Артпедагогика-это путь к стабильному эмоциональному состоянию и повышению жизненного тонуса детей и взрослых.
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 29.11.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Работа с песочницей хранит в себе множество преимуществ и позволяет использовать творческую энергию не только самого ребенку, но и взрослому. Используя песочницу в группе, достигается атмосфера доверительности, целостности и соприкосновения с мудростью как каждого отдельного участника, так и группы в целом. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. 3.Формы арпедагогики при работе с детьми, подростками и взрослымиФормы артпедагогики различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии. В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов. М. Либман, например, указывает, что групповая арт-терапия: позволяет развивать ценные социальные навыки;связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;развивает навыки принятия решений.Дополнительные плюсы групповой арт-терапии также в том, что она: предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. Это терапия:отвлекающими впечатлениями;занятостью (с целью обучения больных и отвлечения их от переживаний, связанных с болезнью);трудовая терапия и социальная реабилитация (на основе производственной деятельности лиц, проходящих лечение и реабилитацию).трудовой деятельностью (ремесла и прочие виды художественного творчества).Артпедагогика может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода артпедагогики:Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».Проводятся занятия арт-терапией в центрах психического здоровья и творческого развития, больницах, арт-студиях, школах и детских садах. Обязательное условие успешной арт-терапии -быть открытым, искренним и спонтанным в выражении себя, не ограничивать свое творческое «Я» никакими условностямии и стереотипами.Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье — не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе изобразительного творчества.Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.С позиций феноменологии творческий продукт клиента рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть его личности.Субъекты арт-терапевтического процесса — участник (клиент) и арт-терапевт — взаимодействуют между собой вербально, на символическом, ассоциативном уровне и посредством невербальной, визуальной коммуникации через продукты творчества.Применение арт-терапевтических методов, и в первую очередь рисуночной терапии, буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре. Арт-терапия предоставляет ребенку широкие возможности для эмоционального отреагирования социально приемлемым способом. Применение арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование; облегчается общение для замкнутых, стеснительных детей; создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции; оказывается дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; существенно повышается личностная ценность, формируется позитивная «Я-концепция» и повышается уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.ЗаключениеТаким образом, мы показали, что арпедагогика имеет огромный потенциал в это путь к стабильному эмоциональному состоянию и повышению жизненного тонуса детей и взрослых.Число методов, облегчающих детям и взрослым выражение их чувств, при использовании артпедагогики, бесконечно. Независимо от того, что ребенок и терапевт выбирают для своих занятий, основная цель терапевта всегда одна и та же помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Каждый психотерапевт находит собственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководством и, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда, куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком - это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Все виды арттерапии как таковые, даже без какого либо вмешательства терапевта, это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств.При этом важно: чтобы выражаться и исцеляться не нужны специальные способности или специальная подготовка, скорее уже полученные когда-то и законсервированные знания могут только помешать. Эффективность применения искусства в лечении основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, будь то рисунок, танец или звуки. Кисти, краски, фольга, пластилин, глина, масса для лепки, в принципе даже полиэтиленовые пакеты, проволока и яичная скорлупа вполне могут стать прекрасным материалом для арт-терапии как направлению артпедагогики.Арт-терапия способствует развитию спонтанности, совершенствованию памяти, мышления, возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, развивает и усиливает внимание к чувствам и телесным ощущениям, усиливает ощущение собственной личностной ценности.Список литературыБрусиловский Л.С. Музыкотерапия/Руководство по психотерапии- Ташкент, 1979, с. 256–275Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1968. - 576с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. - 208 с.Игровая семейная психотерапия. //Под ред. Ч. Шеффера. – С-Пб., Питер, 2001Куракина, С.В. Метод арттерапии в работе с младшими школьниками / С.В. Куракина // Журнал «Начальная школа». – М., 2007. – № 5. – С. 21–25. – 0,3 п.л. (Журнал входит в список изданий, рекомендованных ВАК РФ). Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.Куракина, С.В. Влияние искусства на личностную и эмоциональную сферу младшего школьного возраста. / С.В. Куракина // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, 2006. – Выпуск № 4. – С. 107–108. Куракина, С.В. Педагог выбирает арт-терапию…/ С.В. Куракина / Журнал Педагогическая мастерская. – М., 2007. – № 3. – С. 30–36. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.Котышева Е. Н. Музыка, как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения-М- 2007Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии/ 1 сентября 2006 - №3- с 9Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений//Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 368 сЛукашина М. Арттерапия –свобода выражения/Домашний телегид – 2007 - №25 (46) Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.Я. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.,2001. - 248сПетрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. – 160 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб.: Алетейя, 2000, 499 с.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис – пресс, 2004, 607 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978; Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
1.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия/Руководство по психотерапии- Ташкент, 1979, с. 256–275
2.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.,1968. - 576с.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
4.Игровая семейная психотерапия. //Под ред. Ч. Шеффера. – С-Пб., Питер, 2001
5.Куракина, С.В. Метод арттерапии в работе с младшими школьниками / С.В. Куракина // Журнал «Начальная школа». – М., 2007. – № 5. – С. 21–25. – 0,3 п.л. (Журнал входит в список изданий, рекомендованных ВАК РФ).
