"Культура общения руководителя и подчиненного".
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 18.07.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Морально-психологический климат как показатель культуры
общения в коллективе
2. Управленческая культура: взаимоотношения руководителя и
подчиненного
2.1. Деловые нормативы и возможные варианты поведения
2.2. Распоряжение
2.3. Наказание и поощрение
2.4. Увольнение
3. Служебный этикет
3.1. Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным
3.2. Обращение
3.3. Общение с подчиненным
3.4. Совещание
Заключение
Список литературы
Однако такое обращение подчиненного к руководителю в глазах сослуживцев может быть воспринято как фамильярность, а руководителя к одному из подчиненных - как проявление неодинакового ко всем отношения, выделения «своих», «любимчиков», выражение особого расположения к «избранным», «приближенным». Поэтому одинаковое обращение ко всем сотрудникам на службе «вы» является не только выражением воспитанности и тактичности руководителя, но и важным инструментом сохранения служебной дистанции и поддержания дисциплины в коллективе.
3.3. Общение с подчиненным
Соблюдение правил служебного этикета в общении руководителя с подчиненными не только облегчает отношения между ними, но и служит верным средством создания благоприятных условий для эффективного труда служащего. Следующие пункты помогут руководителю планировать личную встречу с подчиненными:
заранее определите, что вы хотите сообщить, будьте готовы внести исправления в свои предложения в зависимости от хода обсуждения и информации, полученной от работника;
встреча должна проходить в месте, где вас не будут отвлекать, что позволит сотруднику расслабиться;
в результате обсуждения стороны предлагают конкретные шаги к действию с указанием точных сроков их выполнения, в конце обсуждения назначается и записывается время следующей личной встречи;
оцените текущие задачи: обсудите то, что было выполнено хорошо, и то, что не было сделано должным образом и по какой причине;
стремитесь к достижению согласия, потому что, согласившись, человек чувствует себя обязанным выполнить поставленную перед ним задачу;
во время пауз резюмируйте сказанное: таким образом, вы оба будете знать, что уже обсуждено, а что нет;
во время встречи делайте записи, а затем представьте копию заметок подчиненному.
3.4. Совещание
Демократизация всех сфер управленческой деятельности актуализирует такую форму делового общения, как совещание, общий настрой, деловитость и конструктивный характер которого определяется не только организационными талантами руководителя, но и его культурой, тактом, знанием правил поведения:
пунктуальность - важнейшее требование служебного этикета, задержка начала совещания из-за необязательности начальника - проявление неуважения к своим сотрудникам;
войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми;
неприличным считается обрывать выступающего, тем более грубыми, резкими замечаниями, если оратор говорит слишком долго и не по существу, можно напомнить ему о регламенте.
Требования этикета распространяются и на сотрудников, участвующих в совещании:
не следует опаздывать на совещание. Если это все-таки произошло, постарайтесь войти в помещение бесшумно и тихо пройти к свободному ближайшему месту;
во время совещания не принято переговариваться друг с другом, этим вы проявляете неуважение к выступающему, нарушаете ход его мысли, создаете шумовой фон, мешающий другим слушать оратора, демонстрируете отсутствие интереса к тому, о чем говорится.
неприлично демонстративно глядеть на часы, это производит впечатление, что вам скучно и неинтересно;
по окончании совещания первым встает председательствующий и только за ним - все остальные.
никогда не спорьте друг с другом, каждый должен обращаться только к председателю.
Заключение
Основой делового общения является доведение до исполнителя содержания управленческого решения, воли руководителя. Форма выражения этого решения может быть самой различной - от приказа, категорического требования до мягкой просьбы, совета, даже намека, но во всех случаях - это акт общения. Грамотный, знающий, талантливый руководитель достаточно демократичен в общении с подчиненными, однако умеет держать необходимую дистанцию, не допускает грубости, не лицемерит.
Непременными условиями формирования культуры современного руководителя являются:
социальная востребованность тех нравственных качеств, которые необходимы лидеру и наличие механизма противодействия проявлениям авторитаризма и неэтичности во взаимоотношениях с подчиненными;
этическое образование как неотъемлемая составляющая профессионального образования и повышения квалификации кадров персонала управления;
самообразование и самовоспитание как способ формирования социально востребованных нравственных качеств;
«прозрачность» и открытость руководителя в поступках и действиях, поддающихся моральной оценке;
наличие четких критериев нравственной оценки и их практическое применение в ходе карьерного продвижения.
Таким образом, во всех ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности, стержень поведения руководителя должны составлять вежливость, доверие к подчиненным и уважение их личного достоинства, искренность и доброжелательность. Но и подчиненные должны усвоить основные правила служебного общения: быть вежливыми, выдержанными, готовыми оказать услугу. Однако предупредительность, которая оборачивается услужливостью, свидетельствует не только о снижении чувства собственного достоинства у подчиненного, но и об отсутствии должной культуры у руководителя.
