Организация негосударственного фонда пенсионного обеспечения на предприятии
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 13.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Проблема регулирования пенсионного обеспечения в России и за рубежом
1.1.Особенности пенсионной системы России
1.2.Особенности пенсионной системы за рубежом
2.Особенности и значение организации пенсионного обеспечения на предприятии
2.1.Значение пенсионного обеспечения на предприятии как инструмент работы с персоналом
2.2.Формирование корпоративной пенсионной программы
2.3.Основные проблемы формирования НПФ на предприятии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основные проблемы формирования НПФ на предприятии
Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, на наш взгляд, предполагает выполнение ряда условий, в том числе: создание экономических стимулов развития системы НПО, прежде всего налоговых; рациональное использование инвестиционного потенциала НПФ; повышение доверия населения к деятельности НПФ, формирование механизмов защиты прав вкладчиков и участников НПФ; дальнейшее усиление надежности НПФ.
Следует признать, что долгосрочный инвестиционный потенциал как негосударственных пенсионных фондов, так и накопительной части пенсионной системы в полной мере не реализуется. Управляющие компании фактически преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы: почти 70% активов НПФ размещены на срок менее одного года, что обусловлено отсутствием надежных долгосрочных инструментов инвестирования. Кроме того, недостаточно эффективен количественный метод регулирования инвестиционного портфеля фондов .
Потребность в долгосрочных инструментах испытывают и компании, которым необходимы средства для реализации крупных инфраструктурных проектов, и НПФ, нуждающиеся в надежном размещении средств. Нерешенность проблемы долгосрочных финансовых инструментов препятствует развитию накопительных составляющих пенсионной системы.
Рациональное использование инвестиционного потенциала НПФ предполагает как совершенствование регулирования инвестиционного процесса, так и расширение допустимого для инвестирования набора инструментов.
Дальнейшее совершенствование регулирования процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений связано с переходом от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к широко распространенному в мире (и рекомендуемому ОЭСР) принципу ”ответственного поведения”, который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы при сохранении прозрачности и надежности инвестиций.
НПФ уже сегодня законодательно имеют статус ”квалифицированного инвестора”, однако при этом возможности для самостоятельного вложения в такие инструменты, как банковские депозиты, паи инвестиционных фондов, искусственно сведены к минимуму. Необходимо разработать условия привлечения пенсионных активов в долгосрочные инфраструктурные проекты, которые реализуются при поддержке государства. Ведь более ”длинных” денег, чем пенсионные, в стране нет.
Нерациональной представляется сложившаяся система регулирования инвестирования пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов, осуществляемая в соответствии с рядом федеральных законов и постановлений Правительства РФ, устанавливающая разные условия и правила размещения. По нашему мнению, все субъекты накопительной составляющей пенсионной системы должны быть равны и обладать одинаковыми правами. Представляется целесообразным объединить в одном нормативном акте регулирование инвестирования средств накопительной части обязательной и добровольной пенсионных систем.
Дальнейшее развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения невозможно без усиления надежности НПФ, совершенствования механизмов защиты прав их вкладчиков и участников. В этой связи, на наш взгляд, необходимо:
создать государственную систему обязательного страхования пенсионных накоплений граждан (в том числе и взносов, добровольно вносимых гражданами в накопительную часть трудовой пенсии) по аналогии со страхованием вкладов в кредитных организациях;
установить порядок и требования к формированию объединенных гарантийных (компенсационных) фондов для системы негосударственного пенсионного обеспечения;
законодательно обеспечить возврат в первую очередь средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов, размещенных на банковских депозитах и в ценных бумагах, в случае банкротства банка либо предприятия-эмитента ценных бумаг;
усовершенствовать законодательство в части проведения реорганизации НПФ путем слияния и присоединения, соблюдения прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц при ликвидации (банкротстве) НПФ (следует исключить возможность реорганизации при наличии договоров по ОПС);
разработать и внедрить стандарты деятельности НПФ, системы внутреннего контроля, организовать регулярную подготовку и повышение квалификации кадров НПФ.
Несмотря на то, что внедрение КПП становится важным фактором, влияющим на имидж и конкурентоспособность компаний, далеко не каждая компания готова предложить своим работникам такую программу. В национальном докладе изложены причины такого положения дел. Это, во-первых, запретительный характер налогового законодательства, которое не способствует накоплению средств в системе НПО, нечеткость нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию КПП, и ограниченная возможность реинвестирования средств, накопленных в ходе реализации КПП, в экономику компании.
