Основное звено судов общей юрисдикции в РФ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоохранительные органы
  • 28 28 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.05.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1 Общие положения об основном звене судов общей юрисдикции в РФ
1.1 Районный суд как основное звено судов общей юрисдикции в РФ, его задачи. Порядок создания и упразднения районных судов. Место и роль районных судов в системе судов общей юрисдикции
1.2 Состав районного суда. Подведомственность и подсудность гражданских и уголовных дел районному суду, его полномочия и формы деятельности
Глава 2 Судьи и председатель районного суда, их права и обязанности
2.1 Судья районного суда. Порядок наделения судей полномочиями, их права и обязанности
2.2 Председатель районного суда. Порядок наделения полномочиями председателя районного суда, его права и обязанности
2.3 Аппарат районного суда, его состав, задачи и функции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В то же время судьи и народные заседатели имеют ряд обязанностей.
При рассмотрении гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях они должны точно исполнять требования законов, обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и гуманными. Судьи обязаны повышать уровень профессиональных знаний, изучать и обобщать судебную практику, участвовать в работе по повышению правовых знаний работников аппарата судов и народных заседателей.
При выполнении своих обязанностей в суде, а также во внеслужебных отношениях судьи и народные заседатели должны избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи или вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.
Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе районные.
Судьи обязаны своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий.
Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.
Народные заседатели обязаны своевременно являться в суд для выполнения своих функций. Вызов народного заседателя в суд обязателен для администрации предприятия, учреждения, организации, где работает или учится народный заседатель. Воспрепятствование должностным лицом явке в суд народного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей влечет ответственность.
Если срок полномочий народных заседателей истекает в период рассмотрения ими судебного дела, то эти полномочия сохраняются до окончания разбирательства данного дела.
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году. Продление этого срока допускается в случаях, когда возникает необходимость закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За время участия в осуществлении правосудия народным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

2.2 Председатель районного суда. Порядок наделения полномочиями председателя районного суда, его права и обязанности

В состав районного суда входят все судьи и народные заседатели данного суда. В районах с большим количеством населения и значительным объемом работы в состав входят несколько судей и значительное число народных заседателей (примерно 30—40 народных заседателей на одного судью). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и необходимого количества народных заседателей. Если в районном суде — один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют "односоставными") насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.
Председатель суда помимо участия в судебном заседании в качестве председательствующего и распределения дел между судьями организует работу с народными заседателями, ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.
В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по ознакомлению народных заседателей с основами правовых знаний.
Помимо этого председатель суда представляет к назначению администратора суда; руководит аппаратом суда; организует работу по разъяснению законодательства, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.
Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.

2.3 Аппарат районного суда, его состав, задачи и функции

В народном суде ведется справочная работа по законодательству и судебной практике. Она состоит в ведении и хранении контрольных экземпляров кодексов, официальных изданий других законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, приказов, инструкций и других актов министерств и ведомств, нормативных актов местных представительных и исполнительных органов и т.д.
Судья (или консультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними остальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической литературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т.п.
Важный участок работы в каждом районном суде — делопроизводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел, и другой судебной документации.
Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, приходится на долю его аппарата, который непосредственно обеспечивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.
Ближайшим помощником председателя (районного судьи) должен стать администратор суда. Введение таких должностей в судах общей юрисдикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.
Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выполнять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Они ведут учет законодательства, которым должен располагать суд, обеспечивают качественное ведение судебной статистики, обобщают судебную практику и т.п.
Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распределение работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее исполнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной переписки, книг приказов и распоряжений по суду к иной документации, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами правоохранительными и иными государственными учреждениями, общественными организациями, предприятиями.
Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материалы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хранение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.
Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний, приглашает очередных народных заседателей к исполнению судебных обязанностей, вызывает участников судебного разбирательства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначенных к слушанию.
Для надлежащей организации работы большое значение имеет временная Инструкция по делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 января 1999 г. № 8.














Заключение

Подведя итоги вышесказанному можно сделать следующие выводы.
Районные (городские) суды - это первое звено федеральных судов общей юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.
Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции, является основным ее звеном и рассматривает подавляющее большинство уголовных, гражданских дел и все дела об административных правонарушениях, подпадающих под его юрисдикцию. Так, до начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Районный суд является непосредственно высшей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи и народные заседатели обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.
Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.
В наши дни активно идет процесс формирования порядка разбирательства упомянутых выше вопросов, которые суды стали рассматривать попутно или параллельно с основными вопросами, возникающими по уголовным делам. И это делается не произвольно, а с соблюдением определенных правил. Например, жалобы граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, их защитников или законных представителей на незаконные или необоснованные аресты или продления их сроков должны рассматриваться, как правило, в районных судах по месту содержания под стражей. Подаются они непосредственно судье либо через должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или администрацию учреждения, где содержится арестованный. Проверка должна быть завершена не более чем в трехдневный срок со дня получения жалобы и материалов, послуживших основанием для заключения под стражу в качестве меры пресечения.
















