Экономическое и политическое влияние иностранного бизнеса в регионах(России)
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие, влияние и регулирование иностранных инвестиций в России
1.1. Иностранные инвестиции и их влияние на экономику принимающих государств
1.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций, на международном уровне
2. Особенности иностранных инвестиций России
2.1. Анализ динамики иностранных инвестиций
2.2. Необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику и некоторые меры по улучшению в России инвестиционного климата
Заключение
Список литературы
Второй - механизм привлечения и использования иностранных инвестиций. Именно здесь должно в полной мере проявиться понимание национальных интересов и то, каким образом должен сочетаться с ними режим для иностранных инвестиций. Прежде всего это касается принципов формирования самого режима, включая его правовую и административную стороны, ясность, открытость, стабильность.
Главный вопрос, который требует решения, это выбор режима. Будет ли это национальный или преференциальный режим - от этого во многом зависит, придут ли в страну иностранные инвесторы. Двухлетний российский опыт лишний раз подтвердил вывод, следующий из мировой практики: в условиях нестабильности, отсутствия развитой рыночной инфраструктуры идея "чистого" национального режима несостоятельна. В
России она обернулась реальной дискриминацией иностранных инвесторов при общем крайне неблагоприятном инвестиционном климате.
Третий - задачи, наиболее тесно связанные с обеспечением национальных интересов, но достижение которых может ограничить приток иностранных инвестиции. В число таких задач входят обеспечение национальной безопасности, суверенитет над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами экономики, охрана культурного достояния страны. Очевидно, что в данном случае речь идет именно о таких сферах, где иностранные инвестиции должны быть запрещены совсем или ограничены. В отношении национальной безопасности это касается прежде всего оборонных предприятий, выпускающих различные виды вооружений и располагающих основным технологическим потенциалом России. Наряду с обороной, закрытой областью для иностранных инвесторов могут быть объекты культуры (архитектурные ансамбли, музеи, театры), представляющие для нации несомненную историческую и культурную ценность. Здесь возможно самое широкое международное сотрудничество, включая участие иностранных партнеров в восстановлении памятников российской культуры, но вряд ли целесообразны инвестиции, связанные с приобретением собственности.
Четвертый - интересы и цели потенциальных иностранных инвесторов. Это - весьма существенный фактор, которому пока не уделяется должного внимания. Дело в том, что разрабатываемые в России меры по привлечению финансовых ресурсов слабо учитывают состояние международного рынка капиталов и поведение самих инвесторов. Правительство и законодатели отдают себе отчет, что на мировом рынке существует жесткая конкуренция. Россия же с ее низким рейтингом в силу огромных рисков выглядит крайне неблагоприятно на фоне других стран - потенциальных реципиентов капитала. Необходимо, однако, понять, что Россия вообще не рассматривается пока частными инвесторами за рубежом как участник конкурентной борьбы за международные инвестиции, поскольку в ней не создано стандартных условий для приема инвестиций. Наши преимущества - потенциально емкий рынок, разнообразные природные ресурсы, научно-техническая база и сравнительно квалифицированная рабочая сила - станут конкурентоспособными только после устранения экономических и организационно-административных барьеров на пути инвестиций.
Поэтому, оценивая перспективы притока иностранного капитала, следует также принять во внимание подход самих инвесторов к выбору сфер вложения капитала: стратегия компаний, исходящая из возможности завоевания новых рынков, сокращения издержек, трансферта технологии, в том числе устаревшей, использования преимуществ кооперации и привлечения новых партнеров, интеграции создаваемых в России предприятий в глобальную (или региональную) сеть своего производства; оценка инвесторами ситуации в России - стабильность инвестиционного климата, "цена" вхождения в экономику, инвестиционная привлекательность страны в целом и отдельных регионов, анализ и определение удельного веса важнейших факторов риска: оценка иных сфер приложения капитала в сравнении с Россией, исходя из краткосрочных целей и долгосрочной стратегии компании.
Инвестиционная привлекательность некоторых регионов даже на фоне общей нестабильности в России может сыграть очень важную роль при сравнении со странами Балтии, Восточной и Центральной Европы, отчасти Китаем.
Меры по повышению инвестиционного климата в России
Макроэкономика. Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.
Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.
Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.[15, c.12]
Необходимо скорейшее введение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учет возникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются в дальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-под налогообложения.
Верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации.
Необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.
Должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.
Для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано.
Требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам.
Важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством.
Улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.
Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;
Центральный банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Внешнеэкономическая и таможенная политика. Активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.
Упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.
Ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.
В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС. Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:
отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;
ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;
упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.
ТЭК. Принятие нормативных актов по СРП находится в компетенции Правительства России. Существенно важно, чтобы эти нормативные акты создали такой режим СРП, который позволит России конкурировать с другими энергодобывающими странами в области дефицитного инвестиционного капитала.
Необходимо внести изменения в закон «О газоснабжении в Российской Федерации» для сокращения ограничений на инвестиции. Инвесторы, прокладывающие новые трубопроводы за счет частного капитала, должны иметь возможность определять тарифы и порядок доступа к ним.
