Формирование графо-моторных навыков в процессе подготовки детей к школе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 27.06.2007
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Формирование графо-моторных навыков в процессе подготовки детей к школе
1.1. Характеристика детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу
1.2. Графо-моторные навыки как подготовка ребенка дошкольного возраста к обучению в школе
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент, направленный на формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Цель формирующего эксперимента: развитие графо-моторных навыков у детей поступающих в школу.
В процессе развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):
1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации:
Цель: формирование тонких, координированных движений рук.
Используются упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия:
Цели:
научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.);
научить остроте зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);
следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);
сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;
находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов);
учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;
воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.
Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Мы знаем, что зрительные впечатления, эта информация перерабатывается в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях:
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку.
4. Формирование графических навыков
Цель: научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.
Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.
Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.
Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.
В старшем дошкольном возрасте работа по формированию графо-моторных навыков проходит в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.
Правила, которые соблюдались нами при проведении формирующей работы:
1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).
2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1,5 см.
3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.
4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.
1. Хорошая освещенность рабочего места.
2. Контроль за осанкой ребенка.
3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10 минут, можно как часть занятия комплексного по математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).
4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.
5. Перед работой в тетради провести физкультурную минутку, а после занятия упражнения для кистей рук.
В каждую физкультурную минутку надо включать не более 2-3 упражнений.
Упражнения, которые использовались при формировании графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
Раскладывание и складывание разборных игрушек.
Составление предметных разрезных картинок. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
Обведение контуров предметных изображений.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
Наматывание ниток на катушку, клубок.
Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
Работа с мозаикой.
Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая рука – ладонь; затем наоборот: левая рука – ладонь, правая рука – кулак.
«Зашнуруй (застегни) сапожки»
«Нанизывание бус»
«Развяжи (завяжи) узелок»
«Застегни (расстегни) пуговицы»
«Выложи фигурку из счетных палочек»
«Мозаика»
«Собери пирамидку»
«Сложи картинку из 4-х частей»
«Покажи пальчиками «зайчика» («козу», «жука»)»
«Слепи из пластилина (соленого теста) чашку (снеговика, птичку)
«Нарисуй цветными карандашами солнышко (дерева)»
«Сделай из мелкого строительного материала заборчик (гараж, вертикальную башенку)»
«Дорисуй узоры»
Графические диктанты: «Домик», «Елочка», «Лесенка» и т.д.
Упражнения, направленные на формирование графических навыков, работа в тетради в клеточку:
1. Продолжать учить детей проводить прямые линии, а также волнистые наклонные ломаные в ограниченном пространстве (на доске, на листе бумаги) и в направлениях с лева направо, сверху – вниз: «Море волнуется», «Клетка для льва», «Дождик на елке».
2. Обучение проведения линий по заданному контуру, обозначенного точками или пунктиром: «Узнай, кто я», «Срисуй картинку», «Не отрывая руки, нарисуй елочку». [9, с. 38-47]
Затем нами был проведен контрольный эксперимент, направленный на изучение сформированности графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующей работы.
2.3. Контрольный эксперимент
После проведения формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент, цель которого – выявление уровня сформированности графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующей работы.
В контрольном эксперименте нами были использованы те же методики, которые использовались нами в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов контрольного эксперимента
Анализ результатов по контрольному эксперименту показал, что у 7 испытуемых детей уровень сформированности графо-моторных навыков находится на низком уровне, у 9 детей – на среднем уровне, у 4 испытуемых детей уровень сформированности графо-моторных навыков находится на высоком уровне.
Данный факт наглядно отражен нами в Гистограмме 2.
Гистограмма 2.

