Организация социальной поддержки гражданам пожилого возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 66 66 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.10.2009
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Пожилые люди как объект социальной работы
1.1. Пожилые люди как социально-демографическая группа
1.2. Правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
Выводы по главе 1
Глава 2. Социальная поддержка пожилых людей
2.1. Основные направления социальной поддержки пожилых людей
2.2. Зарубежный опыт социальной поддержки пожилых людей
Выводы по главе 2
Глава 3. Опыт организация социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района г. Санкт-Петербурга
3.1. Общая характеристика деятельности КЦСО Московского района
3.2. Анализ потребностей пожилых людей в социальной поддержке на базе КЦСО Московского района
3.3. Рекомендации по повышению эффективности социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

В несколько этапов проводится конкурс на лучшего социального работника района, округа, города. Большинство мероприятий КЦСО освещаются телевидением (районные кабельные каналы) и в районной прессе. Несколько раз в год проводятся выставки творчества подопечных КЦСО.

3.2. Анализ потребностей пожилых людей в социальной поддержке на базе КЦСО Московского района

В эмпирическом исследовании принимали участие люди старше 60 лет, вышедшие на пенсию. Выборка составила 50 человек (32 женщины, 18 мужчин). Исследование проводилось на базе КЦСО Московского района. Выборка формировалась на основе случайного отбора.
Метод эмпирического исследования: формализованное интервью; метод сбора данных: анкетирование.
Респондентам предлагалось заполнить анкету, зачитывалась инструкция (см. приложение 1), респонденты работали индивидуально, некоторые вопросы озвучивались. Проблем в процессе исследования не возникало.
Проведение исследования включало три этапа:
Подбор методик исследования и формирование выборки
Проведение анкетирования
Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций
Представим описание выборки.
Рисунок 1.Пол респондентов

Большинство респондентов относятся к возрастной категории 66-70 лет, а также – 60-65 лет.
Рисунок 2.Возраст респондентов


76 % респондентов отнесли себя к группе пенсионеров, 21% - инвалиды. Таким образом большинство респондентов часто нуждается в медицинской помощи. Большинство пожилых них в силу различных физических, психических, социальных причин нуждается в медицинской и социальной помощи на дому.
Показатели обращаемости пожилых и старых лиц обоего пола за медицинской помощью показывают, что максимальный процент обращений составил в возрастной группе 71–75 лет (33,2%), на втором месте престарелые 75-80 лет (33%), далее — пожилые 60–70 лет (23,8%). Полученные данные подтверждают показанные нами ранее выраженные нарушения психо-соматического статуса и большую нуждаемость в помощи на дому лиц возрастной группы 70–79 лет, обозначенную как группа повышенного риска.



Если говорить о материальном положении респондентов, то большее количество (77%) сказали, что “Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) вызывает затруднения”. 14% находятся ниже этого уровня – “На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения”, 3 % находятся на уровне бедности.
Рисунок 4 Материальное положение респондентов