6.Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
7.Куракина, С.В. Влияние искусства на личностную и эмоциональную сферу младшего школьного возраста. / С.В. Куракина // Вестник интегративной психологии. – Ярославль, 2006. – Выпуск № 4. – С. 107–108.
8.Куракина, С.В. Педагог выбирает арт-терапию…/ С.В. Куракина / Журнал Педагогическая мастерская. – М., 2007. – № 3. – С. 30–36.
9.Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
10.Котышева Е. Н. Музыка, как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения-М- 2007
11.Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии/ 1 сентября 2006 - №3- с 9
12.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений//Пер. с англ. / Предисл. А.Я. Варга. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 368 с
13.Лукашина М. Арттерапия –свобода выражения/Домашний телегид – 2007 - №25 (46)
14.Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.Я. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.,2001. - 248с
15.Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
16.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. – 160
17.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. – СПб.: Алетейя, 2000, 499 с.
18.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
19.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис – пресс, 2004, 607 с.
20.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607 с.
21.Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978; Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989
22.Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
Вопрос-ответ:
Артпедагогика помогает повысить эмоциональное состояние детей и взрослых?
Да, артпедагогика является путем к стабильному эмоциональному состоянию и повышению жизненного тонуса как у детей, так и у взрослых. Она позволяет выражать эмоции и чувства через творчество и создание искусства.
Какой эффект может быть достигнут благодаря работе с песком?
Работа с песком имеет множество преимуществ и позволяет использовать творческую энергию как у ребенка, так и у взрослого. Она способствует развитию моторики, воображения, творческого мышления и самовыражения.
Можно ли использовать работу с песочницей в группе?
Да, работу с песочницей можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов в соответствии с количеством участников. Это поможет каждому участнику проявить свою индивидуальность и выразить свои мысли.
Как артпедагогика помогает повысить жизненный тонус?
Артпедагогика помогает повысить жизненный тонус через активную творческую деятельность. Через творчество ребенок или взрослый ощущает радость, удовлетворение и восторг, что способствует повышению энергии и общему жизненному тонусу.
Какие преимущества есть у работы с песком?
Работа с песком имеет множество преимуществ. Она развивает финомоторику и координацию движений, способствует расслаблению и концентрации внимания, стимулирует творческое мышление и самовыражение. Кроме того, она является нежной и легкой формой терапии для как детей, так и взрослых.
Как артпедагогика помогает стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых?
Артпедагогика использует творческие процессы и экспрессию через искусство для работы с эмоциями. Она позволяет выразить и осознать эмоции, а также научиться контролировать их. Это ведет к стабилизации эмоционального состояния и повышению жизненного тонуса участников.
Как использование песочницы в артпедагогике может помочь в работе с группой участников?
Песочницу можно разделить на несколько сегментов в зависимости от количества участников группы. Это позволяет каждому участнику иметь свою собственную область для творчества, сохраняя индивидуальность и конфиденциальность процесса. Такой подход позволяет работать с группой эффективно и организованно.
Какая польза может быть от работы с песочницей в артпедагогике для детей и взрослых?
Работа с песочницей имеет множество преимуществ. Она позволяет выразить творческую энергию и фантазию, развить моторику рук, улучшить координацию движений. Также песочница способствует расслаблению и снятию стресса, улучшает самочувствие и повышает эмоциональный настрой детей и взрослых.