Налоговая система РФ, особенности её формирования и развития.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 36 36 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Сущность и функции налогов
1.1. Понятие, виды и функции налогов
1.2. Основные признаки налогов. Налоговое бремя
2. Анализ современной налоговой системы Российской Федерации
2.1. Эволюция налоговой системы РФ
2.2. Понятие и принципы налоговой системы, анализ доходов бюджета

3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1. Необходимость реформирования налоговой системы Российской Федерации
3.2. Направления реформирования налоговой системы РФ
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Это приводит, в конечном счете, к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.
Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки в связи с чем обостряется вопрос необходимости реформирования данного налога.
Также, в реформировании нуждается налог на прибыль, от уплаты которого возможно уклонится, зная особенности налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты, в частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.
В свою очередь если НДС и налог на прибыль является головной болью для крупного бизнеса, то в средний бизнес, прежде всего, страдает от ЕСН (с 2010 года страховые взносы), поскольку расходы на заработную плату наиболее ощутимы у небольших компаний. Что касается малого бизнеса, то он чаще всего говорил о необходимости сокращения налоговых проверок, поскольку многочисленные контролеры из налоговой инспекции, СЭС, пожарной охраны подчас парализовывали работу мелких частников.
Кроме проблем с налоговым законодательством, В РФ существует проблема с коррупцией, которая влияет на налоговую систему. В России проблема коррупции остается самым острым вопросом и, по мнению экспертов, продолжается ухудшаться. Согласно данным исследования, проведенного двумя экономистами - Андреем Яковлевым из Высшей школы экономики и Тимоти Фраем из Колумбийского Университета, 32,8% российских компаний назвали проблему коррупции "серьезной" и "очень серьезной". Всего эксперты опросили 500 руководителей и владельцев компаний выясняя, что мешает им развивать свой бизнес и как складываются их отношения с чиновниками.
Очевидно, что налоговая система — важнейший элемент рыночных отношений, и ее реформирование позволит удовлетворить потребности не только государства в части формирования доходов бюджета, но и общества в части снижения налоговой нагрузки.
3.2. Направления реформирования налоговой системы РФ

