Численность студентов средних образовательных учреждений по субьектам РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая география
  • 21 21 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1 Методологические вопросы статистического исследования системы среднего профессионального образования
2 Статистический анализ основных показателей системы среднего профессионального образования в РФ
3 Методология моделирования и прогнозирования основных показателей системы среднего профессионального образования России
4 О ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

План действий содержит ряд мероприятий, направленных на комплексное решение вопроса трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования [14].
Среди предлагаемых мер:
увеличение доступности высшего образования за счет сохранения бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад;
увеличение бюджетных мест в магистратуре до 34,4 тысячи мест (в настоящее время - 19 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест);
направление студентов российских вузов в ведущие университеты развитых стран Европы и США для обучения по магистерским образовательным программам и стажировки (более 1500 человек);
изменение структуры подготовки в вузах и ссузах - бюджетные места увеличены среди наиболее востребованных технических специальностей и снижены по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.
Например, для Рособразования контрольные цифры приема для вузов в объеме 7 тысяч перераспределены с экономических и гуманитарных на технические.
К примеру, увеличены контрольные цифры приема:
по укрупненной группе Автоматика и управление - на 2,2 тысячи человек;
по укрупненной группе Информатика и вычислительная техника - на 1,4 тысяч человек;
по укрупненной группе Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника на 900 человек;
по укрупненной группе Авиационная и ракетно-комическая техника на 400 человек.
Контрольные цифры приема снижены:
по укрупненной группе Экономика и управление - на 5,5 тысяч человек;
по укрупненной группе Гуманитарные науки - на 1,5 тыс. человек.
Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект, который позволит образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.
На данный момент в распоряжении Минобрнауки России имеется информация от 187 вузов из 71 субъекта Российской Федерации о готовности к созданию малых предприятий. По прогнозам Министерства может быть создано более 2,5 тысяч предприятий и 30 тысяч новых рабочих мест [11].
Заключение договоров о целевой контрактной подготовке студентов старших курсов с предприятиями становится одним из приоритетных направлений в обеспечении их трудоустройства в последующий период.
Только в образовательных учреждениях, подведомственных Рособразованию, в 2008/2009 учебном году по целевой контрактной подготовке обучается 36 тысяч студентов.
Дальнейшее развитие получают службы содействия трудоустройству выпускников, а также кадровые агентства на базе подведомственных образовательных учреждений.
В настоящее время в 317 вузах (из 345) подведомственных Рособразованию и более чем в половине образовательных учреждений среднего профессионального образования в 468 (из 803) созданы службы содействия трудоустройству выпускников.
Так, в кадровом агентстве Пермского государственного университета «Альма-матер» проводятся ярмарки вакансий 2 раза в год - осенью и перед выпуском, в которых участвуют от 20 до 35 организаций-работодателей и свыше 400 студентов выпускников.
Кроме того, кадровые агентства образовательных учреждений проводят работу по созданию и реализации специальных курсов по поведению и адаптации выпускников на современном рынке труда (экономические, психологические, правовые знания и навыки), а также курсов по открытию предприятий малого бизнеса.
В целях решения проблемы занятости выпускников и формирования системы маркетинговых служб силами МГТУ им. Н.Э. Баумана создана автоматизированная система, позволяющая получать, обрабатывать и выдавать информацию о состоянии рынка труда и образовательных услуг. Эта система установлена практически в каждом вузе России.
Благодаря этому у выпускников есть возможность правильно оценить экономическую ситуацию в регионе, адаптироваться к развитию бизнес-технологий, познакомиться с современными системами кадрового менеджмента ведущих компаний.
Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки перед проведением процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений осуществляет учет зарегистрированных в региональных службах занятости невостребованных специалистов.
Сведения об этом являются информационным показателем качества деятельности образовательного учреждения и учитываются аккредитационной коллегией Рособрнадзора.
