Особенности позновательной активности (интереса) младших школьн.с нарушением письма

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 71 71 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.02.2008
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников при дисграфии
1.1.Понятие познавательной деятельности
1.2.Формирование познавательной деятельности в младшем школьном возрасте
1.3.Особенности познавательной деятельности младших школьников с нарушением письма
1.3.1. Современное представление по проблеме дисграфии у младших школьников
1.3.2. Причины возникновения и характеристика специфических ошибок письма у школьников общеобразовательной школы
1.3.3.Формирование познавательной деятельности младших школьников с дисграфией
Глава 2. Исследование познавательной активности младших школьников с нарушением письма
2.1. Цели, задачи, методы и исследования
2.2. Содержание исследования познавательной активности младших школьников
Глава 3. Особенности познавательной активности младших школьников (по результатам констатирующего эксперимента)
Глава 4. Направления логопедической работы по развитию познавательной активности младших школьников с нарушением письма
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом. Потом говорите ребенку: «Ты - водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это, прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.
С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:
а) игра «Съедобное – несъедобное», а также любые игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;
в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.
Развитие внимания
Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание.
Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.
Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование.
Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Если ребенок допускает ошибки при сборке, то с ним нужно проанализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и после этого попросить ребенка внести необходимые коррективы.
Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:
а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали;
б) контурное - без детализации.
Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки.
Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант», который предполагает два условия выполнения задания:
1) ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок
2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо, влево, вверх - вниз).
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем чаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
Развитие памяти
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.
Для развития вербально - моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:
Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.
Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые приемы, например, включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.
Развитие мышления
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
а) «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец).
Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
ТЕМА: СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ.
ЦЕЛИ:
Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок слов.
Активизировать словарь, внимание, мыслительную деятельность, эмоционально–волевую сферу.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картина–маршрут с изображением героев сказки А. А. Милна «Винни Пух и все–все–все»; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей: конверты с заданием, карточки + и – ; тетради, ручки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.
Сегодня у нас урок – сказка и помогать мы будем героям этой сказки. А какая это сказка – догадайтесь! (Звучит песенка Винни Пуха «Хорошо живет на свете Винни Пух»)
Догадались, как называется эта сказка? Назовите главных героев этой сказки. Вспомните, как звали других героев сказки?
Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям преодолевать их.
3. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДЕЙ.
Открыли тетради и записали число.
4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
Все друзьям помочь вы рады? Но постойте – вот преграда: “ПЯТАЧОК” пропишем слово, разделив его на слоги, И поставим ударение для правильного чтения. Вспомним правило:
Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.
Слушаем слово, определяем, сколько гласных.
Записываем слово, называем гласные.
Определяем, сколько в слове слогов, почему?
Определяем ударный слог.
Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
1. Игра «Живые слова».
Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру.
Вызываю по 3 человека, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слово.
Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.
Стала наша полянка вовсе не унылой!(Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).
2. Игра “Хлопки”.
Поднялось настроение у В.П. и П. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.
БЕ–РЕ–ЗА СО–ЛО–ВЕЙ РО–МАШ–КА КУЗ–НЕ–ЧИК
Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.
3. Составление слов из слогов, данных в беспорядке.
Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигру. Тигра сидела в раздумье: она не могла ничего составить из этих слогов. Поможем Тигре составить слова?
У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ
Дети составляют слова, называют и записывают их. Спрашиваю, сколько слогов в каждом слове?
Мы помогли Тигре справиться с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.
4. Игра “ Цепочка слогов”.
Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:
Вот уже виден дом Кролика. Да что–то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов. (Слова составляем устно.)
ША БА КА КА
КА РЫ РАН МЫШ
Сколько слогов в каждом слове?
Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.
5. Составление слов по первому заданному слогу.
Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.
Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.
Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова: ЛО шадь, ЛО дочка, ЛО пата, ЛО си, ЛО жечка, ЛО коны и т. д.
Вот и дома Сова! Друзья идут дальше.
6. Работа по карточке.
Задание:
Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.
Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мед, и на него напали пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.
Прочтите задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.
Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА,
ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.
Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?
Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.
Физкультминутка
Назову слог – наклон вправо, назову слово – наклон влево.
Та,сор, кот, ры, рыба, танец, лу, лук, за, заяц, эн, жа, лужа.
7. Задание “ Исправь ошибки ”.
Шагали друзья по лесной тропинке и оказались у дома кенгуру по имени Кенга. Мама Кенга проверяла домашнее задание Крошки Ру и нашла ошибки. Давайте посмотрим эту работу (вывешиваю на доску плакат).
Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги.
Слова: ЗВЕ – РИ Я – КОРЬ ШУТК – А
ОС – СЕНН – ЕЕ ВЕ – СЕ – ЛЫЙ
Молодцы, ребята! Винни Пух и Пятачок идут дальше.
8. Составление комплексной схемы предложения.
И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?
Ослик Иа–Иа стоит грустный–грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.
Читаем на доске предложение и записываем:
ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.
Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.
Схема: ________________________________________ .
___ _________ __________ __________ .
___ __ __ __ ___ ___ ___ ___ .
Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.
9. Тест – контрольное задание.
Дети, отвечая на вопросы, поднимают карточки + или –
Вопросы:
1. В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв. 2. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв. 3. Слог обязательно содержит гласную букву. 4. Слог не бывает без согласных букв. 5. Слог может состоять из одной буквы. 6. В слове ДОМ 3 слога. 7. В слове ПАРК 1 слог.
Экзамен сдан!
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делить слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!
Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
ТЕМА: РАБОТА С ГЛАСНЫМИ ВТОРОГО РЯДА (закрепление).
ЦЕЛИ:
Закрепить умение определять гласные, указывающих на мягкость согласных, стоящих перед ними; дифференцировать гласные 1 и 2 ряда; закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Развивать фонематический слух, речевое дыхание, добиваться понимания грамматических правил.
Воспитывать внимание, интерес к занятию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением героев сказки “Три поросенка”, карточки с заданием, свисток, цифровой ряд, тетради, цветные ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГ.МОМЕНТ.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Сегодня мы в гостях у сказки “ Три поросенка ”.
Жили братья поросята В дальнем сказочном лесу. Не боялись поросята Ни жару и ни грозу.
Вспомните, как звали поросят? (Ниф–Ниф, Наф–Наф, Нуф–Нуф).
Чем отличаются их имена? (В имени Ниф–Ниф Н звучит мягко).
3. ПОВТОРЕНИЕ.
Назовите гласные 2 ряда. (Я, Е, Ё, Ю, И).
Как они образовались? (Й присоединилась к гласным 1 ряда).
Какую роль они играют, если стоят после согласного? (Смягчают согласный).
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ (закрепление пройденного материала).
Вот и ветры закружили: Скоро осень и зима. Братья сели и решили: Нам к зиме нужны дома!
Вспомните, из чего поросята строили себе дома?
Младший строил не хоромы – Делал домик из соломы. На полянке за прудом Младший быстро сделал дом.
Возле речки средний брат Дом из веток делать рад. Веток много – и уже Поросенок в шалаше!
Старший брат не загорал: Старший камни собирал! Собирал, чтобы потом Из камней построить дом!
Назовите, из чего построили поросята дома? (из соломы, из веток, из камней).
Название какого дома начинается на твердый согласный звук? На мягкий согласный звук?
1. Игра “Выбери картинку”.
Чтобы дома было уютно, выбери такую картинку, чтобы 1–й звук в названии был мягким.
Дети выбирают из ряда предметных картинок нужные, выделяют и называют 1–й звук в слове.
Картинки: телевизор, диван, радио, ковер, люстра, стол, шкаф, зеркало, ваза, печка, сервант.
Дыхательная гимнастика.
Серый волк по лесу шел, Дом соломенный нашел. Дунул трижды на него – Не осталось ничего!
Подуем, как волк – глубокий вдох через нос, выдох через рот.
Перед каждым домиком Волка ждали препятствия в виде заданий.
2. Вставить пропущенную гласную 2–го ряда.
Задание на карточке.
Р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та,с…ро, с…ла, м…л…, л…с…, р…л…, п…л…
Прочтите слова, подчеркните гласные, которые смягчают согласные, а мягкие согласные обведите зеленым кружком.
3. Записать слова, найти и обвести мягкие согласные, подчеркнуть гласные 2–го ряда.
Репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпа, крыша, грибы.
Дети работают одновременно в тетради и на доске.
Младший братец не лежит, Младший к среднему бежит! Волк сломал шалаш и тут! Братья к старшему бегут!
4. Выписать слова парами.
Задание на карточке.
Слова: Рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, вел, рев, били, вол.
Объясните, по какому принципу выписывали слова? Какими гласными они отличаются?
Вставьте по смыслу их в предложения:
Коля еще очень …. Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины. Петя посадил … кустов.
Зеленый … очень полезен. Выкопали глубокий ….
Митя обошел открытый …. Из сарая слышен … коровы.
… – домашнее животное. Дети … в театре.
Володя … козу. Яичко … и не разбили.
Есть у Волка интерес – Серый Волк в трубу полез! Но попал он в кипяток И пустился наутек!
5. Работа со стихотворением.
Записать под диктовку:
Лес. Поляна. Поздний час. Вот уже костер погас. Плещет черная река, На реке – ни огонька.
Задание:
Зеленым карандашом обвести согласные, которые смягчают гласные 2–го ряда (я, е, е, ю, и).
Подчеркнуть непарные согласные, которые всегда мягкие.
Три весёлых поросенка Хохотали звонко–звонко! Волк от них что было сил Свои ноги уносил!
6. Тест.
Пока Волк убегает, мы выполняем контрольное задание – тест. Поставьте знак “+” под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак “–” там, где высказывание неверно.
1. Мягкий знак обозначает мягкий согласный звук. 2. Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного звука. 3. В слове «чай» все согласные мягкие. 4. Для обозначения твердых и мягких согласных звуков применяются только гласные буквы. 5. В русском алфавите нет парных по твердости – мягкости согласных букв. 6. В слове “шесть” все согласные звуки мягкие.
5. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Обобщаю, какие задания выполняли, для чего, чему научились.
Оцениваю и поощряю работу детей. Предлагаю запомнить стих.
Есть мягкие звуки и твердые звуки – Их можно легко смешать Но, чтобы не вышло подобной штуки Научились их различать: Мягкие звуки звучат повыше, Звучанье у них нежней. А твердые – словно грубей и ниже, Как будто твердые злей.