Но есть и другие препятствия. По мнению Ростислава Кокорева, заведующего сектором анализа частной финансовой системы фонда "Бюро экономического анализа", развитие КПП требует поддержки государства не только по линии налоговых льгот, но и по линии информационного сопровождения. "В пенсионной сфере в силу ее специфики (долгосрочный характер отношений, повышенная социальная значимость) огромную роль играют субъективные, психологические факторы, в том числе вопрос доверия к частным финансовым институтам, - говорит он. - Если работники и работодатели увидят, что государство доверяет негосударственным пенсионным фондам, то и сами они будут относиться к НПФ с большим доверием".
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с существенным повышением финансовой, прежде всего пенсионной, грамотности населения. НПФ делают все от них зависящее для разъяснения населению основных положений, связанных с развитием пенсионной системы. Однако наши возможности не только не безграничны, но даже законодательно ограничены. Необходима целевая программа информационно-разъяснительной работы и повышения финансовой грамотности населения, способствующая выработке мотивированного поведения работающих граждан в отношении своей будущей пенсии. Такую программу было бы целесообразно осуществлять на трехсторонней основе: государство - бизнес-сообщество - профессиональные союзы.
Заключение
Решение цели и основных задач исследования позволило сделать следующие выводы.
Система пенсионного обеспечения, действующая на сегодняшний день в России, не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни людям, заканчивающим свою трудовую деятельность. Эту проблему можно решить с помощью негосударственных пенсионных программ через страховую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
Кадры решают все – это мудрое замечание актуально во все времена. Квалифицированные кадры решают все остальное. Только вот удержать опытных специалистов работодателю становится все сложнее. Одной зарплатой тут не обойдешься, нужно формировать дополнительный социальный пакет, включающий компенсацию стоимости питания, медицинского обслуживания, мобильной связи.
Социально ответственный работодатель понимает, что человеку, прежде всего, необходима уверенность в завтрашнем дне. Это усиливает мотивацию работников и улучшает результаты труда, позволяет сохранить высококвалифицированные кадры, снизить затраты на обучение, подготовку и переподготовку новых сотрудников. Все это в конечном итоге, приводит к повышению конкурентоспособности компании на рынке.
Одним из инструментов реализации такой политики является негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников компании.
Корпоративная пенсионная система это:
- инструмент для удержания ключевых сотрудников компании;
- мотивирующий фактор для улучшения качества работы и лояльности коллектива;
- предоставление наиболее конкурентного социального пакета сотрудникам компании и кандидатам при приеме на работу;
- сохранение уровня дохода сотрудника по завершению карьеры;
- страховая защита сотрудника и его близких на случай смерти или нетрудоспособности;
- улучшение общественного имиджа компании;
- забота о персонале, признание того, что сотрудники – самое ценное достояние компании;
- преимущество над конкурентами в области кадровой политики.
Создание негосударственного пенсионного фонда на предприятии, нацелено на привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов, работников дефицитных профессий, носителей уникальных знаний и профессиональных навыков.
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты:
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты.- 1999.- N 22-23.
Конституция РФ. – М., 2008
Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05. 1998 N 75-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // Собрание Законодательства Российской Федерации.- 2007.-N 50.-ст. 6247. (ред. от 08.04.2008).
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12. 2001 N 167-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Российская Газета.- 2001.-20 декабря. (ред. от 30.12.2008).
Постановление Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 07.08 1995 N 790 // Собрание законодательства РФ.- 1997.-N 23.-Ст. 2689. (с изм. от 13.08.1996).
Постановление Правительства РФ "Об утверждении форм типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации" от 06.02.2004 N 60 // Собрание Законодательства РФ.- 2006.-N 28.-ст. 3078. (с изм. от 03.07.2006).
Научная литература:
Аракчеев В.С. Пенсионное право России. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
Берг А. Пенсионная система предприятия: выбор пути // Управление компанией 2004. - № 9. – Электронный ресурс: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-9/index.shtml
Благов Ю.Е. «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента 2004. - № 3.
Грудцына Л.Ю., Макаров А.В. История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран.- М., Адвокат, 2005
Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2001.
Зырянова Т.В., Кот Е.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007.- N 2.- С. 51
Капустина Н. Деньги на будущее. // Российская газета 2007. – 14 марта
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Е.Е. Мачульская Ж.А. Горбачева, - М.: Книжный мир, 2001.
Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М.: Омега-Л, 2006
Колсанова Е.Б. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат.- 2006.- N 11.- С. 12
Никонов Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В.
Чупрова Е.В. Права граждан на пенсионное обеспечение и некоторые правовые проблемы его применения // Гражданин и право.- 2006. - N 2.- С.30
Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. -М.: Юрист, 1999.