Одним из направлений содействия занятости молодежи является обучение безработной молодежи основам предпринимательской деятельности [15].
В период 2004-2008 годов в ряде субъектов Российской Федерации (Нижегородской, Кировской и Ульяновской областях, Республике Мордовия и Удмуртской Республике) был реализован российско-канадский проект "Расширение возможностей молодежи через развитие предпринимательства", целью которого являлось улучшение социально-экономического положения российской молодежи в возрасте от 18-25 лет путем предоставления ей более широких возможностей по участию в деятельности развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства как в качестве наемных работников, так и самостоятельных предпринимателей.
В целях повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, расширения возможности трудоустройства, приобретения трудовых навыков и адаптации на рынке труда с 2005 года органами службы занятости населения за счет средств федерального бюджета реализуется программа «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» («Первое рабочее место»).
Государственные услуги по организации временного трудоустройства на первом рабочем месте ежегодно получают от 36,0 до 39 тысяч выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет.
Важным направлением для трудоустройства выпускников является их стажировка на предприятиях с целью получения практических навыков, предусмотренная рядом региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Так, в Удмуртской Республике и Волгоградской области предусмотрена стажировка по 2 тысячи человек, в Тюменской, Тверской и Тамбовской областях по 1 тысячи человек, Ростовской области - 990 человек, Ивановской и Орловской областях по 800 человек, Архангельской - 700 человек, Нижегородской области - 717, Тульской области - 600 человек.
Для понимания этих цифр, приведу данные прогноза трудоустройства выпускников в некоторых из названных регионов: в Волгоградской области из 28 тысяч выпускников учреждений профессионального образования имеют риск остаться нетрудоустроенными 1700 человек, то есть основная часть проблемы решается в рамках данной программы.
В Тюменской области из 20 тысяч выпускников этого года имеют риск остаться нетрудоустроенными 3 тысячи человек, в рамках программы содействия занятости, как уже было сказано, предполагается создание 1000 рабочих мест, содействие трудоустройству остальных (2 тысячи человек) предусматривается в рамках отдельной региональной программы.
Как правило, стажировки направлены на создание рабочих мест в социальной сфере и промышленном секторе.
Например, в программе Калининградской области предполагается организация стажировки выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом спроса региональной экономики в областях экономики, легкой промышленности, строительства, медицины, образования [13].
В сфере образования, в целях подготовки к трудовой деятельности выпускников высшего педагогического профессионального образования, предусмотрена стажировка в общеобразовательных учреждениях (20 человек) и учреждениях дошкольного образования (20 человек) у опытных педагогов с большим стажем работы. Таким образом, молодым специалистам предоставляется отличная возможность получения дополнительных профессиональных навыков и умений по полученной профессии -учитель и воспитатель.
С учетом актуального спроса медицинских работников в программе предусмотрена организация стажировки в медицинских учреждениях для 35 выпускников медицинского профессионального образования по профессиям врач, фельдшер, медсестра.
Выпускникам, получившим высшее техническое образование, подготовлено 110 рабочих мест для стажировки на промышленных предприятиях области.
Организация стажировки выпускников учреждений профессионального образования Калининградской области в рамках реализации региональной программы показывает, что в целях подготовки ребят к трудовой деятельности применён не формальный, а глубокий, обдуманный подход к получению дополнительных профессиональных навыков по полученной ими профессии.
Индивидуальный подход к проблеме трудоустройства выпускников профессионального образования, полученный ими в процессе стажировки практический опыт, несомненно, повысят их конкурентоспособность на рынке труда.
В региональных программах, направленных на снижение напряженности на рынке труда, 32 субъектов Российской Федерации запланирована организация стажировок на предприятиях для 47 тысяч выпускников учреждений всех уровней профессионального образования.
В связи с этим Минобрнауки России предложило органам исполнительной власти 51 субъекта Российской Федерации доработать свои региональные программы, включив в них дополнительные мероприятия по организации стажировки выпускников учреждений профобразования.