Совершенствование налогов
Роль государства в реформировании налогообложения, налоговой системы и налоговых отношений между органами власти и налогоплательщиками должна заключаться в установлении конституционных, социально – справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов власти перед обществом и государством. Для реформирования налоговой системы следует стремится не к увеличению объемов собираемости налогов, а к тому, что бы налоговая политика РФ должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
В первую очередь необходимо осуществить реформирование НДС, так как в РФ не утихают споры об этом налоге и с ним связанно много проблем. Для этого в области администрирования НДС необходимо найти решения двойной задачи - с одной стороны, снижение налоговой и административной нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, с другой стороны, повышения собираемости налога за счет сокращения возможностей для уклонения от налогообложения. При этом, общий объем поступления налогов в бюджет не должен снизится по сравнению со сложившимся уровнем (в реальном выражении или по доле в ВВП), или даже увеличится.
Необходимо, чтобы собираемость НДС повысилась, снизить НДС, например с 18% до 13%, при этом повысить акцизы, тогда по прогнозам МЭРТ можно рассчитывать на 5-процентное увеличение налогооблагаемой базы по НДС. В итоге за два года благодаря снижению НДС рост ВВП должен ускориться на 0,6—0,7%, при этом компаниям которые уклоняются от уплаты налога, тратят на обналичу от 10%, и при снижении ставки им будет выгоднее платить налог и не рисковать бизнесом и свободой. Также в условиях снижения ставки НДС можно создать благоприятные условия для развития именно перерабатывающих отраслей экономики, в которых доля добавленной стоимости и соответственно доля НДС в общей налоговой нагрузке на порядок выше, чем в добывающих отраслях. Вместе с тем при снижении ставки НДС следует сохранить льготную ставку этого налога в размере 10%, действующую ныне для ряда продовольственных товаров и товаров детского ассортимента.
Также ограничить возможность использования «фирм – однодневок» в целях уклонения от налогообложения. Это можно добиться за счет использования нескольких механизмов:
1. Введение информационных счетов по НДС. Предполагается ввести режим «мягкого» информационного сопровождения оборотов по НДС, не означающего замораживания средств налогоплательщиков на банковских счетах.
Обороты по НДС могут отражаться на специальных забалансовых счетах. Тогда в случае исчезновения налогоплательщика вместе с НДС, подлежащим уплате, налоговые органы смогут проконтролировать цепочки формирования обязательств по налогу.
2. Введение в практику налоговых органов системы опережающих индикаторов «проблемного состояния налогоплательщика». Предполагается разработать систему аналитических критериев, позволяющих отнести компанию к числу потенциально проблемных с точки зрения НДС-оборота:
- соотношение оборотов и обязательств по уплате НДС с объективными показателями производственного потенциала (численность персонала, мощности и т.п.). концентрация налоговых обязательств в относительно небольшой компании может означать, что она существует для обеспечения минимизации налоговых платежей своих контрагентов;
- темп наращивания обязательств по уплате НДС;
- характер постоянных связей компании, динамика их изменения.
Ограничение возможностей манипуляций с ценами и сортностью товаров при импорте (введение электронного сопровождения поставок). В рамках информатизации органов государственной власти целесообразно создать систему электронных каталогов товародвижения и электронных паспортов партий товаров. Данный метод может быть использован в сочетании с перекрестными проверками объемов поставок таможенными органами России и сопределеных государств.
Предлагается предоставление компаниям, отличающимся устойчиво высокой налоговой дисциплиной, статус «традиционного плательщика НДС», предусматривающий упрощенный порядок администрирования налога. При этом, в случае, если в последующем вскроются налоговые нарушения, совершенные в период применения статуса «традиционного плательщика НДС», к соответствующим компаниям могут применятся ужесточенные санкции.
В противном случае неизбежен рост цен на основные потребительские товары. Поэтому снижение НДС и улучшение его администрирования повлекут за собой рост бизнеса, а значит, и новые налоговые поступления.
Также можно снизить налог на прибыль, так как основной эффект от снижения налогов должен провялятся через повышение рентабельности инвестпроектов, поэтому если в будущем предприятие будет платить 18% налога на прибыль, то возможно, что часть инвестпроектов, которые были нерентабельными при ставках 20% и 24%, станут рентабельными.
Но при этом повышать налоги на землю, так как налог на недвижимость, который поступает в бюджет, составляет только 5% от всех налоговых поступлений, в то время как в европейских городах этот показатель составляет 50-60%.
Также в качестве реформирования налоговой системы необходимо уменьшить объемы представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности до минимума. Сейчас декларация по основным налогам занимает до 10 страниц. При этом формы налоговых деклараций постоянно меняются. Поэтому пора привести размер представляемой отчетности в соответствие с масштабом деятельности налогоплательщика – переизбыток информации затрудняет работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Осуществление всех предложенных мероприятий будет не только способствовать развитию бизнеса, но и повысит доходы бюджета.
Совершенствование методов налогового регулирования
Реализация мероприятий по совершенствованию методов налогового регулирования в России за последние три года позволила существенно снизить ставки практически по всем основным налогам:
- по налогу на прибыль организаций – с 35% до 20%;
- по налогу на добавленную стоимость - с 20% до 18%;
- по единому социальному налогу - с 35,6% до 26%, однако с 2010 года ЕСН был заменен страховыми взносами, что приведет в 2011 году к повышению тарифов страховых взносов .
По налогу на доходы физических лиц действует плоская шкала налогообложения – 13%.
Кроме того, установлены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые также предусматривают пониженные налоговые ставки, что стимулирует развитие предпринимательской деятельности. Однако, такие специальные налоговые режимы не могут применяться в отношении представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации.
Для совершенствования методов налогового регулирования экономики в России в первую очередь необходимо доработать Налоговый кодекс РФ, а именно внести главу о налоге на доходы физических лиц.
Также необходимо произвести дальнейшее снижение ставок по основным налогам, таким как НДС, налог на прибыль, НДФЛ, так как снижение ставок побуждает предприятия работать более эффективно, что увеличивает не только благосостояние собственника, но и доходы в бюджет. Кроме того, при низких налоговых ставках растут сбережения, и появляется стимул к инвестированию.
Для совершенствования методов налогового регулирования необходимо предусмотреть больше оснований для получения отсрочки, рассрочки, налогового и инвестиционного налогового кредита, а также рассмотреть возможность снижение платы за использование данных льгот. Так, к примеру, основанием для получения рассрочки может быть вновь созданное предприятие на период от 3 до 6 месяцев с целью стимулирования развития нового бизнеса.
Среди не менее важных направлений дальнейшего совершенствования российских методов налогового регулирования является совершенствование налогового администрирования.
В качестве основного перспективного направления функционирования и развития ФНС России определяет совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам. Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками.
Однако, несмотря на некоторое повышение уровня соблюдения налоговой дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.
В настоящее время принят и введен в действие федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», предусматривающий изменение процедуры налогового контроля, упорядочения налоговых проверок, в том числе повторных, документооборота в налоговой сфере, расширение прав налогоплательщиков и другие меры.
Сохраняется курс на совершенствование налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.
Все предложенные мероприятия способствуют повышению эффективности методов налогового регулирования экономики страны, что положительно скажется на налоговом климате станы и повысит доходы бюджета.
Заключение