Большинство респондентов после выхода на пенсию отметили изменения своего физического и психологического состояния. При анализе ответов респондентов мужского пола выявились следующие показатели. Наибольшее число ответивших (67%) указывали на снижение работоспособности и увеличение числа жалоб на здоровье. Другие наиболее частые ответы (62%) были связаны с жалобами на уменьшение двигательной активности, нарушение сна и бессонницу. Обращает внимание высокая частота (52%) страданий, обусловленных ощущением потери энергии, а также заметным сужением круга интересов. Почти половина пожилых и старых мужчин, принимавших участие в опросе (48%), отметили появление чувства никчемности. Несколько меньшее число респондентов (43%) указали на уменьшение общения с кем-либо.
Анализ ответов опрошенных лиц обоего пола по возрастным группам показывает следующее. В возрастной группе до 70 лет максимальный процент (56%) опрошенных указали на увеличение числа жалоб на здоровье, нарушение сна и бессонницу, а также на нарушение аппетита или уменьшение веса тела. Следующими по частоте (44%) были отмечены — снижение работоспособности, появление чувства никчемности, сужение круга интересов, самообвинения. Треть опрошенных этой возрастной группы указали также на снижение чувства радоваться чему-либо. В возрастной группе 71–75 лет 91% опрошенных отметили увеличение числа жалоб на здоровье. Более двух третей респондентов (78%) указывали на снижение работоспособности, уменьшение двигательной активности и чувство потери энергии. Нарушение сна и бессонницу выделили в своих ответах 61% пожилых. К значимым показателям в ответах можно отнести и то, что свыше половины опрошенных (52%) жаловались на сужение круга интересов и почти половина (48%) на уменьшение общения. В возрастной группе 76–80 лет наибольший процент респондентов (82%) отметил наличие навязчивых мыслей о смерти.
Таким образом можно констатировать, что после выхода на пенсию особую актуальность приобретает организация жизнедеятельность, пожилых людей, адаптация к происходящим изменениям.
Если говорить о том, какими услугами социального обеспечения пользуются пенсионеры, то 57% респондентов находятся на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 43% нет
Рисунок 5. Находитесь ли вы на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?


Их тех, кто находится на обслуживании, наибольшее количество респондентов состоят на обслуживании– от 1 года до 3 лет (46%), 30% - от 3 до 5 лет.
На вопрос почему респондент не состоит на обслуживании в КЦСО, част отвечает нежелание зависеть от организации, часть сложности с постановкой на обслуживание (незнание своих прав, сложности с оформлением документации). Отдельно стоит отметить низкий уровень осведомленности пожилых людей о своих правах и возможностях.
Рисунок 6.Сколько времени Вы находитесь на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?


Качество предоставляемых услуг оценивается наибольшим количеством респондентов как удовлетворительное (56%), 34 % говорят о хорошем уровне обслуживания, 10% оценивают как плохой уровень.
Причины неудовлетворенностью услугами КЦСО респонденты называют следующие: формальный подход, очереди, сложности с оформлением документов. Многим пожилым людям физически тяжело посещать ЦСО, учитывая, что приходится проводить часть времени в очередях. Некоторые отмечают отсутствие информации по необходимым вопросам, сложности в восприятии этой информации. В качестве положительных моментов отмечают работу отдельных специалистов, отдельные предоставленные услуги.
Рисунок 7.Как Вы оцениваете качество предоставляемых Вам услуг?


Как показали результаты, далеко не все пенсионеры пользуются услугами ЦСО, возникает необходимость в организации новых форм социальной работы с пожилыми людьми. На вопрос о том, как часто респонденты пользуются услугами ряда учреждений и организаций, были получены следующие результаты:
На обслуживании в КЦСО состоят 43 % респондентов, при этом 19% иногда пользуется услугами КЦСО, 15% редко, 9% часто.
Отделение дневного пребывания пожилых пользуется гораздо меньшей популярностью – 92% никогда его не посещали, 2 % посещают часто, 5 % иногда и редко прибегает к его услугам.
Совет Ветеранов довольно популярен в кругах пенсионеров - 36% пользуется услугами Совета Ветеранов, но редко, 18% иногда и только 2 % – часто. 44% - не посещает Совет Ветеранов вообще.
Санатории, пансионаты также доступна узкому кругу пенсионеров: 20% посещает их, но редко, 5% иногда и 2% часто. 73% не посещает.
Таблица 1. Как часто вы пользуетесь услугами следующих учреждений и организаций?
  часто иногда редко никогда КЦСО 9 19 15 57 Отделение дневного пребывания 2 5 1 92 Совет ветеранов 2 18 36 44 Санатории, пансионаты 2 5 20 73 поликлиника 46 30 21 3 дом культуры 2 15 12 71 Группы по интересам 2 12 24 62 Общественные организации 4 12 8 76
Поликлиника занимает лидирующее место среди данного ряда учреждения: за медицинской помощью вынуждены обращаться все респонденты, однако платные медицинские услуги доступны немногим. В тоже время поликлиника является средством общения для многих пенсионеров – 46% часто ее посещает, 30% иногда, 21% редко и только 3 человека не пользуются услугами поликлиники.
Дом Культуры не популярен среди пенсионеров – 71% не посещает его вообще. 15% иногда посещает, 12 % редко и 2 % часто.
Группы по интересам в структуре досуга пенсионеров представлены следующим образом: 12% иногда их посещает, 12 % редко и 2 % часто посещает подобные мероприятия.
Общественные организации также слабо популярны среди пенсионеров – 76% не посещает их вообще. 12% иногда посещает, 8% редко, 4 % часто.
На вопрос о том, как часто хотели бы респонденты пользоваться услугами ряда учреждений и организаций, были получены следующие результаты:

Таблица 1. Как часто вы хотели бы пользоваться услугами следующих учреждений и организаций?
часто иногда редко никогда КЦСО 11 38 35 15 Отделение дневного пребывания 8 42 32 18 Совет ветеранов 5 34 35 26 Санатории, пансионаты 15 46 32 7 поликлиника 10 15 58 17 дом культуры 8 32 51 9 Группы по интересам 17 42 35 6 Общественные организации 12 25 42 21
Если говорить о том, какие организации и учреждения хотели бы посещать пожилые, то получены следующие результаты:
Услугами КЦСО хотели бы пользоваться 85% респондентов, при этом 38 %– иногда, 35% – редко и 11% готовы часто посещать КЦСО.
Отделение дневного пребывания также хотели бы посещать большее количество респондентов – 82%, из них 42% – иногда, 32% редко и 8% человек хотели бы часто посещать отделение дневного пребывания.
Совет Ветеранов 34% и 35% респондентов готовы иногда и редко посещать. 26% не интересуются мероприятиями, проводимыми Советом Ветеранов.
Санатории, пансионаты при наличии возможности хотели бы посещать 93% пожилых. 46% – иногда, 32% – редко и 15% готовы часто посещать санатории.
Поликлинику хотели бы посещать далеко не все пожилые – 58% хотели бы делать это как можно реже, 17% не хотели бы вообще. В то же время 25% готовы иногда и часто прибегать к услугам поликлиники.
Дом культуры хотели бы изредко посещать 51% пожилых, 32% –иногда и 8% часто.
Группы и клубы по интересам являются довольно востребованными среди пенсионеров - 42% готовы иногда их посещать, 35% изредко и 17% часто.
Общественные организации востребованы среди 79% респондентов: 42% хотели бы изредко их посещать, 25% иногда и 12% часто.
Что касается Дома Культуры, то большинство пожилых мало осведомлены о проводимых мероприятиях и редко их посещает. Несмотря на это большая часть проявляет заинтересованность и готовы посещать время от времени определенные мероприятия.
3.3. Рекомендации по повышению эффективности социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района

