Методологическое значение культурно-исторической теории Выготского Л.С.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.03.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Методологические основы культурно-исторической концепции Л.С. Выготсктого
1.1. Социальная среда как источник развития личности
1.2. Л.С. Выготский как основатель концепции развивающего обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Величина зоны ближайшего развития, т. е. расхождения между уровнем развития в самостоятельной деятельности и уровнем развития в сотрудничестве со взрослым, зависит: — от внутренней логики развития психологических способностей и возможностей ребенка быть включенным в определенные формы сотрудничества и совместной деятельности со взрослым (уровень актуального развития в определенной степени лимитирует возможности сотрудничества); — от форм сотрудничества и совместной деятельности, содержания и способов взаимодействия, предлагаемых взрослым.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеория культурно-исторического понимания развития психики человека, основоположником которой является Л.С. Выготский , в настоящее время – одна из наиболее глобальных и перспективных для развития научной психологии.Анализируя методологическое значение работ Л.С. Выготского, нужно отметить, что именно Л.С. Выготским были разработаны основные закономерности формирования личности, вскрыты взаимообусловленность и взаимосвязь речи и мышления и взаимоотношения между ними, что приводит к системному и смысловому развитию сознания в целом, а уровень развития сознания определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса.Данная теория сформирована с целью описания принципов развития ребенка, посредством использования категории «социально-культурный контекст», при этом оказывается связанной с теорией высших психических функций, и включает в себя ряд методологических принципов, методов исследования психики, важных для современной науки.Именно благодаря Л.С. Выготскому, в психологии появилась та система категорий, которая помогает психологу выявлять закономерности и описывать источники движущих сил развития, применяя при этом устойчивые термины, позволяющие описывать обнаруживаемые феномены как систему.На данный момент, введенные Л.С. Выготским категории и принципы, становятся предметом отдельного анализа, во круг которых строятся новые области психологического знания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВыготский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский. -т.1. - М.: Педагогика, 1982. – 488 с.Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации/В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – С. 41-51.Карнаухов В.А. Культура в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования/В.А. Корнаухов/ Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки.-2008.-№15, вып.2.-С. 130-137.Коул М.Культурно-историческая психология: наука будущего/М. Коул. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 256 с.Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/Е.Е. Кравцова // Проблемы психологии развития: Мат. междунар. психологической конф. «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации». Москва, 19–22 октября 1999 г. – М., 2000. – С. 56- 71.Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского/ Б.Г. Мещерякова. – Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 1998. – 61 с.Сапогова Е.Е. Ребёнок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольник Е.Е. Сапогова. Тула: Приокское книжное издательство, 1993. – 264 с.Уайт Ш.Г. Предисловие/Ш.Г. Уайт // М.Коул /Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 11-15.Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособ/У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М «Академия». – 2005. – 176 с.Эльконин Д.Б. знаковое опосредование и совокупное действие/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - № 5. - 1996. - С.57-63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский. -т.1. - М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
2.Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации/В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – С. 41-51.
3.Карнаухов В.А. Культура в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования/В.А. Корнаухов/ Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки.-2008.-№15, вып.2.-С. 130-137.
4.Коул М.Культурно-историческая психология: наука будущего/М. Коул. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – 256 с.
5.Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/Е.Е. Кравцова // Проблемы психологии развития: Мат. междунар. психологической конф. «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации». Москва, 19–22 октября 1999 г. – М., 2000. – С. 56- 71.
6.Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С.Выготского/ Б.Г. Мещерякова. – Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 1998. – 61 с.
7.Сапогова Е.Е. Ребёнок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольник Е.Е. Сапогова. ? Тула: Приокское книжное издательство, 1993. – 264 с.
8.Уайт Ш.Г. Предисловие/Ш.Г. Уайт // М.Коул /Культурно-историческая психология: наука будущего. – М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. – С. 11-15.
9.Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособ/У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М «Академия». – 2005. – 176 с.
10.Эльконин Д.Б. знаковое опосредование и совокупное действие/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - № 5. - 1996. - С.57-63
Вопрос-ответ:
Какую роль играет социальная среда в развитии личности?
Социальная среда является ключевым источником развития личности. Выготский утверждал, что взаимодействие с другими людьми и социальным окружением способствует формированию мышления и психических функций у ребенка.
Каким образом Л.С. Выготский основал концепцию развивающего обучения?
Л.С. Выготский сформулировал понятие "зона ближайшего развития" (ЗБР), которое является центральным в его концепции развивающего обучения. ЗБР определяет расхождение между текущим уровнем развития ребенка в самостоятельной деятельности и его потенциальным уровнем развития в сотрудничестве со взрослым.
Какова величина зоны ближайшего развития и чем она зависит?
Величина зоны ближайшего развития зависит от внутренней логики развития психологических способностей. Она определяет разницу между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальным уровнем развития при сотрудничестве со взрослым. Эта величина может быть разной у разных детей и зависит от их индивидуальных особенностей и возможностей.
Какую роль играет социальная среда в формировании мышления и психических функций у ребенка?
Социальная среда играет ключевую роль в формировании мышления и психических функций у ребенка. Взаимодействие с другими людьми и социальным окружением стимулирует развитие ребенка, способствует появлению новых способностей и умений.
Что такое зона ближайшего развития и как она определяется?
Зона ближайшего развития (ЗБР) - это расхождение между текущим уровнем развития ребенка в самостоятельной деятельности и его потенциальным уровнем развития в сотрудничестве со взрослым. ЗБР определяется внутренней логикой развития психологических способностей и может быть разной у разных детей.
Какое методологическое значение имеет культурно-историческая теория Л.С. Выготского?
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского имеет огромное методологическое значение, так как она предлагает новый подход к пониманию развития человека и его психических процессов. Она утверждает, что развитие личности происходит в социальном контексте и взаимодействии с окружающей средой. Такой подход позволяет лучше понять процессы развития и образования, исследовать влияние культуры и истории на формирование личности.
Какую роль играет социальная среда в развитии личности?
Социальная среда играет ключевую роль в развитии личности. Согласно культурно-исторической теории Выготского, окружающая среда предоставляет человеку различные возможности для активной деятельности и взаимодействия. Именно через социальное взаимодействие и общение с другими людьми происходит усвоение социально-культурных норм, ценностей и знаний. Важно отметить, что не только люди, но и среда, в которой они живут, оказывают влияние на формирование личности и ее развитие.
Как основатель концепции развивающего обучения Л.С. Выготский менял уровень развития в сотрудничестве со взрослым?
Основатель концепции развивающего обучения Л.С. Выготский полагал, что уровень развития в сотрудничестве со взрослым зависит от внутренней логики развития психологических способностей. Он считал, что в процессе сотрудничества ребенок получает возможность преодолеть свои текущие возможности и достичь нового уровня развития. Таким образом, внутренняя логика развития психологических способностей определяет величину зоны ближайшего развития.
В чем заключается методологическое значение культурно-исторической теории Выготского?
Методологическое значение культурно-исторической теории Выготского заключается в том, что она предлагает новый способ понимания и объяснения процессов развития человеческой личности. Она утверждает, что развитие происходит в тесной связи с социальной средой и культурными факторами, а не только под влиянием врожденных способностей или биологических факторов. Это позволяет более глубоко и полно раскрыть механизмы развития, а также предлагает новые подходы к образованию и обучению, основанные на идеях сотрудничества и помощи ребенку в его развитии.