Заключение
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.
Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.
В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:
- фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;
- финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;
- иные стимулы - государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.
Список литературы
Атаева А. М. Формирование инвестиционной привлекательности дотационного региона : Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Атаева Алина Мухтаровна; [Кисловод. ин-т экономики и права]. - Кисловодск, 2002. - 28 с. - Библиогр.: с. 28 (4 назв.). Шифр РНБ: 2003-А/2044
Вдовин И.А.. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер.д.ю.н., Спб., 2002.с. 288
Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.46.
Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. - М., 2003. - N 1. - С. 3-13
Дзгоев О. Ч. Проблемы и перспективы роста инвестиционной привлекательности региона / О. Ч. Дзгоев. - Владикавказ : Терек, 2003. - 66 с. - Библиогр.: с. 63-66. Шифр РНБ: 2003-4/10713
Дзгоев О. Ч. Проблемы и перспективы роста инвестиционной привлекательности региона / О. Ч. Дзгоев. - Владикавказ : Терек, 2003. - 66 с. - Библиогр.: с. 63-66. Шифр РНБ: 2003-4/10713
Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях в РФ. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 28.
Доронина Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях // Журнал российского права. 2002. N 11. С.109.
Иванова Е. Ю. Иностранные инвестиции и инвестиционные споры: понятие и классификация / Е.Ю. Иванова [Текст] // Философия и право: Материалы международной научно-практической конференции 28 февраля 2006 года, СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005.
Иванова, М.Ю. Совершенствование механизма государственного регулирования инвестиционного сотрудничества : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М.Ю.Иванова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. экономики. - М., 1996. - 22 с.
Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства : Сб. ст. / Под ред. В.А. Мау, О.В. Кузнецовой. - М. : Ин-т экономики переход. периода, 2002. - 196 с. - (Научные труды / Ин-т экономики переход. периода; N 38P). - Библиогр. в конце ст. Шифр РНБ: 2003-3/13497
Кузнецов А. В. Интернационализация российской экономики. Инвестиционный аспект Издательство: КомКнига, 2007 г.
Кузнецова О. В., Туровский Р. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов Издательство: КомКнига, 2007 г. 440 стр.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 2004 г. С. 226.
Основы теории государства и права. Учебник. – Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности./ Под общ.ред. Сальникова В.П., Ромашова Р.А.. Спб.: Фонд «Университет».2002.С.62.
Портер М., "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2004.-321с.
Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право, Издание Башкирского государственного университета. – Уфа., 2001.С.110.
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики, 2005. – с. 12-24
Фишер П.. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М, 1999 г. С. 25
Шмакова Е.А. Значение состояния инвестиционного климата для размещения иностранных инвестиций. – М.: Изд-во «Экономика», 2005.
Орлова Е.Р. Инвестиции: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2003. С.130-132.
Иванова Е. Ю. Иностранные инвестиции и инвестиционные споры: понятие и классификация / Е.Ю. Иванова [Текст] // Философия и право: Материалы международной научно-практической конференции 28 февраля 2006 года, СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005.
Шмакова Е.А. Значение состояния инвестиционного климата для размещения иностранных инвестиций. – М.: Изд-во «Экономика», 2005.
:; Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 2004 г. С. 226.
П. Фишер. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М, 1999 г. С. 25
И.А. Вдовин. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер.д.ю.н., Спб., 2002.С288
Доронина Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях // Журнал российского права. 2002. N 11. С.109.
Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях в РФ. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 28.
Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер. д.ю.н., Спб., 2002.С.288.
Основы теории государства и права. Учебник. – Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности./ Под общ.ред. Сальникова В.П., Ромашова Р.А.. Спб.: Фонд «Университет».2002.С.62.
Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.46.
Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право, Издание Башкирского государственного университета. – Уфа., 2001.С.110.
Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер. д.ю.н., Спб., 2002.С.293-299.
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики, 2005. – с. 12-24
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики, 2005. – с. 12-24
М. Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2004.-321с.
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики, 2005. – с. 12-24
М. Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2004.-321с.
34
2.Вдовин И.А.. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. Диссер.д.ю.н., Спб., 2002.с. 288
3.Гаврилов В.В. Международное частное право. – М.: Издательство НОРМА, 2000.С.46.
4.Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. - М., 2003. - N 1. - С. 3-13
5.Дзгоев О. Ч. Проблемы и перспективы роста инвестиционной привлекательности региона / О. Ч. Дзгоев. - Владикавказ : Терек, 2003. - 66 с. - Библиогр.: с. 63-66. Шифр РНБ: 2003-4/10713
6.Дзгоев О. Ч. Проблемы и перспективы роста инвестиционной привлекательности региона / О. Ч. Дзгоев. - Владикавказ : Терек, 2003. - 66 с. - Библиогр.: с. 63-66. Шифр РНБ: 2003-4/10713
7.Доронина Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях в РФ. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. С. 28.
8.Доронина Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях // Журнал российского права. 2002. N 11. С.109.