В качестве рекомендаций по повышению эффективности социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района важно отметить: повышение информированности жителей о существующих в районе услугах (наличие информации, ее доступность для пенсионеров) и повышение доступности различных услуг для пенсионеров. Важно формировать статус учреждений социально обслуживания.
Из услуг, которая пользуется особым спросом можно отметить клуб и группы по интересам. С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни. Важно формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни; ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам способностям. При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами. Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.). Данные занятия возможно организовать также на базе центров социального обслуживания и поликлиник. Геронтообразование должно сформировать новый облик старости – продуктивной, компетентной, деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни.
Следует обратить внимание на то, что далеко не все специалисты ЦСО видят ценность досуговой деятельности населения и пытаются осуществить организацию досуга различных социальных групп - клиентов социальных служб. Отсутствие опыта работы в данном направлении, дефицит специальной литературы по организации досуга в социальных центрах с одной стороны и наличие потребностей в культурно-досуговой деятельности самих клиентов социальных служб с другой стороны позволяют говорить об актуальности научной и практической значимости организации досуга пожилых в системе социальных служб.
Группы по интересам являются широко востребованными среди пенсионеров, однако в реальной ситуации мало кто их посещает. Во-первых, такие группы и клубы существуют далеко не в каждом микрорайоне, пенсионеры плохо информированы о существующих группах, многим сложно найти необходимую информацию и начать планомерно посещать те или иные занятия. Как уже отмечалось, существует высокая степень одиночества, тоски и изоляции у престарелых. В то же время они способны не только работать, но и учиться и приспосабливаться к новым условиям. Эта трагическая ситуация рождает у престарелых чувство бесполезности, усугубляемое в условиях современного общества, в котором существует культ молодости и пренебрежительное отношение к старости. Участие в группах по интересам могут вернуть чувство принадлежности к некой общности, которое раньше давала работа, ощутить свою полезность, восстребованность. Это могут быть как занятия направленные на поддержание физической формы, релаксации, психокоррекционные мероприятия, мини-лекции по отдельным актуальным вопросам, так и занятия, посвященные различным видам творческого самовыражения, рукоделия.
Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение. Возможна организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию. Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.
Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение. Возможна организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию. Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии. Большое внимание следует уделять обучению методам саморегуляции, релаксации.
Целесообразно размещать красочную рекламу в поликлиниках (плакаты, стенды), центрах социального обслуживания, издавать брошюры с подробным изложением всей информации. В рамках психологического просвещения в форме брошюр, памяток. Представить информацию об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию. Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.
Важно увеличить информированность о мероприятиях проводимых Советом Ветеранов, Домом Культуры, так как большая часть пенсионеров готовы посещать данные мероприятия, но не могут получить своевременную информацию. Также целесообразным является организация мероприятий и праздников геронтологической направленности - возможными мероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования, фестивали, «Диалог поколений», конкурсы «мудрейших», слеты, форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельности органов власти и местного управления в интересах пожилых. В информировании населения могут помочь газеты, издаваемые на территории района, микрорайона.
Также важно отметить необходимость подготовки специалистов по работе с пожилыми людьми, разработку образовательных программ.
Выводы по главе 3

Результаты эмпирического исследования, проведенного на базе КЦСО Московского района позволяют сделать вывод о том, что спектр социальных услуг (КЦСО, отделение дневного пребывания, Совет Ветеранов, Дом Культуры, поликлиника, занятия по интересам), не всегда соответствует ожиданиям и потребностям пожилых людей.
В данной ситуации важность приобретает организация новых форм социальной работы с пожилыми. Особый интерес у пенсионеров вызвала организация групп и клубов по интересам, посещения отделения дневного пребывания, различные мероприятия проводимые Домом Культуры и Советом Ветеранов. Наибольшее количество пенсионеров хотели бы посещать санатории и пансионаты, отделение дневного пребывания, занятия по интересам, мероприятия Дома Культуры. Поликлиника, Сове Ветеранов могут быть использованы для информирования посетителей о проводимых в районе мероприятиях.
В качестве самого перспективного направления работы с пожилыми людьми можно выделить формирование социальной среды с помощью досуговых форм. Причиной того, что многие пенсионеры не посещают тех организаций, которые они хотели бы посещать является плохая информированность о видах услуг, слабая осведомленность о необходимых условиях для того, что получать те или иные услуг, а также сложности бюрократического характера. По результатам исследования разработаны рекомендации по повышению эффективности социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района.
Заключение