Налоги – совокупность финансовых отношений, они связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны быть одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Налоговая система представляет собой совокупность действующих в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
В процессе написания данной курсовой работы были изучены понятие, виды и функции налогов, основные признаки и понятие налогового бремени. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Выделяют налоги федеральные, региональные и местные. По способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Выделяют пять основных функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.
Далее были рассмотрены понятие налоговой системы и принципы налогообложения. Совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов представляют собой налоговую систему.
В настоящее время в Российской Федерации установлены 8 федеральных налогов, 3 региональных и 2 местных. Действующая в настоящее время в РФ налоговая система базируется на восьми основных принципах, среди которых всеобщность, равенство и справедливость, запрещение дискриминации, экономическое обоснование налогов и другие. Также изучалась эволюция налоговой системы и проводился анализ доходов бюджета.
На завершающей стадии исследования изучались пути совершенствования и реформирования существующей системы налогообложения, для чего изучались причины и необходимость реформирования, среди которых высокое налоговое бремя, не эффективное администрирование, что приводит к разработке схем ухода от налогообложения и, соответственно, к сокращению доходов бюджета. Далее разрабатывались основные направления реформирования, к которым относится:
Реформирование налогов, в первую очередь НДС и налог на прибыль (снижение ставок, повышение качества контроля), сокращение отчетности;
Совершенствование методов налогового регулирования, в том числе расширение возможностей по получению рассрочки, отсрочки и кредита по налогам, повышение качества администрирования налоговых органов.
Данные мероприятия позволят не только стимулировать развитие бизнес процессов, но и приведут к росту налоговых поступлений и, соответственно, росту доходов бюджета.





Список литературы

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 30.12.2008)
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г № 146 ФЗ в редакции 17.05.2007 года;
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ в редакции от 04.12.2007 г с изменениями от 30.04.2008года
Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., М.: Финансы и статистика, 2008, 448с.;
Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. «Налоги и налогообложение», СПб.: Питер, 2005, 752 с.;
Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. «Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие», М.: Феникс, 2008, 308 с.;
Евстигнеев Е. Н., . "Налоги и налогообложение" краткий курс, 2-е издание, СПб.: Издательский дом «Питер», 2005 год, 288с.;
Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы.- 2006.- №3.
Латышев В.И. "Налоговые правонарушения: поиск и выявление", М.: Финансы и статистика, 2006, 96с.;
Лушина С.И., Слепова В.А. «Государственные и муниципальные финансы: Учебник», М.: Экономистъ, 2007, 763 с.;
Лыкова Л. Н Налоги и налогообложение в России: Учебник, Дело, 2004, 368с.;
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. 2-е издание, М.: Инфра-М, 2008, 360 с.;
Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. Пособие, М.: Финансы и статистика, 2006, 256с.;
Основы налогообложения и налогового законодательства. / Е. Евстигнеев,- СПб: Питер, 2003. - 256 с
Пансков В.Г. "Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов", Издательство: МЦФЭР, 2006.;
Под ред. И.А. Майбурова Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие Е. - М.: ИТК Дашков и К 2006
Чернова Е.Г., Иванов В.В., Базулин Ю.В. и др. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие для вузов (под ред. Черновой Е.Г.) М: Проспект /ТК Велби 2004г. - 208 с.
www.consultant.ru - Справочная правовая система “Консультант Плюс”;
http://www.akdi.ru/GD/proekt/099257cm.shtm - Пояснительная записка к ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»);
http://www.nalog.ru/ - официальный сайт ФНС;
www.minfin.ru – ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» с изменениями и дополнениями;
www.minfin.ru – ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на прогнозируемые 2009 и 2010 года» с изменениями и дополнениями;
http://abc.informbureau.com/html/iaeiae.html -Экономический словарь.
www.tax-nalog.km.ru – Энциклопедия налогов



