Список литературы

Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г.- № 52
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.96 // Собрание законодательства РФ. 1997, № 1, ст. 1.
Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23.06.99 // Собрание Законодательства РФ, 1999, №26, ст. 3170.
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. Радченко В.И. М.:ИНФРА-НОРМА, 1998
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002
Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004
Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004.
Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М,, 2002

Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004
Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М,, 2002
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г.- № 52
Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г
Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004.
Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002
Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004.
Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004
Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. Радченко В.И. М.:ИНФРА-НОРМА, 1998









2

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации : принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек.
2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г.- № 52
3.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18 ноября 2002 г
4.Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.96 // Собрание законодательства РФ. 1997, № 1, ст. 1.
5.Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23.06.99 // Собрание Законодательства РФ, 1999, №26, ст. 3170.
6.Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. Радченко В.И. М.:ИНФРА-НОРМА, 1998
7.Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002
8.Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Соста-вители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004
9.Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004.
10.Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М,, 2002

Вопрос-ответ:

Какие задачи выполняет районный суд как основное звено судов общей юрисдикции в РФ?

Районный суд в РФ выполняет следующие задачи: рассмотрение гражданских и уголовных дел в первой инстанции; разрешение споров и конфликтов между гражданами и организациями; принятие решений о назначении наказания и рассмотрении дел, связанных с нарушением закона; осуществление контроля за законностью и правильностью деятельности прокурора; и другие задачи, предусмотренные законом.

Как происходит создание и упразднение районных судов в РФ?

Создание и упразднение районных судов в РФ происходит на основе решения Высшего Совета Юстиции. Для создания нового районного суда необходимо обоснование необходимости его создания, определение территории, на которой будет функционировать суд, и проведение соответствующей процедуры. Упразднение районного суда осуществляется также решением Высшего Совета Юстиции и может быть связано с изменением территории или сокращением числа судов на данной территории.

Какая роль и место районных судов в системе судов общей юрисдикции в РФ?

Районные суды являются основным звеном системы судов общей юрисдикции в РФ. Они осуществляют первичное рассмотрение гражданских и уголовных дел, решают споры между сторонами и принимают решения о назначении наказания. Место районных судов в системе судов общей юрисдикции определено законом и зависит от территориального деления страны. Районные суды являются важным звеном в системе обеспечения правового регулирования и защиты прав и свобод граждан.

Каков состав районного суда в РФ?

Состав районного суда в РФ включает судей и председателя. Судьи районного суда назначаются на должность и осуществляют рассмотрение дел в соответствии с процессуальным законодательством. Председатель районного суда является руководителем суда и отвечает за его работу. Количество судей в районном суде определено размером территории и количеством населения, обслуживаемых судом.

Что такое основное звено судов общей юрисдикции в РФ?

Основное звено судов общей юрисдикции в РФ - это районный суд. Он является первой инстанцией в системе судов общей юрисдикции и рассматривает гражданские и уголовные дела.

Какие задачи выполняет районный суд?

Районный суд рассматривает гражданские и уголовные дела, выносит решения и принимает участие в исполнительном производстве. В рамках своих полномочий суд также решает споры, связанные с земельными и жилищными правоотношениями, а также другими гражданскими спорами. Он также рассматривает уголовные дела, связанные с нарушениями законов, и решает вопросы о назначении наказания или об освобождении от уголовной ответственности.

Как создаются и упраздняются районные суды в России?

Создание и упразднение районных судов осуществляется федеральным законом по инициативе Президента РФ или Государственной Думы. Обычно это происходит на основе изменений в административно-территориальном делении страны или в связи с необходимостью оптимизации работы судебной системы.

Какова роль районных судов в системе судов общей юрисдикции?

Районные суды играют важную роль в системе судов общей юрисдикции. Они являются первой инстанцией, где рассматриваются большинство гражданских и уголовных дел. Решения, принятые районными судами, могут быть подвергнуты апелляционной или кассационной инстанциям. Также районные суды выполняют функции по исполнению судебных решений и другие процессуальные действия по рассмотрению дел.