Заключение
Познавательная деятельность представляет собой процесс познания, приобретения знаний, умений и навыков и их реализация в практической ситуации. Наиболее ярко, как и познавательная деятельность, так и процесс познания, выражаются в учении, учебной деятельности. В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью. Учебная деятельность школьника - это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях.
Особую характеристику имеет познавательная деятельность при дисграфии. Данная специфика определяется развитием неречевой симптоматики данного дефекта, а именно нарушением познавательных процессов, навыке самоконтроля, познавательной мотивацией.
На основе теоретического анализа было организовано и проведено практическое исследование, которое позволило выявись особенности высших психических неречевых функций младших школьников с дисграфией. Дети данной категории имеют низкий и средний уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Данное обстоятельство не позволяет школьникам в достаточной мере осваивать необходимый материал, систему знаний, умений и навыков. Кроме того, было выявлено, что младшие школьники с дисграфией имеют слабую функцию самоконтроля. Школьники не видят своих ошибок, не умеют контролировать свою деятельность. Несформированность познавательных процессов, функций самоконтроля отражается на качестве процесса познания младшими школьниками с дисграфией. Познавательная деятельность детей данной категории является недостаточно сформированной. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе психологов, педагогов, логопеда с детьми, имеющими дисграфию, в школе. Коррекционно — профилактическая работа должна строиться не только с учетом недостатков речи, но и недостатков познавательной деятельности младших школьников при дисграфии.

