Сравнительный анализ состояния грамматики у старших дошкольников с ОНР( общим недоразвитием речи) и их сверстников с нормальным речевым развитием.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 05.09.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы состояния грамматики у старших дошкольников с ОНР
1.1.Понятие об импрессивном и экспрессивном аграмматизме
1.2.Характеристика нарушений грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.3.Логопедическая работа по устранению грамматических расстройств у дошкольников с ОНР
Выводы по Главе 1
Глава 2. Организация и содержание экспериментальной работы по сравнительному анализу состояния грамматики у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика экспериментальной группы
2.3. Методика исследования
Глава 3. Сравнительный анализ состояния грамматики у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием
Вывод по Главе 3.
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Дети заменяют «трудные» звуки более «легкими» для произношения: р на л, шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, нередко встречается общая смятенность речи. Ошибки и замена произнесения звуков очень разнообразны. Дети не всегда могут воспроизводить правильно структуру слова, они начинают укорачивать слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звукиОсновные проблемы, которые возникают у детей экспериментальной группы, обусловлены смешением звуков. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость.Наблюдалась общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.Дети из контрольной группы показали следующие результаты – 4 ребенка относятся к уровню выше среднего, что составляет 27 %, 10 детей к среднему уровню – 67%, и наконец один ребенок показал уровень ниже среднего – 6%.У детей контрольной группы, которые не полностью справлялись с заданием, дифференциация и произношение звуков Б – П не вызывает нареканий, произношение данных звуков достаточно четкое. Наибольшее количество пропусков звуков замечено при произношении С и Ш и звуков Л и Р.Графически результаты показаны на рисунке 3.Рисунок 3. Произношение слов сложного состава4. Использование предлогов без ошибок.При обследовании уровня произношения слов сложного состава мы получили следующие данные.Результаты исследования таковы: у 6 человек был выявлен уровень употребления предлогов без ошибок ниже среднего (40%), у 7 человек – средней уровень (47%), у 2 человек – уровень выше среднего (13%).Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Можно сказать, что по данному параметру в экспериментальной группе у детей большие проблемы с употребление предлогов. Нужна активная работа по устранению данного аграмматизма.Дети в контрольной группе практически все полностью справились с заданием – 12 человек показали уровень выше среднего (80%), а 3 человека средний уровень (20%).Графически результаты показаны на рисунке 4.Рисунок 4. Использование предлогов без ошибокВ целом, по результатам эксперимента мы можем сделать вывод о том, что наибольшие затруднения у детей с ОНР возникают при образовании притяжательных прилагательных (половина экспериментальной группы показало неудовлетворительный результат). Несколько лучшие результаты у таких детей в умении изменять существительные по падежам (треть группы показало результат выше среднего), большие проблемы в использовании предлогов. Кроме того, в процессе выполнения заданий мы отметили недостаточную устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. В целом все дети имеют довольно низкий уровень речевого развития для своей возрастной группы.Графически обобщенные результаты показаны на рисунке 5.Рисунок 5. Обобщенные результатыВывод по Главе 3.1. Наибольшие затруднения у детей с ОНР возникают при образовании притяжательных прилагательных (половина экспериментальной группы показало неудовлетворительный результат). 2. Несколько лучшие результаты у детей с ОНР в умении изменять существительные по падежам (треть группы показало результат выше среднего), большие проблемы в использовании предлогов. 3. В процессе выполнения заданий были отмечены недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. 4. В целом все дети имеют довольно низкий уровень речевого развития для своей возрастной группы.5. Можно сделать выводы, что с данными детьми нужно проводить большую коррекционную работу. Занятия следует проводить в занимательной и интересной для детей форме. В возрасте 5-6 лет у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к звуковому составу языка. У детей с недостатками речи желание научиться правильно, произносить слова и входящие в них звуки особенно велико. В процессе формирования лексико-грамматического строя речи следует побуждать познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время реальные задачи.ЗаключениеОбщее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.Совокупность пробелов в грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.У детей дошкольного возраста с ОНР отмечается значительное отставание в формировании грамматического строя речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. У детей с ОНР работа по формированию грамматических умений должна начинаться с уже прошедшей работы по формированию психологических предпосылок речевой деятельности, по развитию импрессивной речи; в работе, следует придерживаться принципа поэтапности, что позволяет переходить от лёгких заданий к более трудным.С целью сравнительного анализа состояния грамматики у старших дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием нами был проведен эксперимент, на котором мы исследовали: образование притяжательных прилагательных; словоизменение существительных по падежам в единственном и множественном числе; произношение слов сложного состава; объем употребления предлогов без ошибок.Наибольшие затруднения у детей с ОНР возникают при образовании притяжательных прилагательных (половина экспериментальной группы показало неудовлетворительный результат) и при употреблении предлогов. Несколько лучшие результаты у таких детей в умении изменять существительные по падежам (треть группы показало результат выше среднего). Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.Гипотеза о том, что дошкольники с ОНР имеют нарушения грамматического развития, связанные с ошибками в образовании притяжательных прилагательных, имеют проблемы со словоизменением существительных по падежам в единственном и множественном числе; затрудняются в произношение слов сложного состава и употреблении предлогов инуждаются в коррекционной работе, направленной на устранение грамматических расстройств, подтверждена.Грамматический строй детей 5-6 лет должен быть сформирован с привлечением всех специалистов и родителей, которые занимаются и проводят время с конкретным ребенком, тогда можно получить хорошие результаты развития речи.Список литературыБеккер К.П., Совак М. Л. Логопедия. М.: Просвещения, 1981.Бутолин С.Г., Низнамова Е.Л. Специфика интеллектуального развития детей с общим недоразвитием речи // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. – СПб.: Питер, 2003Вавинова Е.В. Методические основы формирования синтаксических структур в рече-языковой деятельности детей с общим недоразвитием речи// Научные проблемы развития и образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы VII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Ч. 1.- М.; АПК и ППРО, 2004., с. 219-224.Вавинова Е.В. Сопоставительный анализ формирования аспектов речи и языка у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня// Научные проблемы развития и образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы VII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Ч. 1.- М.; АПК и ППРО, 2004., с.214-219.Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Союз , 1990.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Наука, 1993.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание. - М.: Наука, Просвещение, 1990 Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Принципы психологических исследований умственной деятельности дошкольников с патологией речи. - М.: Просвещение, 1972.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Секичев, 1982.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1971. – 192 с.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969.Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.Ушакова Е. С. – Развитие речи дошкольников. – М.: Наука, 2001.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Наука, 1989.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 1991.Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Союз, 1959. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992.ПриложениеМатериалы для обследования грамматического строя детей 5-6 лет.1) Образование притяжательных прилагательных: Чей это хвост? У зайца___________________, у лисы___________________, у волка___________________. Прилагательные образованные от существительных: Шкаф сделан из дерева, значит он какой?______________________________ Чемодан из кожи__________________________________________________ Солдатик из пластмассы____________________________________________ Рюмка из стекла_______________________________________________ Книга из бумаги________________________________________________Обработка:Уровень выше среднего – ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями;Средний уровень – ребенок справился с заданиями при помощи воспитателя;Уровень ниже среднего – ребенок не справился с заданиями.2) Словоизменение существительных по падежам в единственном и множественном числе Посмотри на картинку и скажи: Петух без чего?_________________________________________________ Машина без чего?_________________________________________________ Мальчик нарисовал кого?____________________________________________ Стол без чего?_________________________________________________ Мальчик работает чем?______________________________________________ Дeвочка мечтает о чем?_____________________________________________Обработка:Уровень выше среднего – ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями;Средний уровень – ребенок справился с заданиями при помощи воспитателя;Уровень ниже среднего – ребенок не справился с заданиями.3) Произношение слов сложного состава Назови картинки: собака_________________________ медведь____________________________ корова_________________________ кисточка___________________________ лопата_________________________ пирамида__________________________ балалайка_____________________ Повтори слова милиционер______________________ температура______________________ Повторить словосочетания: космонавт- исследователь________________________________________ молодой экскурсовод___________________________________________ Жора будет художником___________________________________________Обработка:Уровень выше среднего – ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями;Средний уровень – ребенок справился с заданиями при помощи воспитателя;Уровень ниже среднего – ребенок не справился с заданиями.4) Использование предлогов без ошибокВставь слово, которое в нем пропущено.• Лена наливает чай ... чашки.• Почки распустились ... деревьях.• Птенец выпал ... гнезда.• Щенок спрятался ... крыльцом.• Пес сидит ... конуры.Обработка:Уровень выше среднего – ребенок самостоятельно справился со всеми заданиями;Средний уровень – ребенок справился с заданиями при помощи воспитателя;Уровень ниже среднего – ребенок не справился с заданиями.