Старение населения как феноменальный социально-демографический процесс неизбежно становится предметом озабоченности всех стран. Данная проблема актуальна и для России — политика социальной поддержки пожилых людей отражает сущность любого общества и государства независимо от политического строя. В условиях переходного периода к рыночной экономике общественное положение пожилого человека в России резко ухудшилось. Как социально-демографическая группа, составляющая более чем одну пятую населения, граждане старшего поколения остро нуждаются в социальной поддержке со стороны государства. В связи с этим возрастает необходимость оказания профессиональной помощи пожилым, роль социальных услуг как механизма социальной интеграции и защиты. Требуется изменять представление о пожилых людях как о непродуктивных членах общества. В отношении граждан старшего возраста наиболее важным является поддержка их социальных способностей, взаимодействие с общественными организациями, вовлечение в самопомощь и взаимопомощь.
В работе было проведено исследование методом анкетного опроса потребностей в социальном обслуживании пожилых людей, проживающих на территории Московского района.
На основе результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что спектр социальных услуг (КЦСО, отделение дневного пребывания, Совет Ветеранов, Дом Культуры, поликлиника, занятия по интересам), не всегда соответствует ожиданиям и потребностям пожилых людей. Далеко не все пожилые пользуются услугами ЦСО, в данной ситуации важность приобретает организация новых форм социальной работы с пожилыми. Особый интерес у пенсионеров вызвала организация групп и клубов по интересам, посещения отделения дневного пребывания, различные мероприятия проводимые Домом Культуры и Советом Ветеранов. Наибольшее количество пенсионеров хотели бы посещать санатории и пансионаты, отделение дневного пребывания, занятия по интересам, мероприятия Дома Культуры. Поликлиника, Сове Ветеранов могут быть использованы для информирования посетителей о проводимых в районе мероприятиях. Таким образом в качестве самого перспективного направления работы с пожилыми людьми можно выделить формирование социальной среды с помощью досуговых форм. Причиной того, что многие пенсионеры не посещают тех организаций, которые они хотели бы посещать является плохая информированность о видах услуг, слабая осведомленность о необходимых условиях для того, что получать те или иные услуг, а также сложности бюрократического характера. Также надо отметить, что не все виды услуг доступны в силу либо финансовых средств (путевки в санатории дороги для большинства пенсионеров), либо территориальных – не во всех районах существуют группы и клубы по интересам для пожилых людей. Отдельно важно отметить низкий уровень осведомленности пожилых людей о своих правах и возможностях.
В качестве рекомендаций по повышению эффективности социальной поддержки граждан пожилого возраста на примере КЦСО Московского района важно отметить:
повышение информированности жителей о существующих услугах (наличие информации, ее доступность для пенсионеров) и повышение доступности различных услуг для пенсионеров. Важно увеличить информированность о мероприятиях проводимых Советом Ветеранов, Домом Культуры, так как большая часть пенсионеров готовы посещать данные мероприятия, но не могут получить своевременную информацию. В этом могут помочь газеты, издаваемые на территории района, микрорайона.
подготовка специалистов по работе с пожилыми людьми, разработку образовательных программ. Далеко не все специалисты ЦСО видят ценность досуговой деятельности населения и пытаются осуществить организацию досуга различных социальных групп - клиентов социальных служб. Отсутствие опыта работы в данном направлении, дефицит специальной литературы по организации досуга в социальных центрах с одной стороны и наличие потребностей в культурно-досуговой деятельности самих клиентов социальных служб с другой стороны позволяют говорить об актуальности научной и практической значимости организации досуга пожилых в системе социальных служб.
формирование статуса учреждений социально обслуживания. Несмотря на фактическое существование различных форм социальной поддержки, они еще не приняты общественным сознанием. Поэтому важным является изучение потребностей пожилых людей в социальной помощи, приближения спектра предоставляемых услуг к потребностям клиентов.
Цель работы достигнута. Результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” 1995 г.

Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.
Альперович В. Социальная геронтология. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 576 с.
Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения я возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6.
Белоконъ О.В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России (результаты проведенных опросов) Успехи геронтологии. - Санкт-Петербург: Эскулап, 2005, Вып. 17, с. 87-101
Большой психологический словарь. М., 2003– 1218с.
Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 2007. -75с.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.
Здоровье и благополучие пожилых. Подходы к многоаспектной оценке. Г.Г. Филленбаум. ВОЗ.-Женева,1987.-С.5, 7.
Здоровье пожилых. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. - Женева, 1992.-С.7, 10, 12-13, 77.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Краснова О. В. Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология, 1997.
Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. - Ярославль, 2003. - С.28-35.
Оверал Д.В. Развитие медико-социальной помощи в здравоохранении: Материалы семинара. - М., 1997.
0сновы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. - 89 с.
Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2008.
Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: Инфра, 2005. – 367 с.
Планирование и организация гериатрических служб: Доклад Научной группы ВОЗ. - Женева, 1977.-С.5-6.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002.
Социальная геронтология: современные исследования: Реф. сб. – М.: ИНИОН РАН, 1994. –135 с.
Социальная работа с пожилыми Настольная книга специалиста/ Ред. Составитель Т.Е.Демидова." М.: Институт социальной работы, 2003. -196 с.
Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2002
Фромм Э. Бегство от свободы. - //под ред. П.С.Гуревича. – М.: Прогресс, 2004. – 271 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 296с.
Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 2003.-320с.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
Яцемерская Р.С. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2006

Приложение
Приложение 1

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут нам объективно оценить качество выполняемых работ, повысить качество социальных услуг и оптимизировать работу с населением.

При ответе на вопросы Вам необходимо отметить любым знаком вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании!

Укажите свой пол

Укажите свой возраст

3. Укажите свое социальное положение:
пенсионер
инвалид
безработный
ваш вариант

4. Оцените уровень своих доходов.
Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты.
На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения.
Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) вызывает затруднения.
Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но крупные дорогостоящие вещи (квартиру, дачу) для нас приобретать затруднительно.
Мы можем позволить себе достаточно дорогостоящие вещи (квартиру, дачу).
Затрудняюсь ответить (НЕ ЗАЧИТЫВАТЬ)

5. Находитесь ли вы на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?
Да
Нет (к вопросу 12)

Если да, то:
6. Сколько времени Вы находитесь на обслуживании в учреждении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов?
Менее года
От 1 года до 3 лет
От 3 до 5 лет
Более 5 лет

7. Как Вы оцениваете качество предоставляемых Вам услуг?
хорошо
удовлетворительно
плохо
ваш вариант

8. Какие услуги наиболее значимы для Вас?




9. Что Вам хотелось бы изменить в предоставлении данных услуг?
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
10. Какие изменения произошли с вами после выхода на пенсию?
____________________________________________________________________________________________

11. Как часто Вы обращаетесь за медицинской помощь, к каким специалистам (за последний год)?
____________________________________________________________________________________________


12. Как часто вы пользуетесь услугами следующих учреждений и организаций?

часто иногда редко никогда КЦСО Отделение дневного прибывания Совет ветеранов Санатории, пансионаты поликлиника Группы по интересам Общественные организации

13. Как часто вы хотели бы пользоваться услугами следующих учреждений и организаций?

часто иногда редко никогда КЦСО Отделение дневного прибывания Совет ветеранов Санатории, пансионаты поликлиника Дом культуры Группы, клубы по интересам Общественные организации











2

1.Федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 15 ноября 1995 г.
2.Федеральный закон “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” 1995 г.