Таким образом, результаты, полученные в контрольном эксперименте, показывают, что подобранная нами формирующая программа способствует формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
В заключение нашей работы отметим, что проблема подготовки дошкольников к овладению графо-моторными навыками как основой письма является частью вопроса подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится всё актуальнее.
Уровень развития графо-моторных навыков - один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень сформированности графо-моторных навыков, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Выполняя различные графо-моторные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Еще раз отметим, что проблема развития графо-моторных навыков, графических навыков письма актуальна и имеет большое развивающее значение для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Итак, мы выполнили поставленную перед нами цель работы - раскрыли процесс формирования графо-моторных навыков в процессе подготовки детей к школе.
А проведенная нами экспериментальная работа показала, что формированию графо-моторных навыков будут способствовать специальные упражнения, подходящие для детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.
Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 289 с.
Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. В 2х частях. Часть 2. - Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997. – 325 с.
Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р. Е. Левиной - М.,1980. – 310 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Поддьяков Н.К. Мышление дошкольника. - М. - 1997. – 245 с.
Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — с.23-26.











29

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально-развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. – 370 с.
3.Большой толковый психологический словарь. Т.II/Перевод с англ. Фребер Артур. – М., 2003.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988. – 240 с.
5.Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. – М., 1994. – 176 с.
6.Выготский Л.С. Психология личности. Тексты./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 289 с.
7.Зак А.З. Как ребенку стать умнее. М., 1988. – 92 с.
8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. - 1986. – 340 с.
9.Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. В 2х частях. Часть 2. - Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997. – 325 с.
10.Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р. Е. Левиной - М.,1980. – 310 с.
11.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
12. Поддьяков Н.К. Мышление дошкольника. - М. - 1997. – 245 с.
13.Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — с.23-26.

Вопрос-ответ:

Какие навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе?

В процессе подготовки к школе формируются графо-моторные навыки, которые включают умение держать карандаш правильно, писать буквы и цифры, рисовать прямые и круглые линии.

Что включает в себя характеристика детей старшего дошкольного возраста готовящихся к поступлению в школу?

Характеристика детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу, включает умение правильно держать карандаш, писать буквы и цифры, рисовать прямые и круглые линии, а также развитие мелкой моторики и координации движений.

Зачем нужны графо-моторные навыки детям дошкольного возраста?

Графо-моторные навыки необходимы детям дошкольного возраста для успешного обучения в школе. Они помогают развивать мелкую моторику и координацию движений, что в свою очередь способствует развитию речи, восприятия, внимания и мышления ребенка.

Как проводилось экспериментальное исследование формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа: констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент. В ходе исследования изучались уровень развития графо-моторных навыков у детей и эффективность различных методов обучения письму.

Какие результаты были получены в ходе экспериментального исследования формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

В ходе экспериментального исследования было выяснено, что эффективным методом формирования графо-моторных навыков является систематическое обучение детей письму с использованием специальных упражнений и игр. Дети, которые проходили такое обучение, показали лучшие результаты в развитии мелкой моторики и координации движений.

Какие графо-моторные навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста формируются различные графо-моторные навыки, включая умение рисовать простые фигуры, писать буквы и цифры, выполнять точные движения рукой.

Что значит быть готовым к поступлению в школу?

Готовность к поступлению в школу означает, что ребенок обладает необходимыми навыками и умениями для успешного обучения, включая умение общаться, слушать и следовать инструкциям, работать над заданиями самостоятельно, а также умение писать и читать.

В чем заключается эксперимент для формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

Эксперимент состоит в проведении специальных занятий и упражнений, направленных на развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе эксперимента дети учатся правильно держать карандаш, рисовать различные фигуры, писать буквы и цифры, а также выполнять другие движения рукой.

Какие результаты показал констатирующий эксперимент по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют некоторые навыки в области графо-моторики, но при этом у них есть определенные проблемы, такие как неправильное держание карандаша и неровные движения рукой. Также было обнаружено, что некоторые дети имеют более развитые графо-моторные навыки, чем другие.

Какие методы использовались в формирующем эксперименте по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста?

В формирующем эксперименте использовались различные методы и подходы для развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Это включало использование специальных упражнений, игр, рисования и письма, а также индивидуальных занятий с педагогом и работу в группе.