Развитие звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.09.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы развития звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития
1.1.Значение звуковой культуры речи
1.2.Развитие звукопроизношения в онтогенезе
1.3.Виды нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Глава 2. Исследование состояния звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития
2.1. Цель, задачи и методы изучения звукопроизношения у старших дошкольников
2.2.Характеристика контрольной и экспериментальной группы
2.3.Анализ результата изучения нарушения произношения у старшего дошкольного возраста
2.4.Комплексные дидактические игры, способствующие коррекции нарушения звукопроизношения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Как мы можем увидеть из данных таблиц, результаты диагностики детей при помощи второй методики дали более низкие результаты, чем после первой. Это может быть обусловлено тем, что данная методика позволяет более детально изучить состояние звуковой стороны речи.
Сравнительные результаты по второй методике показаны на рисунке 2.

Рисунок 1. Сравнительный результат диагностики по методике «Состояние звуковой стороны речи»
Основные проблемы, которые возникают у детей, обусловлены смешением звуков. Наибольшее количество пропусков звуков замечено при произношении С и Ш.
Наиболее характерными для детей являются нарушения произношения, проявляющееся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков.
Таким образом, мы видим, что у детей имеется предпосылки звукопроизносительных нарушений и фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более может усугубить нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. С детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу.
Комплексные дидактические игры, способствующие коррекции нарушения звукопроизношения
Не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение того или иного звука или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться требованиями говорить лучше.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование речи детей;
развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Осуществляемые последовательно, от одной возрастной группы к другой, эти разделы работы одновременно способствуют формированию словаря и уточнению слоговой структуры слова, развитию фразовой речи и воспитанию грамматических навыков. Таким образом, вся эта работа способствует не только формированию навыков правильной речи, но и предупреждению, а в отдельных, более легких, случаях устранению различных нарушений речи у детей.
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.
Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Затем проводит индивидуальное обследование, в процессе которого выявляет особенности речи ребенка. Обследование лучше проводить, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой). Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем самостоятельно.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Первый комплекс и включает эти основные упражнения:
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
Вытягивание губ вперед трубочкой.
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование положений языка: широкий — узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх-вниз.
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.
После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.
Слуховое внимание и слуховая память развиваются в процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации; слов, состоящих из ранее отработанных слогов; предложений, включающих правильно произносимые слова, и т. д.
«Помоги детенышам найти свою маму»
Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.
Логопед. На лужайке гуляли детеныши домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам. «Му-у», — замычали телята. «Муу-у», — ответила им мама.
— Кто мама у телят? (Корова.)
«И-го-го», — заржали жеребята. «И-го-го», — ответила им мама.
— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)
«Хрю-хрю», — захрюкали поросята. «Хрю-хрю», — ответила мама.
— Кто мама у поросят? (Свинья.)
В дальнейшем можно поиграть в «животных» с детьми. Одна часть детей — детеныши, другая — их мамы.
«Кто у кого?»
Цель игры. Закрепление словаря по теме «Домашние животные». Усвоение формы родительного падежа имен существительных.
I вариант. На наборном полотне выставляются предметные картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Предлагается подобрать картинки парами, например: теленок и корова. Ответить на вопрос: кто у кого?
Образец ответа: У коровы теленок.
II вариант. То же, но без опорных картинок.
Задание. Рассказать о животном (свинье, козе, корове): а) по вопросам; б) самостоятельно.
Вопросы. 1. Свинья какое животное (домашнее или дикое)? 2. Чем покрыто тело свиньи? 3. Что свинья ест? 4. Как называются детеныши свиньи? Или: Кто есть у свиньи?
«Дикие животные»
Работа по теме «Дикие животные» строится аналогично работе по теме «Домашние животные».
На первых занятиях логопед (воспитатель) знакомит детей с жителями наших лесов (белкой, зайцем, волком, медведем, лисой, ежом, лосем). Рассматривают этих животных на картинках. Отмечают характерные черты внешнего вида. Усваивают словосочетания: длинные уши, короткий хвост, длинный хвост, короткие уши, пушистый хвост, теплая шкурка.
При прохождении данной темы можно использовать русские народные сказки «Колобок», «Теремок».
Примерный словарь: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.
«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие.
Логопед предлагает детям подумать, что такое комплименты. (Это хорошие слова, которые мы можем говорить друг другу) В игре ответом на них будет оставаться фраза: «Спасибо, мне было очень приятно». Ведущий и дети по очереди говорят друг другу комплименты. Например: «Маша, у тебя сегодня красивая прическа» (ребенок должен ответить «Спасибо, мне очень приятно»).
Проведенное исследование показало, что артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей имеется предпосылки звукопроизносительных нарушений и фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более может усугубить нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Заключение
Таким образом, были выполнены поставленные задачи:
Рассмотрены научно-теоретические основы развития звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития.
Изучено состояние звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях нормального и нарушенного речевого развития.
Разработаны рекомендации по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях нормального и нарушенного речевого развития.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера.
Проведенное исследование показало, что у детей с нарушенным речевым развитием звукопроизношение значительно хуже, чем у детей того же возраста с развитием в норме. Но стоит отметить, что нарушения звукопроизношения наблюдаются и у этих детей, следовательно с ними также необходимо проводить целенаправленную коррекционную работу.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование речи детей;
развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
предупреждение и устранение нарушений речи у детей
Необходимо помнить, что анатомические дефекты имеют чаще всего значение только предрасполагающего момента, так как здоровый физически и психически человек в большинстве случаев находит пути компенсации такого дефекта, и только при наслаивании дополнительных трудностей чисто речевого и общего развития выявляется значение анатомических дефектов для произношения.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы.
Таки образом была подтверждена поставленная гипотеза - при нормальном речевом развитии звукопроизношение формируется в процессе общения с взрослыми и сверстниками и только в некоторых случаях требует коррекции. У детей с различными речевыми нарушениями звукопроизношение нарушено, для его коррекции необходима длительная целенаправленная работа.


