Групповые методы в психологической оценке персонала.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 19.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и назначение оценки персонала предприятий
2. Особенности группового метода в оценке персонала
3. Формализованные системы оценки персонала
4. Методы и методики оценки персонала
4.1 Количественные методы
4.2 Качественные методы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На практике вопросы исходят из «требований к сотруднику», в которых перечислены индивидуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника), и дает ему возможность проявить себя наилучшим образом. Тем не менее, этот же фактор может стать причиной необъективности оценки. Эффективность такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы соотносятся с критериями работы.
Поведенческое интервью содержит структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта или способностей в определенных областях или применительно к критериям, связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа, предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи с тем, что интервью сосредоточено на процессе осуществления определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы, касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.
Ситуационное интервью основано на построении определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе оценки сотрудник старается дать социально-желательные ответы, то есть те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется возможность оценить, насколько данные представления соответствуют ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе, которую выполняет сотрудник.
Проективное интервью основано на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т. п. В ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет давать социально-желательные ответы. Однако процесс проведения проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера.
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов. Считается, что документы являются или могут считаться надежными свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это относится к официальным документам, но может относиться и к неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В процессе анализа документов могут исследоваться резюме, рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании (дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства), научно-исследовательские и публицистические работы и др.
Существуют методы, содержащие в себе признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего, это относится к бизнес-кейсам. Бизнес кейс – это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних, приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое главное, в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны, в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения бизнес-задач, с другой имеется возможность выявить систему нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет степень креативности работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы осознать важность психологической оценки персонала, можно вспомнить современную притчу. «Компания – производитель обуви направила двух своих представителей в африканскую страну, чтобы оценить там возможности для развития бизнеса. Через несколько дней от одного из них пришло сообщение: «Бизнес абсолютно бесперспективен: все жители ходят босиком», и от другого: «Великолепные перспективы: здесь до сих пор все ходят босиком». Вывод: просто видеть ситуацию – недостаточно, надо понимать, какую пользу можно извлечь для своего дела. А это умение – конструктивно видеть ситуацию – большой талант.
На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала предприятия, включающие достаточно большое количество методик с целью минимизации ошибок в процессе оценки. Однако, прежде всего, важно не просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям, существующим в организации, а за частую – когда речь идет о зарубежных методиках – и к условиям отечественной действительности. Огромное значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста, руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи, помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики деятельности компании.
В условиях нестабильности оценка персонала приобретает особый смысл. В период кризиса и минимизации затрат на персонал сокращаются соцпакеты, заработная плата, происходят массовые сокращения работников, каждый сотрудник рассматривается как единица для инвестирования финансового капитала. Для того чтобы правильно разместить капиталовложения, важно четкое представление о возможностях каждого представителя компании. В условиях кризиса особенно важным для компании становится сохранение наиболее эффективных сотрудников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. – 4-6 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.
Голиков В.Д., Гончаров А.И., Ахметшин А.Х. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2006. – 311 с.
Горленко О.А. Управление персоналом: учебное пособие / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – Брянск, БГТУ, 2006. – 244 с.
Григорьев В.П. Управление персоналом: процессный подход: учеб. пособие / В.П. Григорьев, Д.п. Соловьёв. – Самара. Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 108 с.
Кибанов А.Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.: ил.
Мелина Н.Ф., Ю.П. Морозов. Управление персоналом торгового предприятия. Учебное пособие для вузов. – Нижний Новгород: 2006. – 158 с.
Половинко В.С. Управление персоналом в инновационной организации: монография / В.С. Половинко, В.Е. Макарова. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2006. – 223 с. (Тр. учёных Ом. ун-та. Серия: Экономика).
Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.
Практика управления человеческими ресурсами, Майкл Армстронг. – СПб.: Питер, 2007. – 832 с.
Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 464 с.
Управление персоналом / Самыгин С.И. [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с.
Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. – с. 74.
Управление персоналом / Самыгин С.И. [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с. 196.
Управление персоналом / Самыгин С.И. [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 304.
Управление персоналом / Самыгин С.И. [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 305.
Горленко О.А. Управление персоналом: учебное пособие / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – Брянск, БГТУ, 2006. – с. 185.
Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с. 301.
Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – с. 112.
Голиков В.Д., Гончаров А.И., Ахметшин А.Х. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2006. – с. 156.
Григорьев В.П. Управление персоналом: процессный подход: учеб. пособие / В.П. Григорьев, Д.п. Соловьёв. – Самара. Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2006. – с. 78.
2
1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. – 4-6 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
2.Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 688 с.
3.Голиков В.Д., Гончаров А.И., Ахметшин А.Х. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2006. – 311 с.
4.Горленко О.А. Управление персоналом: учебное пособие / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – Брянск, БГТУ, 2006. – 244 с.