3



Т 100%

0%

Доходы

Д мах

А

В

Список литературы

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 30.12.2008)
2.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г № 146 ФЗ в редакции 17.05.2007 года;
3.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ в редакции от 04.12.2007 г с изменениями от 30.04.2008года
4.Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., М.: Финансы и статистика, 2008, 448с.;
5.Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. «Налоги и налогообложение», СПб.: Питер, 2005, 752 с.;
6.Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. «Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие», М.: Феникс, 2008, 308 с.;
7.Евстигнеев Е. Н., . "Налоги и налогообложение" краткий курс, 2-е издание, СПб.: Издательский дом «Питер», 2005 год, 288с.;
8.Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы.- 2006.- №3.
9.Латышев В.И. "Налоговые правонарушения: поиск и выявление", М.: Финансы и статистика, 2006, 96с.;
10.Лушина С.И., Слепова В.А. «Государственные и муниципальные финансы: Учебник», М.: Экономистъ, 2007, 763 с.;
11.Лыкова Л. Н Налоги и налогообложение в России: Учебник, Дело, 2004, 368с.;
12.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. 2-е издание, М.: Инфра-М, 2008, 360 с.;
13.Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. Пособие, М.: Финансы и статистика, 2006, 256с.;
14.Основы налогообложения и налогового законодательства. / Е. Евстигнеев,- СПб: Питер, 2003. - 256 с
15.Пансков В.Г. "Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов", Издательство: МЦФЭР, 2006.;
16.Под ред. И.А. Майбурова Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
17. Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие Е. - М.: ИТК Дашков и К 2006
18.Чернова Е.Г., Иванов В.В., Базулин Ю.В. и др. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие для вузов (под ред. Черновой Е.Г.) М: Проспект /ТК Велби 2004г. - 208 с.
19.www.consultant.ru - Справочная правовая система “Консультант Плюс”;
20.http://www.akdi.ru/GD/proekt/099257cm.shtm - Пояснительная записка к ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»);
21.http://www.nalog.ru/ - официальный сайт ФНС;
22.www.minfin.ru – ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» с изменениями и дополнениями;
23.www.minfin.ru – ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на прогнозируемые 2009 и 2010 года» с изменениями и дополнениями;
24.http://abc.informbureau.com/html/iaeiae.html -Экономический словарь.
25.www.tax-nalog.km.ru – Энциклопедия налогов

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют налоги в Российской Федерации?

Налоги в Российской Федерации выполняют несколько функций. Во-первых, они являются одной из основных источников доходов бюджета, обеспечивая финансирование государственных программ и проектов. Во-вторых, налоги используются как инструмент экономической политики, позволяющий регулировать экономические процессы и стимулировать развитие определенных отраслей. Налоги также выполняют социальную функцию, позволяя обеспечить социальную защиту населения и решить социальные проблемы.

Каковы основные направления реформирования налоговой системы в Российской Федерации?

Реформирование налоговой системы в Российской Федерации может быть направлено на несколько основных целей. Во-первых, это упрощение налогового законодательства и процедур уплаты налогов, с целью снижения бюрократической нагрузки на предпринимателей и стимулирования экономической активности. Во-вторых, реформирование может быть направлено на оптимизацию налоговых ставок и налоговых льгот, с целью привлечения инвестиций и развития отдельных отраслей экономики. Кроме того, реформа налоговой системы может быть направлена на более эффективное использование налоговых доходов, путем улучшения механизмов их распределения и контроля.

Какова сущность и функции налогов?

Сущность налогов заключается в обязательности и безвозмездности их уплаты гражданами и организациями государству. Налоги являются важным инструментом в формировании доходов государственного бюджета. Основной функцией налогов является финансовое обеспечение государственных нужд, осуществление социальных программ, инвестиций в развитие экономики страны, обеспечение безопасности и обороны.

Какие виды и функции налогов существуют?

В зависимости от сферы применения, налоги делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Функции налогов подразделяются на бюджетные и экономические. Бюджетные функции направлены на формирование и пополнение бюджетов всех уровней, финансирование государственных программ и обеспечение социальной защиты граждан. Экономические функции налогов включают контроль за экономической деятельностью, стимулирование развития определенных отраслей экономики, регулирование спроса и предложения на рынке.

Какие основные признаки налогов?

Основными признаками налогов являются обязательность, безвозмездность, платежеспособность налогоплательщика, отсутствие прямой пропорциональной связи между уплачиваемыми налогами и получаемыми от государства услугами. Также налоги характеризуются стабильностью, то есть они взимаются на постоянной основе и являются основным источником доходов государства.

Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя представляет собой долю налоговых платежей в доходах населения или прибыли организации. Оно отражает степень обременения экономических субъектов налогами и может быть разным для разных категорий граждан и компаний. Налоговое бремя может влиять на экономическую активность населения и деловую активность организаций.

Что такое налоговая система РФ и как она формируется и развивается?

Налоговая система РФ - это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, устанавливаемых законодательством России. Она формируется и развивается через принятие соответствующих законов и регулярное обновление налогового кодекса. Налоговая система РФ также развивается в соответствии с изменениями в экономической и политической ситуации в стране и влиянием мировых тенденций в области налогообложения.

Каковы основные функции налогов и какие бывают виды налогов?

Основные функции налогов включают финансовое обеспечение государственных расходов, регулирование экономики, социальную защиту и повышение справедливости в обществе. Виды налогов могут быть различными, такими как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ндс, акцизы и другие.

Какие основные признаки налогов можно выделить?

Основные признаки налогов включают обязательность и принудительность уплаты налогов, платежи осуществляются в денежной форме, устанавливаются государством, взимание налогов должно быть оформлено законодательно, ставки налогов могут быть фиксированными или пропорциональными, налоги могут быть установлены на различные объекты налогообложения.