно использовали интерьер как фон для создания образов и передачи настроения, а также старались передать природу и перспективу через определенные приемы художественного изображения. Они уделяли внимание деталям и особенностям окружающей среды, чтобы создать полное и живое восприятие мира.
Какие характерные черты присутствуют в работах А. Венецианова, связанные с интерьером и образами природы?
В работах А. Венецианова присутствуют характерные черты, связанные с интерьером и образами природы. Он обобщенно передает очертания берегов реки, плавный ритм горизонталей и вертикалей, а также использует детали, такие как длинные лодки и скользящие по воде облачки, чтобы передать гармонию и красоту природы.
Какое место занимает интерьер в творчестве А. Венецианова?
Интерьер занимает важное место в творчестве А. Венецианова, так как он является неотъемлемой частью его картин и передает определенную атмосферу и настроение произведения. Венецианов уделял внимание деталям интерьера, чтобы создать полное и живое восприятие образа.
Какие элементы интерьера и пейзажа особенно привлекали внимание художника А.Г. Венецианова?
Художник А.Г. Венецианов особенно привлекало внимание купы деревьев, очертания берегов реки, плавный ритм горизонталей, линии берега, плотины, длинной лодки, облачков на небе. Он уделял особое внимание деталям и перспективе, чтобы передать естественное окружение.
В чем заключается метод А.Г. Венецианова в создании интерьеров и пейзажей?
Метод А.Г. Венецианова заключается в том, чтобы обобщенно передать элементы интерьера и пейзажа, используя аккуратные детали и скрупулезную работу. Художник создавал картины, где каждая деталь была аккуратно проработана, чтобы передать атмосферу и настроение.
Какие изображения на картине особенно привлекали внимание А.Г. Венецианова?
А.Г. Венецианов особенно привлекали изображения куп деревьев, очертания берегов реки, линии берега, павильонов, плотин, длинных лодок, облачков на небе. Он постоянно подчеркивал плавный ритм горизонталей и создавал гармонию между различными элементами пейзажа.