5.Григорьев В.П. Управление персоналом: процессный подход: учеб. пособие / В.П. Григорьев, Д.п. Соловьёв. – Самара. Изд-во самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 108 с.
6.Кибанов А.Я. Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
7.Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 320 с.: ил.
8.Мелина Н.Ф., Ю.П. Морозов. Управление персоналом торгового предприятия. Учебное пособие для вузов. – Нижний Новгород: 2006. – 158 с.
9.Половинко В.С. Управление персоналом в инновационной организации: монография / В.С. Половинко, В.Е. Макарова. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2006. – 223 с. (Тр. учёных Ом. ун-та. Серия: Экономика).
10.Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.
11.Практика управления человеческими ресурсами, Майкл Армстронг. – СПб.: Питер, 2007. – 832 с.
12.Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 464 с.
13.Управление персоналом / Самыгин С.И. [и др.]. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 380 с.
14.Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Какое назначение имеет оценка персонала на предприятиях?
Оценка персонала на предприятиях имеет целью оценить компетенции, навыки и качества сотрудников, чтобы принять правильные решения по приему, продвижению или увольнению персонала, а также для планирования развития и обучения сотрудников в организации.
В чем особенности группового метода в оценке персонала?
Групповой метод оценки персонала предполагает, что оценка производится не одним человеком, а группой людей. Это может быть комитет, коллектив руководителей или коллеги сотрудника. Такой подход позволяет получить более объективную оценку, так как мнение нескольких людей учитывается при оценке качеств и компетенций сотрудника.
Какие системы оценки персонала существуют?
Существуют формализованные системы оценки персонала, которые включают четко структурированные шкалы и критерии оценки. Некоторые из таких систем: "360 градусов", "потенциал/готовность", "оценка по достижениям", "оценка по компетенциям". Эти системы позволяют более объективно и справедливо оценить сотрудников.
Какие методы и методики используются для оценки персонала?
Для оценки персонала используются как количественные, так и качественные методы. К количественным методам относятся: масштабный анализ, шкала ранговых мест, балльно-рейтинговая шкала, шкала вероятности. К качественным методам относятся: метод психологических портретов, экспертная оценка, метод графической интерпретации, метод жизненных историй. В каждом случае применяется подходящая методика, в зависимости от целей оценки и особенностей персонала.
Какие индивидуальные характеристики учитываются при оценке персонала?
При оценке персонала учитываются различные индивидуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения работы. Это может быть высшее образование, профессиональный опыт, коммуникативные навыки, лидерские качества, творческий потенциал, аналитическое мышление, способность к самоорганизации и др. Конкретные характеристики зависят от профиля работы и требований компании.
Что такое оценка персонала?
Оценка персонала - это процедура, которая позволяет оценить компетенции, навыки и качества сотрудников организации с целью принятия решений о их карьерном развитии, премировании, повышении и управленческой поддержке.
Какие особенности имеет групповой метод в оценке персонала?
Групповой метод оценки персонала подразумевает использование группы оценщиков для сбора информации и вынесения окончательного решения по оценке. Он позволяет учесть множество разных точек зрения и снизить субъективность оценки. Кроме того, групповой метод обеспечивает более полное и объективное представление о работнике и его качествах, так как в оценке участвуют разные люди с разным опытом и знаниями.
Какие формализованные системы оценки персонала существуют?
Среди формализованных систем оценки персонала можно выделить такие, как масштабные оценки, рейтинговые шкалы, многомерные оценки и анализ групповой деятельности. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной системы зависит от потребностей и характеристик организации.
Какие количественные методы используются в оценке персонала?
Количественные методы оценки персонала включают оценку по шкале, использование числовой оценки на основе определенных критериев, использование показателей производительности и сравнительный анализ результатов работы сотрудника.
Какие качественные методы используются в оценке персонала?
Качественные методы оценки персонала включают наблюдение за работником в процессе выполнения его задач, интервью с работником и его непосредственными руководителями, анализ отзывов и рекомендаций о сотруднике, а также экспертные оценки.
Какое понятие и назначение оценки персонала на предприятии?
Оценка персонала на предприятии представляет собой процесс оценки производительности и компетенций сотрудников с целью принятия решений относительно их продолжения работы, повышения, премирования или обучения. Такая оценка помогает узнать, насколько эффективно сотрудник выполняет свои задачи, а также определить его сильные и слабые стороны для дальнейшего улучшения работы.
В чем особенности группового метода в оценке персонала?
Групповой метод оценки персонала представляет собой процесс оценки нескольких сотрудников одновременно, путем их наблюдения и анализа в рабочей среде. Основное отличие этого метода от индивидуального - это возможность получения более объективной информации об успехах и проблемах каждого сотрудника, так как работники часто взаимодействуют друг с другом и влияют на результаты работы коллектива в целом.