Симон Ушаков. Труды и деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 46 46 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 24.03.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
I Ранние годы в творчестве мастера.
II Симон Ушаков, как один из ведущих иконописцев Оружейной палаты
2.1 Творчество Симона Ушакова
2.2 Симон Ушаков как иконописец
2.3 Анатомический атлас Симона Ушакова. Украшения, ювелирные изделия.
Заключение
Список литературы:
Приложение:

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время нет никаких доказательств создания такого анатомического атласа Симона Ушакова. Видимо, по неизвестным причинам он остался ненаписанным.
Так же в трактате «Слово к люботщательному иконному писанию» появляется метафора зеркала, то есть отражения не столько средневековой иллюстрации взаимосвязи между видимым и невидимым, сколько окружающей действительности; понимание искусства иконописания как живописи, обоснование новой эстетической теории изображения.
По его мнению, иконописец наделен особым разумом и мудростью, которые превосходят по своей глубине окружающих, а так же божественным озарением. Не удивительно, что в это время появляется понятие «живопись»( написание картин такими, какими они нам видятся в повседневной жизни). В результате начала складываться совершенно новая концепция искусства, в которой сочетались одновременно и традиционные понятия в иконописи и категории красоты эпохи Возрождения.
Симон Ушаков обладал многогранным талантом. Он делал эскизы для предметов церковной утвари и дворцового обихода, сочинял узоры для рукоделий, рисунки для ювелирных украшений, чертил и раскрашивал карты, рисовал державных орлов в клеймах на мушкетах, а на ножах по серебру - зверей, птиц и травы, расписывал в Рождественские праздники стены царской комнаты. Все делал мастерски, а главное - стремясь понять природу и суть человека, передать своеобразие изображаемого.
Заключение
 Симон Ушаков – ведущий мастер школы Оружейной палаты, центральная фигура в русском искусстве XVII века.
Семнадцатое столетие – эпоха непримиримой борьбы за русский престол, борьбы с польско-шведской интервенцией, широчайших народных движений – крестьянских войн под предводительством Ивана Болотникова и Степана Разина, время церковного раскола, разделившего русское общество и веру православную. «Бунташный» XVII век завершал эпоху Древней Руси и во многом начинал Новое время. Менялись веками сложившиеся понятия и привычки русского человека. Активная ломка мировоззрения проявилось и в искусстве той поры, особенно в живописи второй половины XVII века. Наиболее ярко эти новшества выявились в творчестве Симона Ушакова.
Полное его имя – Симон (он же Пимен) Федоров сын Ушаков. В обычае русских людей того времени было иметь два имени: одно, «потаенное» (данное при крещении), посвящено Богу – Пимен, другое («зовомое», общеизвестное) – Симон.
Родился Симон Ушаков в 1626 году, по рождению он был «дворянин московский». Годы и место обучения будущего иконописца, а также учителя, неизвестны. Ничего неизвестно о нем до поры поступления на государеву службу в Серебряную палату в 1648 году. Будучи «знаменщиком» (рисовальщиком) Серебряной палаты, где считался ведущим мастером, Симон Ушаков привлекался к написанию икон, фресок, чертил карты, планы, делал рисунки для монет и украшений на ружья и т.п.
Самая ранняя из известных нам икон Симона Ушакова датируется 1652 годом. Это была копия «в меру и подобием» главной русской святыни, чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская», выполненная им для замоскворецкой церкви Архангела Михаила в Овчинниках (ныне икона находится в Третьяковской галерее). Об авторстве Симона Ушакова мы узнаем по авторской подписи на иконе (авторские подписи на русских иконах появляются с середины – второй половины XVII в.). Стиль исполнения личного письма в этой иконе несколько суховат, в ней нет еще попытки передать объем, что станет отличать стиль Ушакова в дальнейшем. Но важно отметить, что уже в раннем памятнике Ушаков использует непривычно светлый телесный цвет в написании ликов.
В 1664 году царским указом мастер был принят в Оружейную палату на должность ведущего «жалованного» (т.е. получал жалование) «изографа» (художника). Оружейная палата учрежденная в начале XVI века как хранилище оружия, после присоединения к ней в 40-х годах XVII века Иконной палаты, становится художественным центром не только Москвы, но и всего государства в целом. Здесь работают лучшие художественные силы, кроме того, Оружейная палата становится чем-то вроде высшей художественной школы, где готовят и обучают квалифицированных мастеров.        Находясь на службе в Оружейной палате на роли ведущего художника, Симон Ушаков руководил всей работой Оружейной палаты и занимался практически всеми видами художественной деятельности. Он писал иконы, получал самые разнообразные заказы на поновление росписей царских комнат, руководил работами по поновлению икон и наружных фресок Успенского собора, руководил работами по росписи стен Архангельского собора. Писал светские портреты (парсуны – от слова персона). Выполнял рисунки для гравюр и сами гравюры. Был первым иллюстратором произведений известного в то время писателя Симеона Полоцкого.
Но прежде всего, Ушаков известен как иконописец. Сохранилось более 50 икон с его подписью. Первые иконы, характерные для стиля Симона Ушакова были им написаны для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был. По соседству, в Китай-городе, находился дом, в котором жил Симон Ушаков (он сохранился до наших дней). Вполне вероятно, что Ушаков писал не только иконы для этой церкви, но и принимал участие в росписи стен.