Список литературы

Безруких М.М. Обучение письму. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе. – М., 1968
Возрастная и педагогическая психология. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.-288 с.
Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-еоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199.
Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности. // Автореф...дисс. к. пед н. - Улан - Удэ, 2007.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М: Академический Проект, 2000
Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961. – С. 16 – 20.
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология. 1984. № 1. – С. 53.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей //Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики. - М.: Академия, 2001.-120 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М: РОУ, 1996. - 180 с.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - СПб.: Союз, 2004.-224 с.
Лалаева Р.И. Дисграфия. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушения письменной речи. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушения письменной речи. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 207-252.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
Логопедия. // Под ред. Л.С.Волковой. М.: АПН РСФСР, 1995.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М: Гном и Д, 2006. -136 с.
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М: Академия, 2002. - 480 с.
Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов //Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1963. Т. – С. 134 - 148.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: Владос, 1995.- 256 с
Соботович Е.Ф., Голиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 – 212.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. - М: Наука, 1989.




Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006. – С.34.
Кузнецов В.И. Принципы активной педагогике. – СПб. – 2001. – С. 41.
Кузнецов В.И. Принципы активной педагогике. – СПб. – 2001. – С. 45.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006. – С. 497.
Возрастная и педагогическая психологмя / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. // Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 177.
Возрастная и педагогическая психологмя / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. // Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 178.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол.тр. – М., 1989.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол.тр. – М., 1989.
Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности // Автореф….дис. к. пед. н. – Улан – Удэ, 2007.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 107.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе. – М., 1968.
Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. – С. 18 - 35
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 35
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей //Основы теории и практики логопедии. М., 1968
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 207-252
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: Владос, 1995.- С. 162 - 174.
Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.

Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов //Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1963. Т. – С. 134 - 148.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: Владос, 1995.- 256 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 - 212.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – С. 25 – 64.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995
Логопедия. // Под ред. Л.С.Волковой. М.: АПН РСФСР, 1995. – С. 365
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961. – С. 16 – 20.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 - 212
Соботович Е.Ф., Голиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979. – С. 49.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 165 – 168.
Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. М.: АПН РСФСР, 1959. – С. 367.
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология. 1984. № 1. – С. 53.

Безруких М.М. Обучение письму. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 68.

Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушение письменной речи. – М., 2003. – 304 с.
Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушение письменной речи. – М., 2003. – С. 55.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2006. – С. 6.
Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушение письменной речи. – М., 2003. – С. 54 - 55.
Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – СПб., 2004. – С. 22.
Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента у учащихся начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. – М., 2001. – С. 193.
Лалаева Р.И. Дисграфия // Логопедия: мтодическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушение письменной речи. – М., 2003. – С. 273.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. – С. 259.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.





2

1.Безруких М.М. Обучение письму. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997.
2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском коллективе. – М., 1968
3.Возрастная и педагогическая психология. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.-288 с.
4.Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-еоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 - с. 193-199.
5.Габеева Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности. // Автореф...дисс. к. пед н. - Улан - Удэ, 2007.
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М: Академический Проект, 2000
8.Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
9.Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961. – С. 16 – 20.
10.Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология. 1984. № 1. – С. 53.
11.Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432 с.
12.Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей //Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
13.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
14.Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики. - М.: Академия, 2001.-120 с.
15.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М: РОУ, 1996. - 180 с.
16.Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - СПб.: Союз, 2004.-224 с.
17.Лалаева Р.И. Дисграфия. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушения письменной речи. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
18.Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн. 4 Нарушения письменной речи. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
19.Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1959. - С. 207-252.
20.Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.
21.Логопедия. // Под ред. Л.С.Волковой. М.: АПН РСФСР, 1995.
22.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М: Гном и Д, 2006. -136 с.
23.Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М: Академия, 2002. - 480 с.
24.Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов //Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1963. Т. – С. 134 - 148.
25.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
26.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: Владос, 1995.- 256 с
27.Соботович Е.Ф., Голиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979.
28.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)// Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина. 1969, - С. 190 – 212.
29.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1996.
30.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психол. тр. - М: Наука, 1989.