Угрюмов К. Место НПФ в пенсионной системе страны: сегодня и завтра. // Человек и труд 2009. - № 2. С. 7
Электронные ресурсы:
Пенсия: аргумент в мотивации персонала. // Банки, лизинг, страхование 2007. - № 7. Электронный носитель: http://www.procheckup.ru/index/?node_id=448&see=archive
Эффективное корпоративное управление пенсионными средствами: достойная пенсия без лишней финансовой нагрузки на предприятие. // Электронный ресурс: http://www.amr.ru/research/analit/detail.php?ID=3296
См. подробнее: Благов Ю.Е. «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента 2004. - № 3.
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты.- 1999.- N 22-23.
Чупрова Е.В. Права граждан на пенсионное обеспечение и некоторые правовые проблемы его применения // Гражданин и право.- 2006. - N 2.- С.30
Постановление Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 07.08 1995 N 790 // Собрание законодательства РФ.- 1997.-N 23.-Ст. 2689. (с изм. от 13.08.1996).
Аракчеев В.С. Пенсионное право России. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – С.48
Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2001. - С. 118
Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. -М.: Юрист, 1999. - С. 10 - 11
Никонов Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В. Стремоухов, – М.: Закон и право, 2007. - С. 103
Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М.: Омега-Л, 2006. - С. 22
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Е.Е. Мачульская Ж.А. Горбачева, - М.: Книжный мир, 2001. - С. 115
Постановление Правительства РФ "Об утверждении форм типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации" от 06.02.2004 N 60 // Собрание Законодательства РФ.- 2006.-N 28.-ст. 3078. (с изм. от 03.07.2006).
Грудцына Л.Ю., Макаров А.В. История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран.- М., Адвокат, 2005.-С.38
Грудцына Л.Ю., Макаров А.В. История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран.- М., Адвокат, 2005.-С.38
Зырянова Т.В., Кот Е.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007.- N 2.- С. 51
Колсанова Е.Б. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат.- 2006.- N 11.- С. 12
Пенсия: аргумент в мотивации персонала. // Банки, лизинг, страхование 2007. - № 7. Электронный носитель: http://www.procheckup.ru/index/?node_id=448&see=archive
Эффективное корпоративное управление пенсионными средствами: достойная пенсия без лишней финансовой нагрузки на предприятие. // Электронный ресурс: http://www.amr.ru/research/analit/detail.php?ID=3296
См.: Берг А. Пенсионная система предприятия: выбор пути // Управление компанией 2004. - № 9. – Электронный ресурс: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-9/index.shtml
Пенсия: аргумент в мотивации персонала. // Банки, лизинг, страхование 2007. - № 7. Электронный носитель: http://www.procheckup.ru/index/?node_id=448&see=archive
Капустина Н. Деньги на будущее. // Российская газета 2007. – 14 марта
Угрюмов К. Место НПФ в пенсионной системе страны: сегодня и завтра. // Человек и труд 2009. - № 2. С. 7
Капустина Н. Деньги на будущее. // Российская газета 2007. – 14 марта
9
Нормативные акты:
1.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты.- 1999.- N 22-23.
2.Конституция РФ. – М., 2008
3.Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05. 1998 N 75-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) // Собрание Законодательства Российской Федерации.- 2007.-N 50.-ст. 6247. (ред. от 08.04.2008).
4.Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12. 2001 N 167-ФЗ (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // Российская Газета.- 2001.-20 декабря. (ред. от 30.12.2008).
5.Постановление Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 07.08 1995 N 790 // Собрание законодательства РФ.- 1997.-N 23.-Ст. 2689. (с изм. от 13.08.1996).
6.Постановление Правительства РФ "Об утверждении форм типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации" от 06.02.2004 N 60 // Собрание Законодательства РФ.- 2006.-N 28.-ст. 3078. (с изм. от 03.07.2006).
Научная литература:
7.Аракчеев В.С. Пенсионное право России. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
8.Берг А. Пенсионная система предприятия: выбор пути // Управление компанией 2004. - № 9. – Электронный ресурс: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-9/index.shtml
9.Благов Ю.Е. «Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление» // Российский журнал менеджмента 2004. - № 3.
10.Грудцына Л.Ю., Макаров А.В. История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран.- М., Адвокат, 2005
11.Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2001.
12.Зырянова Т.В., Кот Е.М. Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007.- N 2.- С. 51
13.Капустина Н. Деньги на будущее. // Российская газета 2007. – 14 марта
14.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Е.Е. Мачульская Ж.А. Горбачева, - М.: Книжный мир, 2001.