Заключение

Наибольший абсолютный прирост за прогнозируемый период будет наблюдаться по выпуску специалистов учреждениями СПО – в 2009/2010г. их численность увеличиться до 733 тыс. человек, возрастая в среднем за год на 11 тыс. человек. Прогнозируемое число студентов ссузов 2009/2010гг. составит 2521 тыс. человек, что на 7 тыс. человек больше, чем в 2006/2007г. На общем фоне увеличения основных индикаторов, характеризующих деятельность среднего профессионального образования России, сохраняется ранее отмеченная тенденция роста количества учреждений СПО, число которых к 2009/2010г. по сравнению с уровнем 2006/2007г. увеличиться на 69 ед. и составит 2916 ссуза. Рост основных показателей характеризующих деятельность средних профессиональных учебных заведений будет оказывать положительное влияние на численность преподавательского состава ссузов, которая к 2009/2010г. составит 150 тыс. человек. Отмеченная раннее тенденция сокращения численности приема студентов в учреждения СПО сохранится и в ближайшие три года и к 2009/2010г. уровень приема контингента в учебные заведения составит 78% уровня 2006/2007г.
Наблюдающаяся отрицательная динамика численности приема студентов в учреждения СПО и снижение темпов наращивание остальных рассмотренных показателей будет способствовать росту конкуренции среди как государственных и муниципальных, так и частных учебных заведений, что, по нашему мнению, должно сказаться положительно на качестве оказываемы услуг данным уровнем профессионального образования.

Список литературы

Андреева В.Е. Реформирование бюждетного процесса. // Университетское управление: практика и анализ. – 2006 – №5(38). – с.40-43.
Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. – М.: Экономика, 2003.
Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.С. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов.
Беляков С.А. Лекции по экономике образорвания. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
Беляков С.А.. Новые лекции по экономике образования
Вахтин Н.Б. Эндаумент: новое слово и новые возможности для российского образования // Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 73-76
Воробьева Л.П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 76-82. 
Воронин А.А. Экономике образования в новых условиях хозяйствования. – М.: НИИВО, 1999.
Клячко Т.Л. Государственное регулирование численности студентов вузах. – М.: МАКС-Пресс, 2006.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, №1756-р.
Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2006
Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
Паркер, Томас Государственное регулирование и частные студенческие ссуды // Университетское управление. 2006.  № 3(43). С. 93-96
Шишкин С.В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований. // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. - №1(34). – с.80-89.
Юдина Е.М. Организация управления финансами в ГУ-ВШЭ // Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 64-76. 













21



Система статистических показателей деятельности учреждений среднего профессионального образования

Показатели развития сети средних специальных учебных заведений

Показатели педагогических кадров учреждений СПО

Показатели информатизации учебного процесса и применения мультимедийных технологий

Показатели численности студентов и приема в учреждения СПО

Показатели трудоустройства профессиональных кадров

Показатели выпуска специалистов

Показатели качества подготовки специалистов

Показатели расходов домашних хозяйств на услуги системы СПО

Показатели материально-технической базы учебных заведений

Показатели государственного финансирования учреждений СПО

Показатели инвестиций в основной капитал системы СПО

Показатели расходов юридических лиц на профессиональное обучение сотрудников в системе СПО