9.Иванова Е. Ю. Иностранные инвестиции и инвестиционные споры: понятие и классификация / Е.Ю. Иванова [Текст] // Философия и право: Материалы международной научно-практической конференции 28 февраля 2006 года, СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005.
10.Иванова, М.Ю. Совершенствование механизма государственного регулирования инвестиционного сотрудничества : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М.Ю.Иванова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. экономики. - М., 1996. - 22 с.
11.Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства : Сб. ст. / Под ред. В.А. Мау, О.В. Кузнецовой. - М. : Ин-т экономики переход. периода, 2002. - 196 с. - (Научные труды / Ин-т экономики переход. периода; N 38P). - Библиогр. в конце ст. Шифр РНБ: 2003-3/13497
12.Кузнецов А. В. Интернационализация российской экономики. Инвестиционный аспект Издательство: КомКнига, 2007 г.
13.Кузнецова О. В., Туровский Р. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов Издательство: КомКнига, 2007 г. 440 стр.
14.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М., 2004 г. С. 226.
15.Основы теории государства и права. Учебник. – Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности./ Под общ.ред. Сальникова В.П., Ромашова Р.А.. Спб.: Фонд «Университет».2002.С.62.
16.Портер М., "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2004.-321с.
17.Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право, Издание Башкирского государственного университета. – Уфа., 2001.С.110.
18.Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”. Вопросы Экономики, 2005. – с. 12-24
19.Фишер П.. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М, 1999 г. С. 25
20.Шмакова Е.А. Значение состояния инвестиционного климата для размещения иностранных инвестиций. – М.: Изд-во «Экономика», 2005.
Вопрос-ответ:
Какие иностранные инвестиции оказывают влияние на экономику регионов России?
Иностранные инвестиции в России могут быть различными - от прямых инвестиций в производство и бизнес, до портфельных инвестиций в акции и облигации компаний. Они могут оказывать влияние на различные отрасли экономики регионов, такие как сельское хозяйство, производство, строительство и туризм, способствуя развитию и созданию новых рабочих мест.
Какова роль государственного регулирования иностранных инвестиций в России?
Регулирование иностранных инвестиций в России осуществляется на государственном уровне через законодательные акты. Это позволяет контролировать и устанавливать правила для притока иностранного капитала, защищать интересы российских компаний и обеспечивать безопасность национальной экономики. Такое регулирование имеет важное значение для обеспечения стабильности и развития отечественной экономики.
Какое правовое регулирование существует на международном уровне для иностранных инвестиций?
На международном уровне правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется через различные двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. Такие документы обычно защищают права инвесторов на свободу вложений, недискриминацию и защиту инвестиций от произвола. Они также предусматривают механизмы разрешения инвестиционных споров.
Какие особенности присутствуют во влиянии иностранных инвестиций на экономику России?
Влияние иностранных инвестиций на экономику России может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, приток иностранного капитала способствует развитию и модернизации российской экономики, созданию новых предприятий и рабочих мест. С другой стороны, он может вызвать зависимость от иностранных компаний, потерю контроля над национальными ресурсами и неравные условия конкуренции для отечественных предприятий.
Какое влияние оказывает иностранный бизнес на экономику и политику в регионах России?
Иностранный бизнес имеет значительное влияние на экономику и политику в регионах России. Он способствует притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест и развитию производства. Кроме того, иностранные компании часто активно участвуют в общественно-политической жизни региона, оказывают влияние на принятие законов и регулятивных актов.
Какое значение имеют иностранные инвестиции для экономики и принимающего государства?
Иностранные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии и принимающем государстве. Они способствуют созданию новых предприятий, развитию существующих отраслей, технологическому прогрессу и росту производительности труда. Кроме того, они могут вносить новые методы управления и современные технологии.
Как регулируются иностранные инвестиции на международном уровне?
Иностранные инвестиции регулируются на международном уровне различными соглашениями и договорами. Например, международные организации, такие как Всемирная торговая организация и Международный валютный фонд, имеют определенные правила и механизмы для регулирования и защиты иностранных инвестиций. Кроме того, существуют двусторонние и многосторонние соглашения между государствами, которые также регулируют вопросы влияния иностранных инвестиций.
Какие особенности можно выделить в иностранных инвестициях России?
В иностранных инвестициях России можно выделить несколько особенностей. Во-первых, Россия привлекает преимущественно прямые иностранные инвестиции в основные секторы экономики, такие как добыча полезных ископаемых, машиностроение и фармацевтика. Во-вторых, часть иностранных инвестиций в России происходит через оффшорные зоны, что может быть связано с определенными налоговыми и юридическими преимуществами. В-третьих, российская экономика часто сталкивается с проблемами нестабильности и политического риска, что может снижать привлекательность для иностранных инвесторов.
Какое влияние оказывает иностранный бизнес на экономику регионов России?
Иностранный бизнес имеет значительное влияние на экономику регионов России. Он способствует притоку капитала, созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни и развитию инфраструктуры. Более того, иностранные компании часто вносят инновации и передовые технологии, которые способствуют росту производительности и конкурентоспособности региональных предприятий и организаций. Таким образом, иностранный бизнес является важным фактором развития экономики регионов России.