Список литературы
1.Беккер К.П., Совак М. Л. Логопедия. М.: Просвещения, 1981.
2.Бутолин С.Г., Низнамова Е.Л. Специфика интеллектуального развития детей с общим недоразвитием речи // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. – СПб.: Питер, 2003
3.Вавинова Е.В. Методические основы формирования синтаксических структур в рече-языковой деятельности детей с общим недоразвитием речи// Научные проблемы развития и образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы VII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Ч. 1.- М.; АПК и ППРО, 2004., с. 219-224.
4.Вавинова Е.В. Сопоставительный анализ формирования аспектов речи и языка у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня// Научные проблемы развития и образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика: Материалы VII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. Ч. 1.- М.; АПК и ППРО, 2004., с.214-219.
5.Винарская Е.М. – Раннее речевое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1998.
6.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997.
7.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Союз , 1990.
8.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Наука, 1993.
9.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
10.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание. - М.: Наука, Просвещение, 1990
11.Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Принципы психологических исследований умственной деятельности дошкольников с патологией речи. - М.: Просвещение, 1972.
12.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Секичев, 1982.
13.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1971. – 192 с.
14.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Союз, 1968.
15.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Союз , 1969.
16.Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
17.Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Наука, 1991.
18.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.
19.Ушакова Е. С. – Развитие речи дошкольников. – М.: Наука, 2001.
20.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Наука, 1989.
21.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 1991.
22.Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Союз, 1959.
23.Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: Психология и педагогика, 1992.