Для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году Симон Ушаков пишет небольшую икону «Спас нерукотворный» и в дальнейшем он часто будет обращаться к подобному изображению. Последний из сохранившихся Спасов нерукотворных кисти Симона Ушакова датируется 1678 годом. Можно сказать, что нерукотворный образ был центральной темой в его творчестве. Именно эта композиция, когда изображается только лик на убрусе (плате) - позволяла иконописцу применять и совершенствовать технику светотени. Важно отметить, что передача светотени, с помощью которой передается объем, в русском искусстве появляется только в XVII веке, и что Симон Ушаков был основателем этого метода. Именно поэтому все ушаковские Спасы так непохожи на древние образцы. Художник принципиально по-новому трактует сам образ и старается показать в Богочеловеке Христе не столько божественное, сколько человеческое начало. Ныне эти иконы можно увидеть в собрании Третьяковской галереи, в Русском музее, в Историческом музее, в иконостасе Троице-Сергиевой лавры.
1660-е годы можно назвать вершиной в искусстве Ушакова. Особенно 1668 год, когда им были написаны такие иконы, как «Богоматерь Елеуса Киккская» и «Богоматерь Владимирская» (Древо Московского государства). Икона «Богоматерь Елеуса Киккская» предназначалась для иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, название иконы связано с Киккской обителью на Кипре, где до сих пор хранится древний чудотворный образ. «Елеуса» в дословном переводе с греческого – «милующая» или, как говорили на Руси, «умиление». Лики на иконе выполнены объемно, в реалистической светотеневой манере. Применяя технику тончайших лессировок (живописный прием нанесения более прозрачного красочного слоя поверх предшествующего), художник проделывает кропотливую работу, прорабатывая каждую форму.
Икона «Древо государства Московского» является наиболее выдающимся памятником русского искусства XVII века. Она известна под разными названиями: «Богоматерь Владимирская», «Похвала Богоматери Владимирской», «Насаждение древа государства Российского». В последнее время за иконой закрепилось название «Древо государства Московского». (Все эти названия условны и даны историками искусства. Помимо богословского содержания в иконе отражены размышления иконописца о русской истории, о величайшей святыне – иконе «Богоматерь Владимирская». «Древо государства Московского» – главное произведение XVII столетия, своего рода политическая и художественная «программа» эпохи.
Интересно отметить, что в нижней части композиции изображены стены и башни Московского Кремля со стороны Красной площади, переданные с документальной точностью такими, какими они были к моменту написания иконы.
За стенами Кремля Успенский собор – главная святыня Русского государства, у подножия собора князь Иван Данилович Калита, собиратель земли русской и московский митрополит Петр, перенесший Митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Они сажают и поливают дерево «Русского государства». На ветвях древа – медальоны с изображениями царей, московских святых, своими подвигами и благочестием утвердившие авторитет Москвы, как общерусского духовного и политического центра. За кремлевской стеной стоит царь Алексей Михайлович и его жена Мария Ильинична с детьми, царевичами Алексеем и Феодором. (Существуют достоверные сведения, что Алексей Михайлович неоднократно заказывал Ушакову свои портреты, которые не сохранились, поэтому особый интерес представляют миниатюрные портреты царя Алексея Михайловича и его жены на данной иконе). Наверху в облаках изображен Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича – царь небесный венчает царя земного.
Внизу на изображении кремлевской стены в среднике надпись с датой; и справа в нижнем углу авторская подпись: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ».
К характеристике чрезвычайно разносторонней личности Симона Ушакова необходимо также сказать о его педагогической деятельности. У него было множество учеников, среди них наиболее известными были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Михаил Милютин. Он работал над созданием первого учебного пособия для художников – «Алфавит художеств». Известно его теоретическое сочинения («Слово к люботщателям иконного писания», 1667), в котором он выразил взгляды на задачи иконописного творчества.
Скончался Симон Ушаков 25 июня 1686 года, погребен в московском Знаменском монастыре. Симон Ушаков был бесспорно выдающимся художником в русском искусстве XVII века, внесшим в канонические композиции черты реального окружающего мира и элементы нового искусства.
Список литературы:
Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – СПб.: Аврора, 1971. – 210 с.
Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века: Иллюстрированное издание // В.Г. Брюсова. – М.: Искусство, 1984. – 338 с.
Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Российский архитектурный портал. 2006.
Грабарь И.Э. Симон Ушаков и его школа // История русского искусства. Т. 6. М.: Искусство, 1966. – 384 с.
Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи // И.Е. Забелин. М.: ВОИДР , 1850. Кн. 7. – 96 с.
Маркова А. И Культурология. История мировой культуры // А.И. Марковой. – М., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000 — 600 с.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала 16 века. // В.Н.Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 540 с.
Любимов Л. Д. Искусство древней Руси.// Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, 2004. – 334 с.
Малюга Ю.Я Культурология. // Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М, 1998. – 333 с.
Муратов П.П. Открытия древнего русского искусства. // П.П. Муратов. М.:Айрис-Пресс, 2005. – 59 с.
Муратова А. Ванд. Л. Две эпохи духовно-религиозного настроя: до и после 16 века. // А. Муратова, Л. Ванд. – М.: Лагуна-Арт, 2000. – 138 с.
Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. – 9-61 с.
Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков // Кочетков И.А. М.:АСТ, 2003. – 843 с.
Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. М.: Дело, 1997. – 208с.
Стоглав: Собор, бывший в Москве при великом государе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). СПб.: Нева, 1997. – 138 с.
Трубецкой Е.. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.
Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Мастера искусства об искусстве. М.: Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее, 1874. – 310 c.
Флоровский Г. Пути русского богословия. 4-е издание// Г. Флоровский. – Киев: Путь к истине, 1991. 137 с.
Приложение:

Иоанн Предтеча





Спас. 1670 год


Христос Эммануил, 1686

Царь Федор, парсуна 1650

Христос — Великий Архиерей. 1658

VII Вселенский Собор. Икона. Симон Ушаков, Гурий Никитин с товарищами

Миниатюра печатной книги «История о Варлааме и Иоасафе» 1681 г.

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства - Похвала Богоматери Владимирской). 1668. Яичная темпера

Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков // Кочетков И.А. М.:АСТ, 2003. –с.528-530


Маркова А. И Культурология. История мировой культуры // А.И. Марковой. – М., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000 —с. 539-540

Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи // И.Е. Забелин. М.: ВОИДР , 1850. Кн. 7. –с.70-73

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века: Иллюстрированное издание // В.Г. Брюсова. – М.: Искусство, 1984. –с.115-119

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века: Иллюстрированное издание // В.Г. Брюсова. – М.: Искусство, 1984. –с.120-122

Грабарь И.Э. Симон Ушаков и его школа // История русского искусства. Т. 6. М.: Искусство, 1966. –с.210-212

Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Мастера искусства об искусстве. М.: Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее, 1874. – c 56-58.

Муратова А. Ванд. Л. Две эпохи духовно-религиозного настроя: до и после 16 века. // А. Муратова, Л. Ванд. – М.: Лагуна-Арт, 2000. –с.50-56

Трубецкой Е.. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М.: Эксмо, 2009. – с.103-107

Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. М.: Дело, 1997. –с.45-47

Трубецкой Е.. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М.: Эксмо, 2009. – с.111-116

Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. М.: Дело, 1997. –с.66-70

Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – СПб.: Аврора, 1971. –с.8-10


Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков // Кочетков И.А. М.:АСТ, 2003. –с.531-539

Трубецкой Е.. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М.: Эксмо, 2009. –с.132-137

Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. М.: Дело, 1997. –с. 49-52

Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – СПб.: Аврора, 1971. –с.30-35

Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Мастера искусства об искусстве. М.: Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее, 1874. – c.83-88.

Любимов Л. Д. Искусство древней Руси.// Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, 2004. –с.280-285

Флоровский Г. Пути русского богословия. 4-е издание// Г. Флоровский. – Киев: Путь к истине, 1991. с.98-101













2

Список литературы:
1.Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – СПб.: Аврора, 1971. – 210 с.
2.Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века: Иллюстрированное издание // В.Г. Брюсова. – М.: Искусство, 1984. – 338 с.
3.Бусева-Давыдова И.Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Российский архитектурный портал. 2006.
4.Грабарь И.Э. Симон Ушаков и его школа // История русского искусства. Т. 6. М.: Искусство, 1966. – 384 с.
5.Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи // И.Е. Забелин. М.: ВОИДР , 1850. Кн. 7. – 96 с.
6.Маркова А. И Культурология. История мировой культуры // А.И. Марковой. – М., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000 — 600 с.
7.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала 16 века. // В.Н.Лазарев. – М.: Искусство, 1983. – 540 с.
8.Любимов Л. Д. Искусство древней Руси.// Л.Д. Любимов. – М.: АСТ, 2004. – 334 с.
9.Малюга Ю.Я Культурология. // Ю.Я. Малюга. – М.: Инфра-М, 1998. – 333 с.
10.Муратов П.П. Открытия древнего русского искусства. // П.П. Муратов. М.:Айрис-Пресс, 2005. – 59 с.
11.Муратова А. Ванд. Л. Две эпохи духовно-религиозного настроя: до и после 16 века. // А. Муратова, Л. Ванд. – М.: Лагуна-Арт, 2000. – 138 с.
12.Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // Древнерусское искусство: XVII век. М., 1964. – 9-61 с.
13.Кочетков И.А. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков // Кочетков И.А. М.:АСТ, 2003. – 843 с.
14.Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. М.: Дело, 1997. – 208с.
15.Стоглав: Собор, бывший в Москве при великом государе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). СПб.: Нева, 1997. – 138 с.
16.Трубецкой Е.. Россия в ее иконе // Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М.: Эксмо, 2009. – 288 с.
17.Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания // Мастера искусства об искусстве. М.: Вестник Общества древнерусского искусства при московском Публичном музее, 1874. – 310 c.
18.Флоровский Г. Пути русского богословия. 4-е издание// Г. Флоровский. – Киев: Путь к истине, 1991. 137 с.

Вопрос-ответ:

Какие были ранние годы в творчестве Симона Ушакова?

Ранние годы в творчестве Симона Ушакова были отмечены его развитием в качестве иконописца и ювелира. Он активно изучал традиционные росписи и знакомился с работами известных иконописцев своего времени.

Каково творчество Симона Ушакова?

Творчество Симона Ушакова выделялось его мастерством в иконописи и ювелирных изделиях. Он создавал прекрасные иконы, великолепные украшения и посвящал свою жизнь творчеству.

Каким образом Симон Ушаков внес свой вклад в развитие иконописи?

Симон Ушаков стал одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты в Москве. Он создавал уникальные иконы для церквей и монастырей, которые пользовались огромной популярностью и признанием.

Существует ли анатомический атлас Симона Ушакова?

Нет, на данный момент нет никаких доказательств создания анатомического атласа Симона Ушакова. Возможно, по неизвестным причинам он остался ненаписанным.

Что можно найти в трактате Симона Ушакова?

В трактате Симона Ушакова под названием "Слово к люботщ" можно найти интересные сведения и рекомендации по иконописи. Этот трактат является ценным источником информации для всех, кто интересуется иконописью.

Какие работы Симона Ушакова можно найти в его трудах и деятельности?

В его трудах и деятельности можно найти иконопись, ювелирные изделия и, возможно, анатомический атлас.

Какую роль занимает Симон Ушаков в Оружейной палате?

Он является одним из ведущих иконописцев в Оружейной палате.

Каким был Симон Ушаков как иконописец?

Симон Ушаков был одним из ведущих иконописцев своего времени.

Создал ли Симон Ушаков анатомический атлас?

Нет, на данный момент нет никаких доказательств создания такого атласа Симоном Ушаковым.

Что можно найти в трудах и деятельности Симона Ушакова?

В его трудах можно найти иконопись, ювелирные изделия и, возможно, анатомический атлас, хотя нет доказательств его существования.