Список литературы
Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.
Кукушин В.С. Деловой этикет. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 288 с.
Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Руководитель и подчиненный // Журнал «Российское предпринимательство» № 11, 2001. – С. 12-15
Черноскутов В.Е., Парфенова И.Ю., Ступак И.М. Этика деловых отношений. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 230 с.
Черноскутов В.Е., Парфенова И.Ю., Ступак И.М. Этика деловых отношений. – Новосибирск: СибАГС, 2007, с. 51-52
Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2006, с. 87-88
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2005, с. 138-139
Кукушин В.С. Деловой этикет. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005, с. 189
Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Руководитель и подчиненный // Журнал «Российское предпринимательство» № 11, 2001. – С. 12-15
15
1.Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.
2.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.
3.Кукушин В.С. Деловой этикет. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 288 с.
4.Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Руководитель и подчиненный // Журнал «Российское предпринимательство» № 11, 2001. – С. 12-15
5.Черноскутов В.Е., Парфенова И.Ю., Ступак И.М. Этика деловых отношений. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 230 с.
Вопрос-ответ:
Как морально-психологический климат в коллективе отражает культуру общения руководителя и подчиненного?
Морально-психологический климат в коллективе является показателем культуры общения руководителя и подчиненного. Если руководитель обладает навыками эффективного общения, уважает мнение своих подчиненных и создает доверительные отношения, то морально-психологический климат будет благоприятным. В противном случае, в коллективе будет царить напряженность, недоверие и неудовлетворенность.
Как влияет управленческая культура на взаимоотношения руководителя и подчиненного?
Управленческая культура имеет огромное значение для взаимоотношений руководителя и подчиненного. Если руководитель следует деловым нормативам, соблюдает правила распоряжения, использует корректные методы наказания и поощрения, а также увольнения, то его отношения с подчиненным будут профессиональными и эффективными. В противном случае, взаимоотношения будут нестабильными и осложненными.
Какая роль служебного этикета в общении руководителя и подчиненного?
Служебный этикет играет важную роль в общении руководителя и подчиненного. Тактика ведения разговора, правильное обращение, умение общаться с подчиненным и проводить совещания - все это важные элементы служебного этикета. Благодаря его соблюдению, общение становится более гармоничным, профессиональным и эффективным.
Каким образом руководитель может улучшить культуру общения с подчиненным?
Руководитель может улучшить культуру общения с подчиненным, следуя нескольким рекомендациям. Во-первых, необходимо проявлять уважение к мнению подчиненных и активно слушать их. Во-вторых, применять корректные методы наказания и поощрения, чтобы подчиненные чувствовали справедливость. В-третьих, поддерживать доверительные отношения и вести служебные разговоры тактично. Все эти меры помогут создать благоприятную обстановку и повысить эффективность работы коллектива.
Как можно оценить культуру общения в коллективе?
Один из показателей культуры общения в коллективе - морально-психологический климат. Он характеризует отношения между руководителем и подчиненными. Морально-психологический климат можно оценить по наличию взаимопонимания, доверия, уважения, открытости, поддержки, конструктивной критики и другим факторам, которые способствуют эффективному взаимодействию в коллективе.
Какие нормативы делового поведения существуют между руководителем и подчиненным?
В деловом общении между руководителем и подчиненным существуют определенные нормативы поведения. Руководитель должен быть вежливым, уважительным, адекватным и объективным. Он должен проявлять интерес к мнению подчиненных, быть готовым выслушать их, учитывать их опыт и предложения. Подчиненные, в свою очередь, должны проявлять уважение к руководителю и соблюдать его инструкции, быть ответственными в выполнении своей работы.
Какими методами может пользоваться руководитель для управления подчиненным?
Руководитель может использовать различные методы управления подчиненными. Например, он может давать распоряжения, указывать на то, каким образом надо выполнить ту или иную задачу. Также руководитель может применять методы наказания и поощрения. Наказание может быть в виде замечания, выговора или дисциплинарного взыскания, а поощрение - в виде похвалы, премии или повышения.
Какой должна быть тактика ведения разговора руководителя с подчиненным?
Руководитель должен выбирать тактику ведения разговора в зависимости от ситуации. Он должен быть уверенным, но не агрессивным. Важно проявлять внимание и заинтересованность в том, что говорит подчиненный. Руководитель должен владеть навыками активного слушания, уметь задавать вопросы, обратить внимание на эмоциональное состояние собеседника и учитывать его мнение.
Какой показатель является основным в определении культуры общения в коллективе?
Основным показателем культуры общения в коллективе является морально-психологический климат.