Вопрос-ответ:

Что такое ОНР?

ОНР - это общее недоразвитие речи, которое характеризуется нарушениями в различных аспектах речевого развития.

Какие типы нарушений грамматического строя встречаются у старших дошкольников с ОНР?

У старших дошкольников с ОНР могут встречаться импрессивный и экспрессивный аграмматизмы, которые характеризуются нарушениями в соответствующей форме речи - понимании или выражении.

Какими методами проводится логопедическая работа по устранению грамматических расстройств у старших дошкольников с ОНР?

Логопедическая работа по устранению грамматических расстройств у старших дошкольников с ОНР проводится с использованием различных методов, включая игровые, наглядные и логопедические упражнения, а также индивидуальные и групповые занятия.

Какие основные теоретические основы статьи?

Основные теоретические основы статьи включают понятие об импрессивном и экспрессивном аграмматизме, характеристику нарушений грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и логопедическую работу по устранению таких расстройств.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что состояние грамматики у старших дошкольников с ОНР отличается от состояния грамматики у их сверстников с нормальным речевым развитием. Также отмечается необходимость проведения логопедической работы по устранению грамматических расстройств у дошкольников с ОНР.

Какие причины влияют на недоразвитие грамматики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Недоразвитие грамматики у старших дошкольников с ОНР может быть вызвано различными факторами, среди которых можно выделить наследственную предрасположенность, недостаточную стимуляцию речи в семье, а также недостаточную взаимодействие со сверстниками.

Какие особенности характеризуют нарушения грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?

Нарушения грамматического строя у старших дошкольников с ОНР проявляются в неправильной постановке окончаний слов, ошибочном использовании временных форм и нерациональном построении предложений.

Каковы основные методы логопедической работы по устранению грамматических расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Основные методы логопедической работы по устранению грамматических расстройств у дошкольников с ОНР включают различные игры, упражнения и уроки, направленные на правильное использование грамматических конструкций и формирование правильного грамматического строя.

Какую роль играют взаимодействие со сверстниками и стимуляция речи в решении проблемы недоразвития грамматики у старших дошкольников с ОНР?

Взаимодействие со сверстниками и стимуляция речи играют важную роль в решении проблемы недоразвития грамматики у старших дошкольников с ОНР, поскольку они способствуют развитию коммуникативных навыков, адекватной модели речи и правильного использования грамматических конструкций.