Показатели результатов работы системы СПО

Показатели потенциала системы СПО


Список литературы

1.Андреева В.Е. Реформирование бюждетного процесса. // Университетское управление: практика и анализ. – 2006 – №5(38). – с.40-43.
2.Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. – М.: Экономика, 2003.
3.Беляков С.А., Беляков Н.С., Клячко Т.С. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов.
4.Беляков С.А. Лекции по экономике образорвания. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
5.Беляков С.А.. Новые лекции по экономике образования
6.Вахтин Н.Б. Эндаумент: новое слово и новые возможности для российского образования // Университетское управление. 2006. № 5(45). С. 73-76
7.Воробьева Л.П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006. № 5(45). С. 76-82.
8.Воронин А.А. Экономике образования в новых условиях хозяйствования. – М.: НИИВО, 1999.
9.Клячко Т.Л. Государственное регулирование численности студентов вузах. – М.: МАКС-Пресс, 2006.
10.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, №1756-р.
11.Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2006
12.Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
13.Паркер, Томас Государственное регулирование и частные студенческие ссуды // Университетское управление. 2006. № 3(43). С. 93-96
14.Шишкин С.В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований. // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. - №1(34). – с.80-89.
15.Юдина Е.М. Организация управления финансами в ГУ-ВШЭ // Университетское управление. 2006. № 4(44). С. 64-76.

Вопрос-ответ:

Каковы основные методологические вопросы, рассматриваемые в статье о численности студентов средних образовательных учреждений?

Статья рассматривает вопросы, связанные с методологией сбора данных о численности студентов, а также их классификацией по субъектам РФ. Анализируются проблемы объективности и надежности статистической информации.

Какие показатели системы среднего профессионального образования в РФ исследуются в статистическом анализе?

В статистическом анализе изучаются основные показатели системы среднего профессионального образования, такие как численность студентов, количество выпускников, уровень трудоустройства выпускников и другие. Анализ проводится на уровне субъектов РФ.

Какими методами моделирования и прогнозирования основных показателей системы среднего профессионального образования России занимается статья?

Статья рассматривает методологию моделирования и прогнозирования основных показателей системы среднего профессионального образования в России. В статье предлагается использование различных методов анализа временных рядов и прогнозирования, включая эконометрические модели и статистические методы.

Какая ситуация с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования рассматривается в статье?

Статья рассматривает ситуацию с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования во всех регионах России. В статье анализируются данные о трудоустройстве выпускников и проводится сравнительный анализ между различными субъектами РФ.

Какие методы сбора данных и классификации студентов используются в статье о численности студентов средних образовательных учреждений?

Статья описывает различные методы сбора данных о численности студентов средних образовательных учреждений, включая анкетирование, интервьюирование и анализ статистических отчетов. Также рассматривается классификация студентов по субъектам РФ, которая основывается на их месте проживания или учебы.

Какова численность студентов средних образовательных учреждений по субъектам РФ?

Численность студентов средних образовательных учреждений по субъектам РФ может различаться и зависит от многих факторов, включая демографическую ситуацию в конкретном регионе. Для получения точной информации о численности студентов в конкретном субъекте РФ необходимо обратиться к статистическим данным, предоставляемым соответствующими органами.

Какие методологические вопросы возникают при статистическом исследовании системы среднего профессионального образования?

Методологические вопросы статистического исследования системы среднего профессионального образования включают выбор и описание показателей, определение методов сбора и анализа данных, разработку стандартных процедур для подсчета и классификации информации, а также учет различных факторов, влияющих на результаты исследования.

Каким образом производится статистический анализ основных показателей системы среднего профессионального образования в РФ?

Статистический анализ основных показателей системы среднего профессионального образования в РФ производится с помощью сбора и обработки данных, полученных от образовательных учреждений и статистических органов. Эти данные анализируются с использованием различных статистических методов, таких как среднее значение, медиана, мода, корреляция и регрессионный анализ, для выявления тенденций и закономерностей в системе среднего профессионального образования РФ.

Как осуществляется моделирование и прогнозирование основных показателей системы среднего профессионального образования России?

Моделирование и прогнозирование основных показателей системы среднего профессионального образования России осуществляется с использованием различных математических и статистических моделей. Это включает в себя анализ временных рядов, экстраполяцию трендов, применение эконометрических моделей и других методов моделирования. Для прогнозирования показателей используются данные о предыдущих периодах, а также учитываются факторы, которые могут повлиять на будущие изменения системы среднего профессионального образования.