Вопрос-ответ:

Какой познавательной деятельностью занимаются младшие школьники?

Младшие школьники занимаются различными видами познавательной деятельности, такими как чтение, письмо, решение математических задач, изучение новых предметов и явлений. Они активно исследуют окружающий мир, задают много вопросов и стремятся получить новые знания и умения.

Как формируется познавательная деятельность у младших школьников?

Познавательная деятельность у младших школьников формируется через различные учебные и игровые задания, которые стимулируют их участие и интерес. Важно предоставить им возможность самостоятельно исследовать и открывать новые знания, а также поддерживать их мотивацию и интерес к изучаемым предметам.

Какие особенности познавательной деятельности могут быть у младших школьников с нарушением письма?

У младших школьников с нарушением письма может наблюдаться затруднение в выполнении письменных заданий, что может повлиять на их познавательную активность. Они могут испытывать больше трудностей при чтении и понимании текстов, а также при решении математических задач. Однако, с правильной поддержкой и помощью специалистов, эти дети могут преодолеть трудности и развить свои познавательные способности.

Какие причины могут быть для возникновения дисграфии у младших школьников?

Дисграфия у младших школьников может возникать по разным причинам. Одной из них может быть генетическая предрасположенность или наличие семейной истории данного нарушения. Также, дисграфия может быть связана с недостатками в развитии моторики руки, слабостью мускулатуры, нарушениями в восприятии и понимании правил письма. Важно обратиться к специалистам для проведения диагностики и определения причин дисграфии у каждого ребенка в отдельности.

Что такое познавательная деятельность?

Познавательная деятельность - это активный процесс, в результате которого человек получает, усваивает и преобразует знания о предметах и явлениях окружающего мира. Включает в себя восприятие информации, мышление, память, воображение и другие познавательные способности.

Как формируется познавательная деятельность у младших школьников?

Познавательная деятельность у младших школьников формируется через взаимодействие с окружающей средой, обучение и практическую деятельность. Весь учебный процесс направлен на развитие познавательных способностей у детей, формирование у них интереса к учению и желания познавать новое.

Какие особенности познавательной деятельности у младших школьников с нарушением письма?

У младших школьников с нарушением письма (дисграфией) может быть затруднено усваивание материала, который связан с письмом и чтением. Они могут испытывать трудности в формировании навыков письма, что может повлиять на их познавательную активность и общий успех в учебе.

Каковы причины возникновения и характерные особенности дисграфии у младших школьников?

Дисграфия у младших школьников может быть вызвана недостаточной развитостью мелкой моторики, нарушением координации движений, а также психологическими факторами, такими как тревожность и низкая самооценка. Характерные особенности дисграфии включают: неразборчивость почерка, затруднения в написании букв и слов, трудности в сохранении пропорций и направлении письма.

Как современно рассматривается проблема дисграфии у младших школьников?

Современный подход к проблеме дисграфии у младших школьников предполагает комплексный подход к диагностике и коррекции этого нарушения. Важно раннее выявление и профессиональное сопровождение детей с дисграфией, с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

Что такое познавательная деятельность?

Познавательная деятельность - это активный процесс усвоения и овладения знаниями, их понимания и применения в практической деятельности.

Как формируется познавательная деятельность в младшем школьном возрасте?

Познавательная деятельность формируется в младшем школьном возрасте через проведение специальных обучающих программ, игровые и творческие задания, различные исследования и эксперименты.

Какие особенности имеет познавательная деятельность младших школьников с нарушением письма?

Младшие школьники с нарушением письма имеют такие особенности познавательной деятельности, как затруднение в понимании учебного материала, трудности в выполнении письменных заданий, ограничение в общении и распределении внимания.