15.Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. - М.: Омега-Л, 2006
16.Колсанова Е.Б. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат.- 2006.- N 11.- С. 12
17.Никонов Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В.
18.Чупрова Е.В. Права граждан на пенсионное обеспечение и некоторые правовые проблемы его применения // Гражданин и право.- 2006. - N 2.- С.30
19.Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. -М.: Юрист, 1999.
20.Угрюмов К. Место НПФ в пенсионной системе страны: сегодня и завтра. // Человек и труд 2009. - № 2. С. 7
Электронные ресурсы:
21.Пенсия: аргумент в мотивации персонала. // Банки, лизинг, страхование 2007. - № 7. Электронный носитель: http://www.procheckup.ru/index/?node_id=448&see=archive
22.Эффективное корпоративное управление пенсионными средствами: достойная пенсия без лишней финансовой нагрузки на предприятие. // Электронный ресурс: http://www.amr.ru/research/analit/detail.php?ID=3296
Вопрос-ответ:
Чем отличается пенсионная система в России от системы, применяемой за рубежом?
В России пенсионная система основана на принципе накопительности, то есть каждый работник обязан на протяжении своей трудовой деятельности вносить в пенсионный фонд определенные суммы, которые позднее будут использованы для выплаты пенсии. За рубежом преобладает система распределительного пенсионирования, при которой работники платят взносы в пенсионный фонд, а средства распределяются между пенсионерами на текущий период.
Какая роль имеет организация пенсионного обеспечения на предприятии в работе с персоналом?
Организация пенсионного обеспечения на предприятии играет важную роль в работе с персоналом. Это позволяет привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников, повышать их мотивацию и уровень удовлетворенности работой. Кроме того, такая организация способствует формированию командного духа и повышению лояльности персонала к предприятию.
Как формируется корпоративная пенсионная программа на предприятии?
Формирование корпоративной пенсионной программы на предприятии начинается с анализа потребностей и возможностей компании. Затем разрабатывается план действий, определяются правила и условия участия сотрудников в программе, а также величина и способы финансирования пенсионных выплат. После этого проводится информационная и просветительская работа с сотрудниками для обозначения преимуществ и возможностей участия в программе.
Какие основные проблемы могут возникнуть при формировании негосударственного фонда пенсионного обеспечения на предприятии?
Основными проблемами при формировании негосударственного фонда пенсионного обеспечения на предприятии являются: 1) нехватка финансовых ресурсов для формирования фонда; 2) недостаточное информирование сотрудников о пенсионных программах и их преимуществах; 3) отсутствие гарантии стабильности и надежности негосударственного фонда.
Какие проблемы существуют с регулированием пенсионного обеспечения в России?
В России существует ряд проблем с регулированием пенсионного обеспечения. Одной из основных проблем является недостаточная сумма пенсии, которая не позволяет пенсионерам достойно существовать. Кроме того, существует проблема дифференциации пенсий в зависимости от региона проживания, а также проблема уровня выплат для женщин и мужчин. Еще одной проблемой является недостаточная прозрачность системы пенсионных накоплений и непредсказуемость изменений в законодательстве.
Какие особенности пенсионной системы за рубежом?
Пенсионные системы за рубежом имеют свои особенности. Например, в некоторых странах существуют системы накопительного типа, где каждый работник индивидуально накапливает средства на свою пенсию. В других странах существуют системы распределительного типа, где пенсионные выплаты финансируются из текущих доходов населения. Также в разных странах могут быть разные правила определения возраста выхода на пенсию и условия получения пенсии. Кроме того, существуют и смешанные системы, которые объединяют элементы накопительного и распределительного типов пенсионных программ.
Каково значение организации пенсионного обеспечения на предприятии в работе с персоналом?
Организация пенсионного обеспечения на предприятии имеет большое значение в работе с персоналом. Предоставление пенсионных программ и возможность накопления средств на пенсию может стать мощным мотивационным инструментом для сотрудников. Кроме того, наличие корпоративной пенсионной программы может повысить привлекательность предприятия на рынке труда и помочь привлечь и удержать квалифицированных специалистов. Также организация пенсионного обеспечения на предприятии может способствовать повышению социальной защищенности сотрудников и созданию благоприятного рабочего климата.
Какие особенности пенсионной системы есть в России?
В России пенсионная система основана на принципе аккумуляции (накопительности). Это означает, что граждане сами накапливают свою пенсию через обязательные пенсионные взносы, которые удерживаются с их заработной платы. Пенсионный возраст в России составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.