3.Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998.
4.Альперович В. Социальная геронтология. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 576 с.
5.Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения я возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6.
6.Белоконъ О.В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России (результаты проведенных опросов) Успехи геронтологии. - Санкт-Петербург: Эскулап, 2005, Вып. 17, с. 87-101
7.Большой психологический словарь. М., 2003– 1218с.
8.Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 2007. -75с.
9.Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.
10.Здоровье и благополучие пожилых. Подходы к многоаспектной оценке. Г.Г. Филленбаум. ВОЗ.-Женева,1987.-С.5, 7.
11.Здоровье пожилых. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. - Женева, 1992.-С.7, 10, 12-13, 77.
12.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
13.Краснова О. В. Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология, 1997.
14.Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. - Ярославль, 2003. - С.28-35.
15.Оверал Д.В. Развитие медико-социальной помощи в здравоохранении: Материалы семинара. - М., 1997.
16.сновы социальной медицины: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. - 89 с.
17.Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2008.
18.Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: Инфра, 2005. – 367 с.
19.Планирование и организация гериатрических служб: Доклад Научной группы ВОЗ. - Женева, 1977.-С.5-6.
20.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002.
21.Социальная геронтология: современные исследования: Реф. сб. – М.: ИНИОН РАН, 1994. –135 с.
22.Социальная работа с пожилыми Настольная книга специалиста/ Ред. Составитель Т.Е.Демидова." М.: Институт социальной работы, 2003. -196 с.
23.Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.
24.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2002
25.Фромм Э. Бегство от свободы. - //под ред. П.С.Гуревича. – М.: Прогресс, 2004. – 271 с.
26.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 296с.
27.Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 2003.-320с.
28.Черносвитов Е.В. Социальная медицина. - М.: Владос, 2000. - 304с.
29.Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / [Нац. ассоциация социал. работников США; Гл. ред. А.Минахен]; Гл. науч. ред. рус. пер. Л.Э. Кунельский. М.С. Мацковский.—М.: Изд-во Центра общечеловеч. ценностей, 1993.—480с.
30.Яцемерская Р.С. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2006

Вопрос-ответ:

Какие основные направления социальной поддержки пожилых людей?

Основные направления социальной поддержки пожилых людей включают финансовую помощь, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, психологическую поддержку и организацию досуга.

Каковы правовые основы социальной работы с пожилыми людьми?

Правовые основы социальной работы с пожилыми людьми включают законодательство о социальной защите населения, законы о правах пожилых людей, а также нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб.

Как организована социальная поддержка граждан пожилого возраста в зарубежных странах?

В зарубежных странах социальная поддержка пожилых людей обеспечивается через систему пенсионного обеспечения, медицинскую страховку, дополнительные социальные услуги и программы досуга для пожилых людей.

Каковы основные принципы организации социальной поддержки граждан пожилого возраста?

Основными принципами организации социальной поддержки граждан пожилого возраста являются гуманность, индивидуальный подход, справедливость, доступность и координация деятельности различных социальных служб.

Какая роль социальной работы в организации социальной поддержки пожилых людей?

Социальная работа играет важную роль в организации социальной поддержки пожилых людей, оказывая помощь в решении социальных проблем, организации услуг и программ, а также обеспечении психологической поддержки.

Какая основная цель организации социальной поддержки гражданам пожилого возраста?

Основная цель организации социальной поддержки гражданам пожилого возраста заключается в обеспечении достойной и комфортной жизни пожилых людей, поддержке их физического и психологического благополучия, а также в повышении их социальной активности и участия в общественной жизни.

Какие правовые основы регулируют социальную работу с пожилыми людьми?

Социальная работа с пожилыми людьми регулируется рядом правовых основ. Одним из основных документов является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, в которой закреплены права пожилых людей. Также в России действует ряд федеральных законов, регулирующих социальную поддержку пожилых людей, в частности, Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и "О государственной поддержке семей, имеющих детей".

Какие основные направления социальной поддержки пожилых людей существуют?

Основными направлениями социальной поддержки пожилых людей являются помощь в формировании условий для активной и здоровой жизни, социальная помощь и социальное обслуживание, медико-социальное обслуживание, психологическая поддержка, организация досуга и культурно-массовой работы, а также реабилитация и уход за пожилыми людьми.

Какой зарубежный опыт социальной поддержки пожилых людей можно использовать?

Зарубежный опыт социальной поддержки пожилых людей предлагает ряд положительных практик, которые могут быть внедрены и адаптированы в России. К примеру, в некоторых странах активно развиваются программы долголетия, которые предоставляют пожилым людям различные скидки и льготы. Также в зарубежных странах активно развивается межпоколенная солидарность, когда молодые люди помогают пожилым соседям и родственникам, например, в покупке продуктов или помощи в бытовых делах.