Список литературы
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1997. – 298с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 358с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96с.
Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С. 223 – 226
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 1995. – 418с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С. 319 – 331
Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. – №6 – С.16-18
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 46с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А., Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.
Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 228с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239с.


Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.

Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.

Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96с.

Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 1995. – 418с.
Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. – №6 – С.16-18

Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1997. – 298с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 1995. – 418с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 358с.
Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 331с.
Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 46с.
Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999 – 226с.
Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 228с.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 358с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 1995. – 418с.
Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 228с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А., Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.

Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.

Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239с.

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112с.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448с.










2

Список литературы
1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
2.Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11с.
3.Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
5.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1997. – 298с.
6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 358с.
7.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96с.
8.Козырева Л.А. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 164с.
9.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
10.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680с.
11.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315с.
12.Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С. 223 – 226
13.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Проспект, 1995. – 418с.
14.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
15.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
16.Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . – 54с.
17.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
18.Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С. 319 – 331
19.Смирнова О.Е. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. – №6 – С.16-18
20.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 364с.
21.Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256с.
22.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 46с.
23.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А., Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.
24.Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 228с.
25.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет звуковая культура речи?

Звуковая культура речи имеет огромное значение для развития языковых навыков и коммуникативных возможностей ребенка. Она позволяет сформировать четкую и правильную артикуляцию звуков, что облегчает понимание и восприятие речи.

Как развивается звукопроизношение в онтогенезе?

Развитие звукопроизношения в онтогенезе происходит постепенно. Сначала дети произносят отдельные звуки, затем складывают их в слоги и слова. Постепенно ребенок совершенствует свое произношение и приобретает все больше звуков.

Какие существуют виды нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут наблюдаться различные виды нарушений звукопроизношения, такие как замена звуков, искажение звуков, пропуск звуков или наличие необычных звуков. Эти нарушения могут быть временными или постоянными.

Какие методы используются для исследования состояния звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития?

Для исследования состояния звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития применяются различные методы, такие как акустический анализ, анализ артикуляции, аудиометрия, аудиологическое обследование и другие. Все эти методы позволяют оценить произношение звуков и выявить возможные нарушения.

Какова цель задачи изучения звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития?

Основная цель задачи изучения звукопроизношения в условиях нормального и нарушенного речевого развития - это выявление и анализ особенностей произношения звуков у детей разного возраста и с различными речевыми нарушениями. Это позволяет разрабатывать эффективные методы коррекции и реабилитации.

Какое значение имеет звуковая культура речи?

Звуковая культура речи играет важную роль в развитии речевых навыков у детей. Она формируется в процессе восприятия и произношения звуков, а также усвоения правил и норм родного языка. Звуковая культура речи влияет на четкость и понятность высказывания, является основой для развития коммуникативных навыков и успешной адаптации в обществе.

Как развивается звукопроизношение у детей?

Звукопроизношение развивается у детей в онтогенезе, т.е. с рождения и до взрослого возраста. Вначале дети произносят звуки неопределенно, потом они начинают улавливать и воспроизводить звуки окружающей речи. Затем происходит совершенствование произношения звуков, и дети учатся правильно выделять и произносить отдельные звуки и звукосочетания. В этом процессе роль играют слуховые и артикуляционные навыки, тренировка и повторение звуков, а также воспитание и обучение ребенка в семье и детском саду.

Какие бывают виды нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут наблюдаться различные нарушения звукопроизношения. Например, это может быть замена одних звуков на другие (заикание, "шепелявость"), искажение звуков, неразборчивость речи и др. Такие нарушения могут быть связаны с анатомическими особенностями речевого аппарата, слабым слухом, недостатком речевого опыта или нарушениями в речевом развитии. Важно своевременно выявить и корректировать эти нарушения, чтобы обеспечить нормальное